статья "Работа с высокомотивированными детьми"
статья

Деларова Елена Владимировна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_vysokomotivirovannymi_detmi.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с высокомотивированными учащимися

Санкт-Петербург, ГБОУ гимназия № 441

Е.В.Деларова

Сегодня нет однозначного определения одаренности. Известно, что только около 3% особо одаренных детей (из всех признанных одаренными) в дальнейшем оправдывают возлагаемые на них надежды, а количество одаренных, но незамеченных детей неизмеримо больше. Существует изменение количества одаренных детей по возрастам (слайд)

Юркевич Виктория. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность

Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них так и остается погребенной в психике, и никто не подозревает, на что был способен этот человек, если бы развивали его способности. Чтобы была совсем понятна эта непростая связь — задатки-способности (хотя нельзя сказать, что она понятна хотя бы одному ученому в мире), приведу напрашивающуюся аналогию: задатки-семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

Об этом говорится и в знаменитой библейской притче:

Вот, вышел сеятель сеять;

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Иное упало на добрую землю и принесло плод… (Мер. 13).

Большинство психологов признают, что одаренность — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. И от нас во многом зависит как будет реализована эта возможность.

Чем отличается одаренный ребенок от обычного отличника. «Классический отличник» - это тот ребенок, который хорошо усваивает чужие мысли. А одаренный – это тот, который легко даёт свои мыли, как говорят – креативный.

Существует много методов для выявления одаренных детей. А чаще всего и эти методы не нужны, проблема одаренного ребенка знакома каждому учителю. Он мешает работать, потому что вечно они с поднятыми руками, вы еще не успели закончить фразу, а они уже начинают отвечать. Причем, как правило, они не могут дождаться, когда его спросят и поэтому выкрикивает с места. Этим он раздражает не только вас, но и одноклассников «Куда ты вечно лезешь с поднятой рукой?!». Вам нужно вести урок, который ориентирован на среднюю скорость, а этот ребенок работает очень быстро.

Мы работаем в основном не с одаренными детьми, а с мотивированными учащимися. Задачи работы с такими детьми представлены на слайде. Из задач вытекают принципы работы (слайд). В своей работе использую известные всем формы работы (слайд). Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с такими детьми – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Прежде всего это работа с научной литературой (и при подготовке к олимпиадам, конкурсам, и при написании исследовательской работы). На сайтах олимпиад есть перечень рекомендуемой литературы.

В работе с высокомотивированными учащимися условно можно выделит 2 группы: «олимпийцы» хорошо выполняют тестовые, творческие задания на олимпиадах и «практики» - способные к исследовательской деятельности.

Я хочу остановиться на исследовательской и проектной деятельности. Начинаю работать непосредственно с 5 класса. Не всегда ребенок готов заниматься такой деятельностью индивидуально, если ему «в лоб» это предложить. Одному не комфортно. Более того в 10 - 11 лет дети обладают большей познавательной активностью и готовы практически все к какой-либо деятельности. Поэтому предлагаю всем желающим, свободные руки всегда нужны при отборе проб и при первичной обработке, так как часто обработать материал необходимо в первые сутки. В ходе работы случайные люди отсеиваются и остаются те, кому данный вид деятельности интересен.

Аналогичным образом действую при организации работы по экологическим проектам. Иногда бывает полная смена состава. Начинает одна группа, а заканчивает проект совершенно другая. При организации групповой работы в рамках экологических проектов, естественно, в силу разных причин, вместе с мотивированными учащимися достаточно успешно работают дети, которые никак себя не проявляли на уроках. В результате в конце прошлого года и в этом году я вижу положительную динамику в освоении программы этими детьми.

Индивидуальная работа с мотивированными учащимися требует материально-технической базы, колоссальных временных затрат. Для того, чтобы провести мастерскую необходимо 2 урока, для организации проектов по зоологии необходим доступ к кабинету информатики. А для лабораторных работ нужен просто кабинет биологии. Описание объектов, отбор проб, обработка проб после уроков до 20.00, плюс время на дорогу (Елагин остров 3 дня, Ботанический институт 2 дня, ЛЭТИ и т.д.), полностью выходные (Комарово 4 дня, Елагин остров). Кроме того, написание работы или проекта требует от руководителя мобилизации всех сил – умственных, физических, материальных. Возникает проблема материально-технического обеспечения.

Результатом исследовательской и проектной деятельности является участие в конференциях районного, городского, международного уровня, публикации тезисов в материалах конференций, научно-практические конференции в рамках экологических проектов, создание экологических игр и экскурсий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с высокомотивированными детьми на уроках математики

В статье подробно описана организация работы с одаренными детьми и учащимися с повышенными учебными способностями на уроках и во внеурочное время при изучении математики....

Работа с высокомотивированными и одарёнными детьми.

Прогресс цивилизации зависит от людей творческих, людей одарённых. Важнейшая задача общества – сохранить и развивать одарённость каждого. Поэтому нам, педагогам, в своей повсе...

Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы

Проект направлен на развитие литературно-творческих и интеллектуальных способностей одарённых и высокомотивированных  учащихся во внеурочное время с учётом  индивидуальных особенностей. Вним...

Система работы с высокомотивированными детьми в МКОУ СОШ с. Таежное

Система работы с высокомотивированными детьми в МКОУ СОШ с. Таежное...

Статья "Система работы с высокомотивированными и одаренными детьми"

Статья о системе работы с высокомотивированными и одаренными детьми....

Доклад на тему: «Организация работы с высокомотивированными детьми в системе дополнительного образования»

Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённы...

Работа с высокомотивированными и одаренными детьми

Работа с высокомотивированными и одаренными детьми...