Инновационный проект по номинации «Здоровая школа»
методическая разработка

Пошлякова Дарья Гавриловна

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит, прежде всего, от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственность и здоровье родителей, условия жизни ребенка в семье, школе, в средах, где они проводят значительную часть своего времени.         

Значимыми факторами, формирующими и сохраняющими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, система здравоохранения и др. практики. 

На практике все эти факторы очень слабо учитываются в комплексе, что ведет к снижению эффекта всей работы отдельных ведомств.

Проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем комплексного развития взаимосвязей и взаимодействия всех ведомств и общественных практик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Маслянской средней общеобразовательной школы

«Новоандреевская средняя общеобразовательная школа»

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО НОМИНАЦИИ

«ЗДОРОВАЯ ШКОЛА»

В рамках регионального грантового конкурса среди молодых учителей и студетнов-педагогов на лучший научный инновационный

 проект в педагогике

Разработчик:

Педагог-организатор

Пошлякова Дарья Гавриловна

 (пед. стаж – 1 год)

д. Новоандреевка, 2016 г.

Актуальность.
Факторы, влияющие на устойчивость тенденции ухудшения здоровья детей.

Здоровье детей школьного возраста, как и других групп населения, зависит, прежде всего, от таких факторов, как состояние окружающей среды, наследственность и здоровье родителей, условия жизни ребенка в семье, школе, в средах, где они проводят значительную часть своего времени.        

Значимыми факторами, формирующими и сохраняющими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, система здравоохранения и др. практики. 

На практике все эти факторы очень слабо учитываются в комплексе, что ведет к снижению эффекта всей работы отдельных ведомств.

Проблема здоровья нации, ее генофонд и будущее в значительной мере определяется уровнем комплексного развития взаимосвязей и взаимодействия всех ведомств и общественных практик.

В этом процессе достаточно слабую позицию занимает школа, внимание уделяется вопросам укрепления здоровья и физического развития учащихся достаточно узко, ограничиваясь чаще всего внутренней средой, не идя на открытое, программно-целевое взаимодействие с внешней средой.
Возрастание осознания педагогической общественностью необходимости проектных и программно-целевых решений проблем. 

В предлагаемой разработке рассматриваются пути системных изменений школы, ее модельного преобразования в «Здоровую школу». 

Цель: разработка и реализация механизмов становления и формирования «Здоровой школы», ее социокультурной оздоровительной деятельности. 

Задачи:
- разработать и реализовать совокупность характеристических особенностей поведения модели «Здоровая школа» во внутренней среде;
- разработать и реализовать совокупность характеристических особенностей поведения модели «Здоровая школа» во внешней среде; 
- разработать и реализовать совокупность характеристических особенностей поведения ученика и его родителей Здоровой школы; 
- разработать и реализовать методические основы развития социокультурной оздоровительной деятельности;
- выявить и реализовать особенности проведения мониторинга изменения состояния здоровья детей.

Основные характеристики модели «Здоровой школы».

Проблемы охраны и укрепления здоровья всего школьного сообщества волнуют каждого его члена, и, наоборот, здоровье каждого волнует все школьное сообщество. Эти проблемы рассматриваются и решаются в целом и в частности на основе тесного взаимодействия всех структур и организаций школы: это и детско-взрослые сообщества, и педагогические организации, и родительские общественные советы. 

«Здоровая школа» отказывается от интенсификации образования, от учебной перегрузки, от устаревших учебных материалов и неэффективных технологий. Все УМК, программы, технологии, образовательные среды и услуги приводятся в соответствие с возрастными особенностями, с функциональными и творческими возможностями обучающихся на основе осуществления НИОКР н и других социально - практико-ориентированных научных организаций. 

В «Здоровой школе» осуществляется непрерывный процесс НИОКР (научно-исследовательская опытно-конструкторская работа), позволяющий создавать и совершенствовать комплексную междисциплинарную программу «Здоровье» и ее подпрограммы, ориентированные на школьников 1-11-х классов и дошкольников. 

Все они направлены на достижение цели: сформировать у  школьника представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, ценностно-смысловое отношение к нему. И решение соответствующих задач:
- по обеспечению обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий осуществления и развития социокультурной оздоровительной деятельности, связанной с искусством, животным миром, природой и другими источниками позитивной энергии, позитивных чувств, позитивного мышления;
- по созданию методологических и технологических оснований для моделирования различных видов социокультурной оздоровительной деятельности, направленных не только на укрепление здоровья, но и на воспроизводство и развитие всего уклада школьной жизни, ее традиций с максимальной пользой для здоровья всего школьного сообщества и каждого его члена; 
- по изготовлению в рамках комплексной программы пособий и методических рекомендаций и других материалов как  для учащихся и учителей, так и для родителей и руководителей, ответственных за создание социокультурной оздоравливающей образовательной среды (живые уголки, green-peace, художественные картины, музыка, уголки культурно-досугового отдыха и др.).

Профессиональная этика учителей и управленцев, а также вспомогательного персонала включают в себя основным компонентом ценностно-смысловое, ответственное отношение к  здоровью каждого ученика. 

Такое отношение диктует самые высокие требования к профессиональной культуре в вопросах здоровья и в области профилактики социально значимых заболеваний. В целях усиления профессиональной компетентности в вопросах профилактики, знакомства с эффективными технологиями и практиками по укреплению здоровья систематически осуществляется комплекс мероприятий. Этот комплекс включает в себя следующий обязательный набор деятельностей: обучение, пробу, практику, проектирование и программирование. Обучение предусматривает веер спецкурсов «Профилактические программы в образовательной среде», а также предусмотрено повышение квалификации в форме стажировки для учителей и управленцев, которые хотят работать по  комплексной программе «Здоровье». 

«Здоровая школа» всегда интересуется новшествами, следит за новинками и всегда стремится ознакомиться с ними, приобрести и использовать их на практике. Особое внимание оказывается новым учебным и учебно-методическим продуктам для учащихся, учителей и родителей. 
Их подготовка, производство, практическое использование и распространение во внутренней и внешней средах школы осуществляется на основе спонсорской поддержки со стороны бизнеса, предприятий и других заинтересованных лиц. Основная цель: информирование, просвещение школьного сообщества и сообщества микрорайона, содействие становлению, формированию и развитию устойчивого интереса, ответственного и действенного отношения к социокультурной оздоровительной деятельности. 
          Характеристические особенности поведения и состояния

                    модели «Здоровая школа» во внешней среде.

Проблемы охраны и укрепления здоровья детей и взрослых микрорайона волнуют все школьное сообщество. Эти проблемы рассматриваются и решаются на основе тесного взаимодействия со всеми заинтересованными лицами: это и государственные организации, и общественные организации, и общество микрорайона в целом.

«Здоровая школа» играет ведущую роль в объединении усилий всех заинтересованных сторон с целью:
- выработки и развития общей микрорайонной политики сохранения и укрепления здоровья всех детей и взрослых микрорайона; 
- увеличения вклада (ресурсов) образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации, бизнеса, науки, предприятий и всех других субъектов микрорайона в программно-целевой процесс становления, формирования и развития у сообщества микрорайона позитивных, эффективных и результативных моделей здорового образа жизни; 
- проектной соорганизации усилий разных субъектов по созданию социокультурной оздоровительной среды в микрорайоне и соответствующих технологий социального строительства.

«Здоровая школа» всегда ориентирована на достижение социальных и социально-экономических эффектов в своей культурно-оздоровительной деятельности во внутренней и внешней средах, гармонично увязывая их друг с другом.

«Здоровая школа» стремится активно влиять на изменение ситуации в микрорайоне и добивается определенных результатов совместно с другими субъектами социокультурной оздоровительной деятельности. Это, прежде всего, замедление и прекращение роста некоторых заболеваний, перехода к положительной динамике по отдельным позициям. Так, школьное сообщество активно участвует в разработке и в реализации пакета целевых подпрограмм, направленных на раннее выявление отклонений у детей в состоянии здоровья в широком социокультурном аспекте и на оказание соответственно ранней помощи, лечения, коррекции через систему целесообразно подобранных разных видов социокультурной оздоровительной деятельности.

Представители школьного сообщества участвуют в создании и входят во все:
- рабочие группы, которые разрабатывают предложения для конкретных совместных действий, в том числе в рамках разных подпрограмм данного проекта, осуществляют поиск перспективных и эффективных форм работы разных комиссий, а также общественных организаций с семьей, с частными лицами, группами, проектируют эффективные модели государственных межведомственных структур системы образования;
- социо-психолого-медико-педагогические комиссии, осуществляющие комплексную оценку состояния здоровья детей, распределение их по группам здоровья и на ее основе вырабатывающие соответствующие рекомендации.

Школьное сообщество всегда заинтересовано в создании и развитии многообразных сетей сообществ, в которых проблемы здоровья решаются творчески, комплексно и результативно. Такие сообщества понимают и осознают, что нельзя, невозможно иметь, сохранять полноценно здоровье, развивать его в закрытых системах (образование, наука, бизнес, производство и т.д.), поэтому каждая система, прежде всего школа, должна стать «здоровой системой». И в таких системах осуществление социокультурной оздоровительной деятельности является сначала приоритетной, а затем естественной функцией. 

Характеристические особенности поведения ученика и его родителей в «критических точках» образовательного маршрута.

Родители понимают и осознают, что «Здоровая школа» – это не теплица, где их ребенок всяческими способами и мерами будет оберегаться от любого влияния, представляющего угрозу и опасность для здоровья, его состояния.
Родители также хорошо представляют себе, что «Здоровая школа» – это то место, та среда, где их ребенка ждет полноценная жизнь, во всем ее социокультурном многообразии и уникальности. Родители вместе с ребенком отправляются в многолетнее увлекательное путешествие в самые разные миры, оно наполнено разными событиями и открытиями, встречами с интересными явлениями и людьми. И все эти удивительные моменты жизни, с ее трудностями и сложностями, с их преодолением, дают реальные возможности войти ребенку в мир через самые разные «врата», принять и полюбить его, а миру - принять человека, его устремления и намерения сделать мир лучше через улучшение и совершенствование себя, через укрепление и развитие своего многогранного таланта, одним из которых является способность быть и становиться здоровым. 

Ученик «Здоровой школы» начинает это понимать и осознавать с самого раннего периода его жизни в школе. Он, знакомясь с картой своего путешествия, видит, где реально существуют самые трудные места, которые сложно пройти без больших потерь, если заранее не изучить их и заранее не готовиться к их прохождению. Ученик научается использовать разнообразные социокультурные модели преодоления трудностей, достижения целей и решения сложных задач. Он с интересом изучает эти модели поведения и, выбрав определенные, учится переносить их в свои ситуации. 

Есть объективные критические точки, через которые проходит каждый ученик и которые оказывают особое влияние на его состояние, а значит - на здоровье. Это переходы: 
- из дошкольного детства (ДОУ) в школьную жизнь (начальная школа); 
- из начальной школы - в основную школу;
- из основной школы - в старшую школу или в другое образовательное учреждение;
- из старшей школы – в вуз или другое ОУ, в трудовой коллектив или в армию и др.

Развитие социокультурной оздоровительной деятельности как базовой деятельности «Здоровой школы»

Здоровая школа реализует в качестве базовой социокультурную деятельность. 
Ведение насыщенной социокультурной оздоровительной деятельности школьным сообществом является подтверждением и гарантом особого статуса детства как периода, не зависящего от социальных, политических, национальных, конфессиональных и других отличий.
Социокультурная оздоровительная деятельность находится в числе приоритетных направлений деятельности каждой школы (начальной, основной и старшей), служит основой для эффективного управления развитием сотрудничества образования и здравоохранения, общественности, бизнеса и науки, предприятий и школы, и родителей, и самих школьников.
Подходы к социальному строительству сред для непрерывного развития социокультурной оздоровительной деятельности детей и взрослых.

Выстраивание социокультурной оздоровительной среды с учетом:
- особенностей трудового или учебного процесса;
- потребностей и запросов; 
- группы здоровья; 
- возможности оптимизации ресурсов или привлечения дополнительных ресурсов, и адекватной старшему школьному возрасту для социального и образовательного самоопределения старшеклассника. Получение школьниками качественных услуг, осмысление и принятие осознанной активной и деятельной жизненной позиции, подготовка к успешному обучению  в выбранном учебном заведении или к трудовой деятельности в выбранной сфере.

Подходы к созданию буферных сред для реализации преемственности целей и задач социокультурной оздоровительной деятельности. 

План-график мероприятий

1.     Оформление информационного стенда о работе проекта «Здоровая школа»- сентябрь.

2.     Лекция «Жизнь без наркотиков» с использованием видеофильма - октябрь.

3. Осенний кросс – октябрь.

4. Соревновая «Папа, мама, я – спортивная семья» - ноябрь.

5.     Презентация фотоальбома «Моё свободное время» - ноябрь.

6.     Театрализованное представление «Суд над вредными привычками» - декабрь.

7. Соревнования по волейболу между учениками и педагогами – декабрь.

8.     Спортивные соревнования «Весёлые старты» - февраль.

9.     Лекция–презентация на тему «Ты – то, что ты ешь!» - март.

10. Соревнования по баскетболу среди учащихся – март.

11. Соревнования по волейболу на кубок героя Советского Союза Н.С.Закоркина.

12.     Конкурс на лучшее вкусное и полезное блюдо – апрель - май.

13.     Разработка комплекса общеукрепляющих физических упражнений. Создание видеофильма – май – июнь.

Ожидаемые результаты:

1. Повышение уровня информированности учащихся о здоровом образе жизни, формирование готовности его пропагандировать, заинтересованность в занятиях спортом.

2. Увеличение числа учащихся,  занятых во внеурочное время в кружках и секциях.

3. Снижение уровня заболеваемости в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект « Школа здоровья, школа успеха, школа радости»

Успешность усвоения знаний в школе во многом зависит от  здоровья  ребенка. В свою очередь условия и режим обучения способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В настоящее время весьма т...

Инновационный проект "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ"

Исследование компетентности участников образовательного процесса в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни.Разработка системы мер по формированию ценности здоровья участников образовательн...

Инновационный проект "ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ"

Исследование компетентности участников образовательного процесса в вопросах ценности здоровья и здорового образа жизни.Разработка системы мер по формированию ценности здоровья участников образовательн...

Социальный проект по теме "Здоровая школа"

Здоровье  человека  является  важнейшей  ценностью  жизни  и  зависит  от множества  факторов.  В  современной  школе  здоровый  о...

Инновационный проект. Номинация «Инновации в воспитании»

В качестве методологического принципа разработки программы выбран культурологический подход, способствующий формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах национальных подвижных иг...