Учебно-методическое пособие "Шахматы - школе"
рабочая программа по теме

Данное учебно-методическое пособие можно использовать педагогами дополнительного образования на занятиях шахматами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmaty.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. «Шахматы »

«Без шахмат нельзя представить полноценного

воспитания умственных способностей  памяти.

Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной

школы как одна из элементов умственной культуры».

В.А.Сухомлинский

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.

         Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все - одна семья». Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы - часть мирового культурного пространства. 

        О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности в мире можно судить по таким весомым аргументам, как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований, выпуском разнообразной шахматной литературы.    Для юных шахматистов Международная шахматная федерация ежегодно проводит свои чемпионаты (в разных возрастных группах: до 10, 12, 14, 16, 18 и 20-ти лет), а также Всемирную детскую Олимпиаду. Президент Международной шахматной федерации К.Илюмжинов заявил: «Одной из задач ФИДЕ является развитие детских шахмат. Вкладывая в детей, в шахматы, мы вкладываем в наше будущее». 

      В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина участникам чемпионата мира-2004г. сказано: «Шахматы это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд. А, главное, воспитывают характер». 

     Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы нам нужны как способ самовыражения творческой активности человека. Планировать успех можно только при постоянном совершенствовании шахматиста. При этом творческий подход тренера является необходимым условием преподавания шахмат. Успех в работе во многом зависит от личности преподавателя, от его опыта и умения вести занятия с различными по возрасту юными шахматистами, от индивидуального подхода к каждому ученику. Педагог живет своим делом и учеников приглашает работать и думать наравне с ним. В работе чрезвычайно ценно выглядят интуиция тренера, его оптимизм, увлеченность, уверенность, работоспособность. 

    Актуальность программы продиктована требованиями времени. Так как формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника.

      Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Индивидуальный подход заложен в программу. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учётом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого воспитанника, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребёнка, подростка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности. 

       В данной программе предусмотрено, что в образовании развивается не только ученик, но и программа его самообучения. Она может составляться и корректироваться в ходе деятельности самого ученика, который оказывается субъектом, конструктором своего образования, полноправным источником и организатором своих знаний. Ученик с помощью педагога может выступать в роли организатора своего образования: формулирует цели, отбирает тематику, составляет план работы, отбирает средства и способы достижения результата, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. 
         

              Новизна данной программы заключается в разработке и использовании на х  педагогом дидактического материала (карточки, шахматные этюды и задачи), активизирующих общие и индивидуальные логические особенности обучающихся; применении метода исследования (написание рефератов и докладов по истории шахмат), использовании интерактивной доски и интернет -  ресурсов.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуально-творческой, одаренной личности через занятия шахматами.

Достигается указанная цель через решение следующих задач.

Обучающие:

  1. Ознакомить с историей шахмат;
  2. Обучить правилам игры;
  3. Дать учащимся теоретические знания по шахматной игре, ознакомление с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  2. Сохранять выдержку, критическое отношение к себе и  к сопернику;
  3. Формировать навыки запоминания;

  1. Вводить в мир логической красоты и образного мышления, расширять представления об окружающем мире.

Воспитывающие:

  1. Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
  2. Прививать навыки самодисциплины;
  3. Способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

В ходе изучения данной программы у обучающихся идет освоение предметной компетенции, а также формирование умений участвовать в коллективной деятельности.

Предметные компетенции обучающихся:

  1. Техническая, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
  1. Участии в тренировочных играх, в  соревнованиях по шахматам;
  2. В решении шахматных задач и этюдов, сеансах одновременной игры.

Компетентностный подход выражен:

  1. В проведении педагогом инструктажей;
  2. В применении индивидуальных форм работы;
  3. В корректировке игры;
  4. В рекомендациях по выполнению комбинаций.

Формами отслеживания роста предметной компетенции  являются:

  1. Педагогическое наблюдение;
  2. Учет результативности участия обучаемых в соревнованиях.
  1. Интеллектуальная, формируется в процессе осуществления обучающимися следующей деятельности:
  1. Осуществлении обучающимися анализа, прогноза игры;
  2. Изучении специализированной литературы;
  3. Просмотре и обсуждении сыгранных партий лучших шахматистов.

Компетентностный подход выражен:

  1. В организации педагогом педагогического консультирования при отборе тематического материала;
  2. В проведении бесед;
  3. В применении индивидуальных и групповых форм работы.

Формами  отслеживания роста предметной компетенции  являются:

  1. Оценка результативности участия обучаемых в соревнованиях и первенствах по шахматам;
  2. Определение уровня эрудиции обучаемых.

     

  Программа шахматного объединения носит образовательно-развивающий характер,

направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся; имеет физкультурно-спортивную направленность.

Объединение включает учащихся разного возраста, разного уровня знаний, умений и навыков шахматной игры. Поэтому при разработке программы учитываются не только нормы программы дополнительного образования, ее реализация, но и этот аспект.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения для детей в возрасте 7/9 - 11/13 лет.

В составе группы первого года обучения - 15 человек; второй, третий и четвертый год обучения – 12/10 человек. Новые ученики приходят в течение года. Небольшой индивидуальный вводный курс дает им возможность влиться в группу на равных. На 2, 3  и 4 год обучения дети принимаются по результатам собеседования. Программа составлена для обучения детей с разными психологическими особенностями, не обладающими специальными способностями и рассчитана на 144 часа в год (для 1, 2 и 3-его года обучения)  и 216 часов (для 4-ого года обучения). Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа  (для 1, 2 и 3-его года обучения) и шесть часов в неделю (для 4-ого года обучения).

Формы занятий: используется групповая форма; работа по звеньям; в малых группах; индивидуальная работа.

При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, хладнокровие, находчивость, сосредоточенность, благородство. 

        Учебно-тематический материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков. 

      Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов. При отборе теоретического материала и установлении его последовательности соблюдаются следующий принципы: 

  1. структурирование учебного материала с учётом объективно существующих связей между его темами; 
  2. актуальность, практическая значимость учебного материала для воспитанника.  

Показателями эффективного функционирования шахматного объединения служат:

  1. наличие единого контингента воспитанников;
  2. взаимосвязь спортивного, нравственного коммуникативного и адаптированного направлений образовательной деятельности;
  3. единый образовательный процесс, построенный на принципах непрерывности, преемственности,  доступности, увлекательности, результативности;
  4. осуществление единства обучения, воспитания и развития детей на основе индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
  5. обеспечение базовых знаний, умений и навыков, развитие способности шахматной игры;
  6. определенные достижения обучаемых и возможности прогнозирования их личностного роста
  7. система оценок достижений обучающихся.


Оценка результативности первого года обучения.

           Формирование знании, умений и навыков.

К концу учебного года дети должны знать:

  1. Шахматные термины (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья).
  1. Шахматные фигуры.
  2. Правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  1. Ориентироваться на шахматной доске.
  2. Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
  3. Правильно расставлять фигуры перед игрой.
  4. Различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
  5. Рокировать.
  6. Объявлять шах.
  7. Ставить мат.
  8. Решать элементарные задачи на мат в один ход.

Оценка результативности второго года обучения.

Формирование знаний, умений и навыков.

К концу учебного года дети должны знать:

  1. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
  2. Ценность шахматных фигур.
  3. Сравнительная сила фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

  1. Записывать шахматную партию.
  2. Матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.
  3. Проводить элементарные комбинации.

Оценка результативности третьего года обучения.

Формирование знаний, умений и навыков.

К концу учебного года дети должны знать:

  1. Принципы игры в дебюте.
  2. Основные тактические приемы.
  3. Что означают термины «дебют», «миттельшпиль», «эндшпиль», «темп», «оппозиция», «ключевые поля».

К концу учебного года дети должны уметь:

  1. Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте.
  2. Находить несложные тактические удары.
  3. Проводить комбинации.
  4. Точно разыгрывать простейшие окончания.

Оценка результативности четвертого года обучения.

Формирование знаний, умений и навыков.

К концу учебного года дети должны знать:

  1. Историю шахмат, шахматную терминологию.
  2. Правила разыгрывания основных дебютов и окончаний.
  3. Основы тактики и стратегии шахмат.
  4. Порядок проведения и организации шахматных соревнований и турниров.
  5. Правила этикета при игре в шахматы.

К концу учебного года дети должны уметь:

  1. Уверенно применять тактические приемы и сочетать их в своей игре.
  2. Строить и реализовывать свои стратегические планы.
  3. Осознавать свои ошибки и видеть ошибки своего соперника.

Формой контроля результативности образовательной программы дополнительного образования «Шахматы» являются следующие мероприятия:

  1. Выставка «Великие люди и шахматы»       (высказывания знаменитых людей)
  2.      Проект «Шахматное зазеркалье»
  3.      Командные соревнования.
  4.      Конкурс «Вопросы шахматной шкатулки»:
  1. загадки;
  2. кроссворд;
  3. игры на внимание;
  4. шахматные задачи.

  1.      Личное первенство «Шахматные Надежды»
  2.      Сеанс одновременной игры.
  3.      Творческие работы «Страна Вообразилия».
  4.      Мемориада – искусство запоминания.
  5.      Интеллектуальный фейерверк.
  6.     Интеллектуальные турниры.

Учебно - тематический план первого года обучения.

№ п\п

Наименование разделов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Шахматная азбука

36

12

24

3

Простейшие окончания

36

14

22

4

Элементы шахматной партии

22

8

14

5

Основы шахматной тактики

28

10

18

6

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

20

2

18

ИТОГО:

144

48

96

Учебно - тематический план второго года обучения.

№ п\п

Наименование разделов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Шахматная азбука. Повторение пройденного материала.

26

10

16

3

Элементы шахматной партии

46

16

30

4

Основы шахматной тактики

50

20

30

5

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

20

2

18

ИТОГО:

144

50

94

Учебно - тематический план третьего года обучения.

№ п\п

Наименование разделов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Шахматная азбука. Повторение пройденного материала.

30

10

20

3

Элементы шахматной партии

42

18

24

4

Основы шахматной тактики

50

20

30

5

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

20

2

18

ИТОГО:

144

52

92

Учебно - тематический план четвертого года обучения.

№ п\п

Наименование разделов

Общее кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

0

2

Дебют.

60

20

40

3

Миттельшпиль. Тактика. Стратегия.

84

18

66

4

Эндшпиль.

40

20

20

5

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

30

4

26

ИТОГО:

216

64

152

Содержание программы первого года обучения.

Вводное занятие: 

  1. Комплектование группы
  2. Правила техники безопасности на занятии, в школе, на перемене.

1.        Первая ступень. Шахматная азбука

  1. Древнее и необыкновенное   «Королевство».
  2. Волшебная доска. Фигуры, их ценность.
  3. Ходы фигур.
  4. Пешка.
  5. Рокировка.
  6. Нападение и защита.
  7. Значение короля. Шах.
  8. Мат. Цель игры.
  9. Ничья. Вечный шах.
  10. Пат.
  11. Шахматная нотация.
  12. О правилах поведения во время игры.
  13. Шахматные задачи. Учебные партии.
  14. Практика учебных партий.
  15. Дидактические игры и упражнения.

2.        Вторая ступень. Простейшие окончания

  1. Три стадии шахматной партии.
  2. Матование одинокого короля.
  3. Мат ферзем.
  4. Мат двумя ладьями.
  5. Мат ладьей.
  6. О мате двумя слонами.
  7. О мате двумя конями.
  8. Мат слоном и конем.
  9. Король и слон (конь) против короля.
  10. Король и пешка против короля.
  11. Правило квадрата.
  12. Отдаленная проходная пешка.
  13. Позиционное преимущество.
  14. Шахматные задачи. Учебные партии.
  15. Практика учебных партий.
  16. Дидактические игры и упражнения.

3.        Третья ступень. Элементы шахматной партии.

  1. Как начинать партию.
  2. Борьба за центр.
  3. Быстрейшее развитие сил.
  4. Гармоничное пешечное расположение.
  5. Ошибочная игра в дебюте.
  6. Что делать после дебюта?
  7. Поучительные партии из практики мастеров.
  8. Шахматные задачи. Учебные партии.
  9. Практика учебных партий.
  10. Дидактические игры и упражнения.

4.        Четвертая ступень. Основы шахматной тактики.

  1. Связка. Вилка.
  2. Открытое нападение.
  3. Открытый шах.
  4. Двойной шах.
  5. Жертва.
  6. Вариант. Комбинация.
  7. Короткие партии и ловушки.
  8. Шахматные задачи. Учебные партии.
  9. Практика учебных партий.
  10. Дидактические игры и упражнения.

Содержание программы второго года обучения.

Вводное занятие:

  1. Комплектование группы
  2. Правила техники безопасности на занятии, в школе, на перемене.

1.        Первая ступень. Шахматная азбука (повторение пройденного материала).

  1. Окно в шахматный мир.
  2. Шахматная нотация.
  3. О правилах поведения во время игры.
  4. Мат одинокому королю
  5. Мат ладьей
  6. Мат ферзем
  7. Мат двумя слонами
  8. Мат слоном и конем
  9. Непосильная задача для двух коней
  10. Шахматные задачи. Учебные партии.
  11. Практика учебных партий.

2.        Вторая ступень. Элементы шахматной партии.

  1. Как начинать партию.
  2. Принцип быстрейшего развития.
  3. Борьба за центр.
  4. Гармоничное пешечное расположение.
  5. Ошибочная игра в дебюте.
  6. Поучительные партии из практики мастеров.
  7. Дебют: открытые дебюты, полуоткрытые дебюты, закрытые дебюты.
  8. Как играть в эндшпиле.
  9. Реализация материального перевеса.
  10. Правило квадрата.
  11. Пешке помогает король. О крайних пешках.
  12. Позиционное преимущество (территориальное).
  13. Оппозиция.
  14. Преимущество во времени. Цейтнот.
  15. Короткие партии и ловушки.
  16. Шахматные задачи. Учебные партии.
  17. Практика учебных партий.

3.        Третья ступень. Основы шахматной тактики.

  1. Тактические приемы.
  2. Комбинация.
  3. Мат на последний и предпоследний горизонталях.
  4. Связка. Вилка.
  5. Спертый мат.
  6. Двойной удар.
  7. Двойной шах
  8. Открытое нападение.
  9. Открытый шах.
  10. Жертва.
  11. Вариант. Комбинация. Комбинация на завлечение. Комбинация на отвлечение.
  12. Атака на короля в центре.
  13. Атака на позицию рокировки.
  14. Комбинации на освобождение линии, на уничтожение защиты.
  15. Реализация материального преимущества.
  16. Короткие партии и ловушки.
  17. Шахматные задачи. Учебные партии.
  18. Практика учебных партий.


Содержание программы третьего года обучения.

Вводное занятие:

  1. Комплектование группы
  2. Правила техники безопасности на занятии, в школе, на перемене.

1.        Первая ступень. Шахматная азбука (повторение пройденного материала).

  1. Окно в шахматный мир.
  2. Сильнее всех (чемпионы мира).
  3. О правилах поведения во время игры.
  4. Мат одинокому королю.
  5. Шахматная нотация.
  6. Шахматные задачи. Учебные партии.
  7. Практика учебных партий.
  8. Дидактические игры и упражнения.

2.        Вторая ступень.

  1. География дебютов (открытые, полуоткрытые, закрытые).
  2. Принцип быстрейшего развития.
  3. Борьба за центр.
  4. Гармоничное пешечное расположение.
  5. Ошибочная игра в дебюте.
  6. Поучительные партии из практики мастеров.
  7. Как оценивать позицию.
  8. Как играть в эндшпиле.
  9. Реализация материального перевеса.
  10. Правило квадрата.
  11. Позиционное преимущество (территориальное).
  12. Преимущество во времени. Цейтнот.
  13. Короткие партии и ловушки.
  14. Шахматные задачи. Учебные партии.
  15. Практика учебных партий.
  16. Анализ партий.
  17. Дидактические игры и упражнения.

3.        Третья ступень. Основы шахматной тактики.

  1. Атака на короля в центре.
  2. Атака на позиции рокировки.
  3. Тактические приемы.
  4. Комбинация.
  5. Мат на последний и предпоследний горизонталях.
  6. Связка. Вилка.
  7. Двойной удар.
  8. Открытое нападение.
  9. Открытый шах.
  10. Вариант. Комбинация. Комбинация на завлечение. Комбинация на отвлечение.
  11. Комбинации на освобождение линии, на уничтожение защиты.
  12. Передача очереди хода (цугцванг).
  13. Короткие партии и ловушки.
  14. Шахматные задачи. Учебные партии.
  15. Практика учебных партий.
  16. Шахматный практикум.
  17. Дидактические игры и упражнения.

Содержание программы четвертого года обучения.

Вводное занятие:

  1. Комплектование группы
  2. Правила техники безопасности на занятии, в школе, на перемене.

1.        Дебют.

  1. План в дебюте.
  2. Дебютные принципы.
  3. Выбор дебютного репертуара.
  4. Открытые дебюты.
  5. Полуоткрытые дебюты.
  6. Закрытые дебюты.
  7. Шахматные задачи. Учебные партии.
  8. Практика учебных партий.
  9. Дидактические игры и упражнения.

2.        Миттельшпиль. Тактика. Стратегия.

  1. Шахматные планы.
  2. Как создается план игры.
  3. Оценка позиции.
  4. Тактические удары и комбинации.
  5. Что такое стратегия и стратегический план.
  6. Мобилизация сил.
  7. Борьба за центр.
  8. Короткие партии и ловушки.
  9. Шахматные задачи. Учебные партии.
  10. Практика учебных партий.
  11. Анализ партий.
  12. Дидактические игры и упражнения.

3.        Эндшпиль.

  1. Король и пешка против короля и пешки.
  2. Окончание с несколькими пешками.
  3. Король и ферзь против короля и пешки.
  4. Ферзь и пешка против ферзя.
  5. Ферзевые окончания со многими пешками.
  6. Ладья и пешка против ладьи.
  7. Ладья и две пешки против ладьи.
  8. Ладейный эндшпиль со многими пешками.
  9. Ферзь против ладьи.
  10. Ладья против легкой фигуры.
  11. Слон и пешка против слона.
  12. Окончание со слонами при нескольких пешках.
  13. Окончание при разноцветных слонах.
  14. Коневые окончания.
  15. Сложный эндшпиль.
  16. Короткие партии и ловушки.
  17. Шахматные задачи. Учебные партии.
  18. Практика учебных партий.
  19. Шахматный практикум.
  20. Дидактические игры и упражнения.

Методическое обеспечение.

Общепедагогическая методика различает лекционный метод, задачный метод и рабочий метод преподавания.

Следует отдавать предпочтение тому методу, который прививает склонность к самостоятельному мышлению и учитывает специфическую ситуацию в процессах шахматного мышления.

Наиболее приемлемым является заданный метод, т.е. преподавания по так называемому проблемному принципу.

Сюда относятся инициатива и самостоятельная работа учащегося - рациональное зерно всего метода.

Конечно, при самостоятельном решении задач учащимися преподаватель затрачивает больше времени, нежели с помощью лекционного метода преподавания. Зато при самостоятельном изучении и повторении учебного материала приобретенные знания усваиваются глубже и прочнее.

Исходя из исследований, для преподавания шахмат могут быть сформулированы следующие дидактико-методические принципы:

  1. единство обучения шахматам и обучения;
  2. систематичности;
  3. доступности;
  4. наглядности;
  5. прочного усвоения знаний, способностей и умения.

Принцип единства обучения шахматам и воспитания.

  1. Образование и воспитание диалектически связаны между собой.
  2. Под получением образования понимают передачу и усвоение полного объема учебного материала, умения и способности его применения.
  3. Воспитание личности - это сложный и многообразный процесс, зависящий от интеллектуальных, эмоциональных и волевых влияний.

Формами воспитательного воздействия являются:

  1. целенаправленное создание определенной ситуации, например участие в дискуссиях, выступления командных соревнованиях, принятие на себя обязательств общественного характера;
  2. возложение на молодых спортсменов конкретных ответственных задач, передачи им небольших педагогических функций в процессе обучения или тренировки.

Принцип систематичности.

В основу этого принципа входит содержание учебного материала и способ его преподавания.

  1. Первое правило - в зависимости от возраста детей учитывается психологическая настройка и цель занятия, теоретическая подготовка, практические упражнения, тематические тренировочные партии, повторение пройденного материала, проверка домашних заданий.
  2. Второе правило - материал должен излагаться педагогом последовательно, в определенном логическом порядке, на известном педагогическом принципе- «от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому».
  3. Третье правило - вновь изучаемый материал следует разложить на составные части, которые располагаются по определенной системе с иллюстрацией на конкретном примере.
  4. Четвертое правило - каждое занятие должно иметь хотя бы один ключевой момент, который помогает успешно разобраться в данной тематике (в основах теории дебютов, принципов эндшпиля, стратегии миттельшпиля и т.п.).

Принцип доступности.

В основу этого принципа входит учет индивидуальных, возрастных, физиологических и иных особенностей учащихся.

  1. Активизация творческих сил и дидактической помощи.
  2. Различия в скорости или темпе обучения.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Умение обнаружить врожденные способности учащегося и оказать содействие их совершенствованию.

Принцип наглядности.

Переходя к этому принципу, начнем с того, что у большинства людей из всех видов памяти, самой эффективной является зрительная, поскольку известно, что человек в среднем на 85 % познает мир с помощью глаз. «Наглядность - абсолютный фундамент всякого познания» (И.Песталоцци).

Шахматы - старинная, мудрая и прекрасная игра.

В процессе занятия шахматами развивается логическое и интуитивное мышление, долговременная и оперативная память, совершенствуется способность к концентрации

внимания.

Шахматы способствуют организации мышления, способности к выбору решения.

Необходимость последовательно претворять в жизнь принятое решение - делать ходы, осуществлять определенные замыслы - способствует формированию воли, решимости и

эмоциональной устойчивости.

В процессе обучения необходимо гармонично развивать у учащегося интуитивное и логическое мышление.

Что такое интуитивное мышление?

Это способность шахматиста за очень короткий срок, без детального расчета вариантов оценить позицию и выбрать хороший ход.

Аналитическое мышление определяет способность выбора правильного хода на основании цепи логических рассуждений.

Шахматист должен обладать и интуитивным, и аналитическими способностями.

Важное значение, при изучении шахматного курса, имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и задании, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также перечень диафильмов, рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для учителя.


   

 

Материально-техническая база.

Для проведения занятий  требуются:

  1. Просторный хорошо проветриваемый кабинет.
  2. Удобные столы и стулья.
  3. Шахматные доски и шахматы (1 комплект на 2 учащихся ).
  4. Шахматные часы (1 часы на 2 учащихся ).
  5. Демонстрационные доски и шахматные фигуры ( 2 комплекта ).
  6. Проекционные аппараты, компьютеры с программным обеспечением, интерактивная доска.
  7. Наглядные пособия, дидактические материалы.


Список литературы:

(для педагога )

1. Ю.Авербах, Н.Бейлиц «Путешествие в шахматное королевство», Издательство «Физкультура и спорт».

2.. Б.С.Вайнштейн «Ловушки», Издательство «Физкультура и спорт».

  1. В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы», Москва «Просвещение».
  2. Е.Я.Гик «Шахматы и математика», Москва «Наука».
  3. Н.И.Журавлев «Шаг за шагом», Издательство «Физкультура и спорт».
  4. А.Кобленц «Волшебный мир комбинаций», Издательство «Физкультура и спорт».
  5. В.В.Костров, П.П. Рожков «1000 шахматных заданий», Издательство «Ювента».
  6. А.П.Сокольский « Ваш первый ход», Издательство «Физкультура и спорт».


Список литературы:

(для детей )

1.Весела И. Веселы И. «Шахматный букварь», Издательство Москва, ГЦОЛИФК,1984 год2.. Гришин В. Ильин Е. «Шахматная азбука», Издательство «Детская литература», 1980 год.

  1. Зак В. Длуголенский Я. «Я играют в шахматы», Издательство «Детская литература», 1985 год.
  2. Князева В. «Уроки шахмат», Ташкент «Укитувчи», 1992 год.
  3. Сухин И. «Удивительные приключения в шахматной стране», Издательство Москва «Поматур», 2000 год.
  4. Сухин И. «Клетки черно-белые чудес и тайн полны», (учебники)  Обнинск Издательство «Духовное возрождение», 1998 год.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 246

ПРИМОРСКОГО РАЙОНА

РАССМОТРЕНО                                                            УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                               Директор __________Полякова Р.Ф.

Протокол  № ______                                                      «____» ______________ 2011 год.

От «_____»___________2011 год                                                                                            

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «Шахматы»

Возраст учащихся 7-11 лет

Срок обучения 4 года

Составитель:

Алексеева Ю.Б.                                                                                                                                                                                                          

педагог дополнительного

 образования

Санкт-Петербург

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».

Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования  Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...

Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»

Программа педагогического   эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...

Анализ учебно-методической работы школы за 2014-2015 учебный год.

Приоритетным направлением в методической работе в 2014-2015 учебном году было:·       Повышение качества образования как фактор развития ключевых базовых компетентностей ...

Семинар-лекция на тему "Качество учебно-методической деятельности и учебно-тренировочных занятий в спортивно-адаптивной школе"

Настоящие рекомендации разработаны в целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществ...

Учебно-методическая разработка соревнований «Школа безопасности»

Учебно-методическая разработка  соревнований «Школа безопасности» предназначена  для учителей ОБЖ, классных руководителей, организаторов детских объединений, педагогов дополнительного образо...

Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс. 5-8 класс». Отчёт о проделанной работе за учебный год

Отчет о работе региональной инновационной площадки за 2015-16 уч.г.  Апробация учебно - методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчеств...