Шахматы
рабочая программа

Тибаев Дмитрий Васильевич

Рабочая программа по внеурочной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_shahmaty_4_kl.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Рабочая программа по внеурочной деятельности   разработана на основе авторской программы «Шахматы» для внеурочной деятельности младших школьников (1-4 классы) А.А.Тимофеев.

(Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы /под ред. Н.Ф. Виноградовой- М.:Вентана-Граф,2012.-192 с.), в соответствии с инструктивно –методическим письмом «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС .»

   

   В XXI веке человечеству придётся решать ряд сложнейших проблем, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этим могут только высокообразованные и высоконравственные люди. Именно поэтому так необходимо повышение интеллектуального потенциала человечества, ведь недаром XXI век объявлен ЮНЕСКО веком образования.

В связи с этим не случаен интерес к шахматам как к одной из самых эффективных игр, способствующих интеллектуальному развитию человека. Они преподаются в школах многих стран мира и как обязательный, и как факультативный предмет. Образовательный эффект этой игры отмечали философы, политические деятели, шахматисты и другие представители интеллектуальной элиты разных эпох, стран и народов.

        Общая характеристика кружка.

 Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Главная цель внеурочного курса — развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно-образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.

    Установлено, что наиболее благоприятным для развития мышления ребёнка является возрастной период от 7 до 12 лет, поэтому наибольший эффект можно получить от преподавания шахмат в начальной школе. Это обстоятельство подчёркивал известный советский педагог В.А. Сухомлинский: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам... Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

    Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универсальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это, в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для поощрения к жизненно необходимому поведению».

          Место в учебном плане.

         Содержание программы разбито на 35 ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение года с периодичностью один раз в неделю. Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведённое на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данном классе.

          Ценностные ориентиры содержания кружка.

 Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника в процессе интеллектуального единоборства.

Важной задачей для современной начальной школы является развитие наглядно-образного мышления; курс А.З. Зака по развитию наглядно-образного мышления фактически почти целиком построен на материале, практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно формировать у младшего школьника рефлексию и определять её глубину.

Обучение младших школьников шахматам даёт положительные результаты уже сегодня, но от использования межпредметных связей можно ожидать дополнительного эффекта. Эффект будет получен за счёт комплексного представления младшему школьнику знаний и, как следствие, ускорения развития ученика. Установлено, что шахматы имеют тесные межпредметные связи почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале. Например, обычное поле шахматной доски может рассматриваться как единица шахматного пространства (философский аспект), как элемент множества полей, образующих линию, или как множество, являющееся пересечением других множеств — вертикали, горизонтали и диагонали (теория множеств), как элемент кодирования (информатика) или как точка в системе координат (математика). Это позволяет достичь эффекта, о котором писал ещё Д. Максвелл: «Нет лучше способа сообщения уму знаний,чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах».

Наиболее близким к шахматам предметом является математика, и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях использования геометрических фигур в шахматной борьбе.

Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изучении темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодирование информации» — одной из важнейших в школьном курсе информатики.

Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления. Шахматная партия является цепочкой принимаемых обеими сторонами решений, а каждый ход — это аргумент в споре двух конфликтующих структур.

Шахматы являются также удобным материалом для моделирования различных процессов.

        Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы кружка.

Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:

- развитие любознательности и сообразительности;

— развитие целеустремлённости, внимательности, умения контролировать свои действия;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;

— развитие наглядно-образного мышления и логики.

Предметные и метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь».


Учебный план

№  п/п

Название раздела

Кол-во часов

35 часов

1

Фигуры и шахматная доска

3

2

Ходы и взятие фигур

9

3

Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

9

4

Запись шахматных ходов

2

5

Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

2

6

Практическая игра

5

7

Резерв

5


Учебно - тематический план

№ п.п

Разделы программы

Всего

часов

В том числе

Сроки проведения

Теория

Практика

План

Фактически

Фигуры и шахматная доска

3

3

1

Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей линий.

1

2

Легенда  о возникновении шахмат.

1

3

Шахматные фигуры и их обозначения.

1

Ходы и взятия фигур

9

2

7

4

Ходы и взятия ладьи, слона, ферьзя ,короля и пешки

1

5

Ударность и подвижность фигур

1

6

Угроза, нападение, защита.

1

7

Превращение и взятие на проходе  пешкой.

1

8

Значение короля.

1

9

Шах.    

                 

1

10

Короткая и длинная рокировка.

1

11

Начальная позиция.

1

12

Запись шахматной позиции

1

13

Практическая игра.

1

14

Практическая игра.

1

Цель и  результат партии.

9

1

8

15

Способы защиты от шага

1

16

Открытый и двойной шах.

1

17

Мат.

1

18

Сходство и различие между понятием шаха и мата.

1

19

Пат. Бешенные фигуры.

1

20

Понятие мат и пат.

1

21

Выигрыш, ничья, виды ничьи.

1

22

Правила соревнований.

1

23

Правила соревнований.

1

Запись шахматных ходов.

2

2

24

Запись перемещения фигур.  Условные обозначения.

1

25

Выигрыш, ничья, виды ничьи.

1

Ценность шахматных фигур.

2

2

26

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

 1

27

Размен. Равноценный и неравноценный размен.

 1

Практическая игра.

5

2

3

28

Контроль за соблюдением правил.

1

29

Анализ ошибок.

1

30

Учебная игра

1

31

Учебная игра

1

32

Учебная игра

1

Резерв

5

Всего часов

35


Содержание программы

     Шахматная доска и фигуры

Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат. Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.

     Ходы и взятия фигур

Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и подвижность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападение, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля. Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шахматных позиций. Практическая игра.

    Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между понятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.

   Запись шахматных ходов

Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Условные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.

   Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравноценный размен. Материальный перевес, качество.

   Практическая игра

Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи. Анализ ошибок.

   

К концу изучения учащиеся должны знать:

шахматную доску и её структуру;

обозначение полей линий;

— ходы и взятия всех фигур, рокировку;

— основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья, ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);

        уметь:

играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

— записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;

находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;

— планировать, контролировать и оценивать действия соперников;

— определять общую цель и пути её достижения;

решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

выигрышные стратегии матования одинокого короля; уметь:

ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём, королём и ладьёй из любой позиции;

— понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

— сравнивать и анализировать действия других игроков;


Список литературы


1.Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2011.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
5.Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения. 
6.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
8. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
10. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
11. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.13. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.14. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.15. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .16. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.17. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМЬТЕСЬ: ШАХМАТЫ

Визитка авторов сайта...

«Запомни: основную роль играет в шахматах Король!»

Конспект интегрированного занятия   по шахматам и ИЗО  с использованием  компьютерных технологий.  Для детей 5 лет  Знакомство с  шахматной фигурой «король», c...

Рабочая программа + КТП внеурочной деятельности "Шахматы"

СамоанализВнеурочной деятельности учителя дополнительного образования Седип Э.Э.Внеурочную деятельность осуществляю ежегодно, как начала работать учителем. В начале это были кружки, элективные курсы, ...

Фильм "IV Первенство класса по шахматам".

                    Представляю Вам свой фильм, посвященный шахматному первенству класса. Оно проходит в классе ежегодно в первой четверти. Сна...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Первенство города по шахматам среди детей до 8 лет (сценарий)

Сценарий  проведения открытия и церемонии награжденияпервенства города по шахматам среди детей до 8 лет   28, 29 января 2012 г.      город Осинники, Кемеровска...

Учебно-методическое пособие "Шахматы - школе"

Данное учебно-методическое пособие можно использовать педагогами дополнительного образования на занятиях шахматами....