буклеты "В помощь педагогам и родителям"
методическая разработка

Попова Виктория Ивановна

Раздаточный материал. Буклеты "В помощь учителям и родителям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_ozhidanii_pervogo_zvonka.doc78 КБ
Microsoft Office document icon vnimanie_babushka.doc329.5 КБ
Microsoft Office document icon delo_vo_vneshnosti.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

В ОЖИДАНИИ ПЕРВОГО ЗВОНКА

Поступление вашего ребенка в 1 класс — это не только праздник в семье, но и масса непривычных проблем и тревог. Безусловно, вы хотите, чтобы малыш хорошо учился и, конечно же, оставался здоровым и веселым. Многое здесь зависит от того, насколько серьезно вы отнесетесь к этому вопросу: «До школы еще целый год»,— часто слышим мы от родителей и отвечаем: «До школы только один год! И вы должны многое успеть, если хотите, чтобы ребенок не только хорошо учился, но и сохранил свое здоровье».

Чтобы процесс обучения  и адаптации к  школе прошел успешно ребенка необходимо подготовить к получению новых знаний.

Большинство родителей ограничивают подготовку тем, что пытаются научить ребенка чтению, письму и счету. Но поскольку пятилетний малыш еще не может серьезно заниматься, то совершенно недопустимо, чтобы «уроки» сопровождались скандалами, криками и слезами.

«Ты до тех пор не пойдешь гулять, пока…» далее следует перечень того, что он должен прочитать, написать и т.д. «Подготовленный» таким образом ребенок первое время действительно хорошо успевает, но постепенно «домашний запас» кончается, учится становится все труднее. Он не умеет быть внимательным в течении всего урока, плохо «схватывает» то, что видит и слышит, не радуется собственным успехам, в школу ходит без всякого удовольствия.

Помните: здоровому ребенку легче дается учеба, он чувствует себя в школе комфортнее. Еще раз проконсультируйтесь с врачами, выясните, нуждается ли он в каком-либо лечении, сделаны ли ему все прививки. Врач подскажет, как лучше закаливать малыша. Надо, чтобы в школу он пошел физически крепким. Заранее приучите ребенка к режиму жизни школьника. Пусть он привыкнет рано просыпаться и рано ложиться спать, в первой половине дня заниматься серьезными делами: рисовать, раскрашивать картинки, строить из кубиков, помогать маме и бабушке. Важно, чтобы он много гулял, двигался, бывал на природе.

Хорошо, если во время каникул вы зайдете с малышом в школьное здание. Отведите его в комнату первого класса. Пусть посмотрит как она оформлена, какая стоит там мебель, как выглядит классная доска. Обычно такая экскурсия производит очень большое впечатление. Постепенно у ребенка проснется интерес к новой жизни, которая его ожидает.

Особую радость ребенку доставляют покупки школьных принадлежностей. Делать это надо постепенно, пусть ваш малыш выбирает сам то, что ему больше нравится. Сначала лучше приобрести ранец. Разрешите будущему первокласснику походить с ним по комнате, даже по улице, повертеться перед зеркалом.

Постепенно наполняйте ранец необходимыми вещами, подробно объясняя назначение каждой. Скорее всего они станут на какое-то время его любимыми игрушками. Пусть поиграет, но под вашим присмотром.

Вместе подберите обложки для тетрадей и книг, разрежьте и разложите по кармашкам буквы из разрезной азбуки. Только е превращайте это занятие в нудную обязаловку!

Приятными должны быть хлопоты по оборудованию рабочего места. Если это письменный стол или домашняя парта, то надо заранее приучить ребенка именно здесь рисовать, рассматривать картинки, клеить и т.д. Он привыкнет к этому месту, к тому, что оно предназначено для серьезных дел.

Имейте в виду, что «домашнему» ребенку, не посещавшему детский сад, бывает  трудно смириться с тем, что в школе он не самый главный, не единственный, а такой же, как и все остальные дети. Он должен сорок минут сидеть и не мешать другим, он вынужден подчиняться общей дисциплине, постоянно соотносить свои желания и интересы с желаниями и интересами учителей и одноклассников.

Постарайтесь устроить так, чтобы ребенок еще до школы почаще общался со сверстниками: запишите его в какой-нибудь кружок или секцию, сами чаще ходите в гости, приглашайте к себе в гости  знакомых с детьми.

Первокласснику приходится самому себя обслуживать: складывать принадлежности в ранец, одеваться, зашнуровывать обувь, застегивать пуговицы. На уроках физкультуры многие дети испытывают трудности именно в этом.

Так что, если вы слишком опекаете свое ненаглядное чадо, делаете все за него сами, мысль о том, как это потом помешает ему в школе, должна заставить вас изменить свое отношение к нему. Любовь – любовью, а к самостоятельности ребенка надо приучать с раннего детства.

КАКУЮ ВЫБРАТЬ ШКОЛУ?

Для того, чтобы ваш ребенок учился в хорошей школе, приложить усилия следует уже сейчас.

Для начала решите: какая школа соответствует наклонностям ребенка. И какие знания он должен получить.

Например, гимназия – это школа с гуманитарным уклоном. Одна из новинок – прогимназия, или учебно-воспитательный комплекс.  Здесь готовят будущих учеников для гимназии с 3-х до 10-ти лет.

Школы с углубленным изучением одного из предметов принимают детей  в начальную школу. Их обычно называют «спецшколами».

Лицеи, как правило, создаются при вузах, и там полным ходом идет подготовка будущих абитуриентов в 10-м и 11-м классах.

И все-таки стоит помнить, что красивое название – вовсе не гарантия качественного образования. Обычные средние школы тоже дают отличные знания и готовят к поступлению в ВУЗ.

К тому же частные школы тратят на учеников в 10 раз больше, чем государственные. Там будут бассейн, компьютерный зал, тренажеры – но все это за счет родителей.

Прежде чем отдать малыша в ту или иную школу, поинтересуйтесь уставом. Там вы прочтете, какие предметы ваш малыш сможет изучить более основательно, в какую смену он будет заниматься, есть ли факультативные занятия, походы в бассейн, экскурсии.

Узнайте прошла ли школа государственную аттестацию, есть ли у нее лицензия. Ведь без лицензии вашего ребенка не могут учить, а без аккредитации частные школы не вправе выдавать аттестации государственного образца о среднем образовании.

И всегда помните: ваш ребенок имеет право на качественное образование, каким бы оно ни было – платным или бесплатным.

Даже если выбранная вами частная школа частная и правила здесь устанавливают учредители они не должны нарушать законодательство.

Прежде чем отдать ребенка в ту ли иную школу поговорите с учителем. Особенно это важно для первоклашек – ведь учитель первый закладывает их интерес или антипатию к учебе. Задавайте вопросы и если ответы показались логичными – значит доверять воспитание ребенка такому человеку можно.

КАКУЮ ПРОГРАММУ ВЫБРАТЬ?

Отправляя своего ребенка в школу, родителям необходимо знать, по какой программе работает та или иная школа. На настоящий момент этих программ четыре: традиционная, Эльконина-Давыдова, программа Занкова и, наконец, «Школа 2100».

Итак, традиционная программа.

По ней школы работают более полувека, но бояться этого не стоит: сохранились лишь методы обучения, а содержание обучающего материала постоянно меняется и обновляется.

Главное преимущество этой программы в том, что вы сможете помочь ребенку ее освоить.

Программы Эльконина-Давыдова и Занкова

Это две разные программы, но у них много общего. Прежде всего, обе программы имеют очень высокий уровень сложности.

Следовательно, ребенок, который будет по ним учиться, должен быть абсолютно здоровым и очень хорошо развит интеллектуально, иначе он не выдержит нагрузок. Главная цель обеих программ -  с помощью специальных приемов максимально развить абстрактное мышление ученика, а конкретные знания он должен осваивать сам.

Программа «Школа 2100»

Это программа разработана сравнительно недавно, но уже получила признание и учителей, и учеников. По ней работают более 40% российских школ. Она вобрала в себя лучшее из традиционной программы и максимально приспособила методы обучения к сегодняшнему дню

В детский садик все сегодня

мы в последний раз идем…

По дороге пес огромный

мне вильнул своим хвостом,

Птичка мне прощебетала:

«Этот день ты не забудь!»

и короче показался

мне сегодня в садик путь.

На любимые игрушки

я в последний раз смотрю.

«До свиданья, до свиданья!» -

про себя я говорю.

Мишка бурый, отвернувшись,

смотрит в ясное окно,

Носом шмыгая, вздыхает:

«Школа ждет тебя давно»…

Н. Малютина



Предварительный просмотр:

БАБУШКИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ…

Для начала постарайтесь понять, что именно вас раздражает в советах мамы или свекрови: то, что посторонний человек вмешивается в жизнь вашей семьи? Или за упреками и рекомендациями ты слышишь недоверие к твоей “материнской квалификации”? Или вы просто считаете саму информацию некорректной и устаревшей? В зависимости от того, какова причина твоего недовольства, можно действовать.

Уклонение

Например, вам тяжело общаться со свекровью, предоставь это мужу с родным сыном свекровь будет вести себя иначе, чем тобой, а если вы с мужем солидарны во взглядах на воспитание ребенка, то он успешнее сможет донести до матери вашу общую позицию.

Саботаж

Допустим, вы попробовали объяснить бабушкам свои взгляды, но столкнулись с непониманием или нежеланием слышать. Что ж, если сил на дальнейшие обсуждения не осталось, не делайте этого. Не спорьте с бабушками. Соглашайтесь с ними. Но ведь никто не заставляет следовать их советам. Конечно, этот вариант подойдет в тех случаях, когда бабушка находится далеко, а не живет с вами в одной квартире. Тем не менее такой подход может сэкономить время телефонных переговоров и некоторое количество нервных клеток. Похожий способ: признавать правоту бабушек, но констатировать “неудачу” при выполнении их рекомендаций:

“Я-то понимаю, как вы правы, что младенцев надо допаивать! Но, представляете, Дашенька плюется водичкой и никак не хочет ее пить!” И бабушке не

обидно, и ты не выглядишь упрямой нахалкой.

Ссылка на авторитеты

 Если вам не хочется вызывать огонь на себя, в дискуссиях с бабушками можно ссылаться на различные внешние авторитеты. Это могут быть книги ведущих медиков, данные последних исследований, статьи в журналах или мнение вашего педиатра. В качестве варианта может подойти и “профилактическая работа”: еще до рождения ребенка дай бабушкам почитать ту литературу, на которую вы собираетесь ориентироваться при уходе за новорожденным.

Можно попробовать апеллировать к своему авторитеты как матери: “Мы — родители, сами отвечаем за ребенка! Вы своих детей уже вырастили, а теперь мы будем растить по-своему!” Это тоже метод, правда немного подростковый, когда очень важно отстоять свою независимость от родителей...

Воспоминания

Знаете ли вы, как складывались отношения вашей мамы или свекрови с бабушками, когда они сами были молодыми родителями? Возможно, воспоминания о былых временах и чувствах позволят им лучше понять вас? Попробуйте расспросить, как растили вас и мужа, как тогда было принято ухаживать за младенцами, а потом вместе с бабушками поговорите о том, как же все изменилось за последние 20—30 лет...

Сотрудничество

 И все-таки попробуйте спокойно обсуждать с бабушками их советы. Ведь они действительно даются из лучших побуждений. У вас с бабушками общая цель: вырастить здорового счастливого малыша. Попробуйте стать партнерами, вместе взвешивайте плюсы и минусы каждого подхода, решайте, насколько он приемлем для вашего ребенка. А в том, что бабушка иногда будет что-то делать по-своему, есть своя прелесть. Ребенку важно получать опыт взаимодействия с разными людьми, а глядя на то, ‘как его близкие договариваются, он научится ценить и поддерживать уважительные отношения с близкими.

Совсем недавно ваша семья существенно расширилась? Появление маленького человечка привело к тому что в вашем доме прочно поселились. . . бабушки! Они могли приехать из другого города специально, чтобы помочь тебе в уходе за новорожденным. И если ваши отношения с родителями (своими или мужа) раньше трудно было назвать идеальными, то, скорее всего, рождение малыша перевело конфликты в новую плоскость — педагогических и медицинских баталий.

Не отчаивайтесь: с бабушками вполне можно научиться мирно сосуществовать.

За 20 лет взгляды на уход за младенцами серьезно изменились. Это может привести к конфликтам.  Как же быть в этой ситуации?




Предварительный просмотр:

«ВЗДОХИ В ЗЕРКАЛЕ»

«Зачем ты меня родила?»

Мама спохватывается, когда дочь задает ей вопрос: «Почему я некрасивая? Зачем ты вообще меня родила» — «Тебе кто это сказал?» — возмущается мать. Но оказывается, что никто ничего не говорил, не обижал, не обзывался. дочка сама сделала это открытие и пришла в отчаяние. Только не надо ей говорить, что внешность для женщины е главное. Мужчины любят нас не за стройность и красоту, а за добрый нрав и высокие душевные качества. Вы и сами в это не слишком верите. дочка у вас вполне хорошенькая, но ее не так-то просто в этом убедить. Она вам не поверит: вы же мама....

С ней проще отчасти согласиться и вместе посмотреть, и подумать, что можно исправить в ее внешности. Пожалуй, ей не идет эта стрижка. Или она в ужасе от своих веснушек, которые можно свести только очень дорогим кремом. В подростковом возрасте мало кто может похвастаться идеальной кожей. Предложите ей вместе сходить к косметологу. Пусть девочка займется своей красотой, вместо того чтобы отчаиваться и ненавидеть свое отражение в зеркале.

«Перестань горбиться!»

Иногда родители сами, не ведая того, вбивают в ребенка убеждение, что он некрасивый. Смешную девочку с густыми волосами с детства зовут обезьянкой, толстого мальчика — бегемотиком и медвежонком. длинный нос вызывает целую бурю эмоций у родственников. Тетушки и бабушки раскрывают семейный альбом и начинают сравнивать носы до седьмого колена, высказывая вслух свое недоумение: «В кого у Леночки та- кой нос?»

«Перестань горбиться!» — раздраженно кричат на ребенка, вместо того чтобы занять каким-нибудь легким спортом, который его выпрямит. Слыша эти окрики, маленький человечек сутулится еще больше, начинает ходить как-то боком, втянув голову в плечи, чтобы казаться незаметным.

Над дефектами его внешности без конца шутят, обсуждают их со знакомыми, полагая, что ребенок еще мал и ничего не понимает. Предметом обсуждения становится все — уши, нос, разрез глаз, пальчики, улыбка, профиль, анфас, форма ступни. Родители удивляются, почему ребенок  не смеется вместе с ними над своими ушами-пропеллерами. Им в голову не приходит, что он глубоко пристыжен, обижен и просто не знает, как прекратить это веселье.

Если мама красавица, а дочка так себе, это просто беда. Мама нередко не может удержаться и укоряет девочку в том, в чем она совсем не виновата. Папы, как правило, никаких дефектов не замечают, обожают своих дочек, не выставляя им оценок. Задергать ребенка по пустякам может, конечно, каждый из родителей, но, как правило, это женская прерогатива. Не оттого ли в иных семьях от- ношения у мам с дочками традиционно натянутые?

«Ангельская краса»

Если у вас растет очень красивый ребенок, не стоит без конца ему про это напоминать. Он может решить, что не только краше, но и лучше других.

к девочке не слишком придираются за плохие отметки в школе: «Ну, с такой красотой она не пропадет!» К мальчику снисходительны даже учителя (учительницы!) — он ведь такой обаятельный, рука не поворачивается вывести ему «двойку». Красивые мальчики и девочки в школе часто валяют дурака все одиннадцать классов.

Со временем оказывается, что красота не гарантирует ни жизненного успеха, несчастья.

Забалованных и захваленных красивых детей может ожидать драма. девочку не взяли ни в актрисы, ни в модели. Она с удивлением убедилась, что любят не только за внешность, но за что-то совсем другое, чего в ней нет. Мальчик стал красивым мужчиной, что в мужском мире, где делают карьеру и добиваются своего места под солнцем, совсем не ценится. Скорее наоборот. Подчас Аполлону приходится прилагать двойные усилия, чтобы чего-то достичь, а он к этому совсем не готов.

Поостерегитесь восхищаться каждые пять минут внешностью вашего дитяти. Бабушек, понятное дело, не перевоспитаешь: так уж и быть, пусть умиляются, глядя на внука или внучку. Но родителям совсем не стоит водить хороводы вокруг своего «ангела». Если о природном недостатке надо помалкивать, то красивому ребенку стоит лишний раз объяснить, что никакой его заслуги в этом нет.

«Фото с обложки»

Вы не знаете, что происходит в душе вашего ребенка? Посмотрите на стены в его комнате. Они увешаны портретами абсолютных чемпионов мира, модных певцов, актеров, футболистов, фотомоделей, гонщиков. Это не просто глянцевые картинки, которые вас, без сомнения, раздражают, это крик маленькой души: «Я хочу быть таким же!»

Если «мальчик с пальчик» по два часа висит на турнике, мечтая побыстрее вырасти, кого же из родителей это не обрадует? Но девочка, считающая себя толстой, скорее перестанет есть, чем займется аэробикой перед телевизором. девочки по понятным причинам куда больше озабочены своей внешностью в подростковом возрасте и потому требуют большего внимания. ‘Активное подражание идеалу может приобрести болезненные формы. Тут важно перехватить инициативу. диета? Пожалуйста, но давай вместе обсудим, какая именно, и постараемся ей следовать.

«Опасно для здоровья»

Буквально на голом месте может развиться не просто комплекс, а нервное заболевание на почве недовольства своей внешностью. дисморфофобия в переводе с греческого буквально означает «навязчивый страх телесной деформации». Возраст этого расстройства определяется четкими границами: тринадцать — двадцать лет.

Этот подростковый синдром может перейти в дисморфоманию, расстройство на порядок серьезнее первого, когда убежденность в своем уродстве приобретает сверх ценный характер. Сначала родным кажется, что ребенок прикидывается, кокетничает, но когда кокетство принимает форму глубокой депрессии, ничего не остается, как обратиться за помощью к врачу. Врач-психоневролог может снять навязчивую идею, но, увы, не всегда это удается.

«Понять»

Мамы могут вспомнить, как лет в пятнадцать сами ненавидели свое отражение в зеркале, как трудно «смирялись» со своей внешностью, ставили смешные эксперименты, и не поднимать на смех своего ребенка, если вдруг в какой-то момент для него это стало главной жизненной проблемой.

Внешний мир с его фетишами, символами, ярлыками достаточно равнодушен и безжалостен к человеку, который должен в него вписаться, для этого, хочешь, не хочешь, соответствуй внешнему миру. Нельзя допустить, чтобы дочка или сын сочли, что они его недостойны.

Не беда, если шестнадцатилетняя дочь, просидев на ночь, глядя час перед туалетным столиком, ложится в постель в полной «боевой» раскраске. Ей хочется и во сне быть красивой! Потерпите, это пройдет. Нелепо требовать от подростка духовных высот, когда в данную минуту ему интересно только одно — как он выглядит, что о нем подумают и кому он понравится.

В какой-то момент ваш ребенок застыл пород зеркалом. И с тех пор себя невзлюбил. Или, наоборот, чрезвычайно себе понравился. Не пропустите этот момент.

Родители зачастую понятия не имеют, как их дети к себе относятся…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный буклет для педагогов и родителей

Информационный буклет для педагогов и родителей, разработанный в рамках акции "Молодежь против насилия над детьми"....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.Советы для родителей по профилактике суицидал...

буклеты "В помощь педагогам и родителям"

Раздаточный материал "В помощь родителям и педагогам"...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям в коррекционной работе по предупреждению неврозов у детей разного возраста, имеющих отклонения в поведении.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ОТКЛОНЕНИЙ.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕ...

Сборник дидактических игр и упражнений для дошкольников в помощь педагогам и родителям детей с ОВЗ

Наша цель — дать ребенку понять, что мы не мешаем ему играть (как обычно бывает), от нас даже может быть польза. На этом этапе все усилия должны быть направлены на завоевание доверия ребен...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми....