Практико – значимый проект. Тема: «Моя семья».
учебно-методический материал

Уверенность в жизни обеспечивает не только материальное положение, душевное благополучие, но и знание, что ты – часть семьи и прикреплен к семейному дереву с его прочными, глубокими корнями. Многие психологи описывают тех, кто не знает родных и своей семейной истории, как людей, не уверенных в жизни, людей с большими внутренними проблемами. Изучение и воссоздание своей родословной поможет укреплению семейных отношений, налаживанию связей с теми родственниками, с которыми не пришлось познакомиться ранее. Для пожилых людей возникшей интерес к истории семьи станет благотворным «лекарством», и они с радостью окунутся в это полезное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-znachimyy_proekt.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Практико – значимый проект

Тема: «Моя семья».

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовность к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологи, формулирующие активную роль обучаемого, «ориентированного на завтрашний день развития» (Л. С. Выготский).

Модернизация образования приводит к использованию новой, актуальной и перспективной методике воспитания – к проектной деятельности.

Проект – это способ организации совместной (детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взглядов, идей, приемов, средств для достижения общей цели, а также исследование конкретной проблемы, ее практическая и теоретическая реализация.

В основе метода проектов лежит развитие аналитического и критического мышления, познавательных, творческих навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Именно таким – воспитанным в атмосфере психологического комфорта, духовно богатым, физически и психически здоровым, эстетически развитым, инициативным, желающим учиться дальше и с оптимизмом смотрящим на школьное будущее, мы видим своего выпускника, который в детском саду радостно и содержательно провел дошкольное детство.

Актуальность проекта

Важно помнить о тех, кто был, заботиться о тех, кто есть, и думать о тех, кто будет.

Уверенность в жизни обеспечивает не только материальное положение, душевное благополучие, но и знание, что ты – часть семьи и прикреплен к семейному дереву с его прочными, глубокими корнями.

Многие психологи описывают тех, кто не знает родных и своей семейной истории, как людей, не уверенных в жизни, людей с большими внутренними проблемами.

С помощью знаний о родных и близких удается разрешить нелегкие жизненные ситуации, поэтому набирает силу психогенеалогия, рассматривающая психологические проблемы в ракурсе влияния жизни предков на судьбу человека.

Изучение и воссоздание своей родословной поможет укреплению семейных отношений, налаживанию связей с теми родственниками, с которыми не пришлось познакомиться ранее. Для пожилых людей возникшей интерес к истории семьи станет благотворным «лекарством», и они с радостью окунутся в это полезное дело.

Прежде чем начать знакомить детей со своей родословной в условиях семьи и начальной школы, мы выявили уровень осведомленности родителей воспитанников по этой теме.

Проблема, требующая решения.

Опрос, проведенный среди родителей школьников, показал, что 90% родителей до 35 – 40 лет имеют очень низкий уровень знаний о своих предках, в таких семьях история семьи не прослеживается дальше поколения «дедушка – бабушка». Лишь 10% интересуются прошлым своей семьи.

Некомпетентность большинства родителей в психолого – педагогических вопросах родословной семьи очевидна.

Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь в выполнение ими функций воспитания собственных детей. Результатом, а значит и целью воспитания родителей, является формирование у них педагогической компетенции и позиции в умение понимать своего ребенка, строить с ним совместную деятельность и правильное общение.

Семья – полноправный субъект педагогического процесса, поэтому сегодня крайне важно формировать у родителей и детей устойчивый интерес к своей родословной. Однако здесь выявились следующие проблемы:

- нет обратной связи в цепочке начальная школа – ребенок – семья;

- недостаток представлений детей о генеалогии семьи;

- незнание родителями детской психологии, потребности ребенка участвовать в активной жизни взрослых.

Тип проекта.

  • Исследовательский – участники проекта оформляют результаты исследований в виде зарисовок.
  • Творческий – результаты деятельности участников проекта оформлены в виде сценариев.
  • Информационный – участники проекта составляют информацию своей родословной.
  • Продолжительность проектной деятельности. Долгосрочный (6 месяцев).

Ожидаемый результат.

Знание истории и традиции обязательно нужно передавать детям, поэтому в основе нашего проекта – тезис о «необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя, с одной стороны, детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой детьми своей страны. А значит узнать свою родословную, историю семьи, ее традиции.

Основная часть .

Теоретическое обоснование предлагаемых изменений образовательной деятельности.

Тема проекта. Семья. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции.

Цель: воспитать уважение и любовь к традициям и истории своей семьи.

Задачи:

  • сформировать у детей интерес к своей семье;
  • воспитывать уважение к членам семьи;
  • развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;
  • укреплять семейные традиции;
  • поощрять любознательность в поисках ярких запоминающихся фактов из жизни семьи;
  • воспитывать культуру поведения в семье, отношениях между разными поколениями.

Участники:

Дети младшего начального  возраста, педагоги, родители.

Основные направления:

  • работа с детьми;
  • педагогами;
  • родителями.

Проблема исследования. Она связанна с психологическим запросом детей. Во время бесед с детьми о семье они стали задавать вопрос, им стало интересно: как появилась их семья, кто такие дедушка и бабушка, тетя и дядя, прабабушка и прадедушка. Поэтому, если для детей это важно сейчас, в данный, конкретный момент времени, нужно найти силы и время их запрос удовлетворить.

По мнению основоположника «педагогически делания» (метода проектов), прогрессивного педагога 20-го столетия Джона Дьюи, ребенок – это солнце, вокруг которого все вращается. Дж. Дьюи доказывал: ребенок прочно усваивает лишь то, что познает через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Ученый считал, что при организации обучения на активной основе следует исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. По мнению педагога, ребенок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен, как в жизни, «развивать инициативу, творчество, участие».

Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения педагога с детьми). Мир семьи рассматривается как сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельности поведения всех его членов.

В процессе исследования необходимо было получить ответы на вопросы: что ребенок хочет узнать о семье? Что для ребенка может быть привлекательным в семье? К чему он может стремиться в семье? Кто может приумножить достоинства своей семьи?

В плане нашего исследования – это направленность ребенка на мир семьи, что означает сосредоточенность его мышления, действий и желаний на восприятии и осмыслении этого мира.

Реализация такой направленности доступна детям старшего дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей, которые охватывают их интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, поведенческую сферы и служат психологической основой для понимания ребенком мира семьи, что позволяет конкретизировать содержание и структуру данной направленности дошкольника.

Выделены следующие компоненты этой структуры:

Интеллектуальный компонент.

  • Наличие представлений о мире семьи (семья – это когда есть взрослые и дети; когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге; когда все выполняют необходимые обязанности, вместе трудятся; когда все вместе отдыхают, играют, празднуют; когда у всех есть права).
  • Наличие представлений о прошлом мира семьи (родословная семьи, ее традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение).
  • Наличие представления о том, что мир семьи развивается (состав семьи увеличивается, появляются новые члены).
  • Наличие представлений о связях между членами семьи (мама – моя мама, дочь моей бабушки и моего дедушки, жена моего папы и т.п.; я – дочь, внучка, сестра, племянница и т.п.).
  • Наличие представлений о связях между миром семьи и миром предметов (у каждого члена семьи есть любимые вещи, их выбор зависит от интересов хозяина вещей).
  • Наличие преставлений о своей сопричастности миру семьи (я – член семьи).
  • Наличие представлений о важности мира семьи для человека (семья защитит, поднимет настроение, поможет сохранить здоровье и т.д.).

Мотивационный компонент.

  • Желание рассказывать о прошлом семьи (дедушка, прадедушка, бабушка, прабабушка; детство мамы, папы).
  • Желание рассказывать о настоящем семьи (состав семьи, хозяйство семьи, работа каждого члена семьи и т.д.).
  • Желание задавать вопросы о родственниках, об интересных случаях из их жизни.
  • Желание рассказывать о семейных традициях, обычаях, реликвиях.
  • Стремление проявлять заботу о членах семьи.

Поведенческий компонент.

  • Умение участвовать, используя свои представления и знания, в подготовке и проведении совместных семейных праздников.
  • Умение проявлять сочувствие, сопереживание, любовь к членам семьи.
  • Умение сохранять реликвии, традиции семьи (коллекционирование, создание музея семьи, оформление семейного альбома и т.д.).
  • Умение составлять родословную семьи (рисование генеалогического древа, коллаж из фотографий и т.д.).
  • Умение приумножать достоинства семьи (сочиняю стихи, хорошо пою и т.д.).

Сотрудничество педагога и ребенка.

Девиз: «Не стыдно не знать что-либо, стыдно не хотеть знать».

Сотрудничество педагога и ребенка строится на диалогическом общении и принципах:

 - открытости (тема проекта выбиралась по интересам ребенка, коллективно обсуждалась, намечались этапы в работе, гласно распределялись задания);

 - свободы выбора (учитывались возможности детей);

 - сотворчества (творчество в партнерстве, проявление самостоятельности);

 - деятельности (конкретная деятельность конкретного ребенка);

 - успешности (дать оценку значимости вклада в общее дело);

 - привлекательности будущего дела (реклама конкретного дела);

 - обратной связи (педагогом изучается «след» в уме и душе, который оставила работа, мнение детей о проделанном или изученном);

Стиль общения педагога с детьми: взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических и т.д.). Мастерство педагога состоит в том, чтобы «втянуть» детей в дело, в котором он видит решение значимых педагогических задач.

Сотрудничество с родителями.

Работа с родителями включает различные формы: проведение совместных мероприятий (праздники, развлечения), индивидуальное консультирование и т.д.

Результатом привлечения к сотрудничеству родителей в ходе проектной деятельности стало более тесное сближение взрослых и детей. Одни родители повысили свой статус, другим открылся мир ребенка, они стали дружней. Некоторые родители смогли более объективно оценить собственного ребенка, сделать выводы и предпринять конкретные действия по корректировке воспитания и образования. Понятней и ближе стала для родителей личность педагога.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

  • организация творческой группы;
  • выявление у родителей знаний своего генеалогического древа;
  • изучение теоретических и методических особенностей ознакомления дошкольников с родословной;
  • подбор материалов по данной теме;
  • разработка конспектов занятий, досугов, конкурсов, консультаций, памяток для родителей;
  • привлечение родителей к созданию предметно – развивающей среды ДОУ.

Практический:

  • проведение консультаций с педагогами, родителями;
  • занятий с детьми;
  • совместных занятий детей и родителей;
  • конкурсов, досугов.

Мероприятия по решению задач

  1. Занятия на темы: «Моя родословная». «Семейные традиции».
  2. Досуги с привлечением членов семьи:
  • «День любви, семьи и верности».
  • «Папа, мама, я – отличная семья».
  1. Листы активности для родителей. (мое имя, моя семья, моя родословная.)
  2. Работа родителей с детьми по созданию образа «Моя родословная»:
  3. Сотворчество родителей с детьми  «Портрет мамы».
  4. Анкетирование родителей по теме «Секреты общения с ребенком в семье», «Роль семьи в воспитании ребенка».

Результаты внедрения проектной деятельности

Проект, имеет следующие результаты.

  • Активизация взаимодействия педагога с семьей по ознакомлению школьников со своей родословной;
  • Повышение уровня знаний об истории своей семьи;
  • Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;
  • Обновление содержания педагогического процесса.
  • Активизация процесса самообразования в педагогическом коллективе, профессиональный рост педагогов, повышение профессиональной компетентности (специальной, социальной, индивидуальной) воспитателей.
  • Реализация индивидуального подхода к детям.
  • Повышение уровня ВОП.
  • Статуса некоторых детей в детском коллективе (процесс продолжается).
  • Педагогической культуры родителей.
  • Гармонизация внутрисемейных отношений.

Материальное воплощение результатов проектной деятельности: создание «банка методических идей», в котором хранятся статьи и пособия для педагогов, медиатека (для детей – познавательные и обучающие фильмы; для педагогов – вспомогательный инструментарий и итогово-обобщающий материал); обогащение предметно-развивающей среды ДОУ (экспозиции, выставки и т.д.).

Перспективы на будущее

Мы осознаем, что предложенная модель работы с педагогами, младшими школьниками и их родителями еще не идеальна, ее предстоит доработать и усовершенствовать.

Понятно, что любой затеянный проект имеет не один, а несколько результатов. Что один успешный проект порождает другой, одно интересное дело непременно тянет за собой другое. Собственно, такой и должна быть наша жизнь с детьми - наполненной интересными делами.

И чем больше мы будем заниматься общим развитием дошкольника, «способностью ориентироваться в обществе, изобразительной деятельности, используя при этом разнообразные материалы и способы, чем больше у него будет средств самовыражения, тем более творческим человеком он станет и тем лучше сформируются у него общие способности».

 Заключение.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции — это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

   Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни. Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим. Например, сказка про то, как мальчик не мылся и потерял всех друзей, а потом волшебница принесла ему мыло со вкусом персика, и он стал чистым и друзья, вновь вернулись. Вариантов сотни! Представьте, радость вашего, уже взрослого, сына, когда на 18-илетие вы подарите ему сборник сказок, написанных вами и прослушанных им в детстве - это настоящий "золотой" подарок.

А еще семейные традиции и ритуалы:

  • позволяют ребенку ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде" в вашей семье состоится то, что заведено;
  • дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;
  • настраивают кроху на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда "каждый день – праздник";
  • создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;
  • позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

  • повторяющееся событие должно быть для ребенка ярким, позитивным, запоминающимся;
  • традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;
  • можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы, – главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка.

Список литературы .

Литература

1. С.И.Ожегов. «Словарь русского языка», Москва,

«Русский язык»,1985г

2. «Я познаю мир»: Дет. энциклопедия.: история/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов, - М. ТКО «АСТ»,1996г

3.Суперанская А.В. Имя через века и страны. М.: «Наука», 1990 г.

4.Суперанская А.В. Современные русские фамилии. М.: «Наука», 1984 г.

5.Этимологический словарь русского языка. М. Фасмер МОСКВА

1986 г.

6.Троицкий Ю.Л. Имя и родословная. М.: «Открытый мир», 1995

7.Internet   ресурсы:

wikipedia.org/ ru.

genealogy.top650.com

http://slovardalja.net/

www.nameinfo.r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект "Построение процесса обучения на основе инновационных технологий"

Данная работа поможет тем, кто занимается на курсах повышения квалификации, так как в ней представленны различные технологии образовательного процесса и практическое применение их, на примере Проекта-...

Информационно – практика - ориентированный проект. Тема: « Шаг из школьного урока в музыкальную жизнь ».

Проект проводится в ходе совместной работы преподавателей МБОУ г. Астрахани «СОШ №8» и МБОУ ДОД «ДШИ №3».Работа над проектом  позволяет использовать  нетрадиционный подход к школьному ...

Практико-значимый проект.Тема "Роль семьи в формировании личности ребёнка старшего дошкольного возраста"

Презентация проекта по учебному модулю "Актуальные вопросы социально-личностного развития детей дошкольного возраста"....

Ролево-игровой проект Тема: Потребительский бюджет семьи.

Целепологвние: Научиться основам потребительского поведения при создании семейного бюджетаУчитель: Иванова Татьяна ГеннадьевнаМОУ Заовражская СОШ...

Практико-значимый проект Тема: «Арктический шельф - новый район хозяйственного освоения».

Государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования Московской области « Академия социального управления»(Повышение квалификации)    Практико-з...

Практико-значимая работа «Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»

Практико-значимая работа«Социальное партнерство семьи и школы в нравственном развитии личности»...