Формирование партнерских отношений в детском коллективе.
статья

Шабалина Елена Николаевна

  Формирование партнерских отношений в детском коллективе.

    Думаю, многие согласятся, что самое важное в работе детского       творческого   коллектива – это взаимоотношения и атмосфера.

С самых первых занятий мы с детьми усваиваем мысль, что театр – искусство коллективное, никогда у нас не получится спектакля, если не будет коллектива.

На протяжении всего учебного процесса, начиная с простейших упражнений и этюдов, и потом, когда они становятся парными и групповыми, ребята не должны руководствоваться при выборе партнёра для выполнения упражнений личными симпатиями. Это необходимо для того, чтобы они ближе узнавали не каких-то отдельных участников коллектива, а всех понемногу. Творческая работа всегда способствует сближению и тут важно, чтобы это сближение происходило равномерно, по принципу «всех со всеми». Иначе не избежать ссор и межличностных конфликтов. К тому же такая методика помогает ребятам и в творческом смысле. Ведь в последующих театральных постановках они не могут работать всё время с одними и теми же партнёрами и должны научиться легко вступать в творческий контакт с любым партнёром. В общем, я стараюсь приучать их к мысли, что в нашем коллективе все свои, заинтересованные и необходимые друг другу люди, что наши отношения должны строиться на уважении и доверии друг к другу.

      Для большего сплочения коллектива и выстраивания партнерских отношений между его участниками,  я использую различные формы и методики, как на занятиях, так и во внеучебной деятельности.

В  книге А.И. Дедушки «Как научить детей дружбе?» дано подробное описание игр, КТД и упражнений,  необходимых для формирования в коллективе дружеской атмосферы.

«Ковер мира» помог наладить отношения в группе 1 года обучения, где ребята очень часто ссорились.

В нашем коллективе существует традиция совместных лыжных прогулок, пикников на природе, в которых обязательно участвуют родители воспитанников. Неформальная обстановка, свежий воздух и хорошее настроение способствуют налаживанию дружеских отношений.

Еще одна хорошая традиция – сюрприз ко Дню рождения. Втайне от именинника мы все вместе готовим для него творческий подарок. Это м.б.  альбом с фотографиями интересных моментов спектаклей с забавными подписями, или фотопрезентация, конкурсная программа, общая песня под гитару и т.д. Из самых необычных подарков был макет спектакля «Барышня-крестьянка», в котором  именинница исполняла главную роль.

Очень объединяет членов коллектива совместный труд. Есть в нашей копилке хороших дел акции по укладке дров для жителей Дома ветеранов, уборка снега, шефство над семьей педагогов – пожилых уже людей. Мы помогали им по хозяйству, готовили поздравление к праздникам, Елку принесли и нарядили к Новому году. Но главное здесь даже не это. Главное общение с интересным человеком. Валентина Яковлевна – учитель истории и литературы. Она такие замечательные истории нам рассказывала, стихи читала великолепно. Ребята, буквально раскрыв рты, слушали.

Кроме того, почувствовать себя командой помогает участие в различных конкурсах. В КВНах, брейн-рингах, которые проходят в нашем учреждении, мы всегда активно участвуем.

Ощущение единства, коллективизма конечно же возрастает, когда ребята приступают непосредственно к репетициям спектакля. Ведь спектакль – общее дело, где у каждого своё, чётко определённое место.

С самого начала прививаю мысль, что в спектакле нет «главных» и «неглавных» участников, что исполнитель эпизодической роли также важен  для спектакля, как тот, кто играет главную роль.  Необходимо, чтобы все члены коллектива чувствовали свою нужность, важность своего вклада в общее дело. Только при таком отношении всех ребят к своему конкретному участку работы и может получиться спектакль.

Объединению коллектива способствуют также гастрольные поездки по сельским поселениям района, а также выезды в город на спектакли профессиональных театров.

Таким образом,  решается одна из главных задач, стоящих перед педагогом театрального объединения – подружить детей, сформировать команду единомышленников.

Другой, не менее важной задачей, является формирование и совершенствование навыков  партнерских отношений на сценической площадке.

Педагог должен развить в юных актерах умение слушать, видеть, оценивать партнера, воздействовать на него и доверять ему.

К сожалению, очень часто мы видим, как вновь пришедшие на занятия дети не могут заставить себя посмотреть друг другу в глаза. Все, что они произносят, они говорят в сторону или в пол. Это очень распространенный детский зажим. А как говорил К.С. Станиславский, «глаза – зеркало души». Как мы будем воздействовать на партнера, на его душу, если не откроем свою?

Самой эффективной формой работы по взаимодействию с партнером является, на мой взгляд, работа над этюдами. Этюды могут быть как импровизационные (то есть, дается только тема этюда или предлагаемые обстоятельства, а участники сами разрабатывают свою линию поведения, определяют свои задачи, пути взаимодействия и т.д.) так и этюды по литературным произведениям. Импровизационные этюды наиболее интересны, так как они лучше раскрывают способности актеров к общению друг с другом, способности к импровизации.

   Кроме того, этюды могут быть парные или групповые, массовые. Для  массового этюда важно, чтобы каждый исполнитель имел свою задачу, свои собственные предлагаемые обстоятельства, свою линию действия. В то же время этюд строится так, что, то одна, то другая группа участников действует активно, а остальные не прекращая действия, занимаются какими-то спокойными делами, не привлекая к себе внимания.

 Работая над этюдами, ребята овладевают умением жить на сцене, не прерывая линии действия на те моменты, когда на них не смотрит зритель, умением "пристраиваться" друг к другу, подыгрывать друг другу, то есть умением общаться.

Общению учат и упражнения типа:

   - "Поводырь", "Поменяться местами в кругу", "Лассо", "Диспетчер", "Скульптор и глина" (все они описаны в учебно-методическом пособии «Театр, где играют дети»)

 

Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия: СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ТЕНЬ, ЗЕРКАЛО, ПРЕДМЕТ ПО КРУГУ, ФРАЗА ПО КРУГУ, ПРИСЛУШИВАНИЕ, ПРИГЛЯДЫВАНИЕ – 1 и 2, СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ, РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО  (Михаил Кипнис «АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ».  Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером)

 

Упражнения на бессловесное общение ВСТРЕЧА, ЦЕПОЧКА, БЕГ В РЕЗИНКЕ, МАШИНА проходят наиболее интересно и правдиво,  потому что, ребятам нравится общаться, взаимодействовать друг с другом, и они не задумываются над истинной целью этих упражнений (Сергей Гиппиус «ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ»)

 

В строгом смысле слова общением мы называем взаимодействие партнеров. Но есть более широкое значение этого понятия, которое применял Станиславский, - соприкосновение человека через его органы чувств со всем, что его окружает, включая неодушевленные предметы. То есть, даже если актер находится на сцене совсем один, только с декорациями, то и здесь у него происходит процесс общения. И общение, в широком смысле этого слова, тоже нужно развивать вовремя тренинговых упражнений.

Здесь на помощь нам приходят упражнения психофизического тренинга Сергея Клубкова. «Я – скульптор, а моя рука – глина», «Рождение фантастического существа»

Участник, перевоплощаясь в фантастическое существо, начинает "жить" жизнью этого существа, взаимодействовать, то есть общаться с окружающей средой, с полом или стенами в зале. Это воображаемое существо начинает видеть, слышать, обонять. То есть идет процесс взаимодействия, общения. И возможно этот процесс, в чем-то, гораздо важнее взаимодействия с партнером. Потому, что взаимодействие с людьми происходит в жизни на каждом шагу, оно более обыденно. Детей нужно учить взаимодействию с окружающей средой, неодушевленными предметами. И тогда на сцене не будет людей, которые не знают, что им делать во время массовых сцен.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Формирование партнерских отношений в детском коллективе.

    Думаю, многие согласятся, что самое важное в работе детского       творческого   коллектива – это взаимоотношения и атмосфера.

С самых первых занятий мы с детьми усваиваем мысль, что театр – искусство коллективное, никогда у нас не получится спектакля, если не будет коллектива.

На протяжении всего учебного процесса, начиная с простейших упражнений и этюдов, и потом, когда они становятся парными и групповыми, ребята не должны руководствоваться при выборе партнёра для выполнения упражнений личными симпатиями. Это необходимо для того, чтобы они ближе узнавали не каких-то отдельных участников коллектива, а всех понемногу. Творческая работа всегда способствует сближению и тут важно, чтобы это сближение происходило равномерно, по принципу «всех со всеми». Иначе не избежать ссор и межличностных конфликтов. К тому же такая методика помогает ребятам и в творческом смысле. Ведь в последующих театральных постановках они не могут работать всё время с одними и теми же партнёрами и должны научиться легко вступать в творческий контакт с любым партнёром. В общем, я стараюсь приучать их к мысли, что в нашем коллективе все свои, заинтересованные и необходимые друг другу люди, что наши отношения должны строиться на уважении и доверии друг к другу.

      Для большего сплочения коллектива и выстраивания партнерских отношений между его участниками,  я использую различные формы и методики, как на занятиях, так и во внеучебной деятельности.

В  книге А.И. Дедушки «Как научить детей дружбе?» дано подробное описание игр, КТД и упражнений,  необходимых для формирования в коллективе дружеской атмосферы.

«Ковер мира» помог наладить отношения в группе 1 года обучения, где ребята очень часто ссорились.

В нашем коллективе существует традиция совместных лыжных прогулок, пикников на природе, в которых обязательно участвуют родители воспитанников. Неформальная обстановка, свежий воздух и хорошее настроение способствуют налаживанию дружеских отношений.

Еще одна хорошая традиция – сюрприз ко Дню рождения. Втайне от именинника мы все вместе готовим для него творческий подарок. Это м.б.  альбом с фотографиями интересных моментов спектаклей с забавными подписями, или фотопрезентация, конкурсная программа, общая песня под гитару и т.д. Из самых необычных подарков был макет спектакля «Барышня-крестьянка», в котором  именинница исполняла главную роль.

Очень объединяет членов коллектива совместный труд. Есть в нашей копилке хороших дел акции по укладке дров для жителей Дома ветеранов, уборка снега, шефство над семьей педагогов – пожилых уже людей. Мы помогали им по хозяйству, готовили поздравление к праздникам, Елку принесли и нарядили к Новому году. Но главное здесь даже не это. Главное общение с интересным человеком. Валентина Яковлевна – учитель истории и литературы. Она такие замечательные истории нам рассказывала, стихи читала великолепно. Ребята, буквально раскрыв рты, слушали.

Кроме того, почувствовать себя командой помогает участие в различных конкурсах. В КВНах, брейн-рингах, которые проходят в нашем учреждении, мы всегда активно участвуем.

Ощущение единства, коллективизма конечно же возрастает, когда ребята приступают непосредственно к репетициям спектакля. Ведь спектакль – общее дело, где у каждого своё, чётко определённое место.

С самого начала прививаю мысль, что в спектакле нет «главных» и «неглавных» участников, что исполнитель эпизодической роли также важен  для спектакля, как тот, кто играет главную роль.  Необходимо, чтобы все члены коллектива чувствовали свою нужность, важность своего вклада в общее дело. Только при таком отношении всех ребят к своему конкретному участку работы и может получиться спектакль.

Объединению коллектива способствуют также гастрольные поездки по сельским поселениям района, а также выезды в город на спектакли профессиональных театров.

Таким образом,  решается одна из главных задач, стоящих перед педагогом театрального объединения – подружить детей, сформировать команду единомышленников.

Другой, не менее важной задачей, является формирование и совершенствование навыков  партнерских отношений на сценической площадке.

Педагог должен развить в юных актерах умение слушать, видеть, оценивать партнера, воздействовать на него и доверять ему.

К сожалению, очень часто мы видим, как вновь пришедшие на занятия дети не могут заставить себя посмотреть друг другу в глаза. Все, что они произносят, они говорят в сторону или в пол. Это очень распространенный детский зажим. А как говорил К.С. Станиславский, «глаза – зеркало души». Как мы будем воздействовать на партнера, на его душу, если не откроем свою?

Самой эффективной формой работы по взаимодействию с партнером является, на мой взгляд, работа над этюдами. Этюды могут быть как импровизационные (то есть, дается только тема этюда или предлагаемые обстоятельства, а участники сами разрабатывают свою линию поведения, определяют свои задачи, пути взаимодействия и т.д.) так и этюды по литературным произведениям. Импровизационные этюды наиболее интересны, так как они лучше раскрывают способности актеров к общению друг с другом, способности к импровизации.

   Кроме того, этюды могут быть парные или групповые, массовые. Для  массового этюда важно, чтобы каждый исполнитель имел свою задачу, свои собственные предлагаемые обстоятельства, свою линию действия. В то же время этюд строится так, что, то одна, то другая группа участников действует активно, а остальные не прекращая действия, занимаются какими-то спокойными делами, не привлекая к себе внимания.

 Работая над этюдами, ребята овладевают умением жить на сцене, не прерывая линии действия на те моменты, когда на них не смотрит зритель, умением "пристраиваться" друг к другу, подыгрывать друг другу, то есть умением общаться.

Общению учат и упражнения типа:

   - "Поводырь", "Поменяться местами в кругу", "Лассо", "Диспетчер", "Скульптор и глина" (все они описаны в учебно-методическом пособии «Театр, где играют дети»)

Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия: СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ТЕНЬ, ЗЕРКАЛО, ПРЕДМЕТ ПО КРУГУ, ФРАЗА ПО КРУГУ, ПРИСЛУШИВАНИЕ, ПРИГЛЯДЫВАНИЕ – 1 и 2, СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ, РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО  (Михаил Кипнис «АКТЕРСКИЙ ТРЕНИНГ».  Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером)

Упражнения на бессловесное общение ВСТРЕЧА, ЦЕПОЧКА, БЕГ В РЕЗИНКЕ, МАШИНА проходят наиболее интересно и правдиво,  потому что, ребятам нравится общаться, взаимодействовать друг с другом, и они не задумываются над истинной целью этих упражнений (Сергей Гиппиус «ГИМНАСТИКА ЧУВСТВ»)

В строгом смысле слова общением мы называем взаимодействие партнеров. Но есть более широкое значение этого понятия, которое применял Станиславский, - соприкосновение человека через его органы чувств со всем, что его окружает, включая неодушевленные предметы. То есть, даже если актер находится на сцене совсем один, только с декорациями, то и здесь у него происходит процесс общения. И общение, в широком смысле этого слова, тоже нужно развивать вовремя тренинговых упражнений.

Здесь на помощь нам приходят упражнения психофизического тренинга Сергея Клубкова. «Я – скульптор, а моя рука – глина», «Рождение фантастического существа»

Участник, перевоплощаясь в фантастическое существо, начинает "жить" жизнью этого существа, взаимодействовать, то есть общаться с окружающей средой, с полом или стенами в зале. Это воображаемое существо начинает видеть, слышать, обонять. То есть идет процесс взаимодействия, общения. И возможно этот процесс, в чем-то, гораздо важнее взаимодействия с партнером. Потому, что взаимодействие с людьми происходит в жизни на каждом шагу, оно более обыденно. Детей нужно учить взаимодействию с окружающей средой, неодушевленными предметами. И тогда на сцене не будет людей, которые не знают, что им делать во время массовых сцен. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Гармонизация межличностных отношений в детском коллективе"

Основными условиями воспитания в детском доме являются: организация гармоничного образа жизни, налаживаие межличностных отношений в детском коллективе, исключение насилия, принуждения,обеспечение для ...

Формирование межличностных отношений в классном коллективе как профилактика психологического неблагополучия

Правильно оценить отношения между уче­никами в классе, прогнозировать их реакции друг на друга, понять, кто более по­пулярен среди одноклассников, а кого они избегают — вот далеко не весь перечень про...

"Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в детском коллективе"

       На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах.  И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировани...

«Формирование межличностных отношений в детском коллективе» (обобщение опыта работы)

Тема зарождения и становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодёжи наблюдается в последнее время (жестокость, повышенная...

Формирование, здорового климата в детском коллективе посредством содержательного, созидательного досуга

     Начальная школа – один из наиболее существенных   периодов в жизни детей. Именно в этот период начинают формироваться системы отношений ребенка с миром и сам...