Викторина "Гроза 1812 года"
материал (8 класс)

Соян Чодураа Александровна

Викторина Гроза 1812 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_groza_1812_g.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Хову-Аксынская СОШ»

Методическая разработка внеклассного мероприятия

« Гроза 1812 года»

(историческая игра для 8-9 классов)

                                                          Выполнила: учитель истории и обществознания

                  Куулар Чодураа Александровна

Хову-Аксы – 201

Викторина «Гроза двенадцатого года»

( историческая игра для 8-9 классов)

Цель: патриотическое воспитание учащихся.

Задачи: 

  1. Привлечение учащихся к изучению истории Отечественной войны 1812 г.
  2. Выявление знатоков героических исторических событий.
  3. Воспитание у учащихся гражданственности, уважительного отношения к истории своей страны.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, таблица с вопросами, карта «Отечественная война 1812 г.», портреты героев Отечественной войны 1812 г.

Содержание конкурсов:

- «Проблема».

- «Армия».

- «Тактика».

- «Полководцы».

- «Герои».

- «Бородино».

- «Противник»

Участники: учащиеся 8-9 классов. Из каждого класса по 1 человек.

Роли: ведущий, участники, жюри.

Правила игры: участник выбирает тему и уровень сложности вопроса.

Уровень сложности

вопроса и цена ответа

Вопросы по темам

проблема

армия

тактика

полко-водцы

герои

Боро-

дино

против-

ник

1-й

6 баллов

1

1

1

1

1

1

1

2-й

4 балла

2

2

2

2

2

2

2

3-й

2 балла

3

3

3

3

3

3

3

Ход игры

  1. Вступительное слово.

     Отечественная война 1812 года вот уже 200 лет приковывает к себе внимание широких кругов отечественной и мировой общественности, людей науки, искусства, гражданских и военных, учителей, студентов, школьников – и прежде всего истинных патриотов своей Родины.

  Великий подвиг полководцев Отечественной войны продолжает изучаться, раскрываются новые страницы истории.

  1. Игра

    «Проблема»

  1. Кто одержал победу при Бородино?
  2. В 1807 г. Россия и Франция заключили Тильзитский мирный договор. Согласны ли вы, что Александр I и Наполеон провоцировали друг друга на новую войну?
  3. В источниках 1812-1820-х гг. слово «Отечественная» в названии войны не встречается, оно появится позже. Почему войну 1812 г. назвали Отечественной?

          «Армия»

  1. До назначения М.И.Кутузова в армии не было официальной должности главнокомандующего. Кто выполнял его обязанности?
  2. В русской армии долгое время были т.н. иррегулярные (непостоянные) части. Одни из них особенно прославились в войне 1812 г., а в 1824 г.

     они удивили Париж. Что это за части?

3.  Драгуны, уланы, кавалергарды, кирасиры – что объединяет эти рода          

войск?

          «Тактика»

  1. После занятия Москвы Наполеоном при дворе появились сторонники заключения мира. Однако М.И.Кутузов оттягивал возможные переговоры. Почему?
  2. Почему Барклай-де-Толли и Кутузов выбрали тактику отступления?
  3. Объясните, что такое «партизанская война»?

          «Полководцы»

  1. Кого из полководцев называли «вихорь - атаманом»?
  2. По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто он намеренно искал смерти. Под ним было убито пять лошадей, рядом с ним погибли два адъютанта. Кто это был?
  3. Он дважды получил смертельные раны в голову, но выжил. Прожил после ранения еще 20 лет и свои главные военные подвиги совершил на склоне лет. Как его звали?

          «Герои»

  1. Он был самым молодым генералом русской армии. При Бородино командовал артиллерией и погиб в бою. Ему бы исполнилось 28 лет. Кто это?
  2. В бою у деревни Салтановки под Могилевым, чтобы воодушевить солдат, он вывел в атаку своих юных сыновей. Назовите имя этого известного генерала.
  3. Война – дело мужское. Но истории войны 1812 г. сохранили имена двух женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Как их звали?

«Бородино»

  1. В один из моментов сражения отдельный отряд неожиданно ударил в тыл французам, оттянув на себя своими действиями около 15 тысяч наполеоновских солдат. Какое название получил этот маневр?
  2. Какой фланг русских войск в Бородинской битве был наименее укреплен и первым подвергся мощным атакам французов?
  3. Как называлось место на поле, за которое шли основные бои?

«Противник»

  1. Сын гасконского трактирщика, позднее – один из ближайщих соратников Наполеона, маршал, король Неаполя и обеих Сицилий. Во время Бородинского сражения командовал резервной кавалерией. Как его звали?
  2. Чем отличался офицерский состав армии Наполеона от офицерского состава русской армии?
  3. Какова была численность войск Наполеона накануне вторжения?

  1. Подведение итогов игры.

Жюри подсчитывает баллы участников игры, выявляет победителя.

Побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов.

  1. Награждение победителя.

Ответы:

    «Проблема»

  1.   Приведем два мнения: Одни историки считают, что ни одна из сторон не достигла поставленных целей, а другие думают, что победил Наполеон. Русская армия отступила и сдала Москву.

   При ответе на этот вопрос важно оценить, насколько грамотно ученик аргументирует свою позицию.

  1. Существует немало доказательств, взаимного нарушения условий мирного договора с обеих сторон.

   При ответе на этот вопрос важно оценить, насколько грамотно ученик аргументирует свою позицию.

  1. Речь шла о государственной независимости; это было время. когда с единой целью объединились разные сословия.

«Армия»

  1. Главнокомандующим считался Александр I, но фактически эти обязанности выполнял командующий 1-й армией и военный министр М.Б. Барклай-де-Толли.
  2. Это казачьи части.
  3. Все они относятся к кавалерийским войскам.

«Тактика»

  1. Известно, что М.И. Кутузов настаивал на сдаче Москвы. Ключом к пониманию его тактики служат его же собственные слова: «…Наполеон подобен быстрому потоку, который мы сейчас не можем остановить. Москва - его губка, которое всосет его в себя». Кутузов понимал, что чем больше французская армия побудет в Москве, тем менее боеспособной она не станет.
  2. Барклай-де-Толли первым вел в России систему оборонительной войны… Задолго до 1812 г. уже решено было в случае наступления неприятеля – отступить, уступить ему всю Россию до тех пор, пока армии не сосредоточатся, не сблизятся со своими источниками… и, завлекая таким образом    внутрь России, вынудить его растягивать операционную линию, а чрез то ослабевать, теряя от недостатка в съестных припасах людей и лошадей.
  3. В начале XIX века под «партизанской войной» подразумевается действия отдельных «летучих соединений», направленные на уничтожение коммуникаций противника, лишение его доставки продовольствия и боеприпасов.

          «Полководцы»

  1. М.И. Платова.
  2. М.Б. Барклай-де-Толли.
  3. М.И. Кутузов.

         «Герои»

  1. А.И. Кутайсов.
  2. Н.Н. Раевский.
  3. Надежда Дурова и Василиса Кожина

          «Бородино»

  1. Рейд казаков атамана М.И. Платова.
  2. Левый фланг – Багратионовы флеши.
  3. Курганная высота, батарея генерала Раевского

          «Противник»

  1. Иоахим Мюрат.
  2. Во французской армии офицеры были выходцами из разных слоев общества, преимущественно из семей крестьян, крестьян, ремесленников, буржуазии. Русские офицеры были дворяне.
  3. Обычно называют цифру 647 тыс. человек.

Список использованной литературы:

  1. Большая энциклопедия «Кирилла и Мефодия»
  2. История России. /П.Н. Зырянов.-М., 1999.
  3. Школьные олимпиады. 5-9 классы. /Э.В. Уткина.-М., 2004.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Сценарий районного конкурса «Вожатый года» и «Актив года»

Цель: - совершенствование развития детского движения в районе;- выявление талантливых вожатых и передового педагогического опыта;- поиск педагогических идей по обновлению содержания воспита...

Презентация. Народный характер Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы 1812 года

В презентации представлен демонстрационный материал, расскрывающий особенности произведений поэтов и писателей современников участников событий Отечественной войны 1812 года...

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...