Интеграция уроков литературы и ОПК в средней школе
статья

Доклад на заседании кафедры филологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya._doklad_na_kafedru.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Интеграция уроков ОПК, русского языка и литературы в средней школе

В настоящее время в педагогической сфере одной из определяющих тенденций познавательного и воспитательного процесса становится интеграция.

Хотя и не одну сотню лет в школе преподаются отдельные учебные предметы, закономерно возникают вопросы: формируется ли в сознании ребенка целостная картина мира? Какие педагогические условия требуются, чтобы достигнуть этого? Давно был поставлен вопрос о межпредметных связях, интеграции в школьном образовании.

Можно выделить целый ряд преимуществ интегрированных уроков. Так, они:

- способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;

- не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

- интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

        С этого года в качестве обязательного для 4-5 классов был введен предмет ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики), одним из модулей которого является «Основы православной культуры». Стоит отметить, что название этого предмета даже в рамках программы одного автора может быть различное. Так, автор программы по «Православной культуре» для 1-11 классов Л.Шевченко для 8-9 классов предлагает программы «Духовное краеведение Подмосковья». Также у другого автора программы по этому курсу, О.Я.Янушкявичене, есть учебное пособие для старшеклассников, являющееся продолжением курса ОПК, -  «Основы нравственности».

ОПК – предмет гуманитарного цикла, в чем-то перекликающийся и с историей (история принятия христианства на Руси), и с литературой (русская литература – литература, выросшая на основе православия). Также можно найти точки пересечения этого предмета и с русским языком.  

Курс «Основы православной культуры» занимает промежуточное положение между культурологическими и религиозными учебными дисциплинами. Именно конфессионально-культурологическая  природа данного курса позволяет говорить об изучении его в государственной светской школе.

В средней общеобразовательной школе предмет имеет, прежде всего, культурологическую и воспитательную направленность, что дает широкие возможности для интеграции с литературой и даже русским языком.

        Начнем с русского языка.

        Прежде всего, это словарная работа с терминами. Так, в этом году дети ознакомились с такими понятиями как притвор, алтарь, иконостас, благовест и др. Познакомились со сложными словами, обозначающими Таинства Церкви: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Елеосвящение (соборование), Причащение, Венчание, Священство (рукоположение). Обычно я, прежде чем давать определение, заставляю детей находить однокоренные слова, которые помогут понять им смысл сложного слова. Так, слово Венчание – от слова «венец», рукоположение  образовано от двух слов: рука и положить, елеосвящение – от «елей» (масло) и освящать. В названиях икон также встречались сложные слова: «Спас Нерукотворный» - т.е. икона не была сотворена руками человека…

        Очень часто мы обращаемся к словарям В.И.Даля, а также С.Ожегова. Так, значение слова «святой» мы на прошлом уроке искали именно там. Параллельно с тем значением, в котором мы будем чаще употреблять это слово на уроке – праведный человек, причисленный Церковью к лику святых – мы знакомимся и с остальными значениями, а также устойчивыми словосочетаниями: святая истина, святая святых.

        На уроке, посвященном храму, мы обсуждали, почему храм называют «дом Божий». Для этого, соответственно, обращались к словарным определениям слов «храм и дом».

        Интеграция с литературой происходит, прежде всего, в анализе текстов стихотворений, подобранных по теме урока. Из стихотворения С.Бехтеева «Святая Русь» мы выписывали определения понятия «Святая Русь». Это наименование Руси и России в русской литературе, фольклоре и красноречии.

        Для детей трудно усвоение этого понятия как перекликающегося с «русской идеей», отраженной в творчестве русских философов, писателей. Но зато, после прочтения стихотворения, это словосочетание становится им чуть ближе и понятнее.  

Русское Православие, воплощающее ценности «Святой Руси», - не только религиозная система, но и состояние души – духовно-нравственное движение к Богу, включающее все стороны жизни русского человека – государственную, общественную и личную.

Духовные ценности «Святой Руси» раскрываются перед нами в возвышенной православной этике, церковном зодчестве и иконографии, в колокольном звоне, в таких добродетелях русского народа как трудолюбие, правдивость, всепрощение, дружба, любовь, способность на самопожертвование, на подвиг. Святая Русь – это семья, вера, свобода, честное служение Родине, это наш родной русский язык.  

Основной чертой русского народа, определившей и давшей право на имя «Святой Руси», была и есть верность правде: человек «Святой Руси» грешит, но не лжет, и потому знает, куда и к чему надо возвращаться, когда согрешил и упал.

Параллельно по ходу анализа стихотворения опять же проводится словарная работа: что такое  кельи, «лад семейный», «жажда», «хлебосольный», «удаль» и т.д.

        На уроке мы упомянули о том, что есть у нас свой особенный былинный святой, в образе которого сочетаются черты русского богатыря и черты святого -  это Илья Муромец, святой воин-монах, чей образ приобрел былинные черты. Память его празднуется 1 января.

        Кроме него, в русской истории есть у нас такие святые-воины, как Д.Донской, А.Невский, Борис и Глеб, А.Боголюбский, Д.Московский; канонизированный в 2000 году флотоводец Ф.Ушаков.

        На уроке по теме «Колокола – голос России» мы также обращались к стихотворению А.Толстого «Благовест», на уроке «Иконы» - к стихотворению Лермонтова «Баюшки-баю» («Дам тебе я на дорогу образок святой»): чтобы проанализировать значения слов «икона» и «образ».  

        В перспективе на уроках, посвященные агиографии, мы будем обращаться к таким произведениям как «Сказание о Борисе и Глебе», отрывкам из произведений И.Шмелева, А.Солоницына. На уроке, посвященном пророкам, конечно, будем читать А.С.Пушкина.

        На уроках, посвященных праздникам, мы также обратимся к рождественским и пасхальным рассказам.

        Кроме того, на уроках ОПК мы обращаемся к текстам притч – небольших произведений на морально-этическую тему. Например, в прошлом году, мы читали притчу «В больнице».

Процесс интеграции предметов положительно влияет как на отношение учащихся к урокам, так и на усвояемость ими материала. Именно за счет интеграции на уроках ОПК проводится более понятная для учащихся  работа, что является одним из путей достижений положительных результатов. Именно такие уроки имеют наибольшее количество активно работающих учеников, а не просто конспектирующих материал. По результатам контрольных работ, именно те уроки на которых мы обращались к интеграции и сопоставлению, а также темы с ярко выраженной морально-этической направленностью, оказываются наиболее хорошо усвоенными, в отличие от чисто теоретических тем «иконография», «особенности церковной архитектуры».

Он имеет положительный результат в духовно-нравственном воспитании учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль интеграции при изучении курса физики в средней школе.

Роль интеграции при изучении курса физики в средней школе....

опыт работы по теме: "Нестандартные уроки в курсе математики основной средней школы"

На сегодня актуальна проблема интереса школьников к таким предметам как алгебра и  геометрия.Нестандарный урок повышает интерес учащихся к предмету математика....

Использование технологии развития критического мышления на уроках истории в основной и средней школе. Статья

Рассмотрены особенности применения ТРКМ при изучении истории в разных классах основнойи средней школе....

Разработка урока по обучению письму в средней школе

Разработка урока по обучению письму в средней школе...

Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах (презентация)

Презентация к обобщению опыта работы по теме "Формирование операционного стиля мышления у школьников на уроках информатики с начальной и средней школах"...

Психолого-методическая интеграция при обучении немецкому языку в средней школе

В данном сборнике педагог делает акцент на психологическом аспекте урока иностранного языка, показывает некоторые приемы создания благоприятного психологического климата при обучении немецкому языку. ...

Программа по литературе (углубленный уровень) для средней школы под ред.В.Я.Коровиной (10-11 класс)

Программа по литературе (углубленный уровень)  для средней школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГ...