Тренинг: Техника речи. Дикция. Чистоговорки и упражнения для хорошей дикции. (для всех возрастов)
методическая разработка

Склямина Мария Юрьевна

Проведение занятия с подброр разных скороговорок для отработки четкой дикции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №438

Приморского района Санкт-Петербурга

Тренинг

Техника речи. Дикция. Чистоговорки и упражнения для хорошей дикции. (для всех возрастов)

Составитель:

Склямина М.Ю,

педагог-дополнительного образования

Санкт-Петербург

2021 г.


Техника речи. Дикция. Чистоговорки и упражнения для хорошей дикции. (для всех возрастов)

Дикция - это ясное, отчётливое произношение; это степень точности, отчетливость произношения фонем и морфем, слов и фраз, определяющих разборчивость речи и, следовательно, ее понимание другими людьми. Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания.

Хорошая дикция необходима всем и всегда, особенно много дикция значит для оратора, лектора, певца и актёра. Что же нужно сделать, над чем поработать, что бы наша дикция отвечала нужным требованиям?

Главные ошибки:

  1. Вялая артикуляция
  2. Отсутствие гласных
  3. Пропуск согласных (Щас, када, ка буто)
  4. Съедание окончаний

Чистоговорки:

С пробкой (карандашом) между зубами, затем свободно.

«СКОРОГОВОРКА ГОВОРИТСЯ, ГОВОРИТСЯ, ВЫСКОРОГОВАРИВАЕТСЯ»

«Б», «П»

БИП- БЭП-БАП-БОП-БУП-БЫП-БЕП-БЁП-БЮП-БЯП

Затем по 3 раза это же звукосочетание: Би-Би-Би-Би-БИП, и

т.д.

БЕЛЫЕ БАРАНЫ БИЛИ В БАРАБАНЫ

БАРАБАНИЛ БАРАБАН БАМ-ПАМ-БАМ-ПАМ

БЫК-ТУПОГУБ, ТУПОГУБЕНЬКИЙ БЫЧОК, У БЫКА БЕЛА ГУБА

БЫЛА ТУПА

«В», «Ф» - щелевые серединные, губно-зубные согласные звуки

ФРИВРЛ-ВРИВРЛ, ФРЭВРЛ-ВРЭВРЛ, ФРАВРЛ- ВРАВРЛ,

ФРОВРЛ-ВРОВРЛ, ФРУВРЛ- ВРУВРЛ, ФРЫВРЛ-ВРЫВРЛ

ВАРВАРА ВАРИЛА ВАРЕНЬЕ ИЗ ВЕРБЫ ВО ВТОРНИК ВТОРОГО ЧИСЛА

ФУРИЯ ОТ ФУКСИЙ КУКСИТСЯ, А ОТ ФИКУСОВ КУСАЕТСЯ

ФУЭТО ПРОИЗВЕЛО ФУРОР, А ГЛИССЕ ПАССАЖ

ФРАНТИХИНЫ ФАСОНЧИКИ — ФАЛДЫ, ФИЖМЫ И ФЕСТОНЧИКИ

Вопрос (всей скороговоркой) - ответ. Вопросительное ударение

может быть на разных словах.

«К», «Г», «Х»

КО-го-го-го-гок------- Ку-гу-гу-гу-гук (по звукоряду гласных И-Э-А-О-У-Ы-Е-Ё-Ю-Я)

ОКОЛО КОЛА КОЛОКОЛА, ОКОЛО ВОРОТ КОЛОВОРОТ

  1. Произнести с высунутым языком
  2. Произнести обычно
  3. Чередовать (произнести с высунутым языком, обычное произношение)  
  4. Произнести расположив язык к мягкому нёбу, а затем свободно. Проделать упражнение не менее 3 раз.

ХОХЛАТЫЕ ХОХОТУШКИ ХОХОТОМ ХОХОТАЛИ-ХА-ХА-ХА, НА ПОРОГЕ СТАРИННОЙ ИЗБУШКИ ТАРАТОРИЛИ БУДТО ИНДЮШКИ ТРИ ХОХЛАТЫЕ ХОХОТУШКИ.

Произнести, посылая звук к противоположной стене.

«Т», «Д» «Т»-глухой, «Д»-звонкий.

ДИТЬ-ДЭТЬ-ДАТЬ-ДОТЬ-ДУТЬ-ДЫТЬ-ДЕТЬ-ДЁТЬ-ДЮТЬ-ДЯТЬ

ДИТИ-ДИТТИ, ДЭТЭ-ДЭТТЭ, ДАТА-ДАТТА, ДОТЭ-ДОТТО, ДУТУ-ДУТТУ, ДЫТЫ-ДЫТТЫ, ДЕТЕ-ДЕТТЕ, ДЁТЁ-ДЁТТЁ, ДЮТЮ-ДЮТТЮ, ДЯТЯ-ДЯТТЯ


Закрепляем на скороговорках:

ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ

ДЯТЕЛ ЛЕЧИТ ДРЕВНИЙ ДУБ, ДОБРЫЙ ДЯТЕЛ ДУБУ ЛЮБ

НА ДВОРЕ ДРОВА, ЗА ДВОРОМ ДРОВА,

ПОД ДВОРОМ ДРОВА, НАД ДВОРОМ ДРОВА,

ДРОВА ВДДОЛЬДВОРА, ДРОВА ВШИОЬ ДВОРА,

НЕ ВМЕСТИТ ДВОР ДРОВ.

НАДО ДРОВА ВЫДВОРИТЬ ОБРАТНО НА ДРОВЯНОЙ ДВОР

 «С», «З»

Поднять язык кончиком к мягкому нёбу, произносим сначала «С»,

затем «З» (будет получаться «Ш», «Ж»)

УСИ-УЗИ, ЭСЭ-ЭЗЭ, АСА-АЗА, ОСО-ОЗО, УСУ-УЗУ, ЫСЫ-ЫЗЫ

СВИРИСТЕЛЬ СВИРИСТИТ СВИРИСТЕЛЬЮ

КОКОСОВАРЫ АВРЯТ В СКОРОКОКОСОВАРКАХ КОКОСОВЫЙ СОК

СТОИТ ВОЗ ОВСА-ВОЗЛЕ ВОЗА-ОВЦА

БУЙНЫЙ БЯКА БУЗИТ, БЯКА БУКЕ ГРОЗИТ, БЯКА БУКЕ ДЕРЗИТ, БЯКА БУКУ ТУЗИТ

ЗИМНИЙ УТРОМ ОТ МОРОЗА НА ЗАРЕ ЗВЕНЯТ БЕРЕЗЫ

 «Ш», «Ж», «Щ»- «Ш,Щ»-глухие, «Ж»-звонкий

УЖА УЖАЛИЛИ УЖИЦА,

УЖУ С УЖИЦЕЙ НЕ УЖИТЬСЯ

УЖ ОТ УЖАСА СТАЛ УЖЕ

УЖА УЖИЦА СЪЕСТ НА УЖИН

НЕ ЕШ УЖИЦА МУЖА- УЖА

БЕЗ УЖА- МУЖА БУДЕТ ХУЖЕ!

ТОЩИЙ НЕМОЩНЫЙ КАЩЕЙ ТАЩИТ ЯЩИК ОВОЩЕЙ.

«Ч», «Ц»

Оба эти звука называются- АФФРИКАТА.

ЧЕРЕПАХА НЕ СКУЧАЯ, ЧАС СИДИТ ЗА ЧАШКОЙ ЧАЯ

У ЧЕТЫРЕХ ЧЕТЕПАШЕК ПО ЧЕТЫРЕ ЧЕРЕПАШОНКА

ВАЖНО! Не забывать про интонацию голоса, читать тексты (скороговорки) со сменой чувств, весело, грустно, зло, ласково, с укором, с удивлением.

.

МОЛОДЕЦ ПРОТИВ ОВЕЦ, А ПРОТИВ МОЛОДЦА САМ ОВЦА

ОКОЛО КОЛОДЦА КОЛЬЦО НЕ НАЙДЁТСЯ

«М», «Н»

С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох,

увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним

кончиками пальцев. При выдохе медленно произносим буквы «М»

и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по

очереди.

НА МЕЛИ МЫ ЛЕНИВО НАЛИМА ЛОВИЛИ.
ДЛЯ МЕНЯ ВЫ ПОЙМАЛИ ЛЕНЯ.
О ЛЮБВИ НЕ МЕНЯ ЛИ ВЫ МИЛО МОЛИЛИ, И В ТУМАНЫ ЛИМАНА МАНИЛИ МЕНЯ

ЕЛЕ-ЕЛЕ ЛЕНА ЕЛА, ЕСТЬ ОТ ЛЕНИ НЕ ХОТЕЛА

 «Л», «Р»

Произносим «Л», зажав кончик языка между зубами.

ЛРИ-ЛРЭ-ЛРА-ЛРО-ЛРУ-ЛРЫ-ЛРЕ-ЛРЁ-ЛРЮ-ЛРЯ

РЫЛА СВИНЬЯ БЕЛОРЫЛА, ТУПОРЫЛА, ПОЛДВОРА РЫЛОМ ИЗРЫЛА, ВЫРЫЛА ПОДРЫЛА. НА ТО ХАВРОНЬЕ И ДАНО РЫЛО, ЧТОБЫ ОНА РЫЛА

РЕГУЛИРОВЩИК ЛИГУРИЕЦ РЕГУЛИРОВАЛ В ЛИГУРИИ

А также очень важно выполнять следующие упражнения: ​​​​​​​

Выбрать небольшой отрывок из книги и прочитать вслух, сделав аудиозапись. Потом прослушать. Записывать до тех пор, пока ваше произношение не покажется вам идеальным.

ТРЕНИРОВКА ДИАФРАГМЫ:

Сделать вдох и на выдохе просто тянуть любую гласную букву пока не кончится дыхание. Повторять это упражнение несколько раз в день. Когда продержать гласную в течение 25 секунд не будет составлять для труда, попробовать менять высоту голоса.

ПРИЗНОСИТЬ НА ВЫДОХЕ: ТАКА-ТИКА-ТУК (Порционно выдыхая воздух. И на последнем тук резко выдохнуть оставшийся воздух)

КАК НА ГОРКЕ НА ПРИГОРКЕ ЖИЛИ ТРИДЦАТЬ ТРИ ЕГОРКИ: РАЗ ЕГОРКА-ДВА ЕГОРКА-ТРИ ЕГОРКА… (и. т. д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дикция к хоре. Особенности хоровой дикции. Правила артикуляции. Упражнения на совершенствование дикции.

ДИКЦИЯ (лат. dictio — произнесение речи) — ясность, разборчивость произнесения текста. Хорошая дикция — непременное условие вокального, в том числе хорового исполнения; в хоре зависит от качества прои...

Комплекс упражнений "Работа над дикцией"

Комплекс упражнени для развититя дикции...

Упражнения на развитие дикции.

Упражнения для развития дикции детей дошкольного возраста в домашних условиях....

Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантази...

Методическая разработка. Упражнения на развитие дикции и произношения на уроках и дополнительных занятиях по немецкому языку.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению –это путь через игру, сочинительство, фантази...

Памятка "УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ"

Рекомендации по исправлению говоров помогут разобраться в этом сложном явлении русского национального языка и подскажут направление в работе по устранению говорных отклонений в произношении....