Статья "Создание условий для успешного усвоения практических навыков на уроках трудового обучения у обучающихся с умственной отсталостью"
статья (5 класс)

Куликова Ольга Николаевна

Для наиболее эффективного развития личности м соцмальной адаптации умственно отсталых школьников трудовое обучение является одной из основных задач коррекционной школы 8 вида. Основные задачи эффективного трудового воспитания: формирование положительного отношения учащихся к труду; воспитание понимания необходимости участия в труде. Требуется систематическая работа с учащимися, формирование трудовых умений и навыков, воспитание любви к труду.Учащиеся должны научиться работать в коллективе. В процессе коллективного труда формируются определенные взаимоотношения между учащимися, дух сотрудничества. взаимопомощи и других положительных качеств.Достижение трудовых результатов вызывает у них гордость, желание трудиться еще лучше.Работая в коллективе вместе с другими люльми они понимают, что иогут быть полезными. Чтобы создать условия при формировании трудовых навыков и последующей социальной адаптации учащихся с ОВЗ применяются следующие методы: создание ситуации упеха; игровые моменты; создание положительного психологического настроя; мотивация труда учащегося сОВЗ  через поощрение в процессе работы; предоставление учащемуся возможность в идеть конкретный результат своего труда; оказание помощи учащимся в процессе выполнения практических операций, контроль качества выполнения трудовых действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для успешного усвоения практических навыков на уроках трудового обучения у обучающихся с умственной отсталостью

О.Н.Куликова,

учитель профессионально-трудового

 обучения КГКОУ Школа № 1

 г.Комсомольск-на-Амуре

Трудовое обучение наиболее эффективно способствует развитию личности и социальной адаптации умственно отсталых школьников и является одной из основных задач коррекционной школы VIII вида. Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития представляет собой одну из наиболее значимых областей знаний, разрабатываемых коррекционной педагогикой и психологией.

           Л.С. Выготский  рассматривал эту проблему как неотъемлемую часть программы социализации личности ребенка с нарушениями интеллекта, и подчёркивал, что организованный особым образом труд такому ребенку обеспечивает все: общение, речь, сознание.

Основой эффективного трудового воспитания является осуществление следующих задач:

- формирование положительного отношения учащихся к труду;

- воспитание понимания необходимости участия в труде.

Трудовая деятельность умственно отсталых школьников характеризуется глубоким своеобразием, обусловленным особенностями их психофизического развития.

Воспитание любви к труду, формирования трудовых умений и навыков требует систематической работы учащихся, а не участия в ней от случая к случае. Работа должна быть доступной. Непосильный труд порождает неуверенность ученика в собственных силах, нежелание выполнять ее. Если же работа слишком легкая, не требует определенных усилий, она вызывает пренебрежительное отношение. Труд должен усложняться по методам ее выполнения и увеличиваться за объемом по мере приобретения школьником трудового опыта. Учащихся следует приучать завершать начатое дело, особенно в младших классах. Воспитание любви к труду требует подбора интересных по содержанию и методике организации видов труда. Нецелесообразно предлагать учащимся однообразную, не творческую работу.

            Учащиеся должны научиться работать в коллективе. В процессе коллективного труда формируются определенные взаимоотношения между учащимися, дух сотрудничества, взаимопомощи, общительность, вырабатывается способность к общему трудового усилия. Трудовое воспитание должно направляться на формирование творческого отношения учащихся к труду. Это возможно при условии, что человек любит труд, чувствует радость от нее, понимает ее полезность и необходимость, труд становится для нее основной формой проявления таланта. Участие учащихся в работе, достижения ими определенных трудовых результатов вызывает у них удовольствие, радость и гордость за достигнутые успехи, личные и коллективные. Педагог должен не только сравнить и оценить результаты трудовой деятельности отдельных учащихся, но и указать при этом на индивидуальные качества личности, которые способствовали их достижению. При таких условиях учащиеся пытаются работать лучше, стремятся достичь высоких результатов.

            Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме участия в труде. Нельзя развить ответственное отношение к труду, его результатам, уважение к трудящимся людям без того, чтобы в процессе труда школьник сам не почувствовал усталости, не порадовался успеху, не огорчился от неудачи или небрежного обращения с предметами.

Труд учащихся с ОВЗ, безусловно, отличается от труда взрослых: это не столько общественно значимый продукт, сколько результат, который ценен в основном лишь для самого ребенка.

             Ребенок с особым удовольствием выполняет ту деятельность, в процессе которой он может решать проблемы, преодолевать трудности, создавать что-то полезное, достигать конкретного результата (например, сделать игрушку).

            Работая вместе с другими людьми, дети убеждаются в том, что они могут быть полезны. Успешно завершенный труд вызывает у них волнение и радость, а достигнутый результат и положительная оценка взрослого дают удовлетворение.

Чтобы дети охотно трудились, педагог должен быть терпеливым, отмечать даже небольшие их успехи, относиться к детям как к равноправным партнерам.

            От умения учителя заинтересовать ребенка зависит, включится ли он в хозяйственно-бытовой труд по собственной инициативе и активно или же будет трудиться лишь по приказанию и считать работу неприятной обязанностью.

    От мотивировки труда, заданной взрослым, также зависит, сумеет ли ребенок довести до конца начатое дело или бросит его на половине, возьмется ли он за трудное, но нужное дело или будет выбирать труд полегче и почище.

Для создания условий при формировании трудовых навыков и последующей социальной адаптации учащихся с ОВЗ  применяются  следующие приемы:

  • создание ситуации успеха;
  • игровые моменты;
  • музыкальное сопровождение во время выполнения практических работ;
  • создание положительного психологического настроя;
  • мотивация труда ученика с ОВЗ через поощрение учащихся в процессе работы, показ значимости выполняемых учениками работ;
  • заинтересованность учащихся трудовыми действиями, работой с материалами и инструментами,
  • обеспечение привлекательности результатов труда;
  • предоставление ученику возможность видеть конкретный результат своего труда;
  • соответствие продолжительности работы возрасту и физическим возможностям ребенка;
  • побуждение учащихся трудиться вместе со взрослыми и/или сверстниками, а впоследствии самостоятельно;
  • обеспечение необходимой организации трудовой деятельности;
  • оказание помощи учащимся в процессе выполнения практических операций, контроль качества выполнения учащимися трудовых действий.

Литература:

1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы. М., Педагогика, 1994.

2. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе- М.: Просвещение, 1969.

3. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М., Педагогика, 1995.

4. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе. //Дефектология. - 1993. - №5.

5. Кузьмицкая М.И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М., 1971г., с. 83-95

6. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. //Дефектология. - 1986. - №1.

7. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Коррекционно-развивающая программа обучения детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом направлена на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка в условиях...

доклад на тему: «Мониторинг достижений воспитанника в овладении профессионально-трудовыми навыками на уроках трудового обучения»

В докладе приводятся виды диагностик для мониторинга обученности по трудовым предметам в коррекционной школе...

Рабочая программа по трудовому обучению для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа  разработана по предмету «Трудовое обучение» для обучающихся  3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)....

Минимальный и достаточный уровень усвоения предметных результатов по учебному предмету математика для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная рабочая программа определяет два уровня овладения предметными результатами - минимальный и достаточный....

Формирование навыков самообслуживания, бытовых навыков и социальных навыков на индивидуальных логопедических занятиях у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Самообслуживание - это взаимодействие личности с окружающим миром. Оно не ограничивается лишь накоплением чувственных представлений о действительности, обогащением жизненного опыта, а включает и ...

СИПР для 2 класса (3 год обучения) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2

СИПР составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2 (ФГОС с УО Приказ № 1599, ва...

Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одним из важнейших направлений  в процессе профессионально-трудового обучения обучающиеся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправлен...