Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театральные ступеньки"
рабочая программа (5 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Управление Администрации по образованию и делам молодежи

Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»

Благовещенского района Алтайского края

РАССМОТРЕНО

методическим объединением

учителей русского языка и литературы

Председатель

_____________ Н.П.Фёдорова

Протокол №______________

от «____»____________2017г.

                     

СОГЛАСОВАНО         Заместитель директора   по УВР    

__________ Л.Ю.Габт

 «___» __________2017 г.                

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________А.В.Костецкий

Приказ № ____________

 от «___» __________2017 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности.

Объединение  «Театральные ступеньки»

5 – 6 классы

Уровень основного общего образования

Направление: общекультурное

Срок реализации 2017-2018 учебный год, 2018-2019учебный год

Автор – разработчик:  Костецкая Людмила Владимировна

р.п. Благовещенка 2017

Пояснительная записка

Цель работы: обеспечение возможности учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области театрального искусства.

Задачи работы: 

расширить общий и художественный кругозор учащихся подросткового возраста, общей и специальной культуры, развивать эстетические чувства и художественный вкус;

- развивать физические природные задатки (мышечная свобода, пластика тела, дикция) и психические свойства (память, внимание, воображение, фантазия и др.), помогающие достижению успеха в театральном виде творчества;

- формировать способность «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом, сценирования как рефлексивного управления ситуациями межличностного взаимодействия;

- развивать диапазон управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоить способы создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировать сенсорные способностей.

Концепция, заложенная в содержании материала:

…Таланты будущих поколений могут быть охраняемы только путем развития и воспитания юных талантов; для этого же необходимо их раннее узнавание.

Г.Ревеш.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы школьного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания школьников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Театр – это уникальный вид искусства, так, как он синтетический. Занимаясь театральным творчеством, ребенок развивается всесторонне. Театр развивает не только речь и такие качества, как внимание, фантазию, воображение, память, чувство ритма, пластичность тела, но и пробуждает в человеке разум и совесть, вовлекает в сотворчество.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность создания программы деятельности с одаренными детьми.

Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого обучающегося - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

Основная идея программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена в первую очередь на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится на основе синтетического вида художественного творчества – театра, позволяющего вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счёт таких инструментов, как сценирование (этюд, мыслительный эксперимент или аналогия). Сценироване – это «сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач её участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определёнными средствами, доступными персонажами истории» (А.В.Гребёнкин).

Школьники, проиграв этюд-эксперимент, могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своём жизненно-игровом опыте предположения и варианты проведения и решения проблемы в подобной ситуации.

Отличительная особенность программы «Театральные ступеньки» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.

Программа «Театральные ступеньки» строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребенку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

               Сроки реализации программы: Срок реализации программы – 2 года. Выполнение программы рассчитано на 136 учебных часов.

1-й год обучения - начальная ступень «Первые шаги» - основная цель этой ступени – выявление и развитие общих исполнительских способностей детей, формирование интереса к актерскому творчеству. В течение первого года воспитанники получают первоначальные знания и умения в области театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и упражнения- импровизации.

2-й год обучения – расширенная ступень «Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы - тренинги, репетиции.

В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.

Содержание итогового занятия: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого репертуара.

Формы и методы работы:

Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу.

В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты, экзаменационные показы.

В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы:

  • преемственности и дифференциации (организация и поддержание связей между возрастными категориями, отбор содержания, технологий, форм, методов в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей, активное участие детей во всех видах деятельности).

Раздел

Формы проведения

Приёмы и методы

История театра.

Групповые занятия по усвоению новых знаний, игровые групповые занятия, практические занятия, творческая лаборатория, заочная экскурсия,

Метод игрового содержания, наглядный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, репродуктивный,

Актерская грамота

Беседы, игровые формы, занятие-зачёт

Метод полных нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации.

Художественное чтение

Групповые, игровые, занятие-зачёт.

Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации

Сценическое движение

Групповые

Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод плотных нагрузок, метод взаимообучения

Работа над пьесой

Практические, творческие лаборатории, репетиции.

Метод ступенчатого повышения нагрузок, метод игрового содержания, метод импровизации, эвристический, проблемный, объяснительно-иллюстративный, метод импровизации, метод полных нагрузок.

Мероприятия и психологические практикумы

Вечера, праздники, конкурсы, практикумы.

Эвристический, метод полных нагрузок

Тематический план занятий кружка

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

В том числе на занятия

теоретические

практические

1 год

2 год

1 год

2 год

1 год

2 год

1

Особенности актёрского мастерства. Практические занятия.

14

8

3

1

11

7

2

Актёрское мастерство: внимание, воображение, наблюдательность. Практические занятия.

12

8

2

1

10

7

3

Сценическое мастерство. Практические занятия.

12

8

-

-

12

8

4

Сценическое движение. Практические занятия.

10

14

-

-

10

14

5

Основные правила поведения на сцене. Практические занятия.

4

2

-

-

4

2

6

История театра

6

6

6

6

-

-

7

Постановка спектакля

10

12

-

-

10

12

ВСЕГО ЧАСОВ:

68

68

Тематическое планирование

1 год - «Первые шаги» – 68 часов

№ п/п

Тема занятия и форма проведения

Содержание

1

Особенности театрального искусства. Обсуждение плана работы

Слушание, чтение по ролям сказки «Колобок». Первичная инсценировка сказки.

2-11

Мимика и жесты. Ритмопластика. Учебные театральные миниатюры

Импровизации на тему русских народных сказок по имеющимся атрибутам.

12-14

Сценические действия. Что такое сцена. Знакомство с особенностями пьесы-сказки

Знакомство с историей театра и театральным искусством

15-16

Культура и техника речи Знакомство со сказкой «Анчутка».

Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.

17-18

Основы театральной культуры Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение. Распределение ролей для инсценировки сказки «Анчутка».

Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля.

19-26

Репетиция, обсуждение костюмов и декораций.

Создание декораций и костюмов.

27

Просмотр профессионального театрального спектакля

Знакомство с историей театра и театральным искусством

28-29

Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации.

Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя.

30-31

Мы актеры. Работа над спектаклем Генеральная репетиция, изготовление декораций.

Рассказ о театре и видах театрального искусства. Работа над эпизодами спектакля. Создание декораций и костюмов.

32-33

Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы

Прогон спектакля

34-35

Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы

Прогон спектакля

35-36

Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы

Прогон спектакля

37-38

Чтение пьес и выбор постановочного материала.

Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям.

39-45

Репетиция пьесы-сказки «Волшебные слова»

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.  

46 - 50

Мы актёры. Репетиция. Обсуждение костюмов, декораций.

Распределение и разучивание ролей.  Проигрывание отдельных эпизодов. Работа над дикцией.

51-54

Мы актёры. Репетиция. Обсуждение костюмов, декораций.

Создание декораций и костюмов. Репетиция спектакля.

55-56

Сценическое движение. Победа над страхом. Репетиция.

Создание декораций и костюмов. Репетиция спектакля.

57-58

Мы актеры. Генеральная репетиция

Создание декораций и костюмов. Репетиция спектакля.

59-60

Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы

Прогон спектакля

61-62

Выступление со спектаклем перед учащимися начальной школы

Прогон спектакля

63-67

Из истории театра

Подготовка и защита проектов «Из истории театра»

68

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Результаты работы за год.

Тематическое планирование

2 год «Тропинками творчества»– 68 часов

№ п/п

Тема занятия и форма проведения

Содержание

1

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка.

Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка.

2-7

Мимика и жесты. Ритмопластика. Учебные театральные миниатюры

Тренировка ритмичности движений. Пантомимические этюды «Один делает, другой мешает». («Движение в образе», «Ожидание», «Диалог»).

8-11

Сценические действия.

Пантомимический этюд «Картинная галерея». Составление пантомимического этюда «Ожившая картина».

12-13

Культура и техника речи Знакомство со сказкой «Мухоморчик», распределение ролей.

Репетиция. Обсуждение костюмов и декораций.

Виды говорения: диалог и монолог. Как разучить роль своего героя. Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий .Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах

14-21

Основы театральной культуры Актёрское мастерство: внимание, наблюдательность, воображение.

Репетиция спектакля

Сценические этюды на воображение.

Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.

Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно).

22-23

Репетиция, обсуждение костюмов и декораций.

Подбор музыкального сопровождения

Создание декораций и костюмов.

23-24

Выступление на уроке внеклассного чтения перед 5-тиклассниками

Прогон спектакля

25-26

Выступление перед учениками начальной школы.

Концерт

27-28

Просмотр профессионального театрального спектакля

Просмотр спектакля. Знакомство с обустройством здания.

29-30

Сценическая речь. Понятие о дикции, интонации.

Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок

31

Знакомство с пьесой

Чтение пьесы

32-33

Репетиция пьесы-сказки «Ну,волк,погоди!»

Распределение и разучивание ролей.  Проигрывание отдельных эпизодов. Работа над дикцией.

34-35

Мы актеры. Работа над спектаклем Генеральная репетиция, изготовление декораций.

Генеральная репетиция в костюмах, с декорациями, с музыкальным сопровождением.

36

Пантомимический этюд – тень

Проигрывание мини-сценок.

37-38

Координация движений (10 человек). Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

Имитация поведения животного (5 человек). Этюд на наблюдательность.

39-40

Круглый стол «Азбука общения»

Обсуждение своих достижений

41-42

Создание сценических этюдов.

Инсценирование ситуаций «В такси», «На улице, в транспорте, в лифте», «В вагоне поезда», «На отдыхе», «Обращение», «Приветствие»

43-44

Беспредметный этюд на контрасты

Этюды «Ломающийся фотоаппарат», «Звуковые потешки», «Разговор по телефону с невидимым оппонентом» (1 человек).

45-46

Сценическое движение.

Этюды на движение. Умение держаться на сцене, находить нужную мизансцену

47-48

Искусство декламации.

Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса.

49-50

Сказка живет рядом

Работа над образом. Сказочные гримы.

51-52

Знакомство с пьесой «Конкуренция»

Инсценирование отрывков пьесы

53-54

Основные правила поведения на сцене. Этюды

Импровизации на тему изученных произведений по имеющимся атрибутам. Проигрывание мини-сценок.

55

Чтение экологической пьесы-сказки «Вернись к природе другом».Обсуждение костюмов, ролей.

Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям.

56-62

Репетиция пьесы.

Создание образов героев сказки. Генеральная репетиция с декорациями,  реквизитом и музыкальным сопровождением

63-64

Выступление перед учащимися 5-6 классов

Просмотр сказки «Вернись к природе другом».Обсуждение содержания и игры героев.

65-66

Выступление перед учащимися начальной школы

Премьера спектакля для учащихся и учителей школы.

68

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Результаты работы за год.

    Предполагаемые результаты реализации программы

     При  освоении программы  курса  обеспечивается  достижение  личностных,  метапредметных  и  предметных  результатов  деятельности  обучающихся.

Личностные результаты освоения программы кружка «Театральные ступеньки»:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
  • самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации;
  • развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
  • испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Метапредметные результаты освоения учащимися программы кружка «Театральные ступеньки»:

  • самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности

с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательной  деятельности в решение общих задач коллектива;

  • оценивание своей познавательно- творческой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.

        

Используемая литература:

Список литературы для педагогов

1. Аджиева Е.М. 50 сценариев классных часов /Е.М.Аджиева, Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина Н.А., Жокина Н.В. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.

2. Безымянная О. Школьный театр.  – М.: Айрис Пресс, Рольф, 2001. – 270 с.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 128с.

4. Внеклассная работа: интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт. – сост. А.Н. Павлов. – М.: НЦЭНАС, 2004. – 200 с.

5. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

6. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2010. – 111с.

7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

8. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. – М.: Просвещение, 2011. –76 с.

9. Давыдова М.А. Праздник в школе. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 300 с.

10. Кипнис М. Актерский тренинг. – М.: АСТ, 2008– 249 с.

11. Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьника. –2000. –№5. – С.29-36.

12. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000. – 96 с.

13. Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии. – Белгород, 2003.

14. Нахимовский А.М. Театральное действо от А до Я. –М.: АРКТИ, 2002. – 120 с.

15. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 608 с.

16. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144 с.

17. Скоркина Н.М. Нестандартные формы внеклассной работы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002. – 72 с.

18. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/Под ред. А.Б.Никитиной.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.

19. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

Литература для обучающихся и родителей

1. Воронова  Е.А. Сценарии праздников, КВНов, викторин. Звонок первый – звонок последний. – Ростов на Дону: Феникс, 2004. – 220 с.

2. Давыдова М., Агапова И. Праздник в школе. – М.: Айрис Пресс, 2004. – 333 с.

3. Журнал «Театр круглый год», приложение к журналу «Читаем, учимся, играем» 2004, 2005 г.г.

4. Каришев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. – М., 2005.

5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.

6. Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

7. Школьный театр. Классные шоу-программы/ серия «Здравствуй школа» – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.

8. Школьные вечера и мероприятия (сборник сценариев). – Волгоград. Учитель, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по хореографии «Первая ступенька в хореографическое искусство» (возраст детей от 7 до 10 лет)

Стремление к прекрасному не всегда даже осознанно живёт в каждом из нас. Безвозвратно ушло время, породившее античную мифологию, и все же она остаётся в художественном сознании человечества. А искусст...

Рабочая программа дополнительного образования "Математическая ступенька" 9 класс.

Программа расчитана на дополнительное образование с цель подготовки учащихся к ОГЭ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...