Учитель года -2019 г
материал

Монгуш Марта Донгаковна

Для конкурса Учитель года

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики» Монгуш Марта Донгаковна Учитель математики МБОУ «СОШ №2 города Чадан» Чадан – 2019 г.

Слайд 2

«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» (Древняя китайская мудрость)

Слайд 3

Актуальность заключается в том, что в настоящее время для усвоения материала у учащихся слабая познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Поиск методов развития познавательной активности учащихся на уроке математики для педагогов существовал всегда, поэтому необходимость в разработке новых подходов к преподаванию математики.

Слайд 4

повышение своего профессионального уровня, использование дидактического материала для активизации мыслительной деятельности учащихся, развитие внимания, наблюдательности, памяти учащихся.

Слайд 5

.

Слайд 6

В урок я включаю: Занимательные задания Занимательное содержание материала Игровой материал Кроссвордов Заслушать написанные рефераты Конкурсы, соревнования

Слайд 8

Активизация познавательной деятельности Формирование положительного отношения школьников к учебной деятельности Развитие стремления к глубокому познанию изучаемых предметов Развитие познавательной активности учащихся

Слайд 9

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие: - изменение метода обучения ( с объяснительного на деятельностный); - изменение оценки результатов обучения: оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, универсальных учебных действий (УУД).

Слайд 10

Личностными результатами освоения учебного предмета: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Слайд 11

Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Слайд 12

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Слайд 13

Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Слайд 14

Принципы активизации познавательной деятельности: принцип проблемности; принцип взаимообучения; принцип исследования изучаемых проблем; принцип индивидуализации; принцип самообучения; принцип мотивации.

Слайд 15

Нестандартные уроки: урок-соревнование; урок-игра; урок-путешествие; урок-практикум; урок-лекция; урок-консультация; интегрированные уроки.

Слайд 16

Дидактические игры, игровые ситуации хорошо сочетаются с серьезным учением. В процессе игры учащиеся приобретают новые навыки и знания. Например: игры «Найди ошибки», «Кто быстрее », «Математический бой», «Турнир математических терминов», «Лесенка», «Удивительная цепочка», «Молчанка», «Солнышко».

Слайд 17

в ы с о т а к у б ъ п е р и м е т р п р я м о у г о л ь н и к Отгадай кроссворд, узнаешь тему урока 1 Измерение параллелепипеда 2.Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны 3.Сердитая буква, не обозначающая звук 4.Сумма длин всех сторон прямоугольника 5.Четырехугольник, у которого все углы прямые.

Слайд 18

Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство. Как результат моей работы считаю также и то, что мои ученики поступают по окончании нашей школы в училища, колледжи, а по окончании 11 класса в институты, университеты и успешно учатся там.

Слайд 19

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема опыта: «Активизация познавательной деятельности

 учащихся на уроках математики».

         Я работаю учителем математики 30 лет. У многих школьников отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов.

                Для повышения интереса учащихся к математике, я работаю над  проблемой: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики».  Актуальность заключается в том, что в настоящее время для усвоения материала у учащихся слабая познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Поиск методов развития познавательной активности учащихся на уроке математики для педагогов существовал всегда, поэтому необходимость в разработке новых подходов к преподаванию математики.

 Цель: повышение своего профессионального уровня, использование дидактического материала для активизации мыслительной деятельности учащихся, развитие внимания, наблюдательности, памяти учащихся.

Задачи:

1) Создать дидактический материал для уроков.

2) Помочь учащимся овладеть основными математическими знаниями, умениями и навыками.

3) Воспитать у учащихся устойчивый интерес к изучению математики.

         Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу - это требование самой жизни. Участвовала в работе всероссийской научно-практической конференции  «Реализация ФГОС общего образования: проблемы, поиски, решения». Проведены олимпиады в 5 – 11 классах, оформлены стенды. Учащиеся приняли участие во Всероссийской математической олимпиаде «ФГОСТЕСТ», 10 обучающихся получили дипломы и сертификаты участников.

        Конечно, каждому учителю хочется иметь ярких и способных учеников, но все дети – очень разные, способности у всех тоже  разные. Не каждый ребёнок может быть отличником или ударником. Да и нужно ли этого требовать? Для меня  главное, вырастить в ребёнке человека. Я понимаю, что не всем ученикам даётся математика, но ведь человек от этого хуже не становится. Чтобы ребёнок что – то делал, его надо заинтересовать. А вот заинтересовать детей может только заинтересованный педагог. Поэтому мне постоянно приходится внутренне развиваться, учиться, искать новое.

        Работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся наиболее эффективна, а качество знаний учащихся выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие их познавательный интерес. В своей работе я использую приемы, методы, которые позволяют вовлечь учащихся в активную, познавательную, творческую деятельность.

В урок я включаю:

  • Занимательные задания
  • Занимательное содержание материала
  • Игровой материал
  • Составление кроссвордов
  • Заслушать написанные рефераты
  • Конкурсы, соревнования

               Оживляет урок и использование различных форм ИКТ, но наиболее простой из них является презентация, когда компьютер выполняет роль и доски, и учебника, и дидактического пособия. Использование этой формы дает большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы при оформлении слайдов, различного рода шрифтов и, конечно, эффекты анимации.

            Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:

- изменение метода обучения ( с объяснительного на деятельностный);

- изменение оценки результатов обучения: оценка не только предметных ЗУН, но и, прежде всего, универсальных учебных действий (УУД).

Личностными результатами освоения учебного предмета: самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения предмета является формирование УУД.

Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки. Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства. В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

        Наиболее эффективными приёмами активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики являются:
      1. Нетрадиционное начало  урока (эпиграф, ребус, загадка, поле чудес с разгадыванием темы, анаграмма, кроссворд и т.д.).

      2. Нетрадиционные виды уроков математики. Например, урок-викторина по математике «Счастливый случай», «Слабое звено», «Путешествие по планетам знаний», где происходит групповая работа, интегрированные уроки. Их целью является формирование у школьников мотивации к изучению математики, а также развитие творческого потенциала детей. Позволяют активизировать детей, пробудить их познавательный интерес.

              Современная психология утверждает, что любому человеку необходима игра, чтобы поддерживать его в нормальном состоянии, обеспечивать психологическую разрядку.

3. Поэтому в своей педагогической деятельности я часто использую игры, игровые моменты, ситуации.

На уроках математики игра приобретает особенно большое значение. Игра способствует развитию творческих способностей, воспитывает у учащихся стремление к победе и к новым знаниям, развивает мышление, внимание, фантазию.

       Элементы игры, включенные в урок, оказывают заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них действенным подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для проявления радости, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру, прилагая все усилия, чтобы не подвести своих товарищей по игре.

           Дидактические игры, игровые ситуации хорошо сочетаются с серьезным учением. В процессе игры учащиеся приобретают новые навыки и знания.
Например: игры  «Найди ошибки», «Кто быстрее », «Математический бой», «Турнир математических терминов», «Лесенка»,  «Удивительная цепочка», «Молчанка», «Солнышко».

http://gigabaza.ru/images/14/27854/m63b8006c.gif       http://gigabaza.ru/images/14/27854/5ed49340.gif

     4. Одной из важнейших задач, стоящих перед школой сегодня, является сохранение здоровья учащихся. На уроках я применяю минутки здоровья, т.е. физминутки.

     5. Вовлечение учащихся в различного рода внеклассную работу:  элективные курсы, предметные недели, исследовательская деятельность, проектная деятельность, написание рефератов, участие в конференциях творческих и исследовательских работ учащихся.
        Использование различных педагогических технологий, методов и приемов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по математике.

       Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда, когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это мастерство.

             Для подготовки учащихся к ЕГЭ и ОГЭ провожу также в форме тестов; онлайн тестов «Решу ЕГЭ».  Это позволяет учащимся на итоговой аттестации показать хорошие результаты. Мною проанализированы итоговые работы учащихся, будем работать над заданиями, которые вызвали затруднения.

       Как результат моей работы считаю также и то, что мои ученики поступают по окончании нашей школы в училища, колледжи, а по окончании 11 класса в институты, университеты и успешно учатся там.

Используемая литература:


1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. – М.: Педагогика, 2003.
2.  
Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1985

3. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990.

4.Огольцова Е.Г. Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – №3.
5.
Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах.// Математика в школе. 1993, №2 с. 24

6.Харламов И.Ф. Активизация учения школьников. – Минск, 1990.
7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2002.
8. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1999.



Предварительный просмотр:

      Муниципальный конкурс   «Учитель года - 2019»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ ЭССЕ    «Я – учитель»        

Вся гордость учителя в учениках,

в росте посеянных им семян.

Д. И. Менделеев

             Я – учитель! Учитель… Почему именно эта профессия стала делом моей жизни? Видимо, это веление свыше, моя судьба. Ещё в школе я мечтала стать учителем. И до сих пор уверена в том, что учитель – самая благородная профессия.

           Конечно, возникает вопрос о том, что же побудило меня выбрать данный род деятельности и посвятить себя детям. В том, что я стала преподавателем именно математики, большую роль сыграла  учительница математики Хензина Чадамбаевна Кан-оол. Она привила мне любовь к точным наукам и к учительству. Благодаря своему педагогическому таланту она научила меня разбираться в азах этого сложного предмета. Методика ее преподавания, способы подачи и представления информации поселили в моем сердце любовь к предмету и интерес к его дальнейшему изучению. Именно поэтому я закончила физико-математический факультет Кызылского государственного педагогического института в 1988г.  

          В моем понимании учитель – это целый мир. Мир, который оберегает, растит и воспитывает самое дорогое – душу человека.

              Отдавать себя детям, понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, настоящего учителя. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны и успешны.

        Чему я хочу и чему могу научить своих детей? Может быть, красоте? Ведь математика – самая красивая наука. В ней  прекрасно все: стройность логических умозаключений, строгость алгебраических формул, изящество  доказательств, геометрическая выразительность, богатство приложений. А невозможные объекты Эшера? А фракталы?  А замечательные свойства и философичность ленты Мёбиуса? И пусть кому-то из детей трудно даются математические преобразования, решение уравнений и дифференцирование, но если они смогли удивиться необычному приему счета, получить эстетическое удовольствие от выполненного построения, то встреча с математикой прошла для них не зря.

    На своих уроках  я стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. В преподаваемых мною дисциплинах очень важно научить детей мыслить, размышлять, выражать математические формулы обычным языком, уметь объяснять то, что пишешь, что решаешь. Я полностью приветствую выражение мысли ученика на уроке: «Говори, что ты делаешь, не молчи». Я требую от детей объяснения на каждый даже самый элементарный пример.  

       «В математических работах главное – содержание, идеи, понятия, а затем для их выражения у математиков существует свой язык – это формулы». В этом высказывании Софья Ковалевская выдвигает мысль о том, что первично - содержание, идеи, понятия, а форма, формулы – вторично. Поэтому, для меня, как для учителя точных наук, очень важно дать основную идею, понятие, и если ученик войдет во вкус, - он потом возьмется за формулы и строгие доказательства. Понимаю, чтобы заставить ребенка мыслить, творить, создавать, необходим творческий подход к каждому методу, к каждому приему. И как следствие этого – повседневный поиск и…сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему. Чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекают детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы. Именно поэтому на своих уроках я использую информационно-коммуникативные технологии.

         Самое прекрасное в школе – дети, в глазах которых искрится желание продвигаться вперёд, преодолевая трудности и неудачи, радуясь успехам и победам.

  Когда мои выпускники поступают в вузы на специальности, где профильным предметом является математика,  это, конечно, приятно. Но вот когда, поступая в педагогический, идут не только на физико-математический факультет, но и на филологический, на факультет дошкольного обучения, объясняя, что хотят работать с детьми по моему примеру, то я смею надеяться, что  учу своих учеников не только математике, но и чему-то большему …

                                                                                                 Монгуш Марта Донгаковна

                                                                                                        учитель математики

                                                                                                        первой категории

                                                                                                       МБОУ «СОШ №2 города Чадан»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на тему "Я - учитель" в рамках конкурса "Учитель года 2019"

Сочинение-рассуждение на тему "Я-учитель" для конкурса....

Эссе "Я-учитель" (Конкурс "Учитель года - 2019")

Эссе "Я-учитель" (Конкурс "Учитель года - 2019")...

Конкурс "Учитель года-2019" эссе "Я-учитель"

Конкурс профессионального мастерства "Учитель года-2019"Конкурсное задание эссе "Я-учитель"...

Эссе на тему "я- учитель". Учитель года- 2019

Одно из конкурсных испытаний конкурса "Учитель года- 2019"...

Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»

Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»С 25 февраля по 1 марта в Салехарде планируется проведение муниципального этапа конкурса педагогического...

Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»

Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»Программамуниципального конкурса педагогического мастерства-2019Номинация «Учит...