Профориентационная работа "Маршрут успеха"
элективный курс (9 класс)

Монгуш Лейла Дадар-ооловна

Программа дает возможность глубоко узнать мир профессий, осознанно выбрать свой профессиональный путь для детей неохваченных дополнительным образованием.

Главная цель программы: создание условий для формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Своевременная профориентационная работа с учащимися приведет их к правильной самореализации. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное учреждение Ийская средняя общеобразовательная школа Рабочая программа кружка п о профориентации «Маршруты успеха» Вид деятельности: профориентационная работа Направление: социально- педагогическая Возраст школьников: 11-14 лет Срок реализации: 1 год 2018-2019 учебный год Составила: Монгуш Лейла Дадар-ооловна - педагог- дополнительного образования , 1 квалификационная категория.

Слайд 2

Успех — достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. https://ru.wikipedia.org/ ДЕВИЗ: КОГДА Я ВЫБИРАЮ ПУТЬ К УСПЕХУ, УСПЕХ ВЫБИРАЕТ МЕНЯ.

Слайд 3

Пояснительная записка Актуальность программы Цели и задачи программы Ожидаемые результаты Тематическое планирование Список используемой литературы ОГЛАВЛЕНИЕ

Слайд 4

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Маршруты успеха» для учащихся разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в соответствии со следующими документами: а) примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию б) локальный нормативный акт «Положение о рабочей программе курсов внеурочной деятельности учителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Призвана помочь детям овладеть знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной организаторской деятельности, развитию коммуникативных умений подростков, включающих в себя освоение регулятивных и познавательных компонентов.

Слайд 5

Актуальность программы Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Профориентационная работа с детьми школьного возраста — это также вклад в решение острых социальных проблем

Слайд 6

Цель программы создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися , способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и с учетом социокультурной и экономической ситуации в своем районе и селах.

Слайд 7

Основные задачи: Расширить знания, связанные с миром профессий; Расширить знания о современном рынка труда, о средних и высших учебных заведениях, о способах поиска работы и трудоустройства; Сформировать умение выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда;

Слайд 8

Ожидаемые результаты Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии. Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации . Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально – жизненный путь, опираясь на полученные знания.

Слайд 9

Тематическое планирование № Тема Кол- во часов Деятельность учащихся Домашнее задание Форма проведения 1 Вводное занятие «Знакомство» 1 Развивающие упражнения Составление дневника «Мой маршрут к успеху». Придумать эмблему и девиз для достижения цели Тренинг ВСЕ ЛИ ПРОФЕССИИ ХОРОШИ ДЛЯ МЕНЯ…. 2-3 Что такое рынок труда? Востребованные профессии. 2 Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. Составление дневника 1работа. Самые востребованные профессии - выписать Выступления по итогам исследовательской деятельности. 4-5 Новые профессии и модные профессии 2 Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. 2 работа. Новые профессии и модные профессии- выписать Выступления по итогам исследовательской деятельности. 6-7 Профессии в нашем селе 2 Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. 3 работа. Профессии в нашем селе- выписать, подсчитать сколько людей охвачено в той или иной профессии Выступления по итогам исследовательской деятельности. 8-9 Профессии в нашей семье. Что такое династия 2 Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса. 4 работа. Профессии в нашей семье- выписать, в том числе профессии бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. Если есть династия, то составить альбом. Выступления по итогам исследовательской деятельности. 10-11 Конкурс «Кто больше знает о профессиях?» Проверка работы с дневником. 2 Соревнование 5 работа. Сочинение «Я хочу стать…» или «Я мечтаю стать…» Викторина

Слайд 10

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ (хочу + могу + надо) 12-14 Мой мир и его возможности 3 Тестирование «Нравится, не нравится…» 6 работа. Нарисовать вокруг солнца свои хорошие качества. А плохие качества в воздушном шаре. Лекция, тестирование 15-17 Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). 3 профориентационные игры 7 работа – написать характеристику 3-х профессий, которые вам нравится, к чему лежит душа; Лекция, профориентационные игры 18-20 Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). 3 Практическая работа Знакомство с описаниями профессий. 8 работа – написать отзыв о 3-х профессиях, который вам по силам и по способностям; Лекция, профориентационные игры 20-22 Социальные проблемы труда («надо»). Разделение труда. Практическая работа Определить, в деятельности каких профессий преобладает труд сложный, простой, умственный, физический. 9 работа – нарисовать и подписать маршрут, каким образом можно достичь самую востребованную профессию (надо – это всё, что нужно для общества, страны). См. 2 занятие Лекция САМОПОЗНАНИЕ и САМОРАЗВИТИЕ 22-24 Смысл жизни и цель жизни человека 3 Обсуждение и релаксирующие упражнение 10 работа – продолжить сочинение- рассуждение «Жизнь – это огромная книга, в которой записана биография каждого из нас. Для того, чтобы в книге было как можно больше страниц, нужно прожить жизнь с достоинством, оставить после себя незабываемый след…» Лекция с элементами тренинга 25-27 Изучение особенностей личности учащихся 3 Тестирование, анкетирование и обсуждение результатов 11 работа. Создание психологического портрета самого себя. Какой Я? Тестирование, анкетирование и обсуждение результатов 28-30 Здравствуйте! Я профессионал… 3 Интервью, составление портрета различных профессий 12 работа. Выбрать одну профессию и составить портрет представителя данной профессии Встреча с представителями других профессий 31-32 Составление профессиограмы 2 Создание картотеки профессий 13 работа . Создание стенда, буклетов о профессиях. Выступления по итогам исследовательской деятельности. 33-34 Профессии, связанные с жизнью в родной таежной земле (в Тодже) 2 Обсуждение вопроса (Охота, рыболовство и собирательство) профессия или увлечение 14 работа. Сбор интересных фотографий, воспоминаний и историй из жизни охотников, рыболовов и собирателей ягод, орехов… Создание презентаций, исследовательских работ по итогам сбора материалов 35 Заключительное занятие Подведение работы с дневником 1 Обсуждение и релаксирующие упражнение 15. работа. Подготовить выступление в школе. Просветительская работа Обсуждение результатов

Слайд 16

Используемая литература, Интернет сайты и т.п . 1. Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно- методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. М.: АСОУ, 2007. 2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений —М.: Прамбер , 1992. Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006. 3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство. 1996. 4. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: " Импринт -Гольфстрим", 1998. 5. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом Федоров, издательство «Учебная литература», 2011. 6. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина , 2013. 7. Р.Мэй Искусство психологического консультирования 1994 8. Р.Шмидт Классные часы и беседы по профориентации 2006 г. 7. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение,2014. 8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество России, М., 2004. Интернет сайты http://mirznanii.com/ proprof.ru onlinetestpad.com postupi.online

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Рабочая программа кружка / секции

«Маршруты успеха»

                                                                                    (название кружка или секции)

Субъект РФ, муниципальное образование или городской округ

 Республика Тыва Тоджинский район

Населенный пункт с. Ий

ФИО Монгуш Лейла Дадар-ооловна

Цель программы:

  • создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями, и с учетом социокультурной и экономической ситуации в своем районе и селах.

Задачи:

  1. Расширить знания, связанные с миром профессий;
  2.  Расширить знания о современном рынка труда, о средних и высших учебных заведениях, о способах поиска работы и трудоустройства;
  3. Сформировать умение выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами, склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда;

1.Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся

Домашнее задание

Форма проведения

1

Вводное занятие «Знакомство»

1

Развивающие упражнения

Составление дневника «Мой маршрут к успеху». Придумать эмблему и девиз для достижения цели

Тренинг

ВСЕ ЛИ ПРОФЕССИИ ХОРОШИ ДЛЯ МЕНЯ….

2-3

Что такое рынок труда? Востребованные профессии.

2

Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса.

Составление дневника

1работа. Самые востребованные профессии - выписать

Выступления по итогам исследовательской деятельности.

4-5

Новые профессии и модные профессии

2

Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса.

2 работа. Новые профессии и модные профессии- выписать

Выступления по итогам исследовательской деятельности.

6-7

Профессии в нашем селе

2

Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса.

3 работа. Профессии в нашем селе- выписать, подсчитать сколько людей охвачено в той или иной профессии

Выступления по итогам исследовательской деятельности.

8-9

Профессии в нашей семье.

Что такое династия

2

Исследовательская деятельность, обсуждение вопроса.

4 работа. Профессии в нашей семье- выписать, в том числе профессии бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Если есть династия, то составить альбом.

Выступления по итогам исследовательской деятельности.

10-11

Конкурс «Кто больше знает о профессиях?»

Проверка работы с дневником.

2

Соревнование

5 работа. Сочинение «Я хочу стать…» или «Я мечтаю стать…»

Викторина

ФОРМУЛА ПРОФЕССИИ (хочу + могу + надо)

12-14

Мой мир и его возможности

3

Тестирование «Нравится, не нравится…»

6 работа. Нарисовать вокруг солнца  свои хорошие качества. А плохие качества в воздушном шаре.

Лекция, тестирование

15-17

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»).

3

профориентационные игры

7 работа – написать характеристику 3-х профессий, которые вам нравится, к чему лежит душа;

Лекция, профориентационные игры

18-20

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

3

Практическая работа  Знакомство с описаниями профессий.

8 работа – написать отзыв о 3-х профессиях, который вам  по силам и по способностям;

Лекция, профориентационные игры

20-22

Социальные проблемы труда («надо»). Разделение труда.

Практическая работа  Определить, в деятельности каких профессий преобладает труд сложный, простой, умственный, физический.

9 работа – нарисовать и подписать маршрут, каким образом можно достичь самую востребованную профессию (надо – это всё, что нужно для общества, страны).

См. 2 занятие

Лекция

САМОПОЗНАНИЕ и САМОРАЗВИТИЕ

22-24

Смысл жизни и цель жизни человека

3

Обсуждение и релаксирующие упражнение

10 работа – продолжить сочинение- рассуждение «Жизнь – это огромная книга, в которой записана биография каждого из нас. Для того, чтобы в книге было как можно больше страниц, нужно прожить жизнь с достоинством, оставить после себя незабываемый след…»

Лекция  с элементами тренинга

25-27

Изучение особенностей личности учащихся.

Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий.

3

Тестирование,  анкетирование и обсуждение результатов

11 работа. Создание психологического портрета самого себя. Какой Я?

Тестирование,  анкетирование и обсуждение результатов

28-30

Здравствуйте! Я профессионал…

3

Интервью, составление портрета различных профессий

12 работа. Выбрать  одну профессию и составить  портрет

представителя  данной профессии

Встреча с представителями других профессий

31-32

Составление профессиограмы

2

Создание картотеки профессий

13 работа . Создание стенда, буклетов о профессиях.

Выступления по итогам исследовательской деятельности.

33-34

Профессии, связанные с жизнью в родной таежной земле (в Тодже)

2

Обсуждение вопроса

(Охота, рыболовство и собирательство) профессия или увлечение

14 работа. Сбор интересных фотографий, воспоминаний и историй из жизни охотников, рыболовов и собирателей ягод, орехов…

Создание презентаций, исследовательских работ по итогам сбора материалов

35

Заключительное занятие

Подведение работы с дневником

1

Обсуждение и релаксирующие упражнение

15. работа. Подготовить выступление в школе. Просветительская работа

Обсуждение результатов

  1. Результаты обучения по программе.
  • Получат систематические знания о профессиях, о содержании трудовой деятельности, учебных заведениях, о важности каждой профессии для общества, узнают о собственных психологических особенностях, профессиональных интересах и склонностях, правилах выбора профессии и об ошибках, допускаемых при выборе профессии.
  • Овладеют навыками поиска и анализа нужной информации, тестирования, самопрезентации.
  • Смогут самостоятельно грамотно спланировать свой профессионально – жизненный путь, опираясь на полученные знания
  1. Материально-технического обеспечения образовательного процесса. Педагог дополнительного образования, 1 квалификационная категория, ПК, ноутбук, проектор
  2. Методические материалы (литература, схемы, образцы изделий, Интернет сайты и т.п., используемые в работе).

1. Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-

методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой.

– М.: АСОУ, 2007.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений —

М.: Прамбер, 1992.

Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы,

сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.

3. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское

педагогическое агентство. 1996.

4. Орлов Ю.М. Предмет педагогики. Серия: Педагогика. - М.: "Импринт-Гольфстрим",

1998.

5. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова . Издательский дом

Федоров, издательство «Учебная литература», 2011.

6. Рабочая программа дополнительного образования социально-педагогической

направленности «Ведущие за собой» Н.А. Ращупкина, 2013.

7. Р.Мэй Искусство психологического консультирования 1994

8. Р.Шмидт Классные часы и беседы по профориентации 2006 г.

7. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная

деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни.

Основная школа/С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С. Н. Чистякова и др. – М.: Просвещение,

2014.

8. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. Педагогическое общество

России, М., 2004.

Интернет сайты

http://mirznanii.com/

proprof.ru›tests/

onlinetestpad.com›ru/test/

postupi.online


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентационная работа. Факультативный курс "Успех и планирование твоей карьеры"

Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является ж...

Профориентационная игра для родителей и детей "Лестница к успеху"

В жизни каждого молодого человека рано или поздно всегда возникает вопрос: кем стать и куда пойти для этого учиться. Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальней...

Профориентационная игра "Перспектива успеха"

Профориентационная игра «Перспектива успеха» Цель: способствовать активизации процесса формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению; развитие осознанного отношения у во...

Профориентационные экскурсии и встречи - важный элемент работы по профориентационному самоопределению.(из опыта работы)

Профориентационные экскурсии и встречи-важный элемент  в работе по профориентационному самоопределению школьников. Экскурсий на предриятия и встречи с людьми различных профессий помогают обучающи...

Профориентационная программа "Успех начинается сегодня"

Программа обобщает профориентационную работу, проводимую в МБОУ  "Мозжухинская ООШ"....

Профориентационная онлайн-викторина "Путь к успеху. Профориентационная прокачка"

Цель мероприятия: расширить знания обучающихся о мире профессий.Задачи мероприятия:· способствовать приобретению подростками знаний о профессиях;· систематизировать знания учащихся о про...

Система организации профориентационного обучения.Профориентационное содержание уроков химии

Данный материал предназначен для педагогов, знакомит педагогов с организацией профориентационной работы на уроках химии в школе....