Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям в коррекционной работе по предупреждению неврозов у детей разного возраста, имеющих отклонения в поведении.
методическая разработка по психологии

Тихонова Светлана Борисовна

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИХ ОТКЛОНЕНИЙ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 164 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ В КОРРЕКЦИННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ РАЗНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ.

Воспитатель ГПД

Тихонова С.Б.

Санкт-Петербург

2020 г.

Совсем недавно, я четко осознала, что каждый новый учебный год. Получаю «особенный букет». Букет из абсолютно разных и неповторимых цветов. И этот сказочный живой букет, постоянно пополняется, видоизменяется, но неизменно остается прекрасен.

Сохранить, приумножить, а не растерять его помогают лишь любовь и забота, терпение и доброта, индивидуальный подход к каждому цветку.

Хочется, вспомнить слова Антуана де Сент-Экзюпери: «Дети — это цветы жизни, которые рождаются головками вниз…»

 и цитату Моисея Сафира «Цветы — это дети царства растений,

Дети-цветы царства людей.»

Они окружали и окружают меня повсюду, в независимости от места работы: начиная с Детского Дома, с детского сада, с Центра Содействия Семейному воспитания или со школы.

Хрупкое и чуткое существо входит в этот мир, делает свои робкие, неуверенные шаги, складывает из забавных сочетаний звуков первые слова…Сколько неожиданностей, неприятных событий ожидает его уже в начале пути, сколько неблагоприятных сил обрушивается на него, воздействие которых подчас сильно деформируют слабый «росток», наносят ущерб, и подчас непоправимый, его организму, заставляет развиваться в нежелательном направлении его психику, подавляет сознание, затормаживает физический и интеллектуальный рост. Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы задано вся полнота сторон, с совокупностью которых в нашем сознании связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью ее делает полноценное развитие в благоприятных условиях. Но ведь, на практике полной меры таких условий не существует, и развитию ребенка сплошь и рядом сопутствуют разнообразные неблагоприятные факторы, в том числе , я еще раз повторюсь, болезни, которые затормаживают его физический и интеллектуальный рост, искажают его эмоциональную конституцию, делают недостаточными его способности и неадекватными реакции на окружающие явления. В таких случаях мы говорим о трудных детях, хотя, по правде говоря, «легких» детей не бывает. Но эпитетом трудные мы подчеркиваем характерную особенность в их жизненных проявлениях(а также и в педагогическом плане), связанную с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения. Причины такого рода аномалий могут приобретенными или врожденными. Если своевременно не обратить на них внимание и не принять необходимые меры, то нежелательные явления неизбежно станут необратимыми, усугубляя со временем отрицательные черты личности.

В своей работе я буду приводить примеры из собственной практики, как типы высшей нервной деятельности проявляются у детей. Как помочь детям. Как правильно выстроить с ними взаимоотношения.

Я постараюсь описать проявление тех «ненормальных» характеров, которые распространены и сильно дают о себе знать в семье, в школе и медико-педагогических учреждениях.

В мою задачу не входит описание всех дефектов характера. Я возьму главным образом, основные недочеты и те, которые вследствие неправильного воспитания могут превратиться в невропсихопатические симптомы (признаки).

Напомню, что тип высшей нервной деятельности является сплавом врожденных и приобретенных черт и поэтому целенаправленным воспитанием можно и нужно его в значительной степени корригировать.

Каждый тип высшей нервной деятельности у детей, я постаралась охарактеризовать в своих небольших стихотворениях, сравнивая с определенными цветами.


АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК.

Сорвать задумаешь цветок, -

Покажет стебель коготок.

Уколет так, что брызнут слезы-

Ведь это стебель чудной розы!

Детская агрессия — это серьёзная проблема и для родителей, и для воспитателей в саду, и для учителей в школе. Но в первую очередь — для самого ребёнка. Это своеобразный сигнал бедствия о внутренних противоречиях и конфликтах, с которыми он не может справиться самостоятельно. Нужно вовремя протянуть руку помощи, пока злость не приобрела патологические формы и не стала чертой личности.

Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечения внимания. Такой ребёнок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он даёт понять, что испытывает внутренний дискомфорт, что чувствует себя отверженным и забытым.

Письмо от агрессивных детей –всем взрослым.

  1. Чтобы нам не делали постоянно замечаний.
  2. Знать, почему вам можно громко говорить, а нам –нет.
  3. Делать то, что хочется нам, а не вам.
  4. Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.
  5. Чтобы вы нас научили справляться с гневом.
  6. Знать, почему нельзя ломать даже свои игрушки, давать сдачи, если меня обидели, громко кричать, визжать. Обзываться в ответ, если очень хочется.

Письмо от агрессивных детей воспитателям.

  1. Играйте с нами чаще (а не то мы будем драться).
  2. Защитите нас от всех злых детей планеты и нашей группы (а не то мы будем защищаться).
  3. Прекратите ругать нас так часто и без всякой причины (а не то, ведь мы тоже умеем ругаться, и не хуже вас).
  4. Накажите всех детей в группе, которые постоянно хотят нас обидеть (а, то придется нам самим заняться этим).
  5. Не смейте жаловаться родителям на нас (а, то мы скажем, что вы нас бьете каждый день).
  6. Любите нас, ну пожалуйста (А, то ведь нас и так никто не любит).
  7. Принимайте нас такими, какие мы есть, и вы увидите, что мы хорошие.

Александр Сазерленд Нилл, английский педагог, новатор в области образования, основатель школы Саммерхилл, как-то сказал; «Когда отсутствует давление страха и дисциплины, дети не проявляют агрессии». Многие психологи утверждают, что это емкое выражение отражает всю суть данного явления. Драки, девиантное поведение, мстительность, живодерство, истерики-все это есть протест против окружения, ответная реакция на жестокость, подавление, насилие, несправедливость.

Самые частые психоэмоциональные причины агрессии у детей:

-слепое копирование агрессивных взрослых и антигероев,

-самозащита в ответ на конфликтные ситуации,

-дефицит внимания,

-сильная эмоциональная привязанность к кому-либо, которая выражается через агрессию,

-низкая самооценка,

-неумении контролировать эмоции,

-проблемы социальной адаптацией, межличностные конфликты, асоциальное окружение,

-психотравма, стрессовая ситуация.

Однако причины агрессивного поведения у детей могут быть продиктованы и физиологией (органические поражения головного мозга, наследственные заболевания, переутомление, усталость).

Часто в агрессивности ребенка виноваты сами родители, которые:

-Сами ведут себя агрессивно;

-Непоследовательны в воспитании;

-Придерживаются системы жестоких наказаний, чрезмерно строги: бьют, унижают, постоянно критикуют.

-В каждом отдельном случае срабатывает свой комплекс причин.

Во-первых, ребенок проявляет агрессию через поведение и поступки; дерется, или просто замахивается, пинается, кусается, бросается игрушками, толкается, плюется, царапается, плачет, кричит, истерит, щипается, рвет одежду, отбирает игрушки.

При этом агрессивное поведение выставляется напоказ, чтобы все обратили на него внимание. Попутно он демонстративно отказывается соблюдать правила и не признает своих ошибок.

Во- вторых, агрессивный ребенок использует словесные приемы, чтобы излить злость: всех задирает, обзывается, угрожает, матерится, оскорбляет, спорит, насмехается.

Некоторые дети используют только один из шаблонов поведения, закрепленный на подсознательном уровне (например, в детстве при игре с котенком, маленький ребенок получил травму, пытаясь отогнать его со стола, в виде долго незаживающих царапин. В будущем он в моменты злости изображал ярость на лице и впивался в кожу того, кто находился рядом. Таким образом он запомнил этот метод защиты и активно его применял, но при этом не дрался, не плакал и не кричал. Ведь, осваивая окружающий мир, малыш пробует разные модели поведения. Если какая-то из них оказывается успешной и позволяет добиться желаемого, она отпечатывается в подсознании и становится устойчивой моделью поведения. Опять, же как пример: если хоть раз получилось с помощью агрессии отобрать желаемый предмет у другого, то это будет повторяться вновь и вновь.

Но чаще всего агрессия проявляется в комплексе. То есть идут одновременно и гримасы злобы, и словесное выражение эмоций. Если приступ переходит в истерику, это первый признак того, что поведение становится патологическим и требует психотерапевтического вмешательства.

Надо различать открытое и скрытое агрессивное поведение у детей.

Открытое чаще всего наблюдается у дошкольников, которые еще не научились контролировать свои эмоции или у детей с патологией нервной системы. Все отрицательные проявления демонстрируются на публику. Чем больше внимания-тем громче истерика. Главное в такие моменты- игнорировать, не идти на поводу, а затем проводить разъяснительные беседы о том, как это плохо.

Мало кто задумывается над тем, что первые признаки агрессии проявляются еще в младенческом возрасте. Если малышу не дают кушать, то он начинает злиться. Кричать, может ударить кулачком взрослого или по столу.

Если ему 2-3 года, то, как только он замахнулся или ударил кого- нибудь, надо сразу же:

-остановить его (не позволить повторить действие);

-сделать недовольный вид;

- строгим, но спокойным голосом, сказать, что это нехорошо, плохо и так делать больше нельзя;

-можно погрозить пальчиком;

- спросить, что именно он хочет и доступно объяснить, почему в данный момент не может этого получить.

Если в ответ на эти действия ситуация усугубляется или продолжается, то надо дистанцироваться малыша от окружающих и не обращать на него внимания, при этом обязательно следить за его действиями, но так чтобы он этого не замечал.

До 4-х лет детям характерны неконтролируемые и короткие вспышки агрессии, с целью добиться желаемого и увидеть реакцию взрослых. После- они уже учится контролировать свои эмоции, основные проявления агрессии будут в виде протеста.

 В пятилетнем возрасте мальчики начинают самоутверждаться через физическую силу: бьют, толкают, дерутся. Девочки-используют словесное оружие: обзываются, угрожают, манипулируют.

В шесть лет – «мудреют» и выказывают агрессивность выборочно, там, где уверены в «победе».

Также надо понимать, что поведение детей до шести лет не может считаться «жестоким», а агрессивное поведение вряд ли может нанести серьезный ущерб. В этот возрастной период важно установить правила и запреты, а не внушать ребенку чувство вины за испытываемые эмоции.

Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, необходимо учить детей приемлемым способам выражения гнева.

С маленькими детьми по советам психологов можно ежедневно выполнять упражнения для снятия агрессии:

-«Пылевыбивалка»-подушка, с которой в течение 5-7 минут можно делать все, что угодно:(бросать, пинать, колотить) т. е. выбрасывать негативную энергию.

-«Боксер»- устроить «бой» с боксерской грушей».

-«Кузнечики»-устроить соревнования: кто выше прыгнет.

-«Фейерверк»- порвать любую цветную бумагу и устроить настоящий фейерверк, салют (перевести негативные эмоции в радостные, посредством мелкой моторики).

Существует еще масса примеров специальных способов выражения гнева, например, как:

Громко спеть песню.

Пометать дротики в цель.

Используя стаканчик для криков, высказать отрицательные эмоции.

Пускать мыльные пузыри.

Пробежать по коридору. По кругу спортивной площадки на прогулке.

Полить цветы.

Поиграть в настольный футбол, хоккей и т. д.

Отжаться от пола несколько раз, попрыгать на скакалке.

Слепить из пластилина фигуру обидчика.

Подобные упражнения призваны снять стресс, выплеснуть эмоции, убрать накопившуюся раздражительность. После них ребенок чувствует себя приятно уставшим и расслабленным. В таком состоянии он уже не проявляет агрессии, так как на нее нет элементарно сил.

Альтернатива данным упражнениям-совместные занятия спортом или трудотерапией.

ИНСТРУМЕНТ, ПОЛЕЗНЫЙ И ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «КОРЗИНА ДЛЯ ГНЕВА».

 Корзина- для гнева — это хорошее средство для решения проблем, связанных с детской эмоциональностью, которое может помочь родителям легче справляться с конфликтами со своими детьми. Она представляет собой воспитательный инструмент для детей от четырех до десяти лет. Это ритуал, в ходе которого дети создают символический предмет, корзину, в которую можно класть негативные эмоции, визуализируя и усмиряя их.

Создание корзины- очень важный момент, дающий детям возможность активизировать осознание своих негативных эмоций, которые зачастую представляются им исключительно в терминах вины.

Гнев с этой точки зрения - наиболее близкая к агрессии эмоция. Он часто присутствует в конфликтах с родителями. Но гнев — это не то же самое, что агрессия, являющаяся защитной реакцией на опасность извне или на то, что ее кажется. Не надо также путать гнев с яростью и насилием, когда человек намеренно стремится принести вред кому-то или чему-то.

Корзина для гнева представляет место и время, чтобы справиться с этим вулканом, с которым уже ничего не поделать, если он начнет извергаться. Она дает пространство для работы с эмоциями, с которыми сложно справиться.

КАК СДЕЛАТЬ КОРЗИНУ ДЛЯ ГНЕВА И КАК ЕЮ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ.

Прежде чем делать корзину, можно рассказать ребенку историю о гневе (например, «Витя злится», или ту часть «Пиноккио», где он впадает в ярость, говоря со Сверчком…), чтобы познакомить его с этой темой.

Затем надо вместе сделать корзину, в которую ребенок будет класть то, что заставило его разозлиться., злиться. Это может быть картонная или металлическая коробка, пластиковый контейнер, коробка из- под торта. Выбрав корзину, ребенок оформляет ее со своей фантазией и вдохновением, так чтобы она отражала его личность, говорила за него ( можно сделать на ней надписи, изобразить любимого персонажа из мультфильма, раскрасить ее, приклеить блестки и т.п).

Нужно выбрать место для корзины (определенное место в доме, классе, группе- комод, полку, шкаф и т.п).

После этого вместе опробовать ее: ребенок рисует свой гнев или то, что заставило его злиться и бросает его в корзину. Бросать можно не только рисунки, а еще скомканные листы бумаги или вещи, напоминающие о пережитой эмоции (а также игрушки, фигурки и так далее).

Создавая корзину, ребенок получает общение с родителем, дает выход накопившимся эмоциям, работает с ними и делится ими с окружающими. Он знает, что в корзину можно выбросить то, что заставило его почувствовать себя плохо, и таким образом освободиться от груза. Испытывая гнев, он каждый раз сможет найти свою корзину, это станет в свою очередь ритуалом, возможностью контролировать негативную эмоцию, которая иначе могла бы полностью его захватить.

Гораздо большую опасность и для ребенка, и для окружающих представляет скрытая агрессия.

 Основные причины- страх наказания, насилие, авторитарный или подавляющий стиль преподавания в школе или воспитания в семье, психотравма или отсутствие близости с родителями.

 Развивается у школьников и подростков.

Для большинства окружающих (чаще всего взрослых-родителей, учителей) они спокойные, уравновешенные дети, даже скромные и послушные. Но в определенном кругу (среди одноклассников, уличной компании, в соцсетях)-злые, грубые, жестокие. В дальнейшем такие дети вырастают лицемерами, манипуляторами. И с такой проблемой способен будет справиться только профильный специалист в тесном тандеме с родителями.

Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте проявляется на грани эмоции и устойчивой черты характера.

Дети начинают осознавать себя в совершенно новом качестве, примеряя на себя роль одноклассника, ученика. Если у них что-то не получается, это может вызывать агрессию. Здесь важно увидеть и понять на кого направлена злость, — это поможет понять причину конфликта (на родителя, учителя, одноклассника).

Если агрессивное поведение наблюдается уже после школьной адаптации, психологи настоятельно советуют родителям обратить внимание на то, в какие игры играет, какие фильмы предпочитает ребенок, какую информацию получает из вне.

10 лет- предподростковый период, поэтому на первый план выходят отношения со сверстниками. В этом возрасте агрессия редко направлена в сторону взрослых, пытаясь самоутвердиться, ребенок начинает отыскивать тех, кто слабее.

 Мы должны помогать детям ссориться правильно, находиться в конфликтной ситуации и принимать их эмоции, проявляемые ими во время конфликтов.

Только от взрослых зависит как будет развиваться дальше агрессивное поведение у детей. Скоординированные действия родителей, учителей, воспитателей помогут снизить уровень тревожности и решить детскую проблему.

У подростков агрессия часто принимает самые жестокие и неприемлемые для общества формы с одной стороны. С другой — это типичное, закономерное проявление пубертатного кризиса. Задача взрослых на этом этапе-свести проявления агрессии к минимуму. При этом следует постараться:

-перейти на принимающий стиль воспитания: окончательные решения остаются за взрослыми, но с учётом пожеланий и мнения подростка.

-объяснять все действующие запреты.

-направлять агрессию в другое русло- спорт, творчество, хобби, походы. Новые знакомства.

-уделять больше времени, разговаривать, работать над доверием.

 ПАМЯТКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ.

 Давайте вспомним и выделим общие психологические особенности у детей, склонных к агрессивному поведению:

- агрессия-маска, под которой -несчастный ребенок, глубоко неуверенный в себе;

- через силу и власть демонстрируется глубокая беспомощность;

- отсутствие чувства собственного достоинства;

- уверенность в собственной ненужности;

- нахождение в состоянии постоянного стресса;

- чувство полного одиночества.

Таким образом, агрессия и у подростков свидетельствует прежде всего о наличии глубоких внутренних противоречий и конфликтов. Они нуждаются в экстренной помощи со стороны взрослых. 

Задача- помочь ребенку разрешить внутренние противоречия и проблемы, которые стали провоцирующим фактором.

Попробуйте изначально обыграть с ребенком различные ситуации в игровой форме с целью ближе понять свое чадо.

Например:

 ЖИЗНЬ ВЗРОСЛЫХ

Попросите ребенка взять интервью у нескольких взрослых. Например, у бабушки или дедушки, старшего брата или сестры, тети или дяди. Можете помочь ребенку, предложив примерные вопросы:

  • Когда вы впервые почувствовали, что стали взрослым?
  • Мечтали ли вы стать взрослым, когда были ребенком?
  • Чем, по вашему мнению, жизнь взрослого отличается от жизни ребенка?
  • Часто ли вы вспоминаете о своем детстве и когда это происходит?
  • Сохранились ли у вас какие-нибудь вещи из вашего детства?
  • Хотели бы вы снова вернуться в детство?

Ребенок должен записать все ответы взрослых и сравнить их, выявляя общие закономерности. Будет хорошо, если в конце он составит рассказ на тему «Мир взрослых».

УЧИМСЯ ЗАБОТИТЬСЯ

Попросите ребенка подумать, как бы он поступил в следующих ситуациях, как проявил бы свою заботу. Пусть он выберет одну из ситуаций, и вы вместе инсценируете ее.

Мама заболела. (Вариант решения: надо уложить ее в постель, принести чай с малиновым вареньем или медом; открыть форточку, чтобы в комнате был свежий воздух, и поставить маме градусник.);

  • День рождения бабушки;
  • Младший брат капризничает;
  • В гости пришел друг;
  • Папа вернулся с работы уставший;
  • У кого-то из членов семьи (друга, учителя) плохое настроение;
  • Тебя (твоего брата или сестру, друга) отругали родители;
  • Твой друг плохо учится.

 СКВОРЕЦ

Эта игра поможет детям научиться позитивно, не нанося психологических травм другим людям, разрешать конфликты.

Сюжет игры заключается в том, что в «скворечнике» поздней осенью поселяются три «воробья». За время зимы они обжились в своем домике, обустроили его. Им хорошо и уютно жить вместе.

Но вот пришла весна, и из теплых краев возвратились три «скворца». Они подлетели к своему домику и увидели, что он занят «воробьями».

Далее детям предоставляется возможность действовать самостоятельно. Игра заканчивается, как только «воробьи» и «скворцы» придут к какому-нибудь общему решению. Оно может быть следующим:

- «скворцы» выгонят «воробьев» из скворечника;

- птицы соглашаются жить вместе;

- «скворцы» помогают найти «воробьям» другой домик и обустроиться там, а также договариваются, что зимой «воробьи» могут вновь его занять;

- «скворцы» улетают, увидев, что их дом занят.

(свой вариант).

В заключение игры важно сделать вывод, что в конфликте всегда необходимо увидеть и понять позицию другого и искать способ разрешения сложившейся ситуации вместе. 

ХОРОШИЙ ВРАЧ

Предложите ребенку подумать, как должен поступать хороший врач в следующих ситуациях:

- К врачу на прием пришла мама с малышком, который очень боится укола и плачет.

(Вариант решения: врач должен поговорить с мальчиком, угостить его конфетой, рассказать сказку, а затем уже сделать укол.);

- К врачу пришел старик, который не согласен с тем, как врач его лечит.

(Вариант решения: врач должен внимательно выслушать его, спокойно высказать свое мнение, а затем показать книги по медицине, которые подтверждают правильность выбранного лечения, и предложить ему прочесть их.);

- Перед кабинетом врача ругаются несколько больных;

• Медсестра часто опаздывает на работу;

• Медсестра плохо моет медицинские инструменты.

Пусть ребенок выберет одну ситуацию и придумает небольшую сценку-диалог, которую вы разыграете вместе.

ДОБРАЯ СКАЗКА

Попросите ребенка представить, что однажды во всех сказках герои стали хорошими, совершающими добрые поступки. Пусть он выберет две известные сказки и составит из них одну таким образом, чтобы отрицательные персонажи двух сказок совершали в общей сказке только добрые поступки (например, сказку про Красную Шапочку и сказку про трех поросят). Однажды Красная Шапочка пошла к бабушке. По дороге она встретила волка, который работал лесным врачом. Волк рассказал ей, что идет в домик к поросятам, потому что они заболели гриппом.

Красная Шапочка тоже захотела навестить поросят и пошла к ним вместе с Волком. Волк дал поросятам лесную микстуру из ягод малины и листьев мяты, и им стало лучше.

Затем Волк предложил Красной Шапочке проводить ее к бабушке, потому что было уже темно. Бабушка очень волновалась, что Красной Шапочки долго нет. Она думала, что ее внучка заблудилась в лесу, и от волнения у нее началось сильное сердцебиение. Когда Волк и Красная Шапочка пришли, Волк дал бабушке несколько мятных таблеток, чтобы она успокоилась. Потом они вместе стали пить чай с пирожками и брусничным вареньем. На прощание бабушка подарила Волку банку вкуснейшего джема и попросила отнести в подарок трем поросятам вкусных пирожков.

Помните, что запрет и повышение голоса-самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь, поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет ребенка и центр внимания сместится с объекта агрессии на новый предмет.

Всегда дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию.

Сместите ее на другие объекты. Разрешите ему, например поколотить подушку или порвать кусок картона на мелкие кусочки, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

 Показывайте личный пример эффективного поведения. Если взрослый отвечает на детскую агрессию таким же поведением — это вызывает еще большее обострение приступа. Ребенок кричит еще громче, дерется еще сильнее. Физическое подавление может сыграть роль временного решения проблемы. Но в этом случае увеличивается риск развития скрытой формы враждебности, которая перерастет в дальнейшем в лицемерие и склонность к манипуляциям. Наиболее провальный материал, из собственной практики — это дать желаемое. Такая модель поведения закрепится и станет постоянным оружием для достижения собственных целей. Не допускайте при детях вспышек гнева или нелестных высказываний о каких-либо людях.

Надо устранять агрессию как черту характера, но не как эмоцию, которая в большинстве случаев выступает как самозащита в ответ на внешние нападки.

Сложность именно в том, чтобы не дать эмоции, выполняющей функцию самозащиты, стать устойчивым паттерном поведения и развиться до самостоятельной черты характера, с которой придется идти по жизни.

Пусть ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы его союзник, цените его и принимаете его. Пусть он видит, что он важен для вас.

Хочется, подвести итог, цитируя диалог из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»:

-Зачем нужны шипы? «…»

-Шипы ни за чем не нужны. Цветы выпускают их просто от злости.

«…»

-Не верю я тебе! Цветы слабые, маленькие. И простодушные. И они стараются придать себе храбрости. Они думают: если у них шипы, их все боятся…

Медлительный ребенок.

Ветер подул и наклонил…

Дождь прошел и намочил…

Вдруг, просто кто-то наступил…,

Но главное не растоптал, не повредил…

Проходит время и расправляется цветок

И медленно, стряхнув росу-

Все также тянется к теплу!

Анатолий, заходя ко мне в кабинет, ведёт себя тихо и спокойно, даже можно сказать солидно: не плачет, не пугается нового коллектива, не прыгает, не кричит. На вопросы отвечает не сразу, немного подумав, но спокойно и по существу. Раздевается не спеша, аккуратно складывает снятую одежду. Окрик мамы: «Побыстрее!», не производит должного впечатления на него в любых ситуациях. По рассказам мамы и принесенной из детского сада характеристике, это спокойный мальчик, не плаксивый, не озорной. Он методично выполняет все привычные для него режимные моменты, требования. Но сразу теряется и нервничает, проявляет даже агрессию или плаксивость, если его заставляют сделать что-то непредвиденное, ломающее распорядок дня.

Например, если переставят кроватку на новое место, он несколько ночей плохо спит.

Если пересадят за другую парту, то перестает выполнять задания, если за другой стол-теряет аппетит.

Долго не может найти контакт с новыми людьми, ребятами. Любая привычка у Анатолия становится стойкой, и отучить от нее его нелегко.

Такие дети имеют сильный, но инертный тип высшей нервной деятельности.

Необходимо выделять медлительных детей как относящихся к особой группе риска прежде всего потому, что они еще до школы испытывают массу негативных реакций от того, что они «не такие как все». Что они «другие», оттого что взрослые стараются «переделать «их, порой, не считаясь с их возможностями, не замечая, что нарушается их развитие, ухудшается здоровье. Для того чтобы они в легкой форме адаптировались в ГДОУ и в школе, важно знать и учитывать их особенности.

Еще до школы, когда медлительный ребенок посещает детский сад, где все зависит от отношения взрослых к его медлительности. Он фактически не испытывает особых трудностей и осложнений в детском саду, до тех пор, пока интенсивность работы не превысит его возможностей.

Трудности, испытываемые детьми с низкой подвижностью нервных процессов, накладывают отпечаток на их характер: очень часто они становятся необщительными, замыкаются в себе. Все эти факты говорят о том, что медлительные дети нуждаются в помощи.

Попробуем кратко рассмотреть, как можно помочь медлительным детям, чтобы они не попали в число, отстающих в школе в контингент страдающих неврозами.

Необходимо тренировать подвижность нервных процессов у медлительных детей. Ежедневные игровые занятия дома и в детском саду в течение 10-15 минут принесут значительный результат. Желательно проводить тренировку в подгруппах или индивидуально, чтобы не вызвать спешку, тревожное состояние, чувство обескураженности перед сверстниками.

Детей инертного типа надо приучать к новым впечатлениям, к смене привычек и стереотипов, менять время от времени привычный распорядок дня. Для родителей полезно втягивать таких детей в туристические походы, где естественно, обстановка отличается от привычной.

УТОМЛЯЕМЫЙ, ИСТОЩАЕМЫЙ РЕБЕНОК.

Таких детей часто называют пассивными, ленивыми, болезненными. Но в этом очень мало правды, потому что психика такого ребенка вовсе не расслаблена, а наоборот, перегружена, в ней идет колоссальная работа. Быстрая физическая утомляемость- защита, способ перегруженной психики дать знак о потребности в уединении и отдыхе. Утомляемость — это свойство организма быть подверженным утомлению. ВОТ — это очень важно понимать и знать всем нам педагогам.

Истощаемость-следствие бурных и непрерывных психических процессов, идущих, как правило, глубоко внутри.

Истощаемость — это кратковременность ярких, эмоциональных проявлений (гнева, горя, радости)., вслед за которыми наступают безразличие и слабость.  Для постороннего взгляда такой ребенок может казаться безучастным, неконтактным, погруженным в себя. Но неожиданно он может расплакаться, обидеться, разозлиться на самого себя и без всякой видимой причины. У таких детей тонкая и чрезвычайно восприимчивая душевная организация.

Давайте разберемся в возможных причинах быстрой утомляемости детей:

-Особенности темперамента, тип нервной системы. У чувствительных, восприимчивых детей большое количество их психической энергии уходит на переработку всех сигналов из окружающего мира, многие из которых дети с другим типом нервной системы и другим темпераментом просто не способны воспринять и прочувствовать.

-Общие требования и тем более сверхтребования, которые предъявляют ребенку семья или коллектив. У истощаемого ребенка уходят дополнительные силы на то, чтобы хоть как-то соответствовать предлагаемому темпу, скорости реагирования, уровню общения и другим требованиям, что вызывает большее истощение.

-Невыраженные чувства (сильный гнев, страх, стыд, обида) могут также отнимать у ребенка много психических сил.

-Проблемы в семье, алкоголизм одного из родителей, непоследовательное поведение взрослых могут формировать в ребенке «сканирующую» особую             психическую структуру, которая помогает ему «считывать» и предугадывать эмоции и поведение значимого взрослого. Это также в значительной мере перегружает психику ребенка, который пытается потом контролировать и всех окружающих его людей, что дается ему колоссальным напряжением всех психических функций.

-Строгое наказание за ошибки при склонности таких детей к перфекционизму-стремлению делать все как можно лучше влекут за собой истощение при выполнении любой работы.

ВАЖНО ЗНАТЬ:

-Такие дети быстро переполняются впечатлениями и в результате могут перевозбудиться, начать капризничать. Они с трудом засыпают, если их вовремя не уложат спать. Следует по возможности создавать для них спокойную обстановку.

-Очень важно следить за режимом. Таким детям, как правило требуется больше времени на сон и отдых. Они хорошо отдыхают на природе, в уединении, на свежем воздухе. Им совершенно необходимо добровольное одиночество и возможность иметь свою территорию.

-Такие дети, как правило, склонны переживать все в себе, редко выражают и проявляют свои чувства. Они много тревожатся, беспокоятся, пытаются быть хорошими, полезными, удобными. Им трудно делать что-то плохо, они очень стараются, но в силу своей истощаемости часто отстают от окружающих их сверстников и почти всегда не соответствуют ожиданиям родителей, что вызывает у них дополнительную волну переживаний.

-Поддержка и отсутствие сверх ожиданий таким детям совершенно необходимо. Поскольку у них чаще всего занижена самооценка, то важно поменьше критиковать и оценивать такого ребенка- он и так является строгим судьей самому себе.

-Такие дети предпочитают более взрослые занятия. Но им будут чрезвычайно полезны игры, в которых могла бы проявиться их детскость, беззаботность и спонтанность.

-Как правило, такие дети имеют мало друзей, но им они очень нужны, поскольку с другом можно поделиться тем, что не расскажешь родителю, с другом можно поиграть, в процессе игры отдохнуть или выплеснуть какие-то накопившиеся чувства.

Но не стоит настаивать, если ребенок в какой-то день по каким -то причинам не хочет ни с кем встречаться.

-Таким детям очень полезны массаж, занятия с водой, тишина. Важно, чтобы ребенок как можно меньше был связан с транспортом, больше гулял, проводил время с домашними животными, если он к ним привязан.

-Истощаемым детям всегда требуется больше времени на адаптацию в новых условиях, в новом коллективе. Если ребенок не готов к новой ситуации, он, скорее всего заболеет. Такие дети склонны к самым разнообразным соматическим заболеваниям.

- Такой ребенок может бурно переживать события, кажущиеся взрослым незначительными. Важно принять всерьез и разделить переживания ребенка, это позволит ему воспринять происходящее событие с меньшими энергетическими потерями.

-Следует очень бережно относиться к такому ребенку, стараться не перегружать его. 

ЗАСТЕНЧИВЫВЙ РЕБЕНОК.

 А что ж там за цветочек,

Застенчивый такой?

Стоит на тонкой ножке,

Цветочек полевой!

По цвету небесно-голубой,

А иногда лиловый и скромненький такой!!!

В кабинет, пугливо прижимаясь к матери, входит Вера. Она настороженно озирается по сторонам, а когда к ней обращаются с вопросом, то теряется, краснеет, отвечает тихим, прерывающимся голосом. При виде указки, которую я. Случайно беру в руки, она отшатывается, глаза ее наполняются слезами. По словам матери, девочка послушна и исполнительна, но крайне обидчива, плаксива, труслива; в детском саду при малейшем недоразумении забивалась в угол и плакала. Пугалась, даже когда при ней бранили других детей. Дружит в классе лишь с одной девочкой, тоже тихой- других сторонится. Вера никогда не дает отпора, если ее обидят другие ребята, только тихо заплачет. Шумных забав не приемлет. Охотно играет с детьми младшего возраста, утешает их. От участия в детской самодеятельности отказывается, хотя у нее прекрасный голос и слух, и она охотно поет куклам. Когда рядом нет посторонних. Нетрудно определить, что у девочки слабый тип высшей нервной деятельности с преобладанием плаксивости и слабости.

Хочется процитировать слова немецкого психиатра Фридриха Шольца, который образно определяет застенчивость так «…В то время как страх смотрит в будущее, а печаль обращает свои взоры в прошлое-застенчивость есть мучительное ощущение каждого текущего момента, такое же частое у детей, как и у взрослых».

Застенчивость составляет недостаток характера тогда, когда она проявляется у ребенка не случайно, а постоянно и всюду, с кем бы не приходилось ему сталкиваться.

Застенчивость влияет на наше мышление, задерживает, расстраивает его ход, может действовать вопреки желаниям и, наконец вызывает у нас неловкие, вынужденные, лишние движения головой, руками и т. п.

Застенчивые дети замкнуты, нерешительны, робки, испытывают сложности в установлении контактов, общении со сверстниками и взрослыми. Они испытывают дискомфорт, необъяснимый страх перед людьми, это не позволяет им высказать свое мнение, доказать свою точку зрения, показать свои способности и достижения.

Французский исследователь Анри Дюга установил три вида застенчивости: умственную, волевую и эмоциональную. «У одних застенчивых людей замечаются признаки вялости, отсутствии инициативы, у других- симптомы истерии. Иные под влиянием застенчивости начинают говорить много и громко. Но многословие и тревожные жесты выдают их смущение. Другого смущение приводит в состояние оцепенения, третий приходит в состояние ярости и возбуждения.

Застенчивость отличается от страха тем, что «страх вызывают у нас предметы, известные представления, понятия (страх перед опасностью, смертью), застенчивость могут вызывать только люди».

Причина застенчивости — это реакция на эмоцию страха, которая возникает у ребенка в определенный момент при общении с другими взрослыми(сверстниками) и впоследствии закрепляется (это может быть реакция на агрессивную критику, игнорирование ребенка, «травля» другими детьми, переход в новую школу, низкая самооценка).

У детей застенчивость проявляется в смущении, робости, неловкости и какой-то кажущейся глупости: она бывает у них в присутствии взрослых людей, им незнакомых, но также и при детях, но более старшего возраста.

Как помочь застенчивому ребенку? Вот несколько советов для того, чтобы помочь ребенку чувствовать себя уверенным в окружающем мире и не бояться общаться с людьми:

1. Необходимо выработать определенный стиль взаимоотношения с ребенком родителям и педагогам;

-не говорить при ребенке или самому ребенку о том, что он стеснительный, застенчивый;

-обратить внимание на собственное поведение;

-постоянно подкреплять в ребенке чувство уверенности в себе и в своих силах;

-постепенно, осторожно привлекать ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общение.

2. Поощрять контакт взглядом. Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза» или «Я хочу увидеть твои глазки». В результате сознательного закрепления этого навыка и регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет смотреть в глаза собеседнику.

3. Научить ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакома человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; новому ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

4. Отрабатывайте поведение в тех или иных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию - рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

                                                                                                             

 ВОСПИТАТЕЛЯМ «Как общаться с застенчивыми детьми».

Дети, имеющие такие проблемы, как замкнутость и застенчивость, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача- подойти к другому, попросить что-либо, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулируют развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения).

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.

Надо понимать, что задача коррекции застенчивости состоит в том, чтобы тренировать застенчивого ребенка в общении с людьми. Поэтому мы, изначально создаем целую систему поручений: например. Ребенку поручается передать какую-нибудь вещь малознакомому лицу, далее ему предлагается сказать тому же лицу что-либо на словах, что является сложнее первого поручения. Подобные поручения постепенно и систематически усложняются в пределах своего дома или учреждения, а затем вне его. Мягко проводимая система поручений осторожно, нефорсированно дает очень хорошие результаты. Бранью же. Суровыми упреками, холодной строгостью, указывал Ф. Шольц, мы только еще более усилим боязливую напряженность бедного, застенчивого ребенка; сначала мы должны стараться приобрести доверие робкого, смущающегося ребенка; тогда для нас откроется и его сердце!

Наша работа, как педагогов непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

-развитие позитивного самовосприятия (никогда, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте ребенка с окружающими);

-повышения уверенности в себе и в своих силах (необходимо развивать инициативность и самостоятельность);

-Развитие доверия к другим (необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы);

-снятие телесного напряжения (помогут упражнения на релаксацию);

-развитие умения выражать свои эмоции;

-развитие навыков коллективной работы;

Просьба, обращенная к застенчивому ребенку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. Однозначно, фон общения с таким ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.  В обращении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие, резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Основа — это тактичность и терпение.

Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка — это привлечение ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью и доброжелательностью и сумеет вовлечь в совместную игру, деятельность. В быту необходимо стимулировать к разностороннему общению: обратиться к кому-либо с просьбой, выполнить поручение и т. п. На первых этапах присутствие взрослого обязательно.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ. Ребенок и страхи.

Тревожится, боится снега, ветра и студеного мороза

Моя пушисто-желтая, весенняя мимоза!

Все мы, прекрасно знаем, что именно страх предостерегает от опасностей и уберегает от необдуманных поступков. Однако все хорошо в меру. Навязчивые страхи могут серьезно подпортить жизнь даже оптимистам.

Избавиться от страха надо как можно скорее, пока он не перерос в фобию. Например, если ребенок боится собаку, которая его укусила, — это естественный страх. Он не проявляет себя, когда поблизости нет раздражающего фактора (в данном случае-конкретной собаки). Однако если ребенок начинает бояться всех собак подряд-это уже фобия. Фобия возникает из страха, с которым человек не смог вовремя справиться. Если со страхом можно как-то договориться (или прогнать, если он по-хорошему не понимает), с фобией такой номер не пройдет, ведь она не контролируется разумом. Вы ей даже слова сказать не сможете, поскольку будете находиться под ее игом.

Давайте помнить о том, что смелый человек- не тот, кто ничего не боится, а тот, кто сумеет преодолеть свои страхи. Прежде всего, внимательно рассмотрим врага, чтобы нанести ему сокрушительный удар.

Ведь, если порассуждать, то откуда берется страх? - Его порождает тревога. «Но ведь, -скажут внимательные читатели, — из тревоги возникает депрессия, а вовсе не страх!» Действительно, в психиатрии, доказано, что мать депрессии - тревога. Однако «благодаря» тревоге на свет может появиться и страх, который причиняет не меньше страданий, чем депрессия. В современном мире много поводов для переживаний и беспокойства. Тревожного человека пугает мысль, что с ним непременно случится что-то страшное (он не знает, что именно). Естественно, тревога может оказаться напрасной, и пугающая ситуация так и не произойдет. Тревога — это предчувствие страха. Если страх появляется в ответ на конкретную опасность, то тревога — это ожидание будущей угрозы. Тревожный человек находится в постоянном напряжении, и неудивительно, что причиной его страха может стать любая мелочь. Как в русской пословице: «Пуганая ворона и куста боится». Таким образом, у тревожного человека гораздо больше шансов «заразиться» различными страхами.

Перефразируя известное выражение, можно с уверенностью сказать, что страхам все возрасты покорны. Другими словами, страхами подвержены не только малыши, но и подростки, взрослые адекватные люди. Кстати, чем старше становится ребенок, тем больше поводов у него для страхов. Это вполне объяснимо: с возрастом у детей увеличивается запас знаний, а это не способствует сохранению душевного спокойствия.

При коррекции страхов не следует рассказывать страшных историй не только на ночь, но и днем читать газетную хронику происшествий; нужно ребенку самому предоставить возможность откровенно делиться своими переживаниями, связанными со страхом, и устранить все внешние его поводы. В некоторых же случаях простейшим средством является произвольное вызывание припадков страха (внезапный резкий шум и т. д.) до тех пор, пока ребенок не привыкнет к нему.

Известный детский врач и педагог, автор получивший у нас теплый прием книги «Нервные болезни и воспитание» Гуго Оппенгейм предлагает применять рекомендованную немецким психологом Теодором Цигеном аффективную гимнастику, т. е. заставлять ребенка делать методические упражнения для того, чтобы постепенно отучить его от наклонности к страху.

-Например, юноше, боящемуся огня, следует привязать спичку и лишь спустя несколько дней разрешить ему ее снять. Далее надо взять из рук и объяснить ему, что теперь вы снимаете с него ответственность и принимаете ее на себя. Позже уже этот подросток должен будет сам тушить спичку, а еще позднее сам научиться ее бросать. При первых пробах должен непременно присутствовать педагог, врач, а лишь позднее его приучают самостоятельно подавлять свой страх. Авторитетное уверение последнего: «Я беру на себя ответственность за все последствия.»- необыкновенно облегчают состояние тревожного человека, об этом надо всегда помнить.

-Например, если ребенок боится собак, надо при нем погладить и покормить ласковую собаку, потом предложить сделать это самому.

-Если он боится ходить по мосткам, надо проходить их с ним за руку, потом подстраховывать, постепенно увеличивая высоту.

-Если боится спать один, надо понемногу, каждую ночь все больше увеличивать расстояние между своей и его кроватями и т. п.

-Ребенка, теряющегося у классной доски при ответах, надо тренировать в ответах дома, высказанных смелым тоном уверенного в себе человека. Хорошо влияют рассказы и чтение о храбрых людях и детях, которым хочется подражать.

Каждый успех надо сопровождать похвалой; не обращать внимание на плач, следить чтобы он не принес выгоды или сочувствия. Нельзя пытаться резко переломить страх. Например, боящегося плавать бросать в глубоком месте или с боящимся высоты делать вид, что выбрасываете его в окно и т. п.

Существует еще один очень эффективный метод борьбы со страхами-сказкотерапия. Вы подбираете или сами придумываете волшебную историю, в которой ребенок, похожий на вашего, испытывает подобный страх. Думаю, не нужно напоминать, что сказка должна быть со счастливым концом; герой находит способ справиться со своим страхом.

Придумайте талисман, который будет защищать, самое главное, чтобы его можно было брать с собой везде. Как вариант: можно подобрать песенку, которая будет придавать смелость или придумать магическое заклинание (например, «Сим-Заладим», «Абель-кабель- думатель») Главное верить: что это прогонит страх.

Однозначно сказать, какой метод хорош, а какой плох-нельзя. Каждый человек уникален и то, что помогает одному, неприемлемо для другого. Между тем есть одно универсальное средство от страхов — это доброжелательная атмосфера в семье. Любовь и понимание-основа для душевного благополучия. Когда есть поддержка родных, то все страхи уходят на последний план, либо человек становится менее уязвим к любому проявлению негатива от окружающей среды.

В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это «индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях в том числе и в таких которые к этому, не предрасполагают». Проще сказать, что это эмоциональное состояние, возникающие в ситуациях неопределенной опасности и проявляющиеся в ожидании неблагополучного развития событий. Такие люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Они часто задают себе вопрос: «А вдруг, что-нибудь случится?». Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что в свою очередь приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе.

Обязательно, надо понимать, что страх и тревога- две различимые эмоции, где страх — это реакция на вполне определенные стимулы или ситуации (страх грома, собак, темноты) — это эпизодические проявления беспокойства, напротив, тревога имеет более неопределенный источник. А, вот тревожность является как раз устойчивым состоянием.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы и правила поведения, принятые в обществе, устанавливают отношения со взрослыми и сверстниками. Процесс социализации у многих протекает нелегко.

В наше время растет количество детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью в себе, эмоциональной неустойчивостью. Особую опасность эти состояния представляют на пятом году жизни: «В четыре года у мальчиков и девочек проявляются заострение боязливости и пугливости, робости и нерешительности, чувство вины и переживания случившегося, что говорит о пике эмоционального развития в этом возрасте. Чаще всего отмечается несамостоятельность и пассивность(зависимость)».

Родители и педагоги часто не замечают эмоциональных переживаний ребенка или считают их беспредметными и немотивированными. Отсюда многочисленные окрики, моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному ребенку не под силу.

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы; неуверенность в себе, страхи, так называемые школьные неврозы. Принято считать, что «школьная тревожность» возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Причем, большинство первоклассников переживают не из-за плохих показателей(«оценок»), а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта, который может быть вызван негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить в зависимое положение; неадекватными, чаще завышенными, или противоречивыми требованиями взрослых.

Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки занижен, они и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие и не получат одобрения от взрослых во всех делах, не верят в поощрения и где-то, даже боятся излишнего обращения на себя. Характерны и соматические проблемы: боли в животе, головные боли, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время тревоги они часто ощущают сухость, ком в горле, слабость в ногах, учащенное дыхание, покраснение лица, потливость.

Большинство ученых считает, что в дошкольном возрасте и младшем возрасте одна из основных причин возникновения тревожности – это нарушение детско- родительских отношений.

Неблагоприятными последствиями для тревожного ребенка являются снижение самооценки, рост неуверенности в себе, страх ошибиться сделать что-то не так, отсюда возникает зависимость от других, несамостоятельность, неадекватные притязания и т. д.

Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены (имеют мышечные зажимы в области лица, шеи плечевого пояса); раздражительны, плохо спят и т. д.

Важно, чтобы взрослые, и педагоги, и родители осознали проблемы тревожных детей, распознали проявления тревожности и помогли им стать увереннее в себе, научили управлять собой в различных ситуациях. Для этого мы должны попытаться в этих условиях достичь, следующих целей, работая в трех направлениях:

  1. ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ. Обеспечить детям теплое, надежное пристанище.  Дать возможность рассказывать о том, что они чувствуют, даже несмотря на кажущиеся нам-, это нелепостями, обманом и т. п. Всем, известно, что с разделенной бедой легче справиться.

  1. ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА УМЕНИЮ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ В КОНКРЕТНЫХ, НАИБОЛЕЕ ВОЛНУЮЩИХ СИТУАЦИЯХ. Научиться распознавать и интерпретировать стрессовые ситуации у детей. Помочь понять смысл событий или обстоятельств, давая все необходимые разъяснения.

  1. СНЯТИЕ МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ. Постараться не препятствовать регрессивному или не соответствующему возрасту поведению, такому как желанием пососать палец, закутаться в одеяло, поприставать с пустяками или посидеть на коленях. Поэтому релаксационные и дыхательные упражнения для данной категории просто необходимы. Всегда надо помнить, что уметь расслабляться важно всем детям, но для тревожных ребят-это просто необходимость, потому что состояние тревоги сопровождается зажимом различных групп мышц. Обучить расслаблению- непростая задача, какой она, кажется, на первый взгляд. Дети хорошо знают, что такое сесть, встать, пробежаться, но что значит расслабиться- им не совсем понятно. Поэтому в основе игр для релаксации положен самый простой способ обучения этому состоянию. Он заключается в следующем-после сильного напряжения мышц само собой наступает расслабление.

Как играть с тревожными детьми.

На начальных этапах работы следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Включение ребенка в новую игру должно проходить поэтапно. Пусть он сначала ознакомиться с правилами игры, посмотрит, как в нее играют другие дети и лишь потом, когда сам захочет, станет ее участником.
  2. Если вы вводите новую игру, то для того, чтобы тревожный ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, то лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему (картинки, карточки). Можно использовать часть инструкций или правил игры, в которую он уже играл неоднократно.

Используют игры-драматизации в («страшную школу», например). Сюжеты выбирают в зависимости от того, какие ситуации тревожат ребенка больше всего. Применяются приемы рисования рассказов о своих страхах. В таких занятиях не ставится цель полностью избавить ребенка от тревоги. Но появляется возможность более свободно и открыто выражать свои эмоции, вытаскивать свои страхи и переживания изнутри, таким образом повышается уверенность в себе постепенно начинает появляться самоконтроль своих эмоций.

  1. Необходимо избегать соревновательных моментов и игр, в которых учитывается скорость выполнения заданий, например таких как «Кто быстрее». Тревожным детям часто мешает справиться с каким-то заданием страх: «У меня это не получится», «Я этого не смогу сделать.» и т.п, говорят они себе. Если ребенок отказывается взяться за дело по этим мотивам, попросите его предложить(попросить) выполнить тоже самое поручение другому ребенку, который знает и умеет намного меньше, чем он. Ему будет легко убедиться, что он далеко ушел от «неумехи» и даже может сам ему помочь, где-то подсказать, показать, тем самым начиная, сам приближаться к полному умению справляться с заданием.

Теперь, попросите его сказать: «Я не могу…» - и объяснить самому себе, почему ему трудно выполнить это действие. Но «Я могу…» -отметить то, что уже сейчас ему по силам.

Дальше: «Я сумею…» -насколько они справиться с заданием, если приложит все усилия. Подчеркивайте, что каждый что-то не умеет, чего-то не может, но каждый, если захочет, добьется всего к чему стремиться.

  1. Игры с закрытыми глазами рекомендуется проводить и использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить задание.
  2. Начинать работу следует с необходимых релаксационных и дыхательных упражнений, например: «Воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Штанга», «Винт», «Водопад» и др. Чуть позднее, когда дети начнут осваиваться, можно к эти упражнениям добавить следующие: «Подарок под елкой», «Драка», «Сосулька», «Шалдай - Балтай», «Танцующие руки».

В заключении хочется сказать, что кроме терпеливого старания отучить ребенка со слабым типом высшей нервной деятельности от его беспричинных страхов, лучше всего действует спокойное убеждение, уговор и постепенное приучение к преодолению препятствий (т.е. учить выполнять то, что казалось трудным или страшным). Строгостью мы ничего не добьемся. Самой главной задачей коррекции является развитие в ребенке искусства самообладания — это приносит ему пользу на всю жизнь.

 

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ.          

Вьюнок вцепился в кустик, кряхтит, ползет наверх.

Он кустик не отпустит и влезет без потерь.

В спиральной круговерти он выпустит цветок.

Не усидеть без дела, любимый мой цветок.

В кабинет с криком; «Наконец-то!!!» врывается Алексей. Он бойко обегает владения, без спроса хватает со стола песочные часы, спрашивая « для чего это?», вскакивает на маленький парапет, после бежит к шкафу с учебниками при этом, не забывая вертеть в руках восковой мелок, прихватив его с последней парты. Совершенно охотно выполняет задания, связанные с показом силы. По словам матери, Алеша живой, но слишком непоследовательный мальчик, непослушный, подчиняется только отцу. На него постоянно жаловались в детском саду, где он систематически нарушал режим, дрался, отбирал игрушки у детей, не боялся входить в конфликты даже с детьми старшего возраста. Такое поведение сохраняется и в начальной школе. Наказания дома не воспринимаются, а вспышки агрессии переходят на младшего брата. Конечно, не трудно догадаться, что Алеша принадлежит к группе детей с сильным, неуравновешенным типом высшей нервной деятельности.

 

Слово гиперактивность в дословном переводе обозначает повышенную деятельность. В медицинском термине — это повышенный уровень двигательной активности в школе и дома.

Гиперактивность (СДВГ)-медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе диагностики, заключений методистов.

Такого ребенка часто называют «живчиком», «вечным двигателем», неутомимым. Любознательность им несвойственна. Частые вопросы «зачем», «почему» задаются поверхностно, без интереса. Ответы же практически не выслушиваются до конца, так как уже взгляд скользит по новому предмету, удовлетворяя сиюминутное любопытство. Им свойственна импульсивность, частая смена настроения, агрессивность, неусидчивость, отвлекаемость. Обычно родители гиперактивных детей уже наслышаны от воспитателей и учителей об особенностях своего чада. Тем не менее не будет лишним еще раз описать портрет такого ребенка.

Итак, гиперактивный ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения могут быть хаотичными. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем -то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые. Но сам ребенок едва ли не больше страдает от своих особенностей. Ведь в основе синдрома гиперактивности, как правило лежит минимальная мозговая дисфункция. Поэтому нельзя относиться к таким детям как к непослушным, капризным, упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

СДВГ представляет большую социальную проблему, так как встречается у достаточно большого количества детей в популяции и ведет к значительным нарушениям социальной адаптации. Например, известно, что дети и подростки, страдающие СДВГ, входят в группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей, данное заболевание встречается у 5-10% детей в популяции. СДВГ в 4-5раз чаще встречается у мальчиков. В происхождении СДВГ играют роль генетические механизмы, неблагоприятные факторы во время беременности и родов.

В дошкольном возрасте основное проявление СДВГ- гиперактивность.

В тяжелых случаях избыточная двигательная активность принимает характер расторможенности.

Возникновение основных жалоб при СДВГ относится к младшему школьному возрасту. В этом возрасте проявляется проблема с сохранением внимания или способностью продолжать выполнение задания до победного конца. После поступления ребенка в школу проблемы возрастают. Описанные выше признаки часто сочетаются с тиками, головными болями, страхами.

Безусловным фактором улучшения выступает создание позитивной модели отношения к ребенку.

-Дети с СДВГ не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу. Есть хорошая рекомендация об отсутствии поощрения, а не наказания: то есть не «кнут и пряник», а «пряник и отсутствие пряника». О физических наказаниях не может быть и речи! В качестве «пряника» могут выступать походы в кафе, дозированные компьютерные игры, просмотр телепередач и т. д.

Важно понимать и педагогам, и родителям, что в сложившейся ситуации ребенок не виноват. Кроме этого, комплекс вины не должен сформироваться и у родителей.

-Очень важен и физический контакт с ребенком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе. Это дает положительный выраженный эффект, а вот постоянные окрики, одергивания и ограничения, наоборот вызывают пропасть между родителями и их детьми.

-Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Вместе следует составлять распорядок, режим дня, следуя которому надо в обязательном порядке проявлять одновременно гибкость и упорство.

-Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства.

-Необходимо следить и оберегать детей от большого количества, скопления людей, от переутомления, так как оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

-Система запретов должна обязательно сопровождаться альтернативными предложениями.

-Формулировать инструкции и указания для детей с СДВГ следует четко, ясно, кратко и наглядно.

-Следует и дома, и в школе, и в детском саду не давать по возможности одновременно несколько заданий, лучше давать те же указания, но по отдельности.

Чтобы помощь нашим гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребёнка необходимо формировать и тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра!

Но прежде, чем перейти к описанию игр, оговорим правила, которые родитель, воспитатель или учитель должен соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

ПРАВИЛО 1. Не ожидайте всего и сразу. Чтобы помочь ребенку с СДВГ развиваться и успешно обучаться, необходимо помнить о невозможности постановки комплексной задачи в самом начале. Гиперактивный ребенок без должной тренировки не может одновременно внимательно слушать, спокойно сидеть на стуле и сдерживать свои импульсы. Начинать надо с тренировки только одной функции (например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле, перебиранию всех предметов на столе в процессе работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Удерживая несколько условий в голове, ребёнок может не выполнить ни одного из них, быстро истощиться и начать переживать свою неудачу. Например, если цель игры-внимательно следить за действиями партнеров и быстро на эти действия реагировать, то можно не обращать внимание на несдержанность и постоянные перемещения в пространстве.

Если в задачу игры входит тренировка сдержанности, то концентрировать внимание на чем-то необязательно.

Проведя работу по развитию одной функции и получив положительные результаты, можно переходить к тренировке сразу двух функций. Например, через игру можно тренировать внимание и контроль импульсивности или внимание и контроль двигательной активности.

Когда у гиперактивного ребенка появляется опыт участия в коллективных играх на развитие сразу двух функций, только тогда можно начинать заниматься с ним более сложными игровыми формами, предполагающими развитие и совершенствование сразу всех важных функций в одной и той же игре.

 Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых, а главное- коллективных занятий.

ПРАВИЛО 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить полноценный сон и спокойную обстановку.

ПРАВИЛО 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из «можно» и «нельзя» были последовательны. Запрещать надо как можно реже, но, если пришлось — это сделать категорично! Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны проявляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, сувенирчик, условный знак-жетон, наклейка, печатка (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна явиться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

.

ПРАВИЛО 4. Гиперактивные дети не слишком уверены в своих силах, но они хотят участвовать во всех играх и мероприятиях. Если ребенок почувствует, что его неудача не вызывает отторжения, он будет пробовать свои силы снова и снова, сначала делая то. Что у него получается легче всего, потом все остальное.

В игре или в коллективной работе такому ребенку тяжело дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому лучше всего включать таких детей в игру поэтапно, начиная с индивидуальной работы, переходя к играм в маленькой группе, в итоге переходить к коллективным играм, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает им взрослый, если рядом есть его сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

ПРАВИЛО 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть направлены в следующих направлениях:

-игры на развитие внимания;

-игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

-игры, развивающие навыки волевой регуляции(управления);

-игры, способствующие закреплению умения общаться.

Значение различных игр для интеллектуального, творческого, эмоционального развития ребенка невозможно переоценить. Ребёнок развивается в игре, он усваивает социальные роли, снимает стресс, связанный с адаптацией к новой ситуации или новым условиям, проявляет все те способности, которые в нем заложены.

Игры также являются прекрасной коррекционной методикой, направленной на развитие дефицитарных функций детей с отклонениями в развитии, детей с СДВГ. А это-низкая способность концентрировать внимание, слабая оперативная память, неспособность тормозить себя и не отвлекаться, плохой самоконтроль, трудности планирования и предсказания результатов той или иной деятельности.

 

Давайте подведем итоги:

Все дети разные.

Проявите максимум доброты, ласки, сочувствия к ребенку, когда он спокойно что-либо просит, но не потакайте никаким нервным проявлениям- плачу, злости, капризам.

Не ограничивайте свободы ребенка, но твердо и решительно обрывайте его нетерпимые поступки без всяких скидок на нервное, болезненное состояние.

Приучите его с первого же раза слушаться спокойно сказанного слова. СЛОВО является мощным фактором в воспитании, в нужном направлении поведения ребенка.

Если ребенку слишком часто читают нотации, поучения, постоянно ставят в пример других «хороших» детей, то слово перестает влиять на него, а порой вызывает и обратную, негативную реакцию протеста.

Хорошие слова не подействуют на ребенка, если они не будут подтверждены хорошим примером старших. Ребёнок неосознанно подражает в своих поступках, проявлениях эмоций (спокойствия или нервности), коммуникабельности или конфронтации поведению взрослых, в первую очередь родителей.

Слово, сказанное ребенку, действенно только тогда, когда оно сопровождается соответствующим адекватным ощущением, когда оно становится сигналом реальных событий.

Обязательно выполняйте как все обещания, так и угрозы. Так , нельзя обещать купить мороженое и не купить его или даже вместо него купить шоколад( пусть даже не менее приятный для ребенка), так как слово «мороженое» должно сопровождаться ощущением холода, полужидкой пищи и т.д.; нельзя пригрозить « укусит собака», которая не укусит, или сказать «накажу дома» и не наказать.

Если ребенок знает, что его никогда не обманывают, то будет безотказно слушаться каждого спокойно сказанного слова и не придется прибегать каждый раз к «прянику» или к «кнуту».

Так мы закрепим роль слова, так называемой второй сигнальной системы (связь слова устного или письменного с ощущением), на которой базируется и основная школьная программа.

Также опыт показывает, что ребенка несравненно труднее обучить бытовым и трудовым навыкам, наказывая его за ошибку, чем мягко поправляя. Ребёнок, находящийся под страхом наказания за случайную ошибку, чаще всего ее и совершает.

Если вы пригрозите ему: «Посмей только принести мне еще раз двойку!», вы можете твердо рассчитывать на то, что запуганный этой возможностью, он как раз и не сумеет решить школьную задачу и принесет вам эту двойку.

Даже обещание очень желательной награды за хорошие отметки, как правило, заставляя ребенка волноваться, вызывает распространенное возбуждение в коре головного мозга и тем самым резко ухудшает результаты.

Всякое поведение усиливается и активизируется, если оно сопровождается эмоциями- радостью, удовольствием.

Радости, которые доставляют ребенку любовь и внимание старших, интересные игры, прогулки, поощрения необходимы для полноценного нервно- психического развития ребенка.

Каждый ребенок неповторим. Он требует к себе индивидуального подхода с учетом возраста, пола, особенностей характера и т. п.

Все дети нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды!!!

Надеюсь, что моя статья будет полезна как родителям, так и педагогам, поможет переосмыслить некоторые традиционные или общераспространенные взгляды на причины отклонения в поведении наших детей и подобрать нужные методы воздействия в коррекционной работе, понять луше своих детей и стать к ним ближе.

Завершить, хочется цитатой ВЛАДИМИРА БУРИЧА:

«…Разве можно сказать цветку, что он, некрасив?..».

 

Литература

Не кричите на детей! Как разрешать конфликты с детьми и делать так, чтобы они вас слушали /Даниэле Новара; Пер. с итал.-2-е изд.-М.: Альпина Паблишер, 2017.-275 с.

Навыки ребенка: как решать детские проблемы с помощью игры/ Бен Фурман; Пер. с англ.-М.: Альпина нон- фикшн, 2013.-2020 с.

Дети-другие: пер. с нем./М.Монтессори; вступ. и закл. ст., коммент. К.Е.Сумнительный. -М.: Карапуз- Дидактика,2007.-336 с.: ил.-(педагогика детства).

Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью/Габдракипова В.И.,Э.Г.Эйдемиллер.-М.:Перспектива, 2014.-44 с.

Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). / Лютова Е. К., Монина Г.Б.- СПБ: изд. «Речь», 2006,-176 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации в помощь педагогам при подготовке школьных команд для участия в творческих конкурсах различного уровня

Полезный материал при подготовке ребят к участию творческих конкурсах: начало работы, разновидности творческих конкурсных испытаний, репетиции, работа с микрофоном, возможные ошибки на выступление и с...

Методические рекомендации в помощь педагогам туристско-краеведческой направленности "ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ"

Рекомендации по оформлению документации школьных музеев и комнат славы:примерное положение о музее образовательного учрежденияучёт и хранение экспонатовсобирательская карточкаэкспозиционная работа...

РАВНОПАРТНЕРСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

Презентация к родительскому собранию в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми.Советы для родителей по профилактике суицидал...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

Работа по выявлению и профилактике детей и подростков с суицидальным поведением должна проводиться комплексно, совместно со школой, семьей и самими детьми....