Эссе
материал

Ооржак Оксана Отугбаевна

Эссе учителя химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе учителя химии МБОУ Бора-Тайгинской СОШ

Ооржак Оксаны Отугбаевны

        

«Профессия дальнего действия»

“Учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека”. 

Вот уже 31 год я работаю учителем химии в МБОУ Бора-Тайгинской СОШ

 Школа - это мои ученики и мои коллеги, без которых я не представляю свою педагогическую деятельность. В детстве я всегда мечтала стать учителем. Педагогов воспитывают педагоги. Могу сказать, что мой выбор профессии и становление личности  во многом был определён влиянием  моих учителей, воспоминания о которых я храню в душе всю жизнь. В большей степени   повлиял пример моей учительницы  химии  Ооржак Марии Салчаковны. Она сумела  пробудить интерес не только к своему предмету, но и к профессии педагога. Хотелось  так же легко разбираться в сложном мире формул и уравнений и научить этому других. И я  нисколько не жалею о том, что свою жизнь связала со школой.

За годы работы я поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих – предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы? Это -

 1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. А это целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика.

2. Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным.

3. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

4. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

   Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;

   Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

  Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

  Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;

  Индивидуализация домашнего задания;

   Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

  Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

 5. Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, учителю надо следить сразу за всеми учениками, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается.

На протяжении всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.

Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Я использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, создание учащимися компьютерных презентаций. Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет. Создание тандема учитель + компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.

На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации  образовательных задач – урок в форме  беседы с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, конфликта, предположения, опровержения. Уверена в том, что каждый ответ ученика ценен тем, что это результат рожденной его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу или является неверным.  Нерешенная задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.

      Дополнительный час крайне необходим. Ведь от того, как сформированы первоначальные химические понятия зависти успешность изучения всего курса химии в дальнейшем. В предпрофильных 8-9-х классах программа расширения  направлена на развитие основных химических понятий, отработку знаний, решения расчётных и экспериментальных задач. Как не просто учителю сегодня разобраться в выборе программы, учебника, методического пособия. В результате долгих раздумий, детальном анализе многообразия учебников химии, многолетнего опыта работы, я остановилась на программе и учебниках Ф.Г.Рудзитиса.  Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. Учебно-методический комплект включает в себя традиционный учебник, электронный учебник, методическое пособие, дидактические материалы. Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше – созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность. И я счастлива, что мои коллеги – это  мои единомышленники, с которыми можно  творить и успешно решать любые, даже самые трудные учебно - воспитательные задачи и добиваться блестящих результатов.  Как приятно видеть достижения своих учеников, пусть небольшие, но все же это удача каждого. Особая гордость, это участие и победа в предметных олимпиадах. Среди моих учеников – призёры и победители кожуунных химических олимпиад. Многие выпускники,  выбрали профессии, связанные с предметами естественного цикла: химией, биологией, экологией, стали успешными специалистами. За 31 лет работы у меня было очень много учеников. Помню ли я их всех? Конечно, нет! Но если увижу кого-либо на улице, узнаю и радуюсь этой встрече. Были такие выпуски, с которыми до сих пор мы - большие друзья. Совсем недавно при встрече с одной выпускницей, услышала от нее: «Я горжусь своей школой». И я почувствовала, что тоже горжусь своей родной школой, ставшей для меня вторым домом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структура эссе. Алгоритм написания эссе.

Структура эссе . Алгоритм написания эссе....

Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .

Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....

Эссе. Темы эссе

В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...

Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)

Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....

Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"

УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...

Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке

Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...