Примерный кодекс профессиональной этики
материал

Ехлакова Светлана Алексеевна

Данный Кодекс этики и служебного поведения педагогических работников МКОУ «Чумаковской специальной «коррекционной» школы» (далее – Кодекс) – документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри школы, совершенствования управленческой структуры учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kodeks.odt34.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

МКОУ (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чумаковская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида»

Примерный кодекс профессиональной этики

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данный Кодекс этики и служебного поведения педагогических работников МКОУ «Чумаковской специальной «коррекционной» школы» (далее – Кодекс) – документ, разработанный с целью создания корпоративной культуры в школе, улучшения имиджа учреждения, оптимизации взаимодействия с внешней средой и внутри школы, совершенствования управленческой структуры учреждения.
2. Кодекс – это свод основных морально-этических норм и правил социального поведения, в результате которых должна укрепится репутация школы, поддержка ее авторитета и имиджа.

3. Кодекс определяет основные принципы совместной жизнедеятельности учеников, учителей и сотрудников школы, которые должны включать уважительное, вежливое и заботливое отношения друг к другу и к окружающим, аспекты сотрудничества и ответственности за функционирование школы.

4. Школа обязана создать необходимые условия для полной реализации положений Кодекса.

5. Изменения и дополнения в Кодекс могут вноситься по инициативе как отдельных практических педагогов, так и иных служб (педагогического, попечительского Советов , администрации) образовательного учреждения; изменения и дополнения утверждаются педагогическим советом школы.

6. Кодекс является документом, открытым для ознакомления всех участников учебно-воспитательного процесса (детей, родителей, педагогов). Содержание Кодекса доводится до сведения педагогов на совещании учителей, и вывешивается на специальном стенде для ознакомления родителей и учащихся. Вновь прибывшие обязательно знакомятся с данным документом.

7. Нормами Кодекса руководствуются педагоги и все сотрудники ОУ, работающие с детьми.

8. Данный Кодекс Педагогов определяет основные нормы профессиональной этики, которые:

- регулируют отношения между педагогами, учащимися и их родителями;

- поддерживают качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создают культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.


1. Предмет регулирования.

1.1. Кодекс регулирует социальные нормы (правила поведения) педагога, которых он придерживается в школе в течение всего учебного процесса, а также во время проведений школьных мероприятий.

1.2. Кодекс способствует созданию таких условий и обстановки для работы, при которых педагог сможет совершенствоваться, выработать новые навыки, иметь здоровую рабочую атмосферу.

1.3. Педагогический совет школы обязан ознакомить с Кодексом всех учителей, учащихся, родителей и других работников школы.

2. Цель Кодекса

2.1. Целью Кодекса является внедрение единых правил поведения всех участников образовательного процесса в школе.

2.2. Кодекс способствует тому, чтобы учитель сам управлял своим поведением, укреплял самодисциплину, взаимоуважение, благоприятную и безопасную обстановку в школе.

3. Сфера регулирования

3.1. Кодекс распространяется на всех педагогов и работников школы.

3.2. Руководитель школы, учителя и другие сотрудники школы, а также родители и учащиеся способствуют соблюдению этого Кодекса.

4. Источники и принципы педагогической этики

4.1 Нормы педагогической этики устанавливаются на основании общечеловеческих моральных норм, конституционных положений и законодательных актов Российской Федерации, а также на основании положений прав человека и прав ребенка.

4.2 Основу норм Кодекса составляют следующие основные принципы: человечность, справедливость, профессионализм, ответственность, терпимость, демократичность, партнерство и солидарность.

5. Механизмы внедрения

Оптимальными формами внедрения этических норм поведения в школе являются:

5.1. Семинары, информирующие о Кодексе и его исполнении;

5.2. Информационное обеспечение, призванное разъяснить назначение Кодекса и механизм его реализации и способов разрешения сложных этических ситуаций;

5.3. Трансляция через менеджмент -особенно первых лиц -демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения Кодекса, но и само образцово его исполняет;

5.4. Стимулирование сотрудников, организация внутришкольных конкурсов с выдачей грамот, похвальных листов; рекомендации об участии сотрудников в районных и городских, региональных мероприятиях; учет соблюдения Кодекса при распределении премиального фонда учреждения.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НОРМЫ


1. Личность педагога

1.1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

1.2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

1.3.Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

2. Ответственность

2.1. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы – образование и воспитание подрастающего поколения.

2.2. Педагог несет ответственность за физическое, интеллектуальное, эмоциональное и духовное развитие детей, вверенных ему родителями.

2.3. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.


3. Авторитет, честь, репутация

3.1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

3.2. Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.

3.3. В общении со своими учениками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета.

3.4. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих учениках.

3.5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

3.6. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен наносить ущерб престижу профессии, извращать его отношения с учениками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3.7. Педагог дорожит своей репутацией.


ГЛАВА 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ДРУГИМИ ЛИЦАМИ.

1. Общение педагога с учениками.

1.1. Стиль общения педагога с учениками строится на взаимном уважении.

1.2. В первую очередь, педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к ученику позитивна, является стержнем профессиональной этики учителя и основой его саморазвития. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

1.3. Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его учениках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, инициативность, ответственность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

1.4. При оценке поведения и достижений своих учеников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.

1.5. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.

1.6. При оценке достижений учеников педагог стремится к объективности и справедливости.

1.7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения.

1.8. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
1.9. Педагог не злоупотребляет своим служебным положением. Он не может использовать своих учеников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

1.10. Педагог не имеет права требовать от своего ученика вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную.

1.11. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников. Он не имеет права навязывать ученикам свои взгляды, иначе как путем дискуссии.

1.12 Педагог не должен обсуждать с учениками других учителей, т.к. это может отрицательно повлиять на имидж коллеги.


2. Общение между сотрудниками.

2.1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег. Он не унижает своих коллег в присутствии учеников или других лиц.

2.2. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению. Если же педагоги не могут прийти к общему решению (согласию) в возникшей ситуации, то одна из сторон имеет права направить в комиссию по этике просьбу помочь разобрать данную ситуацию, и комиссия сама уже принимает решение о необходимости информирования о ситуации руководителя или же нет.

2.3.Сотрудники школы при возникших конфликтах не имеют права обсуждать рабочие моменты и переходить на личности с указанием должностных полномочий, обсуждать жизнь школы за ее пределами, в том числе и в социальных сетях Интернет.

Если оное будет выявлено членами комиссии по этике или же другими сотрудниками школы, а также учениками, то комиссия имеет право вызвать на особый педсовет «нарушителя» (педагога, ученика, сотрудника, родителя), уличенного в этом противоправном действии и привлечь его к определенной дисциплинарной ответственности.

2.4.Педагог не вправе разглашать полученную информацию о деятельности других работников школы, если это не противоречит действующему законодательству.

2.5. Вполне допустимо и даже приветствуется положительные отзывы, комментарии и местами даже реклама педагогов о школе за пределами учебного заведения.

2.6. Преследование педагога за критику запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть высказана с глазу на глаз, а не за глаза.

2.7. Критика обязана быть обоснованной, конструктивной, тактичной.

2.9.Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.


3. Взаимоотношения с администрацией.

3.1. Школа базируется на принципах свободы слова и убеждений, терпимости, демократичности и справедливости.

3.2.Администрация школы делает все возможное для полного раскрытия способностей и умений педагога как основного субъекта образовательной деятельности.

3.3. В школе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет руководитель школы.

3.4. Администрация школы терпимо относится к разнообразию политических, религиозных, философских взглядов, вкусов и мнений, создает условия для обмена взглядами, возможности договориться и найти общий язык. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3.5. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий. Отношения администрации с каждым из педагогов основываются на принципе равноправия.

3.6. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанную с выполнением им своих трудовых обязанностей.

3.7. Оценки и решения руководителя школы должны быть беспристрастными и основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

3.8. Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы школы. Администрация не имеет права скрывать или тенденциозно извращать информацию, которая может повлиять на карьеру педагога и на качество его труда.


3.9.За руководителем школы остается окончательное право в принятии решения в разрешении возникшего конфликта.

3.10. Педагоги ОУ уважительно относятся к администрации, соблюдают субординацию и при возникновении конфликта с администрацией пытаются его разрешить с соблюдением этических норм. Если же иное не получается по каким-либо причинам, то конфликт разбирается комиссией по этике.

3.11. В случае выявления преступной деятельности педагога(ов) руководитель школы может принять решение единолично и при необходимости привлечь комиссию по этике для принятия кардинального решения (действий) по отношению к нарушителям.

4. Отношения с родителями и опекунами учеников.

4.1.Консультация родителей по проблемам воспитания детей – важнейшая часть деятельности педагога. Он устраняет причины конфликтов на основе этических принципов, принятых в школе.

4.2.Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

4.3. Педагоги должны уважительно и доброжелательно общаться с родителями учеников. 4.4. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.


5. Взаимоотношения с обществом

5.1. Педагог является не только учителем и воспитателем детей, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочным образованным человеком.
5.2.Педагог старается внести свой вклад в корректное взаимодействие всех групп сообщества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор.

5.3 Педагог хорошо понимает и исполняет свой гражданский долг и социальную роль, избегает подчеркнутой исключительности.


6. Академическая свобода и свобода слова

6.1. Педагог имеет право пользоваться различными источниками информации.

6.2. Педагог может по своему усмотрению выбрать вид воспитательной деятельности и создавать новые методы воспитания, если они с профессиональной точки зрения пригодны, ответственны.

6.3. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике в сфере просвещения, а также о действиях участников образовательного процесса, однако его утверждения не могут быть злонамеренными и оскорбительными.

6.4. Педагог не имеет права обнародовать конфиденциальную служебную информацию.

7. Использование информационных ресурсов.

7.1. Педагоги и административные работники должны бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Они не имеют права использовать имущество школы (помещения, мебель, телефон, телефакс, компьютер, копировальную технику, другое оборудование, почтовые услуги, транспортные средства, инструменты и материалы), а также свое рабочее время для личных нужд. Случаи, в которых педагогам разрешается пользоваться вещами и рабочим временем, должны регламентироваться правилами сохранности имущества учреждения.


8. Личные интересы и самоотвод.

8.1. Руководитель и педагоги школы объективны и бескорыстны. Их служебные решения не подчиняются собственным интересам, а также личным интересам членов семьи, родственников и друзей.

8.2 .Если педагог является членом совета, комиссии или иной рабочей группы, обязанной принимать решения, в которых он лично заинтересован, и в связи с этим не может сохранять беспристрастность, он сообщает об этом лицам, участвующим в обсуждении, и берет самоотвод от голосования или иного способа принятия решения.

8.3. Педагог не может представлять свое учреждение в судебном споре с другим учреждением, предприятием или физическими лицами в том случае, если с партнерами по данному делу его связывают какие-либо частные интересы или счеты, и он может быть заинтересован в том или ином исходе дела. О своей заинтересованности он должен сообщить администрации и лицам, рассматривающим данное дело.


9. Благотворительность и меценатство.

9.1. Школа имеет право принимать бескорыстную помощь со стороны физических, юридических лиц.

9. 2. Педагог является честным человеком и строго соблюдает законодательство Российской Федерации. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

9.3. Руководитель школы или педагог может принять от родителей учеников любую бескорыстную помощь, предназначенную учреждению. О предоставлении такой помощи необходимо поставить в известность членов попечительского совета и выразить публично от его лица благодарность.


10. Прием на работу и перевод на более высокую должность.

10.1. Руководитель школы должен сохранять беспристрастность при подборе на работу нового сотрудника или повышении сотрудника в должности.

11. Механизм работы Комиссии по этике.

11.1. Каждое МО имеет право предоставить одного кандидата для избрания его председателем Комиссии по этике.

11.2. Также существует возможность самовыдвижения.

11.3. Председателя Комиссии по этике выбирают большинством голосов путем открытого голосования в рамках проведения собрания педагогических работников.

11.4. Срок полномочия председателя один год, который может быть продлен на общем собрании путем голосования.

11.5. Председатель после своего избрания на этом же собрании имеет право изъявить желание и рекомендовать к себе в Комиссию четырех человек, но они также избираются путем открытого голосования.

11.6. Члены Комиссии также избираются сроком на один год и могут быть переизбраны на следующий срок путем открытого голосования..

11.7. Один раз в год Председатель Комиссии по этике предоставляет отчет о проделанной работе руководителю школы.

11.8. Комиссия по этике принимает заявления от педагогов, сотрудников, учеников и их родителей только в письменной форме.

11.9. Комиссия по этике по поступившим заявлениям разрешает возникающие конфликты только на территории учебного заведения, только в полном составе и в определенное время, заранее оповестив заявителя и ответчика.

11.10. Председатель Комиссии подчиняется руководителю школы, но в своих действиях независим, если это не противоречит Уставу школы, законодательству РФ.

11.11. Председатель в одностороннем порядке имеет право пригласить для профилактической беседы педагога, сотрудника, ученика и их родителей, не собирая для этого весь состав Комиссии.

11.12. Председатель имеет права обратиться за помощью к руководителю школы для разрешения особо острых конфликтов.

11.13. Председатель и члены Комиссии по этике не имеют права разглашать информацию, поступающую к ним.

11.14. Комиссия несет персональную ответственность за принятие решений.

11.15. Комиссия также имеет право подать жалобу на имя руководителя школы. При поступлении трех заявлений автоматически идет вызов к руководителю школы.

11.16. Пожаловаться на Комиссию можно только в письменной форме, поданной на имя руководителя школы. В данном случае председатель Комиссии должен будет также в письменной форме опровергнуть данное заявление-жалобу, либо его прокомментировать, либо принять во внимание и исправиться.

11.17. Каждый несет персональную ответственность за подачу непроверенных сведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников

Кодекс призван повысить эффективность выполнения педагогическимиработниками своих трудовых обязанностей, служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах мор...

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕДАГОГА

КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ПЕДАГОГА...

Кодекс профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края

Рекомендации (проект) по внедрению Кодекса профессиональной этики педагогического работника образовательных организаций Алтайского края...

Кодекс профессиональной этики

Презентация кодекса профессиональной этики педработников....

Кодекс профессиональной этики педагогических работников

Цель Кодекса является:- установление этических норм и правил поведения педагогических работников для выполнения ими своей профессиональной деятельности....

Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников

Актуальность Кодекса профессиональной этики педагогических работников....