Выступление "МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
статья

Реализация межпредметных связей способствует более научной организации учебно-воспитательного процесса, а также является стимулирующим фактором при овладении иностранным языком.

Изучая развитие теории и практики преподавания иностранного языка, психологи считают, что вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников считается одним из главных. Проблема мотивации важна при обучении иноязычному речевому общению, так как отсутствие естественной потребности в коммуникации является характерной чертой этого общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rubezhanskayayuv.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Рубежанская Ю.В.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Уразовская средняя общеобразовательная школа №2» Валуйского района Белгородской области

Реализация межпредметных связей способствует более научной организации учебно-воспитательного процесса, а также является стимулирующим фактором при овладении иностранным языком.

Изучая развитие теории и практики преподавания иностранного языка, психологи считают, что вопрос создания мотивов учебной деятельности школьников считается одним из главных. Проблема мотивации важна при обучении иноязычному речевому общению, так как отсутствие естественной потребности в коммуникации является характерной чертой этого общения.

Публикации, в которых рассматривается проблема мотивации учения на материале иностранного языка, показали пути формирования мотивационной сферы учения и ее роль в активизации коммуникативно-познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Оказывается, не все резервы повышения мотивации учебной деятельности школьников использованы при обучении иностранному языку. Одним из таких резервов может быть рациональное использование межпредметных связей.

Межпредметные связи играют большую роль при обучении любому предмету. Практика проведения бинарных уроков позволяет сделать вывод, что межпредметные связи, во-первых, представляют опору для восприятия и понимания новых знаний, формирования навыков и развития умений. Кроме того, они позволяют обобщать и систематизировать имеющийся языковой и речевой опыт и, наконец, они обеспечивают полноту знаний.

Но необходимо четко определить точки соприкосновения школьных предметов и предложить некоторые приемы создания мотивации изучения иностранного языка с опорой на межпредметные связи. Для этого необходимо определить тот фактический материал из курса других школьных дисциплин, который может служить предметом заинтересованного общения.

Богатый материал для работы предоставляет  тема «Книги в нашей жизни», которая включает сюжеты «Мой любимый писатель (поэт)» и «Моя любимая книга». Чтобы избежать однообразия в работе на уроке, учитель может варьировать речевые установки. Например:

I’d like you to listen to my story about a well-known Russian  writer (poet) and guess his name. Prove that you are right.

I’d like you to listen to a description of a literary hero. Guess the name of the author and the title of the book. Is he your favourite writer? Why?

В свою очередь иностранный язык может служить опорой при изучении литературы. В частности, изучая биографии различных английских писателей, школьники могут познакомиться с их основными произведениями,  послушать отрывки в исполнении носителей языка, а также переводы на русский язык в исполнении актеров. Эти данные расширяют и углубляют знания, полученные из курса литературы.

Чтобы стимулировать школьников использовать их фактический багаж, учителю необходимо продумать формулировки заданий. Например, при изучении темы «Путешествие» можно предложить такие задания:

I’d like you to take a pointer and show us the way Columbus made to America. Describe it, please.

Have you read any books about great travellers? Advise us to read it. Prove that it is worth reading

Imagine that you meet ... after his trip to ... What will you ask him about?...

При изучении темы «Родная страна» знания географии очень необходимы учащимся. Учителя имеют возможность совершить увлекательные путешествия по России, своей малой родине, англоязычным странам, пользуясь данными предмета «География».

Тема «Досуг» может быть расширена за счет дополнительного материала, уже знакомого учащимся на родном языке. Например:

In Yaroslavl there is a theatre named after F. Voikov. Is the name of F. Volkov known to you? Tell us a few words about him.

There are many famous theatres in our country. Name them and say what they are famous for?

Рассмотренные межпредметные связи касались использования отдельных школьных предметов в разных темах для устной речи и чтения на уроках иностранного языка. Но необходимо заметить, что есть дисциплины школьного цикла, опора на которые необходима при обучении иностранному языку в целом. Такие понятия из русского языка, как синонимы, антонимы, диалог, монолог, описание, повествование, рассуждение, композиционная структура высказывания и т. д.; из литературы — цитирование текста, идея, главная мысль, смысловая веха, стихи, пословицы, изречения и прочее; из изобразительного искусства — портретная живопись, пейзаж, предметная композиция, являются фундаментом для учителя иностранного языка.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что учителю иностранного языка важно знать запас знаний школьников по различным дисциплинам учебного цикла, чтобы обеспечить содержание заинтересованного иноязычного общения на уроке.

Список источников:

  1. Долгова Л.А. «Межпредметные связи как средство мотивации учебно–воспитательного процесса по иностранному языку.» - «Иностранные языки в школе» №6 , 1988 г.
  2. Зимняя И. А. Психологическая характеристика иностранного (второго) языка как объекта овладения в языковом вузе // Психология учебной деятельности студента при овладении иностранным языком в языковом вузе / [Отв. ред. И. А. Зимняя]. — М., 1980. — С. 48—63. — (Сборник научных трудов Московского государственного педагогического института иностранных языков имени Мориса Тореза; выпуск 162). —

INTERDISDIPLINARY CONNECIONS AS A MEAN OF MOTIVATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN ENGLISH

Key words: interdisciplinary connections, formation of motivation, binary lessons, links between English and other subjects, practical usage of English.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей на уроках английского языка.

Использование межпредметных связей на уроках английского языка....

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Педагогическая проблема , над которой работаю в настоящее время...

Межпредметныe связи на уроках английского языка

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на все...

"Межпредметные связи на уроках английского языка"

Обобщение опытом " Межпредметные связи на уроках английского языка"...

Метапредметные связи на уроках английского языка

Статья о метапредметных связей на уроках английского языка в рамках требований нового государственного образовательного стандарта...

Использование межпредметных связей на уроках английского языка

Содержание учебного предмета Английский язык позволяет создавать условия для достижения широкого спектра личностных и метапредметных образовательных результатов и формирования коммуникативных учебных ...

Межпредметные связи на уроках английского языка

В этом году наша школа начала работать над такой методической проблемой, как интеграция. Являясь методистом,  мне необходимо было разобраться в сути этого вопроса  и естественно,  как у...