Развитие мимики и пантомимики.
статья

Статья, посвящённая работе по развитию мимики и пантомимики у детей с глубокими нарушениями зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_mimiki_i_pantomimiki.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие мимики и пантомимики.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во- вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций- достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Одной из причин отчуждения незрячего человека в обществе зрячих является трудность общения с ними, особенно в смешанных коллективах.

От того, как люди отражают и интерпретируют поведение, облик партнера, и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности (А.А. Бодалев).

Большинство форм неречевого поведения являются, приобретенными, человек учится им на протяжении жизни, наследуя от природы лишь первичные выражения эмоций. Приблизительно к шести годам ребёнок овладевает языком лица (мимикой), овладение жестами происходит гораздо дольше.

Отсутствие мимики, жестов, поз у собеседника или их неадекватное использование отрицательно влияет на результат общения.

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни незрячих и слабовидящих детей. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявлений, связанных с нарушением функций зрения.

Развитие неречевых средств общения у ребёнка с нормальным зрением происходит по подражанию в процессе общения с взрослыми и сверстниками. Дети с нарушением зрения резко ограничены или лишены возможности, овладевать неречевыми средствами коммуникации по зрительному подражанию. В результате слабовидящие дети в возрасте 5-6 лет не владеют неречевыми способами общения даже на уровне трёхлетних зрячих детей.

У таких детей без посторонней помощи не формируются навыки невербального общения. Последнее требует чрезвычайной активности педагога.

Многих незрячих людей волнует, насколько они адекватны в общении. Процесс общения очень часто вызывает у них чувство неуверенности и переживания от того, как их воспринимают окружающие.

Трудности в овладении неречевыми средствами общения усложняют коммуникативную деятельность, а значит, затрудняют адаптацию учащихся с глубокой патологией зрения.

С одной стороны, слабовидящий не воспринимает массу мимических движений и жестов, придающих одним и тем же высказыванием самые различные оттенки и значения, с другой стороны, не пользуясь в своей речи этими средствами, слабовидящий человек существенно обедняет свою речь, она становится мало выразительной.

Невербальная коммуникация представляет собой сложный процесс взаимодействия людей, в котором участвуют мимика и пантомимика, жесты и интонация.

Мимика - это координированные движения мышц лица, чувства, эмоции.

Пантомимика - выразительные движения человека его походка, осанка, позы, которые передают его психическое состояние переживания, отношения к тем или иным явлениям.

Жест - выразительные движения рук, служащие одним из средств уточнения речевой коммуникации.

Какие бывают жесты:    

  • Ритмические жесты – движения в такт речи. Попробуйте сказать пословицу, сопровождая ее жестом:  «Говорит, что воду цедит», «Строчит, как из пулемета»
  • Эмоциональные жесты – передают оттенки чувств. Например, вы о чем-то догадались и хлопаете себя по лбу.
  • Указательные – дают направление, определяют место. Например, рука на запястье – поторопись, мало времени.
  • Изобразительные жесты – помогают полностью передать представление. Попробуйте показать рябь на воде, два яблока – крепкое и сморщенное.
  • Символические жесты – принятые в обществе по какому-либо поводу.

Пол Экман и Уоллес Фризен (американские исследователи) выделяют 6 основных типов выражения лица: радость, печаль, отвращение, гнев, страх, интерес. Все эти типы выражения лица присутствуют в мимике незрячего человека. Другое дело, что мимика у многих слепых детей маловыразительна, и скоррегировать ее бывает довольно сложно, но возможно при помощи различных заданий и упражнений.

Не всем незрячим детям нужно пользоваться мимикой в полном объеме. При определенных глазных заболеваниях (например, при глаукоме) и косметических дефектах лица нужно тактично посоветовать детям не пользоваться мимикой, особенно когда в действии предполагается расширение или сужение глаз при удивлении или страхе, выражении презрения или отвращения.

Необходимо больше внимания обращать на улыбку, т.к. остальные чувства обычно проявляются в нейтральной мимике. Обязательно нужно контролировать, чтобы улыбка незрячего ребенка не превращалась в оскал.

Дети должны знать самые распространенные движения головой: утвердительный кивок, отрицательные повороты и осуждающее покачивание. Основная ошибка при выполнении движений головой у отдельных незрячих детей – нечеткое исполнение с нарушением частоты движений.

И, пожалуй, самый важный момент для незрячих детей – ориентация головы на говорящего. Повернутая в сторону от собеседника голова во время разговора – одна из самых распространенных ошибок у незрячих детей.

Отработав движения головой, необходимо перейти к жестам и пантомимическим движениям:

1.    Иллюстрирующие жесты (те, что сопутствуют высказываниям).

2.    Жесты – адаптеры (типа почесывания головы, потирание рук).

3.    Эмоциональные жесты (те, что однозначно отражают эмоции).

4.    Жесты, выражающие особенности личности.

5.    Жесты – «паразиты» (навязчивые движения).

Рассмотрим некоторые, чаще всего употребляемые жесты, которые могут взять в свой жизненный арсенал незрячие дети и пользоваться ими во время общения:

1.      Движения плеч: «не знаю», «понятия не имею».

2.      Жесты, которые выполняются только при помощи рук и пальцев: «я», «меня».

3.      Поднятый вверх большой палец.

4.      Потирание ладони о ладонь.

5.      Вскидывание одной руки или обеих рук вверх со сжатыми кулаками.

6.      Рукопожатие.

7.      Воздушный поцелуй.

8.      Запрещающие жесты «стоп», «нельзя», «тихо».

9.      «Осторожно!», «Внимание!» - выполнение этих жестом с помощью трости (эти сигнальные жесты важны для обеспечения безопасности здоровья и жизни незрячего ребенка при переходе через проезжую часть улицы).

10.  Поклон – жест, означающий благодарность.

 

Первоначально важно правильно организовать наблюдение выразительных движений лица и тела с помощью не только ослабленного зрения, но и с помощью всех сохранных анализаторов. Дети могут с помощью осязания исследовать любое мимическое выражение лица взрослого, при этом любое обследование сопровождалось словесным описанием (состояние удивления - брови приподняты, глаза, и рот широко раскрыты и округлены и т.п). Кроме обследования, знакомя детей с жестами и позами, можно использовать приём сопряжённых действий, который помогает правильно принять нужное положение рук, позу. Обучение новому движению начинается с сопряжённых действий, затем ребёнок повторяет это движение за взрослым (отражённо), потом по словесной инструкции, а затем самостоятельно.

Прежде чем разученные выразительные движения слабовидящие дети смогут включить в практическую коммуникативную деятельность они должны пройти определённый путь упражнений и усовершенствований в игровой деятельности. Ведь в игре развиваются как сами эмоции, так и способы их выражения. Так работу по закреплению навыков неречевого общения целесообразно продолжить через специальные сюжетно-игровые этюды, в которых с помощью своих движений и действий с игрушками дети воссоздают труд и быт взрослых, а также небольшие игры - драматизации, которые побуждали детей к использованию жестов, поз, мимики.

Сформированные у детей навыки служат прекрасной базой, для проведения следующей более сложной работы по формированию неречевых средств общения, таких как умение, определять значение мимики, поз и жестов персонажей сюжетных картин и воспроизведению их эмоционального состояния.

Исходя из вышесказанного дети с нарушением зрения нуждаются в специальной коррекции и специальном формировании неречевых средств общения.

Поэтому, в рамках развития мимики и пантомимики, должны решаться следующие коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать у детей мышцы лица и тела участвующие в воспроизведении мимических, жестовых и пантомимических движений.
  • учить детей восприятию мимических и жестовых движений, а также схем лица, тела и их воспроизведению.
  • формировать у детей умение определять значение мимики, жеста и позы на сюжетной картине выделять и воспроизводить её.

Коррекционная работа по формированию неречевых средств общения является для детей с патологией зрения основным источником познания значения и способов общения с помощью выразительных движений, поэтому требуются специальные занятия по формированию этих навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Мои эмоции, мимика и пантомимика."

Конспект предназначен для детей первого года обучения....

доклад на педагогический совет школы - интерната «Роль уроков охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия и мимики и пантомимики в развитии познавательных процессов слепых и слабовидящих детей».

В  докладе говорится о роли коррекционных уроков по охране и развитию остаточного зрения и зрительного восприятия  и уроков развития мимики и пантомимики в  познавательной деятельности ...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики" с 5-8 классы

Коррекционная рабочая программа по проведению занятий для детей с ОВЗ...

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. 5 класс

quot;Я дарю радость"/ Коррекционное занятие по мимике и пантомимике в 5 классе...

Консультация тифлопедагога для родителей на тему: "Развитие мимики и пантомимики в формировании навыков коммуникативной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением зрения)".

Особо актуальна проблема общения, а именно её невербальная форма, в жизни детей с нарушением зрения. Тифлопсихология отмечает у таких детей закономерные изменения в сфере эмоциональных внешних проявле...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики", 6-7 классы

Реализация Программы коррекционного курса "Развитие мимики и пантомимики позволит помочь слепым и слабовидящим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и и умением пользоваться сформированным...