Эссе "Я- учитель"
статья

Екатерина Григорьевна Шулепова

Эссе "Я-учитель" к  профессиональному конкурсу "Учитель года". 2019 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл эссе "Я-учитель"23.46 КБ

Предварительный просмотр:

"Я- учитель"

Моей матери  посвящается...

          Я помню себя совсем маленькой девочкой. Сегодня торжественный, праздничный день - 1 сентября! Я иду в школу в новой, очень красивой школьной форме, с цветами и ярко-красным портфелем в руках, маму за руку держу... Нет, не держу, иду самостоятельно, потому что моя мама уже на работе - она учитель, и она встречает нас с братом на крыльце школы. Так началась моя первая школьная жизнь - жизнь ученицы!  Моя мама, Зубарева Валентина Степановна, была учителем начальных классов Знаменской основной школы. Я помню уважительное отношение сельчан к ней: при встрече они здоровались  и кланялись. Я радовалась и гордилась ею,  ещё бы, не каждого в деревне называют по имени и отчеству! Моя сестра, Васенина Татьяна Григорьевна, учитель физики Пижанской средней школы - Заслуженный Учитель Российской Федерации. Есть на кого равняться!  Пролетели школьные годы и встал вопрос выбора профессии. Семейные традиции сыграли не последнюю роль в том, что мой профессиональный выбор был сделан в пользу профессии учителя. Так началась моя вторая школьная жизнь - жизнь учителя!

Учитель!

Пред именем твоим

позволь смиренно приклонить колени!

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе.

         Как кстати пришли в голову строчки русского поэта Николая Некрасова, написанные в XIX веке. В этих строчках чувствуется глубокое уважение к учителю, понимание роли учителя в жизни каждого человека и в жизни всего общества. Как  было больно и стыдно  смотреть передовой, мыслящей интеллигенции России XIX  века на  оборванных, плохо одетых детей, играющих  в грязи  на деревенских улицах! Значительный  шаг  в развитии образования  в России сыграли либеральные реформы  второй половины  XIX  века. Но самый большой прорыв в  развитие образования   был совершен в годы  Советской власти.  Уровень образования в СССР был одним из самых высоких в мире! Именно поэтому  мы  первые освоили космическое пространство! И имя Юрия Алексеевича Гагарина навсегда останется в истории всего человечества, -это был советский космонавт!

        Развитие общества невозможно без развития образования: остановится образование - остановится развитие всего человечества. На мой взгляд, роль учителя всегда была одной из самых важных ролей в жизни  человечества. Учитель является носителем информации, он передает знания, опыт, ценности новому поколению. В современном информационном мире уровень развития  страны во многом зависит от уровня развития образования. Выигрывают  те страны,   которые вкладывают    инвестиции в человеческий капитал: образование, науку, культуру.

      Сегодня изменилось отношение у учителю, к сожалению, не в лучшую сторону.   Это результат  развития общества, оно стало более  свободным, информационно насыщенным. Современный человек погружен в постоянно растущий поток информации. Теперь можно найти   необходимую информацию в различных источниках самостоятельно, не требуется помощь со стороны грамотных, компетентных специалистов.  Но в   огромном  потоке информации  становится труднее отделить   правду от лжи; особенно, если  информация преднамеренно искажена.  

       В  чем же главная задача современного педагога? Если   миссия педагога  заключалась бы только лишь в том, чтобы передать необходимый объем знаний по тому или иному предмету, то, наверно, все бы вело к тому, что учителя  давно  заменили  бы радио, телевидение и т.п. Захотел человек познать историю Египта в совершенстве – подключился к базе данных и  к себе в голову перекачал. Легко? Безусловно! Но совершенно бесполезно. Эрудированность без умения мыслить - лишь имитация образования. Одновременно большой объем информации приводит к уменьшению маневренности, сужению возможностей мыслительных операций.   Задача современного учителя – научить учиться, помочь выбрать правильный вектор в образовании, не только дать новые знания, но и научить их анализировать, сопоставить, сделать выводы и применить на практике. И выполнить эти задачи не может ни одна машина, ни один суперкомпьютер.

        За годы преподавания  в школе я выработала свои основные педагогические принципы, которые помогают в моей работе. Самый важный принцип, которому я следую, - принцип гуманизма.   На мой взгляд, это самый важный  принцип в работе учителя. Любовь, доброта, милосердие- ценности необходимые в   любое историческое  время.  Я искренне люблю свою работу, и радуюсь каждому дню, проведенному с моими учениками.  Люблю заходить в класс, где  меня ждут ученики  и начинать новый  урок. Какие   внимательные глаза у   детей на уроках истории, особенно у пятиклассников! Понимаешь, что они  познают мир, радуются новым открытиям и знаниям!   Большое внимание уделяю воспитанию  патриотизма, гражданственности, социальной ответственности. Огорчает, что   часть молодежи  пренебрежительно относятся к истории своей Родины, не интересуются прошлым, не  читают художественную литературу, не интересуются  достижениями русской культуры, они живут другой жизнью - жизнью телефонов, смайликов, компьютерных игр и  развлечений.

     Второй принцип, который я бы хотела выделить, - принцип профессионализма. Работа с людьми требует постоянного  совершенствования. "Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учится, в нем умирает учитель,"-  слова  К. Д.Ушинского актуальны как никогда. В условиях развития современного образования учитель находится в состоянии  постоянного обучения: курсы переподготовки, освоение компьютерных программ, изучение   возрастной психологии и педагогики. Каждый раз готовясь к очередному уроку, я обдумываю, в какой форме лучше провести урок, как преподнести материал, чтобы он был понятен и интересен школьникам. И даже если я использую наработки с прошлых подготовок, то критически оцениваю их: что удалось – оставляю, слабые моменты – дорабатываю или заменяю новым материалом. Применяя современные образовательные технологии, новые методы, приемы  в работе, вижу,  как повышается   интерес к  обучению со стороны школьников. Наработанный профессионализм дает  положительные результаты в работе, многие  мои ученики  выбирают профессии связанные с историей и обществознанием.

      Принцип индивидуализации обучения помогает определить ту норму знаний и развития учащихся, которая позволяет ставить и разрешать конкретные задачи обучения. Индивидуальный подход предполагает выстраивать педагогическую деятельность учитывая  индивидуальные особенности  учащихся. К примеру, при подготовке внеклассного мероприятия, используя индивидуальный подход, нужно разглядеть  те способности и задатки, которые есть у  детей и только на основании способностей, желаний учащихся распределить задачи среди учеников так, чтобы каждому было по душе предложенное задание. И тогда школьник с большим удовольствием и ответственностью подойдет к его выполнению. Точно так же и на уроке нужно правильно выбрать педагогический прием, метод  для того, чтобы каждому из учеников было интересно и понятно. Главное достоинство индивидуального подхода заключается в том, что посредством разных педагогических приемов для каждого ученика формируется особый способ получения образования. При таком подходе особенно ценна обратная связь от ученика – умение нестандартно подойти к выполнению задания, проявить творческие наклонности и изобретательские способности.  Каждый из моих учеников уникален, но все они требуют равного уважительного отношения к себе как со стороны учителя, так и со стороны ровесников. Задача педагога – личным примером и советом подсказать как вести себя в той или иной ситуации. В любом коллективе, в том числе и школьном, иногда возникают конфликты. Основная цель учителя в этом случае – помочь разрешить конфликт таким образом, чтобы честь и достоинство каждой из сторон были сохранены и найден приемлемый для всех компромисс.

       Как учитель и как историк  хочу  обозначить  некоторые  тенденции в развитии образования современной России. Как и во всем обществе, в образовательном процессе явно прослеживается глубокая   дифференциация. Колоссальная разница между уровнем жизни   не способствует  консолидации общества. Многие молодые люди, особенно в провинции,   не могут получить  то образование, которое бы  хотели, так как оно стало платным, идет сокращение  бюджетных мест в высших учебных заведениях. Эта тенденция опасна для развития государства и общества.  Все возрастающие требования  со стороны государства и общества к  учителям, воспитателям приводит к тому, что  молодежь неохотно идет работать в сферу образования. Увеличение  дополнительных нагрузок на педагогов ведет к  падению престижа  профессии учителя. Еще одна из    значительных проблем в образовании современной  России -  бюрократизация  образовательного процесса. Сегодня учитель вынужден   тратить массу времени на  оформление   различных отчетов, планов, программ, вместо того, чтобы работать с детьми или повышать свой профессиональный уровень.    Как  можно создать единое образовательное пространство в  стране, если каждый учитель  должен писать программу самостоятельно, если в стране "гуляют" десятки учебников по истории? Традиции - это то, что связывает нас с  прошлым поколением, нельзя выкидывать традиционно  сильные стороны российского образования, такие  как воспитание  патриотизма, нравственности,  гражданственности, формирование  трудовых навыков. Иногда хочется  прокричать реформаторам:"Остановитесь, успокойтесь, не нужно все разрушать до основания, а затем заново выстраивать систему образования!"

     Есть в российском образовании и  положительные  тенденции. В первую очередь -   это гуманизация образования. Изменились отношения между учителями и учащимися, они стали более демократичными, открытыми. Возросла вариативность и разноуровненость  содержания образования, произошло  введение новых  учебных дисциплин востребованных новыми  социально-экономическими условиями , таких как право, экономика,  информатика и др. Работать в современной школе сложно, но интересно.

       Сегодня я учитель с большим педагогическим  стажем, но как прежде,  я с волнением  жду самого главного праздника в моей жизни - 1 сентября! Какие они, мои новые ученики? Что ждет нас в новом  учебном году?   И я точно знаю, что все у нас получится! Здравствуй,  новый учебный год! Здравствуй,  родная  Объячевская  средняя школа!

                                 Учитель  истории и обществознания  Екатерина Григорьевна  Шулепова.

Февраль 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...