Как подготовиться к экзаменам
материал для подготовки к егэ (гиа, 9, 11 класс)

методы и упражнения успешной подготовки к экзаменам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_podgotovitsya_k_ekzamena.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа г.Сурска

Подготовка  к экзаменам: как это сделать безболезненней  

Материал

подготовлен педагогом-психологом

МБОУ СОШ г.Сурска

М.А.Романовой

Как эффективно подготовиться к экзаменам

             Чем ближе лето, тем неуютнее себя чувствуют те, кто сдает экзамены. Ведь к ним надо готовиться. А делать это лень. В психологии понятия «лень» нет. Есть «отсутствие мотивации». Ведь найти мотив гораздо легче, чем перебороть лень. За что браться, чего избегать, на какие рычаги нажимать во время подготовки к экзаменам? Об этом мне хотелось сегодня немного рассказать

           Первый мотив, который превращает учение в приятное занятие – это интерес. Благодаря ему, любые косинусы превращаются в поэзию и наоборот. Как сделать изучаемый предмет интересным? Во-первых, постараться избавиться от мысли о том, что материал скучный. Если вы найдете человека, который поглощен изучением именно вашего предмета и поговорите с ним, возможно, интерес заразит и вас. Просмотрите, что вам надо учить, и найдите самое интересное. С этой изюминки и начинайте. 
             
Второй способ поиска мотива – метод кнута и пряника. Проще говоря, нарисуйте себе страшную картину вашего провала, позора и стыда. Возможно, именно это подтолкнет сесть за учебники. О прянике и говорить нечего: за каждый выученный раздел, сделанную задачу или написанный диктант делайте себе подарки.
           
Третий – мотив выполненного плана. Если вы из аккуратистов, которые любят вести дневник, составляют список перед походом в магазин, то подготовка к экзаменам тоже должна иметь план и записи выполненной работы. Смотреть на проставленные галочки против выученных пунктов – самое большое удовольствие для вас. И его вы можете сами себе преподнести.

     Четвертый мотив, который делает предмет интересным – общение. Вы из коммуникативных натур? Закрыться в четырех стенах, чтобы что-то выучить, это сущий ад для вас? Превратить все дело в рай не так трудно. Советую поискать единомышленников, которые так же твердо решили хорошо подготовиться к экзаменам и так же любят общение. Вместе будет учить намного легче. А как приятно потом рассказывать друг другу материал и получать похвалу.

              Еще один мотив – интерес к трудностям. Есть люди, которые любят преодолевать препятствия, а сложности – это самое интересное для них. Таким личностям нужно браться сначала за самый тяжелый в освоении материал. Кстати, информация, которую человек учит первой, запоминается лучше всего.
Иногда хорошо помогает рассердиться на себя: «Неужели я такой слабый, что не смогу выучить эту несчастную химию? Ну же, сел и сделал!». 

             Объясните себе, зачем вам это надо

             Все мотивы делятся на две категории: внутренние и внешние. Если внешние мотивы (похвала, поощрение и прочее) не дают положительных результатов, то к делу стоит подключить внутренние мотивы.

 
                Необходимо осознать, для чего нужна подготовка к экзаменам, какую пользу она принесет для вас и какую важность имеет успешная сдача предмета. Большими буквами на огромном листе бумаги напишите то, что подхлестывает браться за учебники. Повесьте плакат на видном месте. Также в таком случае очень полезно поговорить с человеком, который уже вовсю готовится к экзаменам, или с тем, кто сдал предмет. Эти люди смогут вам рассказать много полезной информации и помогут вам понять и принять всю важность и необходимость качественной подготовки. 
И садитесь учить. Ведь результат зависит только от вас. И только вам под силу сделать его лучшим из лучших.

      Итак, решение твердо принято. Учим. Как, сколько времени?

Время – главный начальник

         Перед тем, как приступить непосредственно к изучению материала, необходимо заняться организацией времени, которое есть в вашем распоряжении. Это также называется тайм-менеджментом. Есть множество способов и вариантов работы над этим вопросом. Необходимо для себя решить, что вам лично подходит больше всего. 
Ниже приведен приблизительный вариант тайм-менеджмента для тех, кто готовится к экзаменам. Каждый может самостоятельно подстроить под себя указанные пункты и способы в зависимости от темперамента, изучаемого предмета и т. д. Не каждый придется по душе, но выполните их на 100%.

  1. 1.Составить краткий план, опираясь на количество месяцев, недель, дней.

Пример: месяц – подготовка к истории; неделя – изучение ХІХ века; день – русско-турецкая война 1828-1829 гг., отмена крепостного права 1861 г.

При планировании времени на подготовку к экзаменам необходимо учесть, что около 40% времени нужно оставить на непредвиденные ситуации и отсутствие вдохновения. 
Те, кто любит выполнять все четко, могут распределить пункты по дням в календаре. Для личностей более спонтанных подойдет просто намеченный план без дат и сроков. Такой план им нужен просто для того, чтобы не упустить чего-то.
И самое главное, не забудьте в тетрадь планирования вписать ваш подарок, который вы себе преподнесете после успешной сдачи экзамена. Вы его заслужили. 
     2. Расставлять приоритеты

           Есть формулы, правила, даты, которые необходимо обязательно знать. Это так называемые «горячие точки», которые желательно гасить в первую очередь.

         Например, вы не знаете правила, когда нужно писать «-ться», а когда «-тся». Без него сдать успешно диктант, сочинение невозможно. Это правило выучить необходимо в первую очередь.

        То, что можно читать спокойнее, то, что вы знаете, но просто надо повторить на всякий случай, – оставляйте на более поздние сроки.

3. Включить в план время для отдыха

      Нет людей, которые могут круглосуточно учить дни напролет. Минимум 2 часа в день у вас должно оставаться для любимых занятий: музыка, кино, общение с друзьями, спорт, хобби.

 4. Смотреть на часы

        Многим помогает пятнадцатиминутный принцип работы. Все задания дня разбивайте на маленькие подзадачи, которые необходимо выполнить в течение 15 мин.

Например, упомянутая уже русско-турецкая война. Четверть часа активного чтения – и ваш багаж знаний намного больше. Если не устали, еще 15 минут работы. Если необходимо передохнуть – дайте себе 5 минут на перекур.

         Сначала это может показаться утомительным, но со временем вы почувствуете ощутимый эффект такой работы. Кроме того, психологи рекомендуют: если вам не хочется делать что-то, поставьте таймер и займитесь этим только 15 минут. 
5. Помнить о гибкости

       Бывает так, что изначально составленный план не совсем правильный, знаний оказалось намного меньше, чем предполагалось (думали, что ориентируетесь в вопросе, а на самом деле нет), перенесли дату экзамена и т. д.

        Именно для таких ситуаций необходимо оставить место в своей подготовке. Об этом уже упоминалось в первом пункте.

         Например, у вас 15 дней на изучение химии. Что-то вы знаете, чего-то нет. Планируйте не впритык. План составляйте на 9 дней. Остальные 6 дней – это и есть те 40% форс-мажора, которые должны быть вне записей плана.

          И еще помните, у 80% людей форс-мажор случается, и только 20% человек укладываются в запланированное время. 

Как учить эффективно, быстро и весело

          Перед экзаменом запомнить большой объем материала бывает очень трудно, если использовать простую зубрежку. Еще Юлий Цезарь владел приемами, которые помогают вовремя вспоминать нужную информацию. Ее не обязательно заучивать и много раз повторять. Кроме традиционного конспектирования, выписывания и учения до помрачения можно пользоваться при подготовке приемами эйдетики. Это раздел психологии, который занимается вопросом эффективного запоминания. 
Чтобы не углубляться в это слишком сильно и глубоко, стоит отметить лишь несколько интересных исчерпывающих фактов про эту дисциплину:

  1. Эйдетика помогает человеку с помощью образов и ассоциаций запомнить любой материал. Она развивает эйдетизм – особый вид памяти. Человек с развитым эйдетизмом всегда помнит намного больше, чем тот, кто пользуется обычной механической памятью (заучиванием).
  2. То, что человек запоминает, используя эйдетические приемы, держится в памяти месяцами, годами, а то и всю жизнь.
  3. Запоминать, используя эйдетику, гораздо интереснее и легче, чем зазубривать.
  4. На запоминание с помощью эйдетики уходит намного меньше времени, чем на заучивание и повторение.

Существует более 20 способов эйдетического запоминания материала. Каждый человек может выбирать себе тот, который ему интересен и дается легче всего. 

Методы запоминания

              Объяснить, как работает тот или иной метод довольно трудно без примеров. Чтобы было понятнее и, главное, полезнее, я приведу  примеры самых распространенных приемов запоминания.

       На основе этих примеров учащиеся  самостоятельно смогут придумать свои варианты запоминания текстов, иностранных слов, правил, формул, стихов и прочего. 
1. Логическая цепочка.

Если вы относитесь к числу людей, которым легче работать с логикой, чем с воображением, то запоминать, например, цифры, можете так.

Дата рождения Цицерона: 3 января 106 г. до н.э.

 Чтобы это запомнить, можно использовать такую логическую цепочку 3+1 (январь – первый месяц)+ 6 (последняя цифра даты)=10 (средние цифры).

На основе такого примера можно строить любые удобные вам логические цепочки.
2. Последовательные ассоциации

        Этот способ удобен для запоминания, например, ряда слов. К каждому слову необходимо привязать следующее за ним в один рассказ.

              Например, ряд слов, которые передают правило употребления «ы» после «ц»: концы, сестрицын, цыган, цыпочки, цыпленок, цыц. «Цыган на цыпочках стоит и «цыц» цыпленку говорит и наблюдает, как сестрицыны косицы летают на ветру, как птицы».

3. Фонетические ассоциации

       Это отличный метод для запоминания иностранных слов и цифр. Он основывается на подборе созвучных слов для запоминания.

         Английское слово magazine в переводе на русский – «журнал». Нарисуйте себе образ магазина, который архитекторы сделали в виде раскрытого журнала, каждый отдел его выглядит, как страница.

           То же и с цифрами. Любую дату можно описать словами, которые начинаются на ту же букву, что и цифра. 2012 – девушка, необычное, обаяние, душа.

           Стоит сделать небольшое отступление: в эйдетике можно и нужно фантазировать о нереальном. Сюда часто подключаются детские мечты, сказочные и нелогические возможности и явления. Словом, никаких ограничений. Это только ваша память и только вы знаете, какой ей преподнести образ, чтобы она его надолго оставила в активе.
Кроме того, для запоминания чего-то одного можно использовать несколько методов. Так часто бывает легче, а на временных затратах это никак не отражается.

4. Автобиографические ассоциации

 
          Тут вы можете использовать все то, что с вами уже случалось раньше. Накладывайте яркие случаи вашей жизни на предмет запоминания.

         Например, touch (англ. касаться) наложите на свое воспоминание детского желания притронуться к туче (звучит похоже).

         Чем ярче представите, тем сильнее запомнится. Согласитесь, это интересно. 
5. Оживление

       Этот метод продолжает тему яркости и образности. Скучные формулы, заковыристые фразы можно представлять яркими примерами из той же темы, раздела, которые включают в себя то, что нужно запомнить.

         Например, годы правления Сталина 1924 – 1953 можно запомнить, оживив их такими данными. Сталин был довольно жестоким правителем, он «хлестал» многих и разве что не четвертовал (хлыст похож на двойку в дате, четвертовал – на слово четыре). 
Оживляем образ жесткого правителя с хлыстом и желанием всех несогласных четвертовать. Теперь добавляем историю о том, что спокойствие воцарилось опять (цифра 5), после столь тревожных (три – тревожные) лет.

6. Правильное чтение

         Для того чтобы прочесть параграф и эффективно запомнить его, существует метод ОЧОГ – ориентировка, чтение, обзор, главное.

   На практике это выглядит так. Сначала необходимо «пробежаться» глазами по параграфу, пункту, то есть провести ориентацию. Это занимает пару минут. После этого – чтение, более глубокое, с анализом его содержания (обзор). И последний пункт – выделить главную мысль прочитанного.

 7. Соощущения

     Когда вам необходимо запомнить какой-то материал (формулу, дату), можно использовать не только память, но и органы чувств. Для начала необходимо попробовать это делать реально, а потом – только в своем воображении.

         Дату, слово, формулу можно выцарапать на дощечке, стекле, выложить цветными карандашами, вылепить из пластилина и проч.

        Прочувствовав материал, вдохнув его запах (все материалы ведь пахнут), вы запомните все гораздо тверже.

       Все примеры приведены только для того, чтобы помочь понять и самостоятельно придумать свои образы и ассоциации. Главное – дать волю своей фантазии, юмору и смелости. Больше способов можно прочесть в книгах таких авторов, как Матюгин И. Ю., Зяблицева М. А., Гомола Л. В.

             Перед тем, как подвести итог, стоит еще напомнить вот что…

Запомните, человек нуждается сначала в самом главном: пище, движении и сне. Если ограничить себя в этом, ваша способность эффективно подготовиться к экзаменам уменьшится в разы. Во время подготовки полноценно питайтесь, спите не менее 6-7 часов в сутки, делайте зарядку, ходите в гости, просто на прогулки. 
Когда уже садитесь учить, ваше рабочее пространство должно быть свободным от ненужных на данный момент предметов и вещей. Спрячьте все книги, которые вам не нужны сейчас, уберитесь в комнате. Чем больше будет всего навалено, тем вам тяжелее придется психически. Большой объем предстоящей работы часто заставляет опускать руки. Зачем на него смотреть и портить настроение?

    Пусть будет в вашем поле зрения только необходимый минимум плюс приятная обнадеживающая вещица, как то любимая закладка, ручка, тетрадка. 
Лучше делать дело маленькие шажки, не обременяя себя будущим. Ведь о нем вы уже подумали, написав план. 

Таким образом, если вы усвоили данный вам материал  – вы сдадите экзамен. Если не усвоили – все равно сдадите, может, просто больше будете напрягаться, чем надо. 
Итак, у нас три этапа подготовки:

  1. мотивация и настрой. Понять, для чего вам нужно учить и каким способом это делать;
  2. управление временем. Используя основные приемы тайм-менеджмента, вы сможете увеличить скорость подготовки;
  3. запоминание. Пользуясь методами эйдетики, вы будете запоминать материал эффективнее. К тому же, это очень интересное, веселое занятие.

     Цель ясна, способы ее достижения вам теперь известны.

В путь. Удачи!

          Вот таким образом, мы с обучающимися  учимся  планировать свою деятельность во время подготовки к экзаменам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку подготовиться к экзаменам. Советы родителям

Материал для родителей поможет обеспечить психологическую готовность ребёнка к ситуации сдачи серьёзных экзаменов. Статья содержит общие советы родителям и конкретные рекомендации....

Элективный курс "Как подготовиться к экзамену по географии"

Программа расчитана на 17 часов.Цель данного элективного курса обеспечить качественную подготовку учащихся  к сдаче эзамена по географии за курс основной школы.В данном курсе выделяется время на повто...

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения родителей....

Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в...

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам.

Рекомендации для родителей при подготовке ребенка к экзаменам....

Как подготовиться к экзаменам

Лаконичные рекомендации по подготовке к экзаменам старшеклассников....

Несколько советов о том, как подготовится к экзамену

Рекомендации  для учащихся при подготовке к экзамену....