Доклад на тему: «Организация работы с высокомотивированными детьми в системе дополнительного образования»
статья
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.
Работу с одаренными детьми строится в три этапа:
I этап - увлечь! На этом этапе стараемся заинтересовать обучающихся своими предметами.
II этап – раскрыть! Этап урочной и внеурочной деятельности, где появляется возможность у студентов полную силу проявить себя, раскрыть свои способности и таланты.
III этап – развить! На этом этапе организуем и проводим работу с узким кругом обучающихся, которые проявили способности и заинтересованность в предметах.
При воспитании одаренного ребенка нужно помнить, что это в первую очередь ребенок, который также нуждается в полноценном детстве, как и все дети. От того, какое детство будет у ребенка, во многом зависит вся его дальнейшая жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Организация работы с высокомотивированными детьми
в системе дополнительного образования»
/подготовил педагог дополнительного образования
Аржаникова Инна Владимировна, МБОУ ДО «ДДТ» п. Ханымей/
В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели.
Сегодня нужны интеллектуально развитые граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны.
Талантливые, одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно- деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования –выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности данных учреждений позволяют удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Определяя работу с одаренными детьми необходимо развести главные характерные различия между такими понятиями как «способность», «одаренность», «талант».
Одаренность – это уникальное целостное состояние личности ребенка, большая индивидуальная и социальная ценность, которая нуждается в выявлении и поддержке; системное качество, которое определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Способности определяются как индивидуальные особенности личности, определяющие успешность выполнения деятельности, несводимой к знаниям, умениям и навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности.
Талант – это врожденные способности, обеспечивающие высокие успехи в деятельности. Одаренные дети – это особые дети, и задача педагогов – понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог дополнительного образования должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по своему, и для педагога дополнительного образования важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных и талантливых детей:
−индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
−работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;
−каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
−система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;
−детские научно-практические конференции и семинары.
Работу с одаренными детьми строится в три этапа:
I этап - увлечь! На этом этапе стараемся заинтересовать обучающихся своими предметами.
II этап – раскрыть! Этап урочной и внеурочной деятельности, где появляется возможность у студентов полную силу проявить себя, раскрыть свои способности и таланты.
III этап – развить! На этом этапе организуем и проводим работу с узким кругом обучающихся, которые проявили способности и заинтересованность в предметах.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала и для этого целесообразно опираться на следующие принципы педагогической деятельности:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Для категории одаренных детей основными методами являются методы творческого характера, проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся.
Выявление одаренных и талантливых детей возможно при использовании таких форм деятельности как анализ особых успехов и достижений ребенка; создание банка данных по талантливым и одаренным детям; диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб.
На базе учреждения дополнительного образования детей необходимым является организация психологического сопровождения родителей одаренного ребенка; совместной практической деятельности одаренного ребенка и родителей; поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Поведение и деятельность педагогов, работающих с одаренными и талантливыми детьми, в свою очередь, должны отвечать определенным требованиям:
−разработка гибких, индивидуализированных программ;
−создание эмоционально безопасной атмосферы в коллективе объединения;
−стимулирование развития умственных процессов высшего уровня у детей;
−использование различных стратегий обучения и воспитания;
−уважение личности и ценностей воспитанника и формирование его положительной самооценки;
−поощрение творческих особенностей и воображения воспитанников.
При воспитании одаренного ребенка нужно помнить, что это в первую очередь ребенок, который также нуждается в полноценном детстве, как и все дети. От того, какое детство будет у ребенка, во многом зависит вся его дальнейшая жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработки занятий, мероприятий, тексты статей, докладов, планы - конспекты занятий в детских творческих объединениях системы дополнительного образования детей.
1. План - конспект № 1. Занятие «Введение в образовательную программу «Спортивный туризм», 1 год обучения. Цель - знакомство школьников 5-х - 7-х классов, начинающих заниматься туризмом, со структурой...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Педагог-организатор в системе дополнительного образования детей осуществляет работу с учащимися, а также обеспечивает организацию и проведение широкого спектра мероприятий, в том числе направленных на...
Групповая работа на занятиях в системе дополнительного образования, цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)
Предлагается опыт организации групповой работы на занятиях судомодельного кружка...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Работа с родителями, является одним из главных направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...

Организация групповой работы на занятии в системе дополнительного образования
Задача педагога дополнительного образования. Плюсы и минусы групповой работы. Задачи учителя при организации групповой работы. Принципы формирования групп....
Доклад на ГМО "Деятельность технопарка как инновационной структуры системы дополнительного образования детей"
Материал выступления на ГМО (презентация)...

Доклад на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ СПО С ПРИМЕНЕНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» (ЦМК)
Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества без помощи новых информационных технологий. И здесь на помо...
