Осетинское село
методическая разработка (9, 10 класс) на тему

О древнем происхождении осетинских сел говорят их названия, иногда не поддающиеся объяснению: Рук, Мна, Нузал, Мизур, Цей  и т.д. Формирование поселений в горной Осетии более четко прослеживается после монголо-татарского нашествия и оттеснения осетин в горы. Важным  историческим  источником являются фамильные предания, в которых отражается время возникновения сел.

Центром общественной жизни осетинского села был «Ныхас»,  в который входили самые уважаемые старшие села и ущелья. 

Главное понятие  осетинского общества  «æгъдау» – уважение к старшему и  женщине, забота о  младшем, воздержанность в еде и питье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_osetinskoe_selo_tko.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

         Технологическая карта урока

Предмет: Традиционная культура осетин

Класс 8

Учитель МБОУ СОШ № 30 Козаева Джульетта Георгиевна

 

 ТЕМА УРОКА: «Осетинское  село (Ирон хъæу)»

                                       

                                     Э П И Г Р А Ф:

                                                                              Село…                                                                        

                                                                               Слепящие оконца,

                                                                               Слышны усталые шумы,

                                                                               Садится стриженое солнце

                                                                               В чешуи бархатные тьмы.

                                                                                               ( Хазби Калоев)

Цель урока: Особенности развития осетинского села вчера и сегодня.

Задачи:

Образовательные:

  1. Выяснить, как природные и климатические условия  влияли на хозяйственную деятельность жителей осетинского села
  2. Сравнить равнинные и горные села Осетии

Развивающие: развивать интеллектуальные способности учеников, позволяющие им самостоятельно добывать и обрабатывать информацию.

Воспитательные:

  1. продолжать формировать представления о лучших обычаях и традициях осетин («æгъдау»)
  2. воспитывать любовь к истории и традициям своего народа.

 Оборудование: Карта « Осетинские общества в XV-XVIII вв.», рисунки учащихся, видеозаставка « Села  Осетии», музыкальный клип « Песня о Лескене», сообщения учащихся.

 

Словарная работа: Сых, зылд,зиу, ныхас , фидиуæг, хъоды.

                                   Галиат, Тиб, Цей, Мизур.

                            План урока.

I.       Организационный  момент.

                       Х

           Ы                  А

Н                                       С                    

Класс делится на 3 группы - «сых». На столе  каждого « сыха» флаг (белый, красный, желтый). На  «Ныхасе» гости урока.

 Приветствие.

 Вступительное слово учителя:  «Представьте себе, что мы жители одного села, которое делится на три квартала.  Что означают   цвета на столе «сыха»? Придумайте условное название села.  В  конце урока ответьте, почему вы   так  назвали «село»  и  какова была  роль сельского ныхаса в жизни села.

       II./1. История  возникновения некоторых осетинских сел (экскурс в историю). Сообщения учащихся и рассказ учителя.

       Учитель: О древнем происхождении сел говорят их названия, иногда не поддающиеся объяснению: Рук, Мна, Нузал, Мизур  и т.д. Формирование поселений в горной Осетии более четко прослеживается после монголо-татарского нашествия и оттеснения осетин в горы. Важным  историческим  источником являются фамильные предания, в которых отражается время возникновения сел.

         Сообщения учащихся:

 « Происхождение моей фамилии» (заслушать несколько).

            Учитель: Обратите внимание на тот факт, что  почти в каждом  предании упоминается название населенного пункта.

                 Небольшие аулы, словно гнезда ласточек, находились на склонах грозных и величественных  Кавказских гор. Размеры и планировка горных сел зависели от рельефа местности: в целях экономии земли жилые и хозяйственные постройки размещались под одной крышей в несколько этажей,  что создавало  большую скученность. Куртатинское ущелье, Фиагдонская котловина, Даргавс, Алагирское, Туальское, Дигорское ущелье– это места, где сохранились святыни и памятники истории Древней Осетии. Селение Даргавс достаточно большое, но постоянное население практически отсутствует. Даргавс известен боевыми башнями и «городом мёртвых». Котловина Верхнего Фиагдона – это мир башен. Они были всюду: и в покинутых аулах на склонах котловины, и в жилых придорожных дворах. По преданию, Дзивгисские крепостные сооружения преградили дорогу в Куртатинское ущелье персидскому шаху Аббасу в XVI веке, который двигался из Закавказья.
Дзивгисская пещерная крепость — одно из наиболее мощных фортификационных сооружений не только Осетии, но и Кавказа. Крепость состоит из шести построек, пристроенных к входам естественных пещер, располагающихся на различных высотах. Основное укрепление отличается большими размерами и располагается на нижнем уровне, доступ в него возможен по выложенной из камня лестнице. В остальные крепостные постройки имелся проход из соседних   по высеченным в скалах тропкам и навесным лестницам, убиравшимся в случае необходимости. Поэтому в ходе боя сообщение между укреплениями было невозможно, и каждое из них было самостоятельным, автономным очагом обороны. Функцией этих небольших укреплений, устроенных на высоте 10-20 м и вмещавших до десятка воинов, было фланговое прикрытие основного. Дзивгисская крепость была серьёзно повреждена во время одной из карательных экспедиций   царских войск.
Здесь же в селении расположен
 Дзивгисы дзуар (Дзивгисы Уастырджы) - христианский храм ХIII-ХV вв. Святого Георгия, склеповые могильники.
Дзивгис – первое село со стороны равнины, расположенное в Верхне-Фиагдонской котловине,
 которая издавна является центром Куртатинского ущелья.

             Демонстрация картины   «Горные поселения Осетии»   и рисунков учащихся.

             Вопрос: Что вы думаете о выборе места поселения?

                                          ( Примерные  варианты  ответов: близость  к  водным  источникам,  пахотным  и  сенокосным  угодьям,  безопасность от обвалов  и  сходов лавин).

                Учитель:   Коста Хетагуров писал: «Во многих аулах после выпадения снега и в ожидании завала прекращается всякое сообщение, иногда недели». Какие выводы из высказывания  Коста  можно сделать?

                                       ( Примерные ответы: опасность подстерегала в любую минуту, тяжелая беспросветная жизнь горца, нет связи с внешним миром и т.д.)

                Учитель: Снежные заносы  и обвалы были настоящим бедствием для осетин. Чтобы выжить в этих условиях требовалась необычайная сплоченность людей в борьбе со стихией.

                                   Художнику М.С.Туганову принадлежит замечательная картина «Раскопки засыпанного обвалом аула Арашенда – Джусойтыхъæу». Село полностью уничтожила сошедшая снежная лавина, почти все жители села, представители фамилии Джусоевых, погибли.  Близкий друг М.С.Туганова, известный  общественный   деятель Осетии Мусса Хаким такими словами описал картину:  «Крутые утесы алеют кровавыми отблесками вечерней зари. В сумерках потонула долина. На фоне снеговых сугробов темными пятнами выделяется людская масса. На переднем плане  - в отчаянии  родственники погибших. В центре – старец-музыкант, играющий на хъисын-фæндыре. По старинному поверью, струна переставала звучать над мертвым телом, указывая, где нужно копать.

                                       Потрясенный силой картины, замечательный осетинский писатель Дзанайты Иван (Нигер) написал элегию «Солнце –вестник тревоги»- стихотворное описание картины и изображенных на ней событий. Весть  об этом страшном известии облетела близлежащие села, спешат на помощь их жители. Плачут люди, плачет хъисын-фæндыр… Кажется плачет и само солнце...

                  Беда показала не только грозную силу природы, но и величие духа людей, откликнувшихся на беду своих соседей и братьев, долг, совесть каждого человека. И мы должны учиться нравственности, добру и справедливости у своих предков, своими бескорыстными добрыми поступками продолжать нравственные традиции предков.

                  Вопрос: Какая трагедия произошла в Осетии в 2002г., потрясшая мир?    

                    ( Трагедия в Геналдонском ущелье- сход ледника Колка).

               II./2. Переселение  осетин на равнину и основание новых сел.

            Учитель:  После присоединения Осетии к России(1774г.), появились первые предгорные поселения:  Бирагзанг, Кора, Дур-Дур ,Кобан, Хазнидон и др. Массовое переселение завершается в первой половине XIX века. Села носили  имена и фамилии переселенцев: Брут – Шанаты  хъæу,  Зилгæ – Дудараты  хъæу,  Заманхъул – Берды  хъæу,    Беслан  - Тлаттаты  хъæу, Батакоюрт – Бæтæхъойы  хъæу. Перед вами работы – раскладушки  наших учеников, рассказывающие историю создания некоторых осетинских сел.

                                                                           (Демонстрация работ).

                 III. Ныхас.

Чтение отрывка.  М.Ю.Лермонтов  «Мцыри» (Читает ученик)

 Учитель: Центром общественной жизни осетинского села был «Ныхас» (провести словарную работу).

Вопрос: Что вы знаете о «Ныхасе»  в прошлом?  Функции ныхаса.

                         ( Примерные ответы учащихся: в ныхас входили самые уважаемые старшие села и ущелья. Ныхас имел право распределять общественные  земли, выносить решение о начале сельскохозяйственных  работ,  начале строительства дома, строительстве дорог,   разрешало   прием новых поселенцев  и т.д.)

  Учитель: свидетельство важности  ныхаса:

                          а) эпос нартов, фольклор.

                          б) с. Лац – памятник материальной культуры.

На ныхасе проводились упражнения в стрельбе, красноречии, сказители создавали лучшие песни. За тяжкое преступление Ныхас мог вынести смертный приговор: виновного или сжигали на костре или сбрасывали со скалы. Ныхас выносил «хъоды» (словарная работа).

Отрывок из произведения Секъа Гæдиаты  «Азау».

  Вопрос: Ваша оценка приговора, вынесенного Азау и Таймуразу старшими.

                 Можно ли было все решить иначе ?                  

  Беседа по вопросам:  Чем нас сегодня привлекает село?  Что нам не  нравится  в современном  селе? (Ответы учащихся).

А сейчас мы ответим  на  поставленный  в начале урока вопрос. Как вы решили  назвать село? (Хурзарин). Почему выбрали такое название?  В современном селе  есть ныхас? Нужен ли он? Кто должен входить в него? Какие основные вопросы  должен решать сельский ныхас? Будет ли положительный результат от работы ныхаса? Если бы вы вошли в «Стыр Ныхас», решение какого  вопроса  поставили на первое место?

Разные варианты ответов учащихся.

  Учитель: Мнений о работе ныхаса много и поэтому вам на следующий урок  домашнее задание: составить «программу» работы  ныхаса (школьного, сельского, городского, республиканского).

Вывод :   обсуждение вопроса   возвращает нас к главному понятию - «æгъдау», на котором  держалось и держится наше общество – уважение к старшему, женщине, младшему.  И у  нас сегодня на уроке присутствует  удивительный старший, прекрасный рассказчик, знаток обычаев и традиций  (ФИО ) - предоставим ему слово.

                   

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мое село, село родное"

классный час, рассказывающий о селе Ивановское Аккольского района Акмолинской области...

РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ВЫСТУПЛЕНИЕ АГИТБРИГАДЫ ПОСВЯЩЁННОЕ «ДНЮ СЕЛА ВОСТОЧНОЕ» (АВТОР- УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ (ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ), ЗАСЛУЖЕНЫЙ УЧИТЕЛЬ РФ,ЧЕРНЯВСКАЯ ГАЛИНА ИВАНОВНА) ДЕНЬ СЕЛА.

Понятие  «Моя малая Родина » и отношение ребёнка  к этому понятию на сегодняшний день становится очень актуальным звеном между  экологическим и патриотическим воспитанием .  И ...

Социализация ученика через изучение осетинского языка и осетинской литературы.

Социализация ученика через изучение осетинского языка   и осетинской литературы....

Открытый урок по осетинскому для девятого класса "Первая осетинская школа"

Открытый урок по осетинскому языку для девятого класса в не владеющих группах...

Доклад по теме "Песни Темирболата Мамсурова в осетинской литературе"(на осетинском и английском языках)

Доклад по теме "Песни Темирболата Мамсурова в Осетинской литературе".Доклад на осетинском и английском языках....