доклад
статья на тему

Корякова Анастасия Антоновна

Эмоциональное благополучие младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры на уроках физической культуры как средство эмоционального благополучия младших школьников.

Корякова А.А.,

учительфизической культуры

МОУ СОШ № 2 г.Хвалынска

Доклад будет сопровождаться презентацией с фотографиями учащихся начальных классов, играющих в подвижные игры на уроках физической культуры.

     Уважаемые коллеги! Проблема здоровьесбережения детей не новая, но она всегда актуальная.  И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Здоровье, приобретенное в   младший школьный период, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.  

     Поэтому, одной  из основных задач учреждений образования на современном этапе является обеспечение физического здоровья и эмоционального благополучия детей. Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо реализовать естественную потребность ребенка в движении. Именно под воздействием движений, сопровождающихся эмоциональным подъемом, улучшаются функции сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно-двигательный  аппарат, регулируется деятельность нервной системы и в целом, сохраняется и укрепляется здоровье детей. И эту потребность детей в движении с эмоциональном настроением призваны решать подвижные игры.

     Когда мы говорим о здоровье, мы подразумеваем и физическое и психологическое здоровье. И огромное значение для физического и психологического здоровья имеет эмоциональное благополучие, эмоционально-положительное настроение человека. И именно в процессе подвижных игр дети   в полной мере могут удовлетворить свою потребность в положительных эмоциях, а также обогатить свой двигательный опыт.

     Основная  задача подвижных игр - укреплять здоровье занимающихся, способствовать   правильному развитию их двигательных качеств; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.

     Таким образом, подвижные игры создавая атмосферу радости, делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, и улучшают развитие двигательных качеств детей.

Оздоровительные задачи. При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи. Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников.

Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности, содействует воспитанию волевых качеств -- выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями, развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Образовательные задачи. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а также в гимнастике, спорте и туризме.

     Учебный предмет «физическая культура» – это единственный учебный предмет, который формирует у учащихся грамотное отношение к себе, к состоянию своего здоровья, содействует воспитанию физических и моральных качеств, укрепляет здоровье и способствует самосовершенствованию.

     Главная цель всей моей работы – сохранение здоровья учащихся, и в том числе через повышение двигательной активности учащихся и развитие мотивации к занятиям физической культурой. И в этом случае, эффективную роль играют подвижные игры.

     Подвижные игры являются универсальным и незаменимым средством физической культуры.  Игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций.    

     В своей практической деятельности я применяю разные виды подвижных игр, которые можно классифицировать:

· по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр);

· по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);

· по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);

· по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу,   футболу, хоккею);  

· по подвижности (малой, средней и большой подвижности);

· по сезону (летние и зимние);

·по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);

· по способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты);  

     Подвижные игры я использую   при изучении каждого  раздела программного материала. Подвижные игры  выделены в программе в отдельный раздел, что говорит о важности подвижных игр. Игровые технологии я использую для развития физических качеств, формирования умений и навыков в выполнении физических упражнений, активизации и совершенствовании основных психических процессов, лежащих в основе двигательной активности младших школьников. Игры на уроках выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.  

     Использование игровой технологии на уроках физкультуры помогает мне повышать эмоциональность урока, а это в свою очередь помогает решать поставленные задачи. Каждый урок физической культуры мои ученики называют уроком хорошего настроения. Процесс обучения становится радостным, по окончанию урока ребята просят : «Давайте еще поиграем» и это способствует желанию заниматься (даже у освобожденных).

     Содержательная направленность практического использования игрового материала на моих уроках заключается в следующем: если на уроке мы решаем задачу развития силы, то я включаю игры и упражнения связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями. Очень эффективными для решения этой задачи оказываются  наклоны, приседания, бег или прыжки с посильным для них грузом. Это любимая ребятами эстафета «Гонка мяча». В данном случае  мяч передается, перекатывается, переносится, перебрасывается различными способами. Сюда же можно отнести  и очень полезные для силового развития метания  различных предметов на дальность. С удовольствием мы играем в игру « Кто больше?». Две команды, располагаясь друг против друга, метают легкие малые мячи, так, чтобы добросить его до стены соперника . Мячи легкие, летят недалеко  и для того, чтобы добиться нужного результата приходиться затратить силу, а чтобы победить соперника, силу нужно затратить многократно в короткий промежуток времени ( игра длится всего 1 мин.).

     Для развития такого качества, как быстрота, я подбираю игры в которых требуется мгновенная реакция на различные сигналы (хлопок, свисток, поднятая вверх рука).  Эти игры состоят из ускорений, внезапных остановок. Все движения ,направлены на сознательное опережения соперника. Такие игры как : «Воробьи – вороны, Займи кружок, День и ночь».

     Для развития ловкости   использую игры, требующие проявления точной координации движений и быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, обладания определенной физической сноровкой. Это такие игры как: «Поймай мяч» «Вертуны» «Бег пингвинов» «Двумя руками».

     Для развития выносливости применяю игры, связанные с заведомо большой затратой сил и энергии, с частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Это такие игры как: «салки со скакалкой» «Поймай лягушку» «круг за кругом» «гонки с выбыванием» «удочка прыжковая».

     Я составила папку с подвижными играми. Дети тоже с удовольствием находят и складывают в эту папку свои любимые подвижные/ народные игры.
    Каждая игра должна давать наибольший двигательный и эмоциональный эффект.
 Особый эмоциональный подъем у учащихся вызывают подвижные игры с применением физкультурного оборудования и инвентаря: мячи, кегли, скакалки, обручи, гимнастическая скамья и другие.

     И очень важно помнить, что игра будет интересна, если она доступна и понятна детям. Поэтому я следую принципу: от простого к сложному. Для этого использую  различные варианты одной игры, которые предусматривают сохранение ее правил и умений детей  с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Например : в 1 – 2 классе мы играем в игру « Охотники и утка», т. к. первоклассники еще не могут бегать врассыпную так, чтобы это было безопасно. А  потом мы усложняем игру, добавляя « уток» и переходим к игре « Охотники и утки». Эта игра способствует развитию ловкости, выносливости, здесь требуется проявление сноровки, развивается координация  движений, ориентировка в пространстве.

     Таким образом,  применение на уроках физической культуры подвижных игр, способствует   совершенствованию физического состояния учащихся через двигательную активность,   помогает учащимся стать добрее, сильнее духом, поднимает их над своими слабостями, формирует гармонично развитую личность, что является первостепенной задачей любого педагога.

     Главная задача каждого учителя физической культуры – сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и превратить из слабого, болезненного человечка в полноценного, здорового гражданина своей страны. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...