Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена «Хорошие манеры».
классный час (5 класс)

Горелова Ольга Сергеевна

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена «Хорошие манеры». Основная цель классного часа - продолжить формирование у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношении к другим людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Хорошие манеры»

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена

Тема: «Хорошие манеры»

Цель: продолжить формирование у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношении к другим людям.

Эпиграфы: «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» (Р.Эмерсен).

 «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры» (Бернард Шоу).

Вступительное слово учителя

Звонок голосистой птицей

Опять пролетит поутру.

И мы начинаем учиться

Труду, вдохновенью, добру.

Путь этот цветами не выстлан, тернисты его рубежи,

Но в классе сидит любопытство,

Которому в будущем жить!

 

Учитель: — Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня в очередной раз мы поговорим о манерах поведения.  «Хорошие манеры» — так звучит тема нашей встречи.

«Должен ли джентльмен выйти из омнибуса, если дама хочет выйти»? – примерно в таком духе начиналось большинство старых руководств по правилам хорошего тона. Но ничего неизменного не существует, и правила эти изменяются во времени и пространстве. В эпоху Овидия (римский поэт, живший в 1 веке) не возбранялось написать на скатерти имя любимой пальцем, смоченным в вине. Делали это обычно в гостях, но надо сразу уточнить: вино в те времена пили,  хорошо разбавив водой – втрое слабее нынешнего шампанского! «Неразбавленцев» ждало общественное презрение. А вот племя мискито в Гондурасе даже сегодня выступает против манеры целоваться. Это дело вызывает у них отвращение и считается, чуть ли не остаточной формой людоедства! На одном из островов Полинезии жители красят зубы в черный цвет.

Неизменно одно – везде и во все времена существовал некий набор правил, которым люди следовали как бы автоматически, не задумываясь, и тем самым освобождали свой мозг для более важных вещей.(Слово предоставляется ученику, которому заранее давалось на дом задание – приготовить сообщение об этикете).

Ученик 1: «Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам уходит в глубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика ХIV, имевшего громкое прозвище Король-солнце, гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – «этикеток» и произошло слово «этикет». Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные эпохи. Многие, наверное, слышали о русской открытости, японской вежливости, восточном гостеприимстве или английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям. У них для произнесения тостов имелись тщательно разработанные правила. За нарушение этикета назначались штрафы».

Учитель: — Спасибо! А я предлагаю важные правила поведения записывать в памятку воспитанного человека. (Оформлен на доске «Свод правил воспитанного человека», в который будут записаны самые главные выводы, и в конце у каждого будет такая памятка.) «Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы. Представителя африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И все это означает одно и то же. А как звучит это по-русски? Мы говорим просто «Здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом  невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

Давайте поздороваемся, друг с другом!… На капельку радостней сделалась жизнь. А ведь вы иногда, ребята, прокричите или пробурчите что-то на ходу – не то «дрпсь», не то «брысь».

Конкурс знатоков этикета

  1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший).
  2. Почему сидящий юноша должен привстать, здороваясь за руку? (Проявляет уважение).
  3. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да).
  4. Вы вошли в автобус задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как это сделать? (Да, можно просто кивнуть).
  5. Навстречу тебе идет известный актер. Надо ли с ним здороваться? (Нет, если актер будет кивать всем в ответ – к вечеру он сляжет!)
  6. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, по дороге в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да).
  7. Кто подает первым руку старший младшему или наоборот? (Руку первым протягивает старший младшему).
  8. Кто первым протягивает руку мужчина женщине или наоборот? (Женщина мужчине).
  9. …Начальник или подчиненный? (Начальник подчиненному руку протягивает первым).

Мнения ваши расходятся. Французы говорят: «Первым здоровается тот, ктовежливее». Следуйте этому простому правилу. (Делаю запись на доске в «Свод правил воспитанного человека»).

Учитель: Есть забавная история о происхождении манер.

Ученик 2: Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то мерзли, то сталкивались, то разбегались по углам. Словом, все как у людей. Потом все же договорились. О каком договоре идет речь?… Погрелся в середине – иди на край. И снова жди своей очереди.

Учитель: Спасибо! Так какое же следующее правило, мы запишем в нашу памятку воспитанного человека? «Уступайте друг другу».

 Учитель предлагает тест «Насколько вы конфликтный человек». Обработка результатов. («Уступайте друг другу»)

 Тест «Насколько вы конфликтный человек»

  1. В классе спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

а) не принимаю участия;

б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

в) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

  1. Выступаете ли вы перед ребятами с критикой в адрес учителей?

а) нет;

б) только если имею для этого веские основания;

в) критикую всегда и по любому поводу.

3. Часто ли вы спорите с друзьями?

а) только в шутку и если это люди не обидчивые;

б) лишь по принципиальным вопросам;

в) споры – моя стихия.

  1. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

а) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

б) делаю замечание – надо же научить грубияна хорошему тону;

в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.

  1. Дома на обед подали несоленый суп. Ваша реакция.

а) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

б) молча возьму солонку;

в) не удержусь от едких замечаний, и, быть может, демонстративно откажусь от еды.

  1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу…

а) с возмущением посмотрю на обидчика;

б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.

  1.  Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.

а) промолчу;

б) ограничусь коротким, но тактичным комментарием;

в) выскажу все, что я об этом думаю.

  1. Не повезло, в игровом зале вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь?

а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом безобразии;

б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

в) проигрыш испортит мне настроение, подумаю о мести.

 Баллы:  «А» — 4 очка, «Б» — 2 очка, «В» — 0 очков

            Идет подсчет баллов. Класс разделяется на три психологических типа.

            22 -32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и высказывайтесь принципиально, невзирая на лица.

            12 -20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При это вы не «выходите за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.

            До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если вы услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живьем. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас мало друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.

Ученик 3: Предлагаю поиграть. Игра называется «Зеркало». Приглашаю одного человека встать перед классом. Он окажется как бы перед зеркалом. Остальные ребята  поочередно будут повторять его фразы, слова-паразиты, которые чаще других слов он употребляет, продемонстрируют его походку, движения, какие-то привычки. Вот и посмотрим, на себя со стороны. (Идет игра).

Учитель: А как бы мы записали в нашу памятку? («Следите за собой всегда и везде»)

 Конкурс лучшего рассказчика

Учитель предлагает рассказать короткую веселую историю, произошедшую с ребятами или их друзьями, близкими, или особенно понравившийся анекдот.

Комментарии учителя

Кто-то смог продемонстрировать драгоценное чувство юмора. А у кого-то оно еще плохо развито. Но развить у себя чувство юмора и остроумия вполне может каждый. Что для этого нужно?

Во-первых, научитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону.

Во-вторых, важно также с достаточной долей иронии и юмора относиться к себе самому.

Какое золотое правило, мы могли бы записать? ( «Учись смеяться над собой»)

Правила на доске: Первым здоровается тот, кто вежливее.

                                Уступайте друг другу.

                                Следите за собой всегда и везде.

                                Учись смеяться над собой.

Заключение.

Учитель: Я надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете честно оценивать себя. Есть игра, в которую играют даже взрослые солидные люди: составляют перечень каких-либо качеств, а затем ставят себе за качество отметку, и другие ему ставят. Потом сравнивают результаты. Попробуйте и вы. Например, возьмите такой перечень: вежливость, хорошие манеры, культура речи, гостеприимство, осанка и походка, чувство юмора, воспитанность вообще. Сравните отметки и сделайте выводы.

Мы живем среди людей. А люди – разные… И со всеми надо пытаться ужиться, нравится тебе это или нет. Хорошие манеры упрощают нашу жизнь. Действуя хорошим манерам, ты всегда достойно выйдешь из любой ситуации.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Его имя помнит народ "- внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена

Мероприятие на военно-патриотическую тему. События афганской войны и участие в ней нашего земляка, выпускника Кинерской основной общеобразовательной школы Козловского района Чувашской Республики ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена « Человек открывает Вселенную»

Цель: познакомить детей с историей праздника, с людьми, завоевавшими пространство Земли и космоса; способствовать развитию творческих интересов детей ( презентация сборника  стихотворений учащихс...

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена "Праздник цветов"

Сценарий внеклассного мероприятия с конкурсами " Праздник цветов" для учащихся 3-7 классов по программе как НОО, так и для обучающихся по АОП....

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена "Мастерицы"

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена коррекционной школы....

Внеклассная работа с учащимися среднего звена Краеведение.

В данной работе описывается опыт работы учителя географии с учащимися среднего звена по изучению родного края, описаны методы и приемы, которые использует учитель....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся среднего звена «The magic kingdom of the English and American literature»

Цель : систематизировать знания учащихся по зарубежной литературеЗадачи:Закрепить в активном словаре учащихся лексические единицы по теме «жанры книг», «англоговорящие писатели ...