Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках математики
статья на тему

Николаев Владимир Михайлович

Доклад на педсовете на тему "Социализация детей с нарушением интеллекта на уроках математики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_na_urokah_pedsovet2.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с нарушением интеллекта

на уроках математики

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

По статистике, в настоящее время, в РФ насчитывается около двух миллионов детей с физическими и интеллектуальными недостатками, что составляет почти 5% от всех детей. К основным видам патологии относятся психические заболевания (30%), неврологические (20%), поражения органов слуха и зрения (17% и 18%).  Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей численности детей.

За последние годы в ряде исследований показаны трудности социальной адаптации выпускников коррекционной школы, недостаточная подготовка учащихся к жизни. Обучение общеобразовательным предметам в коррекционной школе имеет практическую и коррекционную направленность. Практическая направленность обучения заключается, прежде всего, в том, что все, что изучается в школе, необходимо детям с ограниченными возможностями здоровья в их практической жизни. Кроме того, все знания и навыки они получают практическим путем в процессе упражнений.

Главной задачей обучения и воспитания детей с ОВЗ является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение   лиц с нарушением интеллекта к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.

Перед учителем ставятся три основные задачи - дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду; воспитать у них положительные личностные качества - честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду; скорректировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить к социальной адаптации, к жизни в современном обществе.

Одно из направлений подготовки учащихся с нарушениями интеллектуального развития к самостоятельной жизни — это  обучение детей математике. В программе по математике учитываются различные возможности учащихся в овладении учебным материалом.

Овладение даже элементарными математическими понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. Поэтому для успешного обучения детей с нарушениями интеллекта учитель должен хорошо изучить состав учащихся, знать причины умственной отсталости каждого ученика, особенности его поведения, определить его потенциальные возможности, с тем, чтобы наметить пути включения  его в работу.

Детям с нарушениями интеллекта свойственна полная неспособность к отвлечению от конкретной ситуации. Суждения таких детей бедны, и большая их часть заимствована у окружающих. Логические процессы проходят на очень низком уровне.

Трудности при обучении математике вызываются также несовершенством зрительного восприятия и моторики учащихся. Они часто путают цифры 3, 6 и 9, 2 и 5, 7 и при чтении, и при письме под диктовку. Несовершенство моторики детей с  нарушениями интеллекта создает значительные трудности в пересчете предметов: ученик называет один предмет, а берет или отодвигает сразу несколько предметов, то есть называние чисел опережает показ или, наоборот, показ опережает называние чисел. Так же с большим трудом вырабатываются новые условные связи, а, возникнув, они оказываются непрочными и, главное, недифференцированными. Слабость дифференциации нередко приводит к уподоблению знаний. Приобретенные знания сохраняются неполно, неточно, объединение знаний в системы происходит с трудом. Другая причина слабой дифференциации математических знаний состоит в том, что происходит отрыв математической терминологии от конкретных представлений, непонимание конкретной ситуации задачи, математических зависимостей и отношений между данными, а также между данными и искомыми. Отмечается «застревание» на принятом способе решения примеров, задач. Бедность словаря, непонимание значений слов и выражений создают значительные трудности в обучении математике.

Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида — коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Разработка и применение задач практического содержания на уроках математики оказывает существенное влияние на формирование умственных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья и повышает интерес к предмету.

В учебниках математики имеется много социальных задач, экономических задач, связанных с жизненными ситуациями.

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.

Опыт показывает, насколько плохо ориентируются школьники с ограниченными возможностями здоровья в жизненно важных вопросах – как устроиться на работу, как получить необходимое медицинское обследование, как распределить бюджет и многое другое.

С возрастом, в связи с необходимостью посещать магазины, выбирать и оплачивать разнообразные услуги, у школьников накапливается собственный житейский опыт, но спонтанно приобретенного опыта недостаточно. После окончания школы подросткам   предстоит вступать в более сложные экономические отношения, как на производстве, так и в быту. Считаю, что после знакомства на уроках математики с элементами экономики учащимся с ограниченными возможностями здоровья будет легче применять полученные знания к решению конкретных практических задач, с которыми учащиеся будут сталкиваться в повседневной жизни. Экономические сведения помогут детям  лучше понимать процессы, протекающие на производстве, в сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п.

Актуальность экономического воспитания обусловлена и тем, что дети не в состоянии воспринимать речевые обороты взрослых. Они буквально на каждом шагу встречаются с такой терминологией, как кредит, ипотека, аренда, бизнес и т.д. Поэтому на уроках стараюсь раскрыть  содержательную сторону экономических понятий через математические задания. Кроме того, учебные задания с экономической информацией - один из возможных вариантов разнообразия трудоемкой и довольно сложной работы по совершенствованию вычислительных навыков.

Систематически на уроках математики, при проведении устного счета, решении примеров, задач включаю задания, знакомящие детей с экономическим понятием.   Каждое задание содержит вопрос, связанный с той или иной экономической терминологией, которую ребенок неоднократно слышал в семье, в школе, на улице.

На   уроках   предлагаю решать задачи на расчет оплаты за различные услуги: за воду (горячую, холодную), отопление, газ, телефон, электричество и т.д. Вначале решаем задачи на каждый вид услуги отдельно, а затем рассчитываем оплату за несколько видов услуг   по нарастающей трудности.

До начала решения задачи приходится каждый раз объяснять новые слова, выражения. Слова, требующие объяснения при решении этих задач: коммунальные    услуги, тарифы, абонентская плата, льготы, техобслуживание, приватизация, наем, договор, электроэнергия,   субсидия,  доход.

При решении этих задач можно говорить об экономии, о том, что с этой целью уже ставятся счетчики на воду, газ, электроэнергию. Кроме того, надо объяснить, что некоторые семьи, люди получают субсидии, т.е. денежную помощь для оплаты коммунальных услуг: это инвалиды, а также семьи с низким уровнем доходов.

При изучении темы «Проценты» открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни. При постоянно меняющихся ценах на товары, при многообразии цен на одни и те же виды товаров в различных магазинах, при таких явлениях, как «скидки» на товары и «распродажа» - выпускники школ должны научиться ориентироваться во всех этих явлениях и уметь выбрать, где с наименьшей потерей для своего бюджета сделать ту или иную покупку. С этой целью и составляю  задачи, где речь идет о стоимости товаров, о скидках на них, о приобретении товаров в кредит и другие.

Детям нравятся решать задачи: на расчет количества продуктов и их стоимости для организации питания в школьной столовой;  на расчет ткани, необходимой для шитья платья, блузок; на нахождение количества строительного материала, необходимого для изготовления, например,  табуретки на уроках столярного дела и др.

Для адаптации детей часто провожу дидактические игры «Поход в магазин», «Поход в банк», «Наша столовая», «Экскурсии в швейную и столярную мастерскую», где решаем конкретные практически направленные задачи. Нестандартные задания по математике повышают интерес к математике, а также способствуют общему развитию учащихся, расширяют их кругозор.

Материал арифметических задач, устного счета содержит сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, строительства в нашей стране. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности, является одной из наиболее важных задач обучения. На своих уроках  стараюсь формировать элементарный уровень экономической грамотности, необходимой для адаптации учащихся в современных социально - экономических условиях, умение делать выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни.

Уроки математики   способствуют коррекции процесса формирования личности и недостатков познавательной деятельности, готовят учащихся и воспитанников к самостоятельной жизни, более адекватной оценке своего и чужого труда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с нарушением интеллекта через организацию профессионально - трудовой подготовки в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VШ вида

В статье рассматривается проблема социализации детей с нарушением интеллекта через трудовое обучение, включение детей в социальную среду, приобщение к общественной жизни....

«Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта»

"Музыкальное воспитание как средство социализации детей с нарушением интеллекта"...

Создание опыта работы по организации социального партнёрства в школе-интернате для социализации детей с нарушением интеллекта

 Несмотря на огромные изменения, происходящие в наших учреждениях, проблема общения, активности, самостоятельности   выпускников, существует по-прежнему остро. Как одним из решен...

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики

В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....

Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (6 класс)

Рабочая программа разработана на основе программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных    (коррекционных)  учреждений VI...

Основные направления социально – педагогической работы по социализации детей с нарушением интеллекта.

Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации детей ...

Проектная деятельность на уроках СБО как инновационная форма социализации детей с нарушением интеллекта

В данном материале представлен опыт использования  метода проектной деятельности в обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на уроках СБО....