Педагогический проект "Сказка о рождении Большой Медведицы"
проект

Кузько Наталья Александровна

Цель проекта: формирование у младших школьников элементарных представлений о науке астрономии, о рождении созвездия Большой Медведицы, развитие творческой деятельности и интеллектуальной инициативы через театрализацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Сказка о рождении Большой Медведицы».

Тип проекта: творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта:

- ученики 3 класса;

- учитель;

- родители.

Масштаб проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: январь, 2016г. (2-3 недели).

Основание для разработки:

  • проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок;
  • реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагога;
  • проект реализуется в рамках совместной деятельности.

Цель проекта: формирование у младших школьников элементарных представлений о науке астрономии, о рождении созвездия Большой Медведицы, развитие творческой  деятельности и  интеллектуальной инициативы через театрализацию.

Задачи работы:

со школьниками:

  • формировать представления младших школьников о звездном небе;
  • формировать умение делать умозаключения и выводы на основе творческой  деятельности;
  • развивать речь, интеллектуальные и творческие  способности;
  • развивать интерес к познанию космического пространства через сказку;
  • побуждать к творчеству, развивать фантазию, конструктивные способности.

С родителями:

  • расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам познавательного развития детей;
  • привлечь родителей к активной позиции участников проекта.

Гипотеза: предположим, что астрономия – наука доступная только взрослым, тогда чем можно объяснить интерес школьников к неизведанному миру Вселенной. Мы считаем, что азы науки астрономии могут являться источником познания и умственного развития младших школьников.

Актуальность.

На протяжении всего начального школьного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.

Формирование познавательной активности у младших школьников можно видеть в разных видах деятельности: в играх, экспериментировании, наблюдениях за объектами и явлениями живой и неживой природы, в театрализации.

Важным средством познания ребенком мира является не только окружающая его природа, но и мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения школьников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами могли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Реализуя программу по окружающему миру можно заметить, что в недостаточной степени раскрывается тема «Созвездия», поэтому возникла необходимость работы над проектом «Сказка о рождении Большой Медведицы».

Этапы работы над проектом:

1 этап– подготовительный.

Цель: заинтересовать младших школьников, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую мыслительную деятельность.

 II этап -- технологический.

Работа над проектом началась с создания развивающей среды. С января месяца 2016 года вместе с детьми и их родителями мы начали подбирать материал для создания «Сказки о рождении Большой Медведицы», некоторые школьники свои работы проиллюстрировали. Текст сказки был редактирован с помощью родителей и педагога, набран на компьютере и распечатан на цветном принтере. После этого мы решили создать книжку-раскладушку, в которую полностью были внесены оформление текста, стихи, рисунки, изображения главных героев сказки. Затем коллективно мы создали и оформили макет созвездия Большой Медведицы и презентацию к театрализации «Сказки о рождении Большой Медведицы».

На данном этапе работы над проектом использовались дидактические и развивающие игры и пособия, осуществлялась подборка детской художественной литературы по теме «Космос».

Работа с родителями.

Цель: стимулировать умственную активность детей, оказать помощь в решении индивидуальных задач развития, привлечь родителей к активной позиции участников.

Консультация:

«Изучаем астрономию вместе с детьми»

(родительский уголок).

Оформление актового зала.

III этап – заключительный.

Цель: обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка, создать продукт проекта.

Итог.

Анализ проведенной работы показал, что у детей младшего школьного возраста систематизировались имеющиеся знания о космосе, звездах, Вселенной. Они овладели элементарными представлениями о рождении созвездия Большой Медведицы через театрализованную деятельность. У всех детей обогатился словарь путем введения определенных слов в практику общения, появился интерес к творческой  деятельности в процессе подготовки спектакля, книжки-раскладушки «Сказка о рождении Большой Медведицы», создании макета созвездия Большой Медведицы, разучивании танцев, стихов, песен, подборки красочных костюмов. В результате дети научились оформлять рисунки, решать кроссворды, выразительно читать стихи, красиво танцевать, что говорит о развитии творческого мышления у младших школьников.

Выросла активность родителей в мероприятиях, проводимых в классе.

Таким образом, по результатам проведенной работы можно отметить, что гипотеза подтвердилась.

Астрономия – это наука не только для взрослых! Детям младшего школьного возраста при создании определенных условий, при использовании различных форм, методов работы и заинтересованности всех участников педагогического процесса вполне доступно овладение элементарными знаниями об астрономии.

Творческая деятельность раскрывает личность каждого ученика. У младших школьников увеличился словарный запас, появилось желание узнать значение непонятных слов и употреблять их в речи; речь становится развёрнутой, осмысленной и эмоциональной; дети чувствуют себя взрослее.