Доклад "Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации"
материал

Авилова Алла Владимировна

Материал предназначен для социальных пеадагогов, работающих в реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ОКУ «Воловский центр социальной помощи семье и детям «Исток»






Доклад

 «Социальная реабилитация несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации»

Выполнила: Авилова А.В. – социальный педагог














Трудные жизненные ситуации бывают в жизни каждого из нас. Хотим мы этого или нет, но даже в самые спокойные времена человек не может пройти свой жизненный путь без встречи с трудностями. Для одного это смена места жительства, вида деятельности, для другого – болезнь близкого человека или своя собственная, развод, уход из жизни близких людей. Так было всегда. Трудная жизненная ситуация может возникнуть в жизни детей, подростков, целых семей.

Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность человека (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Трудную для человека жизненную ситуацию можно определить как временную, объективно или субъективно создавшуюся ситуацию; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; как ситуацию, объективно нарушающую привычную жизнедеятельность.

Любая трудная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции и переживания, вызывает дискомфорт. Все это при определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:

-                 дети без попечения родителей;

-                 дети – инвалиды;

-                 дети с ограниченными возможностями здоровья (недостатки в физическом и умственном развитии);

-                 дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихийных бедствий;

-                 дети из семей беженцев и переселенцев;

-                 дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

-                 дети – жертвы насилия;

-                 дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

-                 дети, проживающие в малоимущих семьях;

-                 дети с отклонениями в поведении;

-                 дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Важным моментом деятельности реабилитационного центра выступает организация социально-педагогической службы: 
-- оказание социально-психологической помощи семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации; 
-- осуществление мер, направленных на социальное развитие семьи и ее членов;
-- обучение культуре здорового образа жизни и достижения оптимального уровня адаптивных возможностей семей; 
-- профилактика алкоголизма и наркомании;
-- профилактика проявления насилия в детском коллективе;
-- оптимизация детско-взрослых отношений.

Виды работ по поддержке подростков находящихся в ТЖС

Профилактическая работа с несовершеннолетними заключается в проведении индивидуальных и групповых коррекционных занятий, направленных на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития несовершеннолетних. Большую работу в реабилитации с несовершеннолетними проводит педагог-психолог учреждения, который определяет степень психического здоровья ребенка, уровень развития познавательных процессов, уровень эмоционального, волевого развития. Большое внимание уделяется занятиям по профилактике наркомании, табакокурению.

Обеспечение возможности творческого и интеллектуального развития, через организацию активной жизнедеятельности подростков в школе. 
Вовлечение в разнообразную деятельность дает шанс подростку попробовать себя в тех видах деятельности, которые он, возможно, в силу трудных жизненных обстоятельств, никогда раньше не пробовал. Параллельно происходит поиск такого дела, в котором он будет успешен. Этому способствует реализация социально-реабилитационных программ: «Я в этом мире», «Коммуникативная и досуговая деятельность», «Творчество». При этом совместная деятельность является основой интеграции ребят из различных социальных групп, в процессе которой они естественным образом вступают в контакт друг с другом, что дает возможность почувствовать собственную значимость, «нужность».

Организация летнего отдыха. Ежегодно дети отдыхают в оздоровительных лагерях «Лесная сказка», «Белая берёзка». Там воспитанники развиваются и получают поддержку сверстников и воспитателей.

Таким образом, создание особых социально-педагогических условий способствует расширению возможностей своевременного оказания помощи подросткам, оказавшимся в ТЖС, и профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

В статье представлена актуальность данной проблемы, опыт работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу...

Система работы образовательного учреждения с детьми,находящимися в трудной жизненной ситуации.

Материал в помощь зам.дир. по ВР, кл.руководителям, соц.педагогу....

Презентация "Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Работа социального педагога с детьми из  семей, находящихся в трудной жизненной ситуации....

Работа социального педагога с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации

Как показывают наблюдения, неблагополучный ребёнок неразрывно связан с неблагополучной семьёй. Многие социальные проблемы, преступность, алкоголизм, наркомания и другие пороки, присущие подросткам, вы...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

"Система межведомственного взаимодействия МКОУ ЧЦСРС по вопросам реабилитации детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Создание эффективной модели межвдомственного взаимодейтсвия с организациями и ведомствами городского округа Чехов по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...

"Работа специалистов МБОУ "Чеховский центр содействия развитию семьи и семейных форм устройства" по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации"

Анализ работы специалистов реабилитациоонного центра по реабилитации семей, находящихся в трудной жизненной ситуации...