Конкурс "Учитель года-2019"
статья

Филиппова Жанна

В данной папке содержится материал к конкурсу педагогического мастерства "Учитель года-2019"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное испытание – Эссе  «Я – учитель». 

Филиппова Ж.А.

МОУ Константиновская СОШ

«Я учу детей нового поколения…»      

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем 
у детей завтра.
Джон Дьюи.

Жизнь не стоит на месте. Меняется поколение детей, меняется и школа. О том, что «нынешние дети очень не похожи  на тех, какими были мы», наверное, слышали малыши и подростки всех эпох. Но то, насколько сильно отличаются от нас современные дети нового поколения (которых детьми порой сложно назвать) не заметить нельзя. Часто психологи называют поколение «новых детей» разрушителями сложившихся стереотипов и устоев.

Свою педагогическую деятельность я начинала в 1990 году. Прошло почти тридцать лет, и сейчас я чувствую огромную разницу в преподавании предмета «тогда» и «сейчас». Если можно было бы описать современный мир одним словом, то его стоило бы назвать стремительным потоком, где всё движется с космической скоростью. И если ты не попадешь в этот поток, то останешься не у дел, на обочине жизни. А все самое интересное, увлекательное пройдет мимо тебя.

Нынешние дети и подростки совершенно другие - они более уверенные в себе, стремятся быстро и много достичь в жизни. Основной особенностью современных школьников является, на мой взгляд, их обширная, но бессистемная информированность практически по любым вопросам. Дети нового поколения окружены информацией, и погружены в нее с момента своего появления на свет. Если в прошлом дети ощущали определенный информационный голод, то сегодня подростки имеют доступ к широкому объему данных. Потоки информации поглощают их и, словно цунами, влекут за собой. Однако наряду с растущим стремлением к самостоятельности, желанием добиться успеха, ростом амбиций и самооценки, умение ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве у детей нового поколения все еще не сформировано.  

Не учитывать эти особенности детей невозможно, и работать надо  на опережение, ориентироваться на технологии завтрашнего дня.

Чему я могу научить детей, у которых информации и так в избытке? Нужно ли их чему-то учить? Я учитель истории и обществознания и мне очень важно научить школьников рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии оценки исторических событий и личностей.  Главная моя задача - научить детей думать, анализировать, критически мыслить, высказывать личное мнение и научить учиться. Научить их пользоваться полученной информацией, определять достоверность фактов.

Каждый урок дети оказываются перед кусочками одной огромной информационной мозаики, пытаются ее собрать, получить цельную картинку современного мира. Порой картинка складывается без особого труда, но чаще для победы нужно приложить усилия, постараться. Именно в тот момент, когда дети спешат достичь результата быстро, учителю спешить не нужно. Не стоит все делать за детей, нужно дать им возможность подумать, собраться с мыслями, сделать свой выбор, важно дать право на ошибку. Если этот принцип учительской деятельности недооценить, то развитие ребенка может заметно замедлиться, а сам ребенок так и не научится из всего информационного потока выбирать только то, что действительно важно и нужно.

Учителю необходимо быть рядом и … учиться самому. Учиться  с детьми, учиться у детей, вместе с ними открывать что-то новое, развиваться и разбираться с этой сложной мозаикой. В этом заключаются важнейшие принципы моей работы – принцип единства и непротиворечивости учебного процесса и принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых.  

Учитель, который учит детей нового поколения – это, прежде всего организатор деятельности на уроке, учитель-исследователь и научный руководитель обучающихся. Учить детей и одновременно учиться самому, чтобы новое поколение чувствовало в Учителе человека, живущего их временем, их интересами.



Предварительный просмотр:

Система работы

учителя истории и обществознания МОУ Константиновской СОШ  

Филипповой Жанны Анатольевны.

Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем 
у детей завтра.
Джон Дьюи.

Принятие новых образовательных стандартов и их внедрение в основную школу заставляет пересмотреть давно сложившиеся стереотипы педагогической деятельности и позволяет учителям по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В условиях модернизации российского образования идет усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию личности. К ним, в первую очередь, относятся история и обществознание, ценность которых неоспорима, так как они вооружают человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции.

Основой достижения поставленных целей выступает применение системно-деятельностного подхода в обучении, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего общего образования. 

Системно-деятельностный подход реализуется через активные методики -современные педагогические технологии: Личностно-ориентированные технологии обучения, технологии проблемного обучения, развития критического мышления и проектного обучения на уроках истории и обществознания. В своей работе я использую элементы всех представленных технологий.

Образовательная технология развития критического мышления.

Критическое мышление - это самостоятельное мышление на основе исходной информации, которое начинается с постановки вопросов и проблем, решаемых путем убедительной аргументации. А такое мышление учащихся очень важно для проведения современного урока.

Особенности данной технологии заключаются в ее универсальности, я ее применяю для разных возрастов и предметов, она приемлема для любой программы. Поскольку основной акцент делается на личный опыт и предшествующие знания, уроки такого типа и отдельные приемы могут использоваться в разных классах.

Эта технология способствует  мотивации в изучении истории и обществознания, повышению качественного  уровня обученности по предмету; накапливанию материала для подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию, требующих демонстрации умений работы с текстом и написания эссе; развиваются общие учебные умения и навыки, такие как: навык внимательного чтения; умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное; умение вычленять противоречия; умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать; умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику; умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.

На своих уроках я часто применяю отдельные приёмы технологии развития критического мышления: составление кластера, кроссенса, SWOT – анализа.

Прием составления кластера  может применяться на стадии систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.

При изучении темы «Древняя Греция» по Всеобщей истории в 5 классе, рассматривается вопрос природно-климатических условий.  Учащимся  предлагаю выделить характеристики природных и географических условий этих стран. Они выделяют такие характеристики, как теплый климат, горы, моря, мелкие речки, наличие плодородных земель. Распределяем характеристики вокруг основной темы.

Следующим шагом будет обсуждение вопроса о занятиях населения древнего государства, которым способствовали выделенные ранее характеристики. Продолжается работа и на стадии осмысления содержания: по ходу работы с текстом вносятся дополнения в кластер.

По составленному кластеру делаем вывод: особенности древнегреческой и других цивилизаций (колонизация, мореплавание, развитие ремесла и торговли). Продолжаем работу по осмыслению материала с данными смысловыми единицами.

Метод «кроссенс» представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратов. Основной смысл создания кроссенса - это загадка, головоломка, ребус. Для его разгадки нужно лишь знание фактов. Девять изображений расставлены в квадрате таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными. Необходимо найти связи между соседними изображениями или дать название кроссенсу.

Кроссенс можно использовать при формулировке темы и цели урока (найдите связь между изображениями на доске и догадайтесь, чем мы будем заниматься), тема: «Культура Руси 9-12 века»; для обобщения и закрепления изученного материала («Горячие точки «холодной войны», «Из чего складывается мастерство работника»); для организации групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп). Также можно составлять кроссенсы, посвященные праздничным и юбилейным датам, например «Памятные даты Амурской области».

В последние годы в задания ЕГЭ, а также в олимпиадные задания включают вопросы с иллюстрациями, где нужно определить портреты исторических деятелей. Часто такие задания вызывают затруднения у ребят, так как учебники не всегда достаточно снабжены иллюстративным материалом, а даже если они и есть, то не всегда ученики обращают на них внимание. В КИМ ЕГЭ акцентируется внимание на заданиях, направленных на проверку умений: систематизировать исторические факты; устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи; использовать источники информации разных типов (в том числе историческая карта, иллюстрация) для решения познавательных задач. Используя на уроках метод кроссенса, поможет школьникам  успешно справиться с этими заданиями на экзамене.

Следующий интересный для меня прием, который позволяет выявить, структурировать, сравнивать информацию, формулировать и делать выводы и предположения – это прием SWOT – анализ.

Проведение SWOT – анализа представляет собой заполнение матрицы, состоящей из четырех блоков, в центре матрицы записываем факт, явление, проблему, требующую исследования, а по блокам матрицы ученикам необходимо выделить  сильные и слабые стороны  какого-либо явления, его возможности и угрозы.

При изучении темы в 11 классе «Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965-1985 гг.» класс делится на группы. Каждая группа готовит анализ экономического развития данного периода  истории страны.

На первом этапе урока учащиеся в группах читают материал параграфа и дополнительный материал, обмениваются новой информацией, выделяют сильные и слабые стороны основных типов экономических систем, предполагают, какие возможности и угрозы применения этих типов систем существуют в будущем. На втором этапе урока учащиеся заполняют матрицу SWOT–анализа. На третьем этапе -  выступление групп. Четвертый этап урока – это оценивание работы в группах и подведение итогов.

На данном уроке SWOT– анализ явился еще и мостиком к следующему уроку. Учащиеся сделали вывод о том, что отказ от начатых реформ привел страну в тупик.

SWOT – анализ применим и на уроках истории. При изучении темы в 6 классе «Феодальная раздробленность Руси», мы рассматриваем плюсы и минусы этого периода. SWOT – анализ нам дает посмотреть глубже, оценить не только слабые и сильные стороны этого периода, но возможности и угрозы развития общества и государства.

На уроке обществознания по теме «Типы экономических систем» очень практично использовать именно этот метод, рассматривая каждую экономическую систему. Выделяется ключевое слово, определяются сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Развивать критическое мышление можно и через составление «интеллект-карты» по теме. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам и поводам: для принятия решений, организации мероприятий, составлении плана, разработки проекта и т.п. Сам процесс создания интеллект-карты стимулирует творчество, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при составлении обычных списков. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Данный метод можно применять при повторении и обобщении изученного материала: «Значение принятия христианства на Руси», «Россия в годы петровских преобразований», «Смутное время».

Технология проблемного обучения: создание на уроке проблемной ситуации - состояния интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Проблемные задачи различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

В современных условиях, когда признается право на существование разных смыслов, оценок, трактовок тех или иных событий, в условиях плюрализма мнений, на мой взгляд, просто необходимо использовать альтернативные точки зрения на факты и явления, что, безусловно, расширяет кругозор школьников  и формирует их толерантность. Перед учителем истории стоит важнейшая цель – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, обладающего нравственными качествами, способного к самореализации в условиях современной российской действительности. С помощью исторических знаний человек должен определять себя, свое место в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы ученики вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвёртый этап решения проблемы.

Совокупность целенаправленно сконструированных задач, создающих проблемные ситуации, призвана обеспечить главную функцию проблемного обучения – творческое усвоение содержания образования.

На уроке истории при изучении темы «Оттепель» школьники формулируют гипотезу о том, что этот период в истории страны был успешным, исследуя все составляющие экономического развития: сельского хозяйства, промышленности, транспорта и финансовой системы, ученики доказывают, что выдвинутая ими гипотеза верна.

Также возможно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: почему спартанцы не строили крепостей вокруг своего города? Или почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников?

Как вариант можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Например: подумайте, куда делось оружие у терракотовый армии?

На уроке создаю ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: а) По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси? б) Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола?

Таким образом, ставя проблему перед учениками, я даю им возможность различными путями самим найти ответы, а не предоставляю готовый материал.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Усвоение специализированного знания, а также методов исторической науки в ходе работы над подобными исследовательскими проектами имеет для учеников личностную значимость, поскольку содержание деятельности отражает круг их непосредственных интересов и волнующих их проблем. Работая в проекте, ученик погружается в какую-то ситуацию, он добывает знания не потому, что преподаватель будет спрашивать и поставит плохую оценку, а потому, что ищет ответ на действительно интересующий его вопрос. Такая работа позволяет осуществлять поиск нужной информации по заданной теме, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), производить отделение основной информации от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации, уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства - то есть развивать организационно-коммуникативные навыки школьников.

Например, на уроке по теме «Великая Отечественная война в лицах» одинадцатиклассникам даю задание создать информационный мини-проект, посвященный конкретной личности, была предоставлена дополнительная информация, алгоритм действий и требования к защите. Сначала создавался проект, затем следовала его защита.  Или на уроке обществознания по теме «Как ребенку защитить свои права» ученики дома составляли информационные групповые проекты в виде презентации, а дорабатывали и защищали их на уроке.

Технология проектного обучения предполагает проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений по спорным вопросам истории (например, «Оттепель: плюсы и минусы», «Кто победил в Гражданской войне?» и т. п.), представление результатов опросов в виде диаграмм.

Ученикам предлагается подготовить эссе по спорным вопросам истории («Величие и трагедия нашей страны в начале 50-х гг.», «Перестройка: факты и мнения», «Какие уроки можно извлечь из истории…»). Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения (позицию, отношение) при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными историческими фактами, опираться на мнения авторитетных исследователей или предъявлять обоснованное несогласие с ними (например «Уроки и опыт Государственной Думы»).

Во внеурочной деятельности веду работу с одаренными детьми по подготовке поисково-исследовательских работ по краеведению («Через годы, через поколения», «Лица из прошлого», «Военное детство», «В годы суровых испытаний» и т.д.).

На занятиях элективного курса «История Амурского казачества» учащиеся выполняют множество проектов по темам: «Участие амурских казаков в русско-японской войне», «Кто такой казак?», а также выбирают самостоятельно темы исследования: «История одной фотографии», «Листая бабушкин альбом» и др.

Проектная  деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к исторической науке, она  вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность.

Проектно-исследовательская деятельность ведется на основе использования информационно-коммуникативных технологий и Интернет- ресурсов.

Считаю, что успех моей педагогической работы зависит от самосовершенствования. Лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика. Важно понимать каждого ребёнка, учить его учиться, воспитывать каждым своим уроком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в районном конкурсе «Учитель года-2019»

Открытый урок в районном конкурсе «Учитель года-2019».  Тема урока « Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства, нр...

Сочинение-рассуждение на тему "Я - учитель" в рамках конкурса "Учитель года 2019"

Сочинение-рассуждение на тему "Я-учитель" для конкурса....

Учитель года - 2019 - Эссе

Эссе "Через тернии к звездам"...

Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»

Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»С 25 февраля по 1 марта в Салехарде планируется проведение муниципального этапа конкурса педагогического...

Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»

Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»Программамуниципального конкурса педагогического мастерства-2019Номинация «Учит...

Электронная газета выпуск №8 с материалами районного конкурса "Учитель года -Воспитатель года - 2019"

C 19 по 21 марта 2019 года  проведен дистанционный муниципальный этап  конкурса «Учитель года – 2019». Приняли участие в конкурсе  4 учителя и 2 воспитателя детских са...

Итоги муниципальных конкурсов профессионального мастерства "Учитель года-2019" и "Воспитатель года - 2019"

Приказ о подведении итогов муниципального этапа конкурса "Учитель года - 2019" проходил с 19 по 21 марта 2019 года по двум номинациям: "Учитель года" и "Воспитатель года"...