Комплекс упражнений "Работа над дикцией"
методическая разработка

Устюжанина Оксана Сергеевна

Комплекс упражнени для развититя дикции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение

Работа над артикуляцией

Артикуляция (лат. Articulatio – расчленять, членораздельно) – работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для произнесения известного звука речи.

Четкая дикция – непременное условие успешного выступления на сцене артиста в любом амплуа.

Для вокалиста артикуляция имеет особое значение, потому что влияет на силу голоса, его подачу и качество звучания.

Все упражнения для губ и языка делаются перед зеркалом.

Упражнение №1

Вытяните губы трубочкой, будто хотите поцеловать кого-то на расстоянии, или произнесите звук “у-у-у-у-у”, а затем широко улыбнитесь во весь рот, растягивая губы и обнажая зубы.

Повторите это упражнение не менее 10 раз на счет “раз, два”.  “Раз” – губы вытянуты трубочкой, ”два” – переведены в широкую улыбку. В результате тренинга начальное напряжение губ и щек должно исчезнуть.

Упражнение №2

Убедитесь, что губы сложены в трубочку-“хоботок”, устойчиво зафиксированы, подвигайте “хоботком” вправо-влево. Щеки должны быть неподвижны. Это получается не сразу, поэтому в начале их можно придержать ладонями.

Если не удается двигать губами-трубочкой сидя или стоя перед зеркалом, положите зеркало на стол и выполняйте упражнение, опустив голову вниз.

Повторите упражнение 10 раз.

Упражнение выполнено правильно, если “хоботок” свободно движется влево и вправо при неподвижных мышцах щек.

Упражнение№3

Глядя в зеркало, зафиксируйте “хоботок”, а затем поднимите его вверх на счет “раз” и опустите его вниз на счет “два”. Подбородок и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

Проделайте это упражнение не менее 10 раз.

Не торопитесь, медленно поднимайте “хоботок” и так же медленно опускайте. Это нелегкое, но очень эффективное упражнение для улучшения дикции. Не старайтесь добиться большой амплитуды движения. Следите за свободой движения “хоботка” и неподвижностью нижней челюсти  и мышц щек.

Упражнение№4

Упритесь кончиком языка в щеку и растяните ее, а затем – другую, словно вы катаете во рту конфету: раз-два, раз-два. Постепенно усиливайте давление языка на щеки.

Повторите упражнение не менее 19 раз.

Для снятия напряжения сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну.

Упражнение№5

Упритесь кончиком языка в верхнюю губу,  затем - в нижнюю.

Повторите упражнение не менее 10 раз.

Для снятия напряжения сделайте несколько жевательных движений и проглотите слюну.

Скороговорки

Чтобы отработать правильную постановку губ и языка во время речи, их нужно тренировать, упражняясь со скороговорками.

Тщательно выговаривая каждый звук, надо медленно, по слогам прочитать:

От  то-по-та  ко-пыт

Пы-ль  по  по-лю  ле-тит

Особое внимание уделяйте последним согласным . Если вы будете выговаривать их сейчас, то и в песне не станете “проглатывать” буквы, и текст будет понятен.

Повторяйте скороговорку до тех пор, пока не почувствуете, что можете медленно прочитать ее без запинки и четко.

Затем слегка увеличите темп до темпа обычного разговора. Убедитесь, что текст звучит четко и разборчиво. Повторяя скороговорку, постепенно увеличивайте темп, но не забывайте, что все же в скороговорке главное – не темп, а четкость и ясность произношения. А теперь можно прочитать ее на пределе своих возможностей.

Получается? При любом варианте ответа, надо вновь, тщательно артикулируя каждый звук, медленно, по слагам прочитать скороговорку. Старайтесь не торопиться, хотя предыдущий темп будет вас “торопить”. Не поддавайтесь!!!

По этой методике упражняйтесь и с другими скороговорками (которые вы найдете далее на этой странице), на другие группы звуков. Желательно каждое утро начинать с речевой гимнастики. Когда вы уже овладеете основными артикуляционными навыками, необязательно сохранять статичное положение тела и даже полезно будет заниматься речевой гимнастикой в движении или в танце, а вот следить за прямой осанкой необходимо.

Не забывайте, что четкость произношения касается не фразы в целом, не слова в отдельности, а каждой буквы. И проговаривать их надо не так как они пишутся, а как произносятся, согласно транскрипции.

Чаще возвращайтесь к медленному темпу, четко артикулируя каждую букву, не поддавайтесь инерции быстрого проговаривания, преодолевайте это желание.

Ну, а если вы без запинки, четко, разборчиво можете прочитать скороговорку любой сложности на максимальной скорости – поздравляю, вы добились отличного результата!

 

По принципу работы со скороговоркой можно и нужно заниматься

и с текстом песни:

Выпишите слова на лист бумаги;

Прочитайте их достаточно громко (не переходя на крик!), медленно, разделяя каждую букву, как показано на примере со скороговоркой “От топота копыт…”;

Помните о последнем согласном звуке в словах и не “теряйте” его;

Текст песни учите частями, например, выучите таким образом первый куплет, потом приступайте к припеву и т.д. Не переходите к следующему этапу, не выучив предыдущий. Работа с текстом будет идти быстрее, ведь там не такие сложные фразы, как в скороговорке.

 

Скороговорки

Шесть мышат в шалаше шуршат.

У Сони шашки, у Сани шишки.

У елки иголки колки.

У Кондрата куртка коротковата.

Опять пять ребят нашли пять опят.

Батон, бублик, баранку пекарь испек спозоранку.

Курьера курьер обгоняет в карьер.

Черепаха не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Осип охрип, Архип осип.

У осы не усы, не усища, а усики.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Разнервничавшийся конституционалист был обнаружен ассимилировавшимся в Константинополе.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Дробью по перепелам, да по тетеревам.

Шли три попа, три Прокопия-попа, три Прокопьевича, говорили про попа, про Прокопия-попа, про Прокопьевича.

На дворе трава, на траве дрова, не коли дрова на траве двора. Раз дрова, два дрова, три дрова, четыре дрова...

Краб крабу сделал грабли, дал грабли крабу краб  - сено граблями, краб, грабь.

Вашему пономаю нашего пономоря не перепономарить. Наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.

На дворе дрова, за двором дрова, дрова вширь двора, не вместит двор дров, надо дрова выдворить на дровяной двор.

Я мальчик финтикультяпистый, могу финтикультипнуть и выфинтикультипнуть.

Стоит воз овса, возле воза овца.

Стоит копна под пригорком,

А под ней перепёлочка с перепелёнком.

У Саши в каше,

Сыворотка из-под простокваши.

Ужа жалила ужица,

Ужу с ужицей не ужиться.

У бобра шапка добра,

А у бобрят богаче наряд.

Съел-поел Иван

Тридцать три пирожка с пирогом –

И все с творогом.

Вот Кондрат, так Кондрат,

Зуб сломал об мармелад.

Мышка  сушек насушила,

Мышка мышек пригласила.

Мышки сушки кушать стали,

Мышки зубики сломали.

Хитрую сороку поймать – морока,

А сорок сорок – сорок морок.

Бредут бобры в сыры боры.

Несут бобры бобрятам дары.

Была у Флора, Флору на Лавра наврала,

Пойду к Лавру, Лавру на Флора навру.

Семь суток сорока старалась, спешила

Себе сапоги сыромятные шила.

Сказала сова соседке сенице:

- Стать самой красивой сорока стремится.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

Как сверлом сверлил сверчок,

Просверлил – и вдруг молчок…

Почему сверлить не стал?

Может быть, сверло сломал?

Стоит поп на копне, колпак на попе,

Копна под попом, поп под колпаком.

Спит спокойно сытый сом,

Смотрит сладко сотый сон.

Ружье, заряженное пробкой,

Ерш подарил рыбешке робкой.

С тех пор драчливый черный рак

Не затевает с нею драк.

Петр Петрович, по прозвищу  Петров,

Поймал птицу пигалицу,

Понес по рынку, просил  полтинку,

Выдали пятак, он и продал так.

Кто хочет выговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будим выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляция и дикция в вокальной практике

Артикуляция и дикция очень важны для любого человека, а тем более для тех, кто посвятил свою жизнь сцене. Статья предназначена для педагогов и учащихся, занимающихся вокалом и сценической речью. Предл...

Савостьянов А.И., 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. Учебно-практическое пособие

Педагогическое мастерство складывается из множества компонентов, среди которых весьма существенное место занимают культура и техника речи учителя. Грамотная, логичная, лексически и интонационно богата...

Для улучшения дикции

Вот некоторые чистоговорки для развития речи ребенка. Просто повторяйте их с ребенком за повседневными занятиями не концентрируя его внимание на них. И он отвлечется и не будет шалить тогда, когда не ...

Работа над дикцией в театральном объединении.

Одно из главных художественных выразительных средств театра - человеческая речь. С приходом детей в театральное объединение их речь начинает активно развиваться. Юные артисты учатся выразительно читат...

Дикция к хоре. Особенности хоровой дикции. Правила артикуляции. Упражнения на совершенствование дикции.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества прои...

Тренинг: Техника речи. Дикция. Чистоговорки и упражнения для хорошей дикции. (для всех возрастов)

Проведение занятия с подброр разных скороговорок для отработки четкой дикции....

Памятка "Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для формирования правильной дикции в пении в классе эстрадного вокала"

Для подготовки певческого голоса к пению в классе и выступлению на сцене необходимы не только вокальные упражнения, но и дыхательные и артикуляционные упражнения. Без таких упржнений невозможна полноц...