Конспект занятия «Традиции и обряды русской кухни»
план-конспект

Крылова Евгения Германовна

Познакомить учащихся с традициями и особенностями русской национальной кухни.

Формирование интереса к русской национальной кухне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_traditsii_i_obryady_russkoy_kuhni.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Традиции и обряды русской кухни»

Цель: сформировать культурный стереотип традиционного поведения детей в обыденной жизни.

Задачи: 

– познакомить учащихся с традициями и особенностями русской национальной кухни.

– формирование интереса к русской национальной кухне.

                                                                                                                          

I. Организационная часть занятия.

Приветствие. Проверка присутствующих на занятии. Создание атмосферы соответствующей теме занятия. Создание рабочей обстановки. Объявление темы занятия и постановка учебных задач.

II. Основной (содержательный) этап

Ребята! Мы с вами недавно познакомились с предметами быта в избе. Узнали для чего они нужны (повторить предметы быта). А сегодня мы с вами поговорим о традициях русской кухни, научимся определять, какие же блюда относятся к ней, и почему.

 Прежде чем приступить к теме нашего занятия «Традиции и обряды русской кухни», скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово «традиция». Слово «традиция» произошло от латинского «tradition», что в переводе означает «передача». Значит традиция – это то, что передается от поколения к поколению и сохраняется в течение длительного времени. Традиция – это память, сохранённая в предметах и делах. Традиционное питание — одна из сторон культуры народа, которая тоже передается из поколения в поколение. Обряд -составная часть культуры. Она отражает духовную сущность народа.

Русский человек издавна славился своим гостеприимством. Зайдите к нему на часок- из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное- полезно. Ребята, а какие вы традиционные русские блюда знаете?

Дети: Суп ,щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.

Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один обед?

Дети: Хлеб!

В: Правильно, хлеб -  голова! Как относились к хлебу русские люди?  

Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Воспитатель. Из чего делали хлеб?

Дети. Из зерна.

Воспитатель. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб — основной продукт питания русских людей. Наши предки всегда с любовью относились к хлебу.

Воспитатель: Какие  Вам известны пословицы и поговорки о хлебе?

Дети: Хлеб-всему голова.

Что посеешь, то и пожнешь.

Хочешь есть калачи- не сиди на печи.

Хлебушко-калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет,

Хлеба ни куска – стол - доска.

В: Как называли хлеб, который пекли к празднику?

Дети: Каравай.

В :Теперь отгадайте мою загадку.

Сдобный, пышный ароматный,

У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо….(пирожок).

Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов.

А какие это были пироги, как вы думаете? Дети: скапустой, луком, яйцами, яблоками, малиной, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, рыбники, левашники, курники.

 В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?

Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди».  

Русская народная  подвижная игра «Пирог»

Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине.

Дети водят хоровод, приговаривая

– Испекли мы вам пирог

Положили на порог

Да этакий он высоконький( Дети поднимают руки вверх)

Да этакий он широконький( Разводят руки в стороны).

Да этакий мягошенький . («Лепят» пирожок руками).

Бери нож. Режь да ешь. Все разбегаются в стороны, «пирог» ловит.

 Кого поймает, тот становится «пирогом».

В: Отгадайте еще одну мою загадку.

Я - символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек - мой брат родной.

Дети (блин)

Воспитатель : Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом. Сметаной, медом, вареньем, Ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?

Дети: На Масленицу.

Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.

В: отгадайте мою следующую загадку.

Бывает овсяная, «Дружба», пшеничная.

Полезная очень,

На завтрак — отличная.

 Ее мы съедим

 И запьем простоквашей.

О чем же загадка?

Конечно про… (Каша)

А вот послушайте, что я вам про кашу расскажу. Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Оно готовиться из сваренного или запаренного зерна, крупы или муки. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась часто и обрядовым блюдом, подающимся к столу, как на церковные, так и на народные праздники.

Каша была и остается русским национальным блюдом, сопровождая нас всю жизнь, — с раннего детства до глубокой старости.

«Каша — матушка наша, а хлеб ржаной — отец родной», — гласит русская пословица.

А какие каша вы знаете? Ответы детей.

 Каши варили и из крупы одного сорта, и из смеси круп (например, пшена, гречки и риса). Кашу можно было готовить с овощами, добавлять травы и коренья.  

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»?

Дети. Так говорят о слабых людях.

Воспитатель. Каша — это полезная еда, которая поможет вам стать здоровыми и сильными.

В: Какие овощи ели наши предки?

Вы узнаете, если отгадаете мои загадки:

Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая. (Морковь)

Лоскуток на лоскутке,

Зеленые заплатки,

Целый день на животе

Нежится на грядке. (Капуста)

Сильно плачут все вокруг,

Если мама чистит… (Лук).

     Кругла, рассыпчата, бела,

     На стол она с полей пришла.

     Ты посоли её немножко.

     Ведь правда, вкусная ( картошка)                        

  Воспитатель. Какое блюдо можно приготовить  из этих овощей?

Дети. Щи.

Воспитатель. Щи — одно из любимых блюд русского народа. Недаром в пословицах говорится: «Щи да каша — пища наша»,

«             «Где щи, там и нас ищи». Русские люди очень любили щи со свежей капустой.

Русская народная игра «Капуста»

Рисуется круг — «огород». На середину круга складываются шапки, пояса, платки и пр. Это — «капуста». Все участники игры стоят за кругом, а один из них выбирается «хозяином». Он садится рядом с «капустой». «Хозяин» изображает движениями то, о чем поет:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибежали

Волк и лисица, бобер и курица,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Играющие стараются быстро забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает, тот выбывает из игры. Участник, который больше всех унесет «капусты», объявляется победителем.

К нашим, русским традиционным праздникам относятся –

Рождество, Масленица, Пасха. Существует обрядовая еда характерная для каждого из них.

Пожалуйста, назовите блюда, которые принято готовить именно в эти праздничные дни? (Дети отвечают)

Молодцы, правильно! В праздники, русские хозяйки стараются показать своё кулинарное мастерство и накрывают «вкусный» стол, на котором обязательно присутствует обрядовая еда:

-на Рождество пекут пряники и расписывают их сахарной глазурью;

-на Масленицу пекут блины:

-на Пасху обязательно хозяйки красят и расписывают яйца. Пекут куличи и изготавливают «пасху» из творога и сливочного масла.

Ребята! Наше занятие подошло к концу.  Сегодня, Вы узнали о традиционной русской еде. Благодарю Вас за внимание и участие в практической деятельности. Надеюсь, что Вам было интересно?!  Думаю, что новые знания о традициях русской кухни Вы сможете использовать в своей обыденной жизни.       Желаю Вам здоровья!

Источники:

«Наши традиции» сборник, составитель,  П.Кузьменко, М. «Бекмэн», 1999.

«Русский дом» сборник составитель, З.Бармина, Нижний Новгород,1994.

«Русская кухня» кулинарная книга, составитель И.Смирнов, СПб., 2012.

Похлебкин В.В. "Русская и советская кухни",М., Просвещение,1998.

Сюткин П. «Непридуманная история русской кухни»,М., 2008.

Терещенко А. «Быт русского народа», М. «Русская книга», 1999..

 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности для учащихся 5-7 классов "Традиции и обряды русского народа: начало начал"

Изучение программы курса "Традиции и обряды русского народа: начало начал" дает возможность приоткрыть завесу времени и рассказать об истории происхождения славян, их характере, культуре, обычаях, тра...

Проектная работа "Традиции и обряды русского народа: начало начал" учебный курс 5-7 класс

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную...

Конспект занятия «Традиции, обычаи и обряды Казачества».

Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....

Конспект занятия: «Традиции русской духовной и светской музыки в формировании внутреннего мира детей»

Занятие предназначено для педагогов дополнительного образования, руководителей музыкальных объединений (студий, кружков и т.п.). Рассчитано на дете в возрасте от 12 лет и старше. Цель занятия: сп...

Конспект занятия "Традиции здорового питания в русской культуре"

Конспект занятия "Традиции здорового питания в русской культуре!...

Влияние гастрономических традиций Франции на русскую кухню

Тема гастрономии всегда вызывает повышенный интерес у разновозрастных групп учащихся. Всемирная интеграция и глобализация, взаимовлияние различных культур, присущие современному обществу делают эту те...

Конспект занятия: «Традиции русского народа!».

Конспект занятия: «Традиции русского народа!».Цель: Приобщать детей к истокам русской культуры.Задачи:                      ...