Статья "Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе"
статья

Балданова Баярма Борисовна

Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования. В своей педагогической деятельности применяю следующие современные педагогические технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий,

в том числе информационно-коммуникационных,

в процессе обучения и в воспитательной работе

Балданова Б.Б., учитель географии

МАОУ СОШ№8 г. Улан-Удэ

Современные информационно-коммуникативные технологии, используемые в процессе обучения предмету.

Современные педагогические технологии создают особые условия, обеспечивающие новую по смыслу, духовно-практическую деятельность педагога и ученика. При данном подходе знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем.

Инновационные педагогические технологии, основанные на применении информационных, коммуникативных методов обучения, позволяют решить задачу модернизации Российского образования. В своей педагогической деятельности применяю следующие современные педагогические технологии.

  • Информационно-коммуникационные технологии.

Стремительное развитие информационных технологий резко меняет структуру занятости и трудоустройства населения, создает новые профессии и рабочие места. Все больше и больше людей становятся членами этого информационного общества.

На своих уроках по технологии ИКТ я применяю:

  • уроки-презентации;
  • уроки с использованием учебника мультимедиа;
  • уроки с использованием «Библиотеки электронных наглядных пособий».

Применение всех видов интерактивных, аудиовизуальных и экранно-звуковых средств обучения направлено на повышение положительной мотивации учащихся к изучению предметов. Это ведет к активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их мышления, формированию активной позиции личности в современном информатизированном обществе. Использование указанных средств обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Комплексное применение ИКТ и аудиовизуальных средств может стать средством организации такой деятельности, существенно может повысить наглядность обучения, выступает как стимулятор, побуждающий к познанию, развитию интереса, воображения, создающий эмоциональную сферу обучения. Принцип наглядности, продолжая оставаться одним из главных в обучении, меняет свое качество, что приводит к пересмотру сочетаний различных средств наглядности. Восприятие натуральной, конкретной наглядности как первоначальной уступает место условной - схематичным изображениям, рисункам, картам и картосхемам, графикам, таблицам и.т.д.

Уроки с использованием учебника мультимедиа, дают возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся различных психологических типов, среди которых есть школьники с преобладанием того или иного типа мышления («художники», «мыслители», «смешанный тип»). Применение мультимедиа делает подачу учебной информации более интересной и запоминающейся для каждого учащегося.

Использование данной технологии позволило превратить учебный материал каждого раздела, темы, параграфа учебника в информацию в виде ряда изображений, графиков, сопровождаемых дикторским текстом и музыкой.

Данная технология направлена на организацию активной познавательной деятельности.

При использовании средств мультимедиа у школьников формируется желание и умение самостоятельно приобретать знания, и проверять свои знания.        

Необходимо дать возможность учащемуся самостоятельно познакомиться с учебным материалом и выполнить все задания для закрепления информации. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и.т.д

На уроках географии использование компьютера, электронных карт позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, проверка знаний с помощью электронных тестов - позволяет применять разные и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические. Эта технология способствует развитию личности ребенка, росту профессионального мастерства учителя, ускоряет и обогащает учебный процесс. На уроках  с использованием компьютера обучающиеся овладевают способами получения  географической информации. При обучении географии использую информационные технологии при изучении нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), для самостоятельного изучения темы.

  • Технология  игровой деятельности.

Для того, чтобы в процессе игры раскрывался и усовершенствовался творческий потенциал личности, я использую разнообразные творческие задания. При проведении игр осуществляется уровневая дифференциация знаний учащихся, а, следовательно, и реальный контроль базового уровня знаний на основе образовательных стандартов. При работе в команде, группе, ребята учатся обсуждать проблемы, формировать коллективное мышление. Работа в команде создает чувство защищенности у слабых учеников, так как они уверены, что товарищи их поддержат, помогут с ответом.

Такие уроки способствуют развитию речи школьников, учат их доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ.

Ребят привлекает нетрадиционная форма урока, необычное оформление кабинета, работа с дополнительными источниками знаний.

Игры я провожу на уроках повторения и обобщения знаний.

В настоящее время перед школой стоит большая задача – формирование различных практических навыков, которые человеку нужны сегодня и в будущей жизни. Я уделяю на уроках географии значительное внимание развитию практических навыков учащихся. Одни навыки формирую для закрепления и понимания теоретических вопросов, другие для дальнейшей практической жизни, третьи для формирования географической культуры. Через практические навыки работы с источниками географических знаний, с инструментами на местности удается успешно решать проблему повышения активизации учащихся.

На каждом уроке дети работают с картами атласа, текстовыми картами учебника, картами электронного учебника, контурными картами. На уроке мои ученики сравнивают отдельные объекты, описывают их по типовым планам, обучаются приемам заучивания номенклатуры карты, находят закономерности явлений, сопоставляют несколько карт в целях получения ответа на поставленный проблемный вопрос, определяют координаты, делают измерения расстояний и т.д. Перед выполнением каждой работы знакомлю детей с инструкцией по выполнению задания.

        При сопоставлении нескольких карт дети учатся находить ответ на поставленный вопрос. Например, детям предлагаю сопоставить карту строения земной коры и физическую карту Евразии. Задаю вопрос: почему горные области Евразии находятся на востоке и юге материка? Дети отвечают, что горные хребты формируются на стыке Тихоокеанской и Евразийской плит и Евразийской с Африкано-Аравийской.

Дети сопоставляют карты климатическую и физическую России и думают о причинах самой низкой температуры воды в Восточно-Сибирском море.

        Задания составляю такие, чтобы постоянно поддерживался интерес к географии. Например, на этом острове находится лес с координатами 19º ю.ш и 47º в.д, где живут самые маленькие обезьяны, размеры их тела 12 сантиметров. Как называется этот остров?

 В связи с введением ЕГЭ обращаю особое внимание на такие виды работ как чтение топографической карты, определение направлений и измерение расстояний по карте при помощи масштаба и градусной сетки, откладывание расстояний в масштабе, определение координат точки, которые встречаются в вопросах по ЕГЭ.

Очень активно работают ученики при проведении практических работ с использованием  компаса по измерению расстояний и азимутов, съемке местности.

  • Технология интегрированного обучения.

На своих уроках применяю технологию интегрированного обучения. Главной целью интегрированного обучения является формирование более широкого и глубокого миропонимания учащимися, активизация их познавательной деятельности, формирование умений применять полученные знания в жизни, создание благоприятных условий для самореализации ребенка.

Тему для проведения интегрированного урока выбираю такую, чтобы была возможность сближения материала двух или трех дисциплин, чтобы материал одной дисциплины логично увязывался с материалом другой дисциплины. Приведу несколько примеров по проведению интегрированных уроков. В 6 классе тема «Географические координаты» сложна для усвоения детьми, как в географии, так и в математике. В ходе урока решается ряд важнейших задач: закрепляются и углубляются теоретические знания, отрабатываются практические навыки по определению координат точки, дети ищут соответствие линий координатной плоскости и математической основы карты, сходство в способе определения координат и, тем самым, прослеживают взаимосвязь географии и математики. В ходе урока выполняются детьми практические задания игрового характера, словарные диктанты. При проведении интегрированного урока все учащиеся получают качественные оценки по математике и географии. Ученики получают возможность применить знания в нестандартной ситуации и узнают, как эти знания можно применить в жизни.

В 7 классе по темам «Предпосылки и последствия Великих географических открытий» создаются благоприятные возможности для интегрирования географии и истории. Интегрированные уроки носят проблемный характер, что повышает мотивацию учеников, интерес.

Итак, интегрирование в преподавании географии способствует расширению и углублению знаний. Повышает активность, интерес детей к предмету, нацеливает на практическое использование знаний сегодня и в перспективе.

  • Технология критического мышления.

Основой этой технологии являются три ступени (фазы) урока: «Вызов – осмысление – рефлексия». Использую различные приемы, как традиционные: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера (гроздья, пучок), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями, или прием: «Запишите все что знаете» (индивидуально или в группах), или прием «мозговой атаки».

        Основная фаза урока – осмысление дает возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, причем возможно сообщение информации учителем или ее самостоятельный поиск. Используются следующие приемы: «инсерт» – маркировка текста, учебно-мозговой штурм. На этой стадии формирования критического мышления осуществляется через исследовательские навыки, выполнение работы с дополнительной литературой, статистикой, научным текстом.

        Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой фазе происходит закрепление новых знаний, осмысление своего опыта. Основные приемы: групповая дискуссия, синквейн, составление кластера. Приведу пример использования данной технологии на уроках географии 8 класса по теме: «Природные зоны России. Зона арктических пустынь, зона тундры и лесотундры». Урок проходит в форме экспедиции ученых исследователей. Каждая группа ученых исследует свою природную зону, и в виде схемы (кластера) представляет отчет об итогах исследования. Класс делю на 2 группы. Каждая группа составляет кластер по тем знаниям, которые были приобретены ранее, затем идет защита - презентация. Следующий этап – это работа с планом изучения природных зон. Используя текст учебника, карты атласов, научный текст, план, группы составляют уже подробный кластер (добавляется к предыдущей схеме) по заданной природной зоне.        На стадии «Осмысление» учащиеся вступают в контакт с новой информацией. На данном уроке – это различный раздаточный материал с планом изучения природной зоны, научный текст.

Применяю такие приемы, как: «свернуть» информацию, данную в виде текста в таблицу, схему, кластер.

И наоборот: «развернуть» информацию, данную в виде схемы, диаграммы, карты. Проанализировать и сделать вывод.

Памятка для учащихся:

  1. Прочитай текст.
  2. Проанализируй, что является главным «Действующим лицом» в тексте: что именно описывается - объект или процесс.
  3. Если «героем» текста является объект, тогда в названиях вертикальных столбцов – могут быть:
  • Название объекта;
  • Состав объекта
  • Структура объекта
  • Особенности объекта

Применяю прием «сводная таблица» в технологии «критического мышления». Этот прием позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. Основной смысл использования приема «сводная таблица заключается в том, что «линии сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают различные явления, объекты и прочее, формулируют сами ученики. Для того, чтобы в какой-нибудь группе «линий сравнения» не было слишком много, можно предложить следующий способ: написать на доске все предложения учащихся относительно «линий», а затем попросить их определить наиболее важные. Важность необходимо аргументировать. Таким образом, мы избежим  избыточности. И это сделают сами учащиеся.

Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.

        Преимуществами данной технологии является то, что она эффективно сочетается с другими технологиями и приемами педагогической техники.

 Современные методики предполагают новые методические модели, эффективные формы учебных занятий, включающие разные виды активности учащихся. Основные методические инновации связаны с применением активных или интерактивных методов обучения.   Интерактивный (с анг. inter – взаимный, art–действовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер) или с кем либо (человек). Интерактивное обучение – это, прежде всего диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Интерактивное – это специальная форма познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, т.е. условий при которых ученик чувствует свою успешность, свою индивидуальность, самостоятельность, что делает продуктивным процесс обучения.  Суть интерактивного метода состоит в такой организации учебного процесса, при которой все ученики вовлечены в процесс познания, они имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что идет обмен знаниями, идеями и способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержке, что позволяет получить новые знания, но и развивать саму познавательную активность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Оно происходит в форме Субъект - Субъект.  Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель координирует. Он направляет их работу, помогает разработать стратегию поиск, контролирует при необходимости промежуточные этапы работы. Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее. Но дело не только в этом. Идет обмен знаниями, идеями.  В группе «отстающие» ученики не комплектуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся слышать друг друга. С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха. Мною было проведено несколько мастер-классов для коллег методического объединения. (урок-диспут в 7классе «Население Евразии» -приложение4)

   

Технология развивающего обучения позволяет развивать творческое самостоятельное мышление школьников. Особая роль в овладении приемами мыслительной деятельности принадлежит старшему школьному возрасту. Углубленное изучение начинается в 8-м классе, возрастные личностные особенности учащихся показывают, что для них важны не только результаты, но и сам процесс усвоения, его цели, содержание и методы. Они становятся объектом осмысления и сопереживания. Высокий уровень в общении и абстракции, стремление установления причинно-следственных связей и других закономерностей между предметами и явлениями, критичность мышления, способность аргументировать свои суждения и т.п., которые позволяют целенаправленно развивать у них мышление.

        Технология проблемного обучения дает возможность ставить личностно-значимые проблемы использовать проблемно-творческие задания. Формирование и развитие творческого потенциала учащихся во многом определяется характером организации их работы на уроках. Целевые установки этой организации связаны с обеспечением условий для проявления учащимися самостоятельности, активности, «переходящих» в творчество. Например: -задания, требующие творчества в способе учебной работы (переработка содержания в схемы, опорные конспекты); -задания, требующие творчества в содержании работы (сочинения, эссе, нестандартные вопросы);-творческие игровые совместные задания с распределением игровых ролей в форме деловых игр, театрализации;

-творческие совместные задания со специальным распределением учебно-организационных ролей, функций, позиций в группе; -задания на самоопределение, когда от ученика требуется выбор нравственной, научной, эстетической, гражданской позиции.

        В настоящее время в методике большое распространение получил метод    проектов.  Каждый учащийся индивидуально разрабатывает свою часть, представляющую собой законченный фрагмент, который затем в совместной работе в группе собирается в  единый  программный      продукт.   Так, например, проекты   были   составлены, учениками 9 классов     по теме: «Развитие малого бизнеса в Восточном Макрорегионе.» Учащиеся  разрабатывают проект предприятий малого  бизнеса  на  территории  Сибири  с  учѐтом  закономерностей  и  принципов размещения предприятий.  Результатами работы по этой  проблеме   можно   считать:   более   глубокие   и   прочные   знания   по  сравнению с теми, которые они приобретали при сообщении учителем  готовых  знаний;  познавательный  интерес  стал  выше  и  проявились  творческие       способности       обучающихся;       ускорились     темпы  формирования      у  обучающихся     умений    и  навыков    практического  характера;     выработались     устойчивые     навыки    самостоятельной  работы,    так  же  умение  работать  в  группе.  Иногда бывает и так, что   индивидуальное     домашнее     задания, не   заканчивается одним уроком, а ученик продолжает над ним   работать и готовить материал на конференцию. Так после изучения тем «Агропромышленный  комплекс»  и  «Инфраструктурный  комплекс»  на  уроке, ученик принял участие в научно – практической конференции «Шаг в будущее» в секции география с темой «Проблемы и перспективы развития СПК «Пригородный».

В условиях модернизации образования и освоения новых требований по ФГОС, считаю своей главной задачей самосовершенствование своих профессиональных   компетенций. Повышение профессионального уровня осуществляю через   самообразование  (изучение   нормативно-правовых  материалов, методической литературы), курсовую подготовку, в том числе через сетевое сообщество учителей географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

В основе преподавания английского языка, я использую педагогическую технологию  «Метод проектов». Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процес...

Использование проектных, исследовательских, информационно-коммуникационных и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и воспитательной работе.

 Подготовка обучающихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике  отходит от тр...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

№п/пНазваниеобразовательной  технологии (с указанием автора)Цель использованияобразовательной  технологииОписание порядка использования  (алгоритм применения)  технологии впра...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.

1) Свою учительскую и человеческую задачу вижу, главным образом, в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самор...

«Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и воспитательной работе»

Работая над данной темой на протяжении нескольких лет, я рассмотрела теоретические основы понятия «педагогическая (образовательная)  технология», этапы внедрения педагогических технол...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...