Открытое занятие по теме "Войлок — это национальный атрибут"
план-конспект на тему

Цыбденова Мира Борисовна

Открытое занятие по теме "Войлок — это национальный атрибут"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие по теме "Войлок — это национальный атрибут"

Цели: познакомить с технологией изготовления войлока в Окинском районе. Научить изготовить войлок старинным способом, формировать интерес к ДПИ. Воспитать уважение к культурным ценностям.

Оборудование: проектор, 

Наглядный материал: образцы войлока, изделий из шерсти;

Наглядное пособие: технологическая карта;

Ход урока

I.. Ознакомление с целью занятия.

II. Повторение пройденного материала.

- Какие виды волокон знаем? (натуральные и химические).

- Виды натуральных волокон? (растительного и животного происхождения).

- Какие волокна относятся к животным происхождениям? (шелк и шерсть).

- Шерсть рассмотрим подробнее. 

Шёлк — мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна — 20—30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины[1]) из одного кокона достигает 400—1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.

C:\Users\РУО\Pictures\Bombyx-mori2-259x300.jpgC:\Users\РУО\Pictures\Bombyx2-209x300.jpgC:\Users\РУО\Pictures\554745_364515290278703_1100030213_n-130x300.jpg

Шерсть - волосяной покров животных. Помните загадку? "По горам, по долам, ходит шуба да кафтан" - это овца и яки наши тоже ходят по горам и долам. Именно овцы и яки  дают нам шерсть. Специальными ножницами шерсть состригают. Шерстяные волокна применяются для изготовления платьевых, пальтовых и костюмных тканей. Шерстяные волокна можно прясть из пряжи ткать ткани и вязать, валять. Из свалянной шерсти делают сукно, драп, войлок. Сегодня наше слово о войлоке и изготовление из войлока – мини-тохом, то есть – матраса.

C:\Users\РУО\Pictures\VA2-23.jpgC:\Users\РУО\Pictures\images.jpg

III. Новая тема.

Войлок сбитый из овечьей шерсти, хорошо держит  тепло, не пропускает влагу и ветер, поэтому его, как правило, приняли для покрытия сверху юрты и для внутреннего убранства. Известно лечебные свойства. Из волокна изготовляли головную одежду (головные уборы), шили обувь (башмаки). Скатывали мячи для игр. Стелили на пол, расстилали на нарах кошмы. Вешали на стенах - считался войлок дорогим предметом обстановки. Особенно считался войлок белого цвета: он считался символом чистоты, благородства. На праздниках, при обрядах также широко употреблялся. В приданом у выходящей замуж девушки обязательно должно были изделия из войлока.

Если обратиться к истории, то можно вспомнить о широком распространении способов (приемов) углубленного изготовления узоров; аппликации и вышивания по кромкам (краям) в образцах народного творчества. Наши бабушки, прабабушки узор наносили только с одной стороны. Но слегка свалянный войлок в определенном порядке раскладывались сбитые комки шерсти, затем их тщательно давили, прессовали. И поныне в некоторых деревнях валяют таким способом. Самые распространенные мотивы ромб, треугольники, четырехугольники, фигуры в форме бараньих рогов и другие. Технология изготовления валяния войлока его применение украшения восходят к искусству древних тюрков. За последние годы валяние войлока становится  исчезающим  обрядом. Но в сегодняшнем нашем занятии  принимают участие молодые люди, то есть Вы. Это говорит, что старинные обряды получают свежее дыхание, и они еще будут жить. По мере дальнейшего развития мира в обществе возрастает ценность предметов и вещей изготовленных в этническом стиле, с теплом человеческих рук. Мы тоже вниманием должны опекать этот промысел и открыть его для себя по-новому.

IV. Практическая работа.

Ознакомление с технологией изготовления войлока.

Технологическая карта

Материалы, инструменты: белая, черная очищенная шерсть, ткань, палка, лейка.

1. Для изготовления войлока применяется овечья шерсть.

2. Шерсть очищаем от сорных примесей.

3. Расстилаем ткань на ровную поверхность.

4.Сверху ткани равномерно раскладываем шерсть. Узор кладем только с одной стороны.

5. Прикрываем тканью, поливаем  горячей водой при помощи лейки.

6. Раскатываем при помощи палки до окончательного уплотнения.

7. После уплотнения, обильно проливаем холодной водой, сушим на ровной поверхности.

- Повторение ПТБ, инструктаж по ПТБ.

Во время практической работы педагог делает целевые обходы:

1). Контроль организации рабочего места.

2). Контроль правильности выполнения приемов и соблюдение ПТБ.

3). Оказание помощи испытывающим затруднения.

4). Контроль объема и качества работы.

V. Рефлексивно- оценочный этап:

- Как вы думаете, знания и умения, полученные на уроке, пригодятся вам в жизни?

- Кого из вас привлекает профессия дизайнера?

- Кто из вас хотел бы продолжить тему декоративно-прикладного творчества бурятского  народа, в творческом проекте?

- Как вы думаете, реализовали ли мы цели, которые поставили вначале урока?

Рефлексия.

Оцените свою работу на занятии

Игра «Светофор»

Поднимите зеленый кружок, если вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой и вы поняли тему. Желтый кружок- вы считаете, что вы поняли тему, но вам еще нужна помощь. Красный- вы считаете, что было трудно на уроке.

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставлю за полные и правильные ответы, активность в работе, выдвигает идеи, применяет свои знания на практике, умеет обосновать и доказать свои умозаключения, в работе проявляет творчество.
Оценка «4» ставится за правильные, но неполные ответы, активность средняя, идеи не выдвигает, но поддерживает чужие, применяет знания на практике.
Оценка  «3» ставится, если ответы не полные, не может применить знания на практике, пассивный в работе.

VI. Уборка рабочего места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного открытого мероприятия на тему "Якутская национальная культура"

Внеклассное мероприятие на тему ;Якутская национальная культура". Здесь Вы познакомитель с материальной культурой якутског народа, прочитаете стихи якутских писателей и в целом, хотя и кратко будете и...

Открытый урок по ИЗО "Якутский национальный орнамент"

Открытый урок по теме "Якутский национальный орнамент"с использованием национально-регионального компанента. Используются призентации учителя и ученицы для объяснения темы....

Открытое внеклассное мероприятие"Возможности влияния национальных традиций на воспитание будущего семьянина"

Интегрированный творческий проект включает в себя знакомство со старинными свадебными обрядами на Руси,национальными традициями русского народа и их влияния на воспитание.Состоит из разделов:интеракти...

Открытый урок « Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.»

Важнейшей предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасн...

Открытое занятие "Тувинский национальный мужской жилет "Кандаазын"

Данное занятие разработано с целью ознакомления с тувинской национальной одеждой «Кандаазын» ( Чени-чок), развития  кругозора, эстетического вкуса, фантазии и творчества обучающихся, а ...

открытое занятие по теме: "знакомство с национальными костюмами"

Знакомство детей дошкольного возраста с национальными костюмами народов, история возникновения русского костюма, традиции и приметы...

Открытое занятие «Тувинский национальный мужской жилет «Кандаазын»

Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменение он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины ХVIII века сохранил сво...