Учитель года - 2019
материал

Фомина Екатерина Георгиевна

Методическое портфолио

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx730.18 КБ
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx41.53 КБ
Microsoft Office document icon esse.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В школе ученики получают знания и учатся дружить . В школе ученики получают знания, они учатся вместе играть и дружить.

Слайд 2

Объяснительный диктант Выделите грамматические основы. Поставьте вопросы от главной к придаточной части в предложениях с подчинительными союзами . Делайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя. Когда солнце зашло, мы вернулись на бивак. Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе. На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети. Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.

Слайд 3

Тема урока: « Запятая в сложном предложении»

Слайд 4

Задание 1. Определите, где союз соединяет однородные члены предложения, а где – части простого предложения. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые. Подчеркните грамматические основы. Стало т.. мно и ул .. ца мало-помалу ..пустела. Мы шли в сторону моря и вскоре ок .. зались на к.. менистом выступе нависшем над проп .. стью . За окном медленно падал снеж ..к и снежный ясный свет л..жал на стенах комнаты. Вода в пруде поч .. рнела и легкая лодочка уже ск .. льзила по ней и слышался плеск весла и смешки какой(то) гражданки в лодочке.

Слайд 5

Задание 2. Напишите обстоятельства места в нужных падежах с предлогами. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы. Завтра мы пойдем (куда?) … и (куда?)… Этим летом мы были (где?)… и (где?)… и еще (где?)… Я недавно вернулся (откуда?)… а Света приехала (откуда?)… Дмитрий прилетел (откуда?)… но не успел съездить (куда?).

Слайд 6

Расставьте знаки препинания, составьте схему данного предложения . Павел Михайлович Третьяков стал постоянным членом товарищества передвижников с тех пор как приобрел на первой их выставке около десятка картин Саврасова Шишкина Крамского.

Слайд 7

Д омашнее задание П.10 упр.49 или выписать из учебника литературы 5 предложений (простое, простое с однородными членами, сложное бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное; выделить грамматические основы, объяснить знаки препинания)



Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока

Учитель: Фомина Екатерина Георгиевна

Предмет: русский язык

Класс: 7

Тип урока: комбинированный

Тема урока

Запятая в сложном предложении

Цель урока

Создание условий для формирования умения постановки запятой в сложном предложении; использовать разные синтаксические конструкции; повторить правило «Знаки препинания при однородных членах предложения».

Задачи урока

Образовательные: наблюдать и делать выводы о роли союзов в сложном предложении; развивать умения отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений; конструировать предложения, обозначать схемами.

Развивающие: развитие универсальных учебных действий, как психологической составляющей фундаментального ядра, наряду с традиционным изложением предметного содержания учебного материала; содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию  умений работать в группе.

Воспитательные: прививать умение слушать учителя и своих одноклассников, уважение друг к другу необходимое для работы в группе и команде; повышение уровня познавательного интереса к предмету, любви к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: знать, когда ставится запятая между предложениями в союзном сложном предложении; определять грамматические основы; составлять схемы предложений; составлять предложения по схемам.

Метапредметные: владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Методы: проблемный, деятельностно-практический.

Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

1.Актуализация

Организует и сопровождает деятельность обучающихся.

На доске написаны  предложения:

В школе ученики получают знания и учатся дружить.

В школе ученики получают знания, они учатся вместе играть и дружить.

- Чем похожи и чем отличаются предложения?

- На что они нацеливают?

Объяснительный диктант

Выделите грамматические основы. Поставьте вопросы от главной к придаточной части в предложениях с подчинительными союзами.

Делайте дело такое, чтобы сердце горело и не знало покоя.

Когда солнце зашло, мы вернулись на бивак.

Месяца не было, но звезды ярко светили в черном небе.

На низине, за опушкой кричали чибисы, точно плакали маленькие дети.

Наконец, смущаясь и краснея, она повернулась ко мне, чтобы спросить об этом.

- Какие союзы называются сочинительными?

- Какие союзы называются подчинительными?

- Могут ли употребляться сочинительные и подчинительные союзы в простом предложении?

- Какова тема сегодняшнего урока?

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Осваивают термины. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Строят понятные высказывания.

индивидуальная; беседа

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: осуществляют анализ, синтез, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают учебную задачу.

Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2.Выявление места и причины затруднения

Создаёт ситуацию, в которой ученики замечают дефицит знаний и желают активно преодолевать противоречия.

Прием «Список».

Составить список известной информации. Обсудить и систематизировать записи, вывести правило.

- В течение трех минут запишите всё, что знаете по теме урока.

Обдумывают ответы на вопросы. Делают выводы.

индивидуальная.

Личностные: стремятся к преодолению трудностей; проявляют способность к самооценке своих действий.

Познавательные: извлекают информацию из объяснения учителя и высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: планируют действия; выявляют места и причины затруднений.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой информации; строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

- Какие мы перед собой поставим цели?

- Сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы на нашем уроке.

 

Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Составляют план (проект) урока.

1.Признаки сложного предложения

2.Средства связи

3.Знаки препинания

Фронтальная, индивидуальная.

Физминутка.

Выполняют физические упражнения под руководством ответственного за проведение физминутки обучающегося.

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения задания.

Работа в группах.

Задание 1. Определите, где союз соединяет однородные члены предложения, а где – части простого предложения. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые. Подчеркните грамматические основы.

Стало т..мно и ул..ца мало-помалу ..пустела. Мы шли в сторону моря и вскоре ок..зались на к..менистом выступе нависшем над проп..стью. За окном медленно падал снеж..к и снежный ясный свет л..жал на стенах комнаты. Вода в пруде поч..рнела и легкая лодочка уже ск..льзила по ней и слышался плеск весла и смешки какой(то)  гражданки в лодочке.

Задание 2. Напишите обстоятельства места в нужных падежах с предлогами. Расставьте знаки препинания. Составьте схемы.

Завтра мы пойдем (куда?) … и (куда?)… Этим летом мы были (где?)… и (где?)… и еще (где?)… Я недавно вернулся (откуда?)… а Света приехала (откуда?)… Дмитрий прилетел (откуда?)… но не успел съездить (куда?).

Участвуют в работе. Отвечают на вопросы. Выполняют задания. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями.

Групповая

Личностные: оценивают усвоение нового материала; Познавательные: читают, слушают, извлекают нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и используют его.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах.

5.Первичные закрепления с комментированием

Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке с применением «Конструктора ситуационных задач» Л.С. Илюшина (приложение 1).

Выполняют задания. Формулируют собственные выводы, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

парная

Личностные: участвуют в творческом, созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные выводы, мнения.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложностей в соответствии с уровнем подготовки класса.

Выполняют упражнения 364, 365, 366.

Индивидуальная, парная.

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого  содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют цель, выполнения заданий.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: высказывают и аргументируют свою точку зрения.

7.Включение в систему знаний и повторение.

- Запишите примеры под диктовку, расставьте знаки препинания.

1. Дул с моря бриз, и месяц чистым рогом стоял за длинной улицей села.

2. Вот опальный домик, где жил я с бедной мамою моей.

- Расставьте знаки препинания, составьте схему данного предложения.

Павел Михайлович Третьяков стал постоянным членом товарищества передвижников, с тех пор как приобрел на первой их выставке около десятка картин Саврасова, Шишкина, Крамского.

- Напишите об известной вам картине передвижников (1-2 предложения)

Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний.

Индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умение использовать знания в практической деятельности.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

8.Рефлексия.

Прием «Телеграмма».

Вариант 1. Кратко напишите самое важное что уяснили на уроке, с пожеланиями однокласснику и отправьте.

Вариант 2. Напишите пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.

Заполняют дневники достижений. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная

Познавательные: развивают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

9.Дифференцированное домашнее задание

П.10 упр.49 или выписать из учебника литературы 5 предложений (простое, простое с однородными членами, сложное бессоюзное, сложносочиненное, сложноподчиненное; выделить грамматические основы, объяснить знаки препинания)

Учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание.

Получают указания к выполнению.

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

                   

                                                                                                                                                                                 Приложение 1

Ознакомление

Понимание

Применение

Анализ

Синтез

Оценка

1.Назовите основные части…

8.Объясните причины того, что…

15. Изобразите информацию о… графически

22.Раскройте особенности…

29.Предложите новый (иной) вариант…

36.Ранжируйте… и

обоснуйте… (распределите от…к…)

2.Сгруппируйте вместе все…

9.Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы…

16.Предложите способ, позволяющий…

23.Проанализируйте структуру… с точки зрения…

30.Разработайте план, позволяющий (препятствующий)…

37.Опреде-лите, какое из решений является оптимальным для…

3.Составьте

список понятий,

касающихся…

10.Покажите связи, которые, на

ваш взгляд, существуют между…

17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает…

24.Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… с точки зрения…

31.Найдите

необычный способ,

позволяющий…

 

38.Оцените значимость…

для...

4.Расположите в определённом

порядке…

11.Постройте прогноз развития…

18.Сравните… и…, а затем обоснуйте…

25.Постройте классификацию… на основании…

32.Придумайте игру, которая…

39.Определите возможные критерии оценки…

5.Изложите в форме

текста…

12.Прокомментируйте

положение о том, что…

19.Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что…

26.Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.)

то, что…

33.Предложите новую  (свою)

классификацию…

40.Выскажите критические

суждения

о…

6.Вспомните и напишите…

13.Изложите иначе (переформулируйте) идею о том, что…

20.Проведите презентацию…

27.Сравните точки зрения… и … на…

34.Напишите возможный (наиболее

вероятный) сценарий  развития…

41.Оцените возможности…

для…

7. Прочитайте самостоятельно…

14. Приведите пример того, что  (как, где)…

21. Рассчитайте на основании данных о…

28. Выявите принципы, лежащие в основе…

35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)…

42. Проведите экспертизу состояния…



Предварительный просмотр:

Школа… Вся моя жизнь связана со школой.

Любовь к профессии появилась очень давно, когда я, будучи небольшой девочкой, завороженными глазами смотрела на свою первую учительницу. Именно Алла Семеновна подействовала в школьные годы на меня так, что передо мной уже не стоял вопрос: «Кем быть?» Она помогла пережить одну из самых высоких радостей - радость открытия окружающего мира. Ее уроки оказались незабываемыми. Они - самые лучшие часы юной жизни. Лишь при одном воспоминании о предстоящем уроке любимого учителя светлело на душе. Алла Семеновна - добрый, чуткий, образованный человек. Встреча с ней - это большое счастье для меня. Она, моя учительница, открыла мне мир красоты, добра и правды, своим личным примером учила трудолюбию, увлеченности своим делом, умению дорожить каждой минутой. Она дарила всем нам тепло, освещала дорогу, кто только начинал жить, отдавала себя всю без остатка нам, своим ученикам.  Вот чему хотелось  и мне посвятить свою жизнь.  Знала, что нигде, кроме школы, мне не найти такой интересной насыщенной жизни, таких ярких эмоций, таких доверчивых глаз.

И вот радость! Моя мечта осуществилась! Я – Учитель русского языка и литературы в школе на гостеприимной Ямальской земле. Вспоминаю, как страшно было от неизвестности, неумения, оттого, что многого не понимала. Но ведь рядом коллеги, которые оказывали помощь и поддержку. Я вскоре поняла, что мое призвание – учитель. Первые годы работы дали мне, пожалуй, основное: я поняла, что если отдавать профессии все самое лучшее в себе, не экономить силы, искренне жить проблемами детей, успех придет обязательно. И ты кому-то будешь нужной. Дух творчества, товарищества, доброжелательности первых лет запомнился на всю жизнь. И я поняла, что мастерство наше - в слове нашем.

Вспомнилась мне притча из Евангелия: « И вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный».

Вот и мы, учителя, должны так заронить в молодую неокрепшую душу семя знания, добра и любви ко всему живому, чтобы не заросло оно тернием, а проросло и дало плод. А благодатной почвой является любовь к родному языку.

Литература, пожалуй, единственный в школьной программе предмет, обращенный напрямую к душе человека. К его чувствам, совести, к его нравственному и гражданскому долгу, к его прошлому и будущему, к любви, без которой нет жизни. Вся премудрость уроков литературы – помочь человеку познать самого себя, переустраивать этот мир по законам красоты, любви, доброты.

На мой взгляд, результат деятельности учителя по формированию духовной нравственности ребенка виден лишь спустя годы. Сегодня я – учитель XXI века. Века стремительного. Века новых открытий. Века новых технологий. Века нового образования. Века «Новой школы». Я часто задаю себе вопрос: «Каким же должен быть современный учитель, чтобы завоевать сердца своих учеников?». Будь я учителем вчерашнего дня, я взяла бы в руку указку, погрозила ей, и меня услышал бы каждый. Если бы я работала в школе начала прошлого века, мне не нужен был бы кнут, мне поклонялись бы, потому что в те времена учитель был уважаем всеми. Но я работаю в современной школе, где создаются условия для того, чтобы ребенку было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях, нужен обновленный учитель:  профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; творческая личность, постоянно самосовершенствующаяся, самокритичная, эрудированная.

Изменения, происходящие в стране, в обществе, коренным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши дети.

        Хочется понять современного ученика… Кто он? Чем живёт?

Я работаю с детьми XXI века. Это ребята, которые живут в мире преобладания материальных ценностей; в мире, который требует от людей динамичности, быстрого принятия решений, зачастую даже жёсткости в решениях и поступках. Мало места остаётся для проявления душевных качеств и обогащения своего внутреннего мира. А так хочется, чтобы хотя бы на моих уроках литературы дети погрузились в состояние умиротворения и покоя, забыли на время о насущных делах и попытались с моей помощью зажечь огонь в своих душах.

Учитель не может существовать без своих учеников, так же, как и ученики без него. Дети, в свою очередь, дают мне надежду, подпитывают своим «огнём», когда наступают моменты угасания Веры, Спокойствия и Любви. А такие моменты бывают, и тогда вспоминается эпизод из повести Виктории Токаревой «Своя правда», где учитель начальных классов, в минуту усталости и отчаяния говорит: «Всё! Больше не могу! Ухожу в дворники! По крайней мере, ясно: зимой снег – сгребаешь снег, осенью листва – убираешь листву. А тут каждый день проблемы!». Кому из учителей не знакомо это состояние! Бывает трудно, порой обидно, и кажется, ты слаб и беззащитен, и ничего уже не хочется делать, просто опускаются руки, но когда видишь, что хотя бы один ребёнок откликнулся душой на мои действия; когда видишь, что хотя бы крупица вложенных мною знаний усвоилась ребёнком, то надежда и жажда творить и зажигать «огонь» в умах и сердцах детей появляется вновь. И тогда осознаёшь: «Нет, в дворники не пойду никогда!». Именно потому, что в работе дворника все предсказуемо и ясно: «Зимой снег – сгребаешь снег, осенью листва – убираешь листву». А философия педагогического труда – в творческом служении ребенку. И я снова с ожиданием нового и интересного иду каждый день на работу в школу!  

Так шаг за шагом я учу своих детей и учусь сама любить то место, где мои ученики родились и живут. Мы с ними идем к одной цели: вырасти и вырастить, по возможности, из каждого ребенка настоящего Человека. Чтобы зерно добра, любви и света, зароненное в детстве и взращенное в школьные годы, не заросло тернием, а принесло «плод сторичный».

Мои размышления хочется закончить словами:

Все, что я хотела бы знать, - это яблоня.

Все, что я знаю, - это ветвь яблони.

Все, что я могу преподать ученикам, - яблоко.

Все, что останется в них, - семечко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-рассуждение на тему "Я - учитель" в рамках конкурса "Учитель года 2019"

Сочинение-рассуждение на тему "Я-учитель" для конкурса....

Эссе "Я-учитель" (Конкурс "Учитель года - 2019")

Эссе "Я-учитель" (Конкурс "Учитель года - 2019")...

Конкурс "Учитель года-2019" эссе "Я-учитель"

Конкурс профессионального мастерства "Учитель года-2019"Конкурсное задание эссе "Я-учитель"...

Эссе на тему "я- учитель". Учитель года- 2019

Одно из конкурсных испытаний конкурса "Учитель года- 2019"...

Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»

Конкурс педагогического мастерства–2019 в номинации «Учитель года -2019»С 25 февраля по 1 марта в Салехарде планируется проведение муниципального этапа конкурса педагогического...

Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»

Программа муниципального конкурса педагогического мастерства-2019 Номинация «Учитель года - 2019»Программамуниципального конкурса педагогического мастерства-2019Номинация «Учит...