Итоговое занятие для детей подготовительной группы. Тема "Дифференциация глухих и звонких согласных".
план-конспект

Ирина Лебедева

В конспекте занятия показаны приемы по формированию фонематического восприятия, а именно различению согласных звуков по глухости - звонкости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация глухих и звонких согласных

(Итоговое занятие  для детей подготовительной группы)

                                                                                   

                                                                                       Учитель-логопед

                                                                                        МБДОУ д/с № 6

                                                                                        И.Ю. Лебедева

                                       

г. Зеленогорск  2017г.

Цель: закрепление навыка дифференциации глухих  и звонких согласных

Задачи:

1.закреплять знания и навыки детей по данной теме;

2.закреплять анализ предложения и звуковой анализ слова;

3 закреплять процессы ВПФ: память, мышление, восприятие...

Оборудование: мяч,  коробочки-сигналы для обозначения глухих и звонких согласных звуков,  наглядность для закрепления понятий;  предметные картинки по теме транспорт (такси, кран, грузовик, трамвай, троллейбус);  раздаточный материал для анализа предложения, слова;  ребус, фломастер???;  карточки для обозначения глухих и звонких согласных звуков,  пластмассовые буквы, карточки со словами

 

1.Орг. момент

 -Передайте мяч и продолжите ряд звуков: а, у, о...

-Назовите звуки одним словом (гласные)

-Назовите цвет, которым обозначаем гласные звуки

-Продолжите ряд звуков т, к, п... (без голоса)

-Как назовем эти звуки одним словом? (глухие)

-Каким колокольчиком обозначаем  глухие согласные звуки?

-Продолжите ряд звуков в, д, г...

-Как назовем эти звуки одним словом? (звонкие)

-Каким колокольчиком обозначаем  звонкие согласные звуки?

-Мы знаем, что глухие и звонкие согласные бывают твердыми и мягкими, тогда мы подкрепляем цвет.

2. Игра «Подай сигнал»

- Сядьте на свои места

-Возьмите в правую руку коробочку с полным колокольчиком, а  в левую с пустым, подайте сигнал либо  (возьмите  в правую руку карточку с полным колокольчиком, а в левую - с пустым)

-м, п, б, ф, р, щ, ж, ч;

-ца, ща, ба, фа, жа, ла, та

-приведите свои примеры звуков.....

-свои примеры слогов....

3. Игра «Повтори правильно»

-Повторите звуки:

-п-б-п,   к-к-г,  з-з-с,  ш-ж-ж,  т-д-д,  ф-в-ф

 -Повторите слоги

-па-ба-па,  ко-ко-го,  за-за-са,  шу-шу-жу,  ты-ты-ды,  фэ-вэ-фэ

 -Повторите слова:

-пашня-башня-башня,  грот-грот-крот,   сайка-зайка - сайка,  лужа - луша-лужа, тачка-дачка-дачка, сова-софа-софа

 

4.Игра «Замени звук» (с мячом)

-Встаньте передо мной, ловите мяч, замените глухой звук на звонкий:

-п-б,   к-г,  с-з,  ш-ж,  т-д,  ф-в  

-па-ба,  ка-га, са-за   ша-жа,  та-да,  фа-ва

-пашня-башня, калька -галька, сайка-зайка,  ша -жар, Таня -Даня, Фаня-Ваня

     

5. Игра «Найди слово»

-Найдите глазами: трамвай, кран, грузовик, троллейбус, трактор

-Назовите предметы одним словом (это транспорт)

-Назовите  слова, в  названии которых одинаковый звонкий согласный звук стоит на втором месте (трамвай, кран, грузовик, троллейбус, трактор)

-Назовите второй звук?!

-Уточните какой он по глухости-звонкости!  (звук «р»)

-Назовите транспорт, в названии которого кроме гласных звуков в слове имеются только глухие согласные звуки (такси)

-Назовите эти  звуки: «т, к, сь» (какие они по глухости-звонкости)

6.Физминутка

-Пройдите к аквариуму, проветрим кабинет

-Вспомним физминутку «Кораблик»

7. Работа с предложением

-Сядьте на свои места

-Составьте из слов предложение: (бабушка, зашла, в, трамвай, старенькая)

-Что составили?

-Приготовьте кулачок, пальцы

- Посчитайте количество слов в предложение

-Назовите маленькие слова (в)

-С помощью какой геометрической фигуры обозначаем маленькое  слово? (треугольника)

-Составьте схему предложения

-Сравните с моей схемой

 -Работайте указательным пальцем правой руки, читайте предложение (читают парами; по одному ...)

- На котором месте стоит слово бабушка?

-Маленькое слово «в»?

-Назовите слово, которое стоит на первом месте (на втором)

-Назовите слово, которое стоит за словом бабушка (зашла)

7. Звуковой анализ слова зашла

-Пододвиньте полоску с красной чертой

-Назовите первый звук в слове зашла

 -Дайте характеристику звуку

-Положите первую фишку

-Назовите второй звук

-Дайте характеристику и т.д. (проверьте его по глухости - звонкости)

-Сравните с моей схемой

-Сколько всего звуков в слове? (пять)

-Посчитайте гласные

-Поставим ударение

-Назовите ударный гласный (звук а)

-Который он по счету среди гласных (второй)

-Назовите звук, который стоит на первом месте, на четвертом, на третьем

-Посчитайте глухие согласные (один)

-Назовите глухой звук в слове зашла

-Это звук «ш»!

-Сколько звонких согласных (два)

-Назовите звонкие согласные в слове зашла

-Это звуки: «з, л»!

-Назовите слово по звукам (з, а, ш, л, а)

8. Составление слов из букв слова «трамвай» (буквы на доске прикрыты листом)

-Подойдите к доске

-Скажите  в какой транспорт зашла бабушка

-Составим слово трамвай из букв по цепочке на доске

-Произошло «буквокрушение»  и  слово трамвай рассыпалось на буквы

-Составьте из букв другие слова (рама, трава, вата, май, март, вам, ай, травма, айва, рай, там)

-Прочитаем слова, которые вы составили, по цепочке (слова на карточках на доске прикрыты листом).

Убираем листы и читаем слова, которые можно еще составить, по цепочке

9. Итог занятия:

-Вспомните предложение, в котором все согласные глухие!

- «Степка, хочешь щец? – фу!»

-Вспомните предложение, в котором все согласные звонкие!

-«Умная голова, разбирай божьи дела!»

10.Домашнее задание:

- Отгадать ребус, заполнить окошечки буквами. Используя предложения-подсказки и тактильную проверку. Уточнить согласные звуки по глухости - звонкости и раскрасить колокольчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия для детей подготовительной группы.

Тема. Мишкин домик.Цель. Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.Задачи. Совершенствование грамматического строя речи (...

Конспект итогового занятия с детьми подготовительной группы "Играем в школу"

Цель:Развивать лексико-грамматический строй речи детей по теме: «Школа»Закреплять умение детей согласовывать существительные с числительными;Закреплять умение производить фонематический анализ и...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы по теме «Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х».

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:«Птицы. Звуки Х, Хь. Буква Х»...

Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»

План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме:Конспект фронтального занятия для детей подготовительной группы по теме: «Дифференциация звуков Р и Л»...

Подгрупповое занятие для детей подготовительной группы с ОНР - 3 уровня "Домашние животные"

Вашему вниманию предлагается  занятие для подгруппы детей  (6 - 7 лет) с ОНР-3 уровня. Данное занятие является итоговым при изучении  темы "Домашние животные" и предполагает базовые зна...

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы "Правильная осанка"

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий...