Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. 5 класс
план-конспект занятия (5 класс) на тему

"Я дарю радость"/ Коррекционное занятие по мимике и пантомимике в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Я дарю тебе радость28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционное занятие по  развитию мимики и пантомимики.            

  5  класс

Тема:  «Я дарю тебе радость».

Цель: Учить детей выполнять имитационные пантомимические движения радости.

Закреплять знания об эмоциях; умение выделять эмоцию-радость.

Продолжать формировать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умение правильно выражать свое посредством мимики и пантомимики.

Развивать выразительность движений; снятие психомышечного напряжения; творческое воображение, мышление, память, ориентировку в микропространстве.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: фотографии, рельефные объектные картинки эмоций, «Ромашка радости», разрезная фотография «солнечного зайчика», прибор «Графика», конверт с письмом, карточка «Что вас больше всего рассмешило бы?», эмблемы «Я дарю тебе радость».

Ход занятия.

I.Организация класса.

II.Сообщение цели и темы занятия.

Ребята, мы начинаем наше занятие, которое называется « Я дарю тебе радость».  Но прежде чем начать занятие давайте радостно поздороваемся.

Игра «Поздоровайся радостно.»

III. Активизация памяти.

-Как вы думаете, на нашей Планете каких больше людей веселых или злых?

- Себя вы считаете какими?

-А как вы выражаете радость? (покажите)

Игра  «Ромашка радости»

У нас есть ромашка радости, но она совсем не радостная, так как все листочки у нее облетели. Но мы можем ей помочь и развеселить. Для этого вам нужно ответить на один вопрос:

-«Когда вам бывает весело и радостно?»  

(ответы детей педагог записывает на лепесточках и прикрепляет к ромашке, меняет эмоцию грусти на эмоцию радости (серединка).

IV. Основная часть.

1 Вступительная беседа.

Ваши сверстники, вы их позже увидите, так ответили на вопрос « Что такое радость?»

Радость это:

Когда смеешься;

Праздник или День рождения;

Когда гости приходят;

Когда весело;

Когда смотришь мультики;

Когда что- то красивое купили или маме букет подарили;

Когда мама папу любит и они не ругаются.

А родители этих детей понимают эмоцию радости вот так:

Радость- хорошее настроение, когда человек доволен всем.

Радость- положительные эмоции, душевное спокойствие.

Радость- праздник, подарок, поход в цирк, когда светит солнце, все дела получаются.

Радость- когда хочется смеяться, улыбаться всем- всем- всем, прыгать в поднебесье.

Радость- случилось что-то хорошее, ты громко поешь, тебе дали торт или конфеты.

Без радости ни человек, ни животное не могут прожить. Радость украшает жизнь, продлевает её. Радость необходима: она лечит нам душу и тело. Представьте себе унылого, плаксивого человека- он нам кажется больным . с ним и разговаривать тяжело. Общаясь с таким человеком, и у вас может испортиться настроение. Другое дело веселый, жизнерадостный собеседник- и см смеётся, и вас рассмешит, поднимет настроение на весь день.

-Как вы думаете, какого цвета радость? (красного, оранжевого, желтого).

-Ребята, а какое у вас сейчас настроение? (покажите цветной кружок).

2.Работа с фотографиями (объектными картинками для брайлистов).

(раздаются фотографии детей; брайлистам- рельефные объектные картинки эмоций).

-Сейчас вы увидите ребят, которые вместе с вами отвечали на вопрос «Что такое радость». Все они очень разные, эмоциональное состояние у каждого своё.

Задание: из множества фотографий (картинок) вы должны выбрать тех детей, у кого радостное настроение.

3.Письмо от  «Солнечного зайчика».

-Ребята, вы знакомы с Солнечным зайчиком? Опишите мне его (это солнечный луч, отраженный в зеркальце: он никогда не сидит на месте, он теплый, очень яркий и веселый).

-Сегодня утром в мое окно постучался солнечный зайчик, широко улыбнулся и передал для вас письмо.

«Привет. Ребята! Я услышал про ваше занятие, и мне очень захотелось поиграть с вами вместе. Вы согласны? Я знаю, что вы учитесь угадывать настроение своё, своих друзей, взрослых. А можете ли вы угадать какое настроение сегодня хочу подарить я вам. Давайте попробуем! Я прислал вам свою фотографию, на которой изображено мое настроение. Но фотография разрезана. Для того, чтобы узнать настроение, которое я вам хочу подарить, соберите ее.»

4 Разрезная фотография.

(дети собирают фотографию и получают изображение лица с радостным и веселым изображением).

-А вы когда- нибудь играли с солнечным зайчиком?

-Хотите  поиграть?

5. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

«Озорной веселый солнечный зайчик прыгнул вам на грудь, н правую руку, на нос, на левое плечо, на щечку, на лоб, на парту. Зайчик немного успокоился и начал вас пригревать.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их.

Он побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно голову, шею, руки, ноги.

Он забрался на живот- погладьте животики. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, с ним нужно подружиться. А теперь глубоко вздохнем, улыбнемся друг другу, скажем жестом солнечному зайчику «До свидания!» и будем работать дальше.

-Стало вам теплее и радостнее?

6.Игра «Веселые загадки».

-Я буду загадывать загадки, а вы не говоря ни слова, попробуйте только движением (мимикой и жестами) отгадать загадку и изобразить героев .

Глазища, усищи, хвостище, когтищи!

А моется всех чище.      (Кошка)

Не огонь, а жжется.      (Крапива)

Красная девица сидит в темнице,

А коса на улице.   (Морковь).

7. Игра с движениями «Если весело живется»

(дети встают в круг)

Если весело живется, делай так, так, так, (2 раза)

Если весело живется, мы друг другу улыбнемся,

Если весело живется, делай так, так, так!

(хлопают в ладоши, притопывают ногами, приседают, делают повороты и т.д.)

Много на свете есть взрослых и детей, которые никогда не унывают, всегда жизнерадостные, забавные. Один только смех чего стоит. Если смеется такой человек, то все окружающие заражаются его смехом: кто-то улыбается, а кто-то и сам начинает смеяться.

Вот так смеется веселый Старичок- Лесовичок, никто не может смеяться так или вы можете? Давайте попробуем.

8.Театрализаванная игра «Веселый Старичок-Лесовичок».

Жил в лесу старичок маленького роста

И смеялся старичок чрезвычайно просто.

Ха-ха-ха  да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи да бух-бух-бух!

Бу-бу-бу да бе-бе-бе,

динь-динь-динь да трюх- трюх!

Раз, увидя паука, страшно испугался,

Но, схватившись за бока, громко рассмеялся.

Хи-хи-хи да ха-ха-ха, хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль!

Го-го-го да  буль-буль-буль!

А, увидя стрекозу, страшно рассердился,

Но от смеха на траву так и повалился:

Гы-гы-гы да гу-гу-гу, го-го-го да бах-бах-бах!

Ой, ребята, не могу!

Ой, ребята, ах-ах-ах!   (Д. Хармс)

9. Работа с карточкой «Что вас больше всего рассмешило бы?»

(Дети рассматривают карточку и отвечают на вопрос).

-Улыбнитесь так, как улыбнулся клоун.

10. «Комната смеха».

-Вы бывали  когда- нибудь в комнате смеха?

-А знаете, что в этой комнате находится (зеркала).

-Сейчас мы побываем в комнате смеха, где все чувствуют себя раскованно, смеются, делают различные движения, которые похожи на танец.

(Танец для снятия психоэмоционального напряжения под песню «Комната смеха».)

V. Итог занятия.

 Я хочу вам подарить эмблемки радости : «Я дарю тебе радость» и пожелать вам никогда не ссориться, не драться, почаще улыбаться. Пусть вас окружают только добрые, жизнерадостные люди.

Доклад

ТЕМА: Работа по профориентации, социализации,              реабилитации.

В настоящие время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т. д. вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют  механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации.

Одним из наиболее тяжелых видов нарушения здоровья приводящих к социальному дефекту социальной недостаточности, является полная или частичная утрата зрения: слепота и слабовидение. Не смотря на реальные достижения офтальмологии, распространенность слепоты в мире снижается медленно.

        По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей с нарушениями психического и  физического развития. Это составляет 1/10 части жителей нашей планеты.

Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% .

Число слабовидящих в нашей стране колеблется от 5 до 7 миллионов человек и постепенно растет. Если ничего не предпринимать для сохранения этим людям «остаточного» зрения, то многие из категории слабовидящих могут вскоре перейти в разряд полностью слепых.

Очень большую роль в профилактике слабовидения и в приостановке его прогрессирования призваны сыграть, медицинские мероприятия и педагогические, особенно специальные упражнения для глазных мышц (глазотренинг), и другие оздоровительные технологии.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительное затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

      Анализируя поведение детей с нарушением зрения, обнаруживаешь у них подчас неумение установить контакт с окружающими людьми, болезненную внутреннюю скованность и беспомощность перед незнакомыми людьми. В этих случаях  слепые и слабовидящие дети предпочитают ради сохранения внутреннего равновесия уходить от контакта – у них проявляется так называемый социальный аутизм.

Вместе с тем, не имеющее отклика стремление к людям, неудовлетворённое желание испытать на себе их внимание создают ощущение дискомфорта, приводят к длительным психоэмоциональным угнетениям в виде депрессии, неверия в свои силы, отчуждённости. Особенно это проявляется у тотально слепых детей.  Изолированный в силу дефекта ребёнок-инвалид лишён возможности свободного передвижения и общения.

Уход  в  эстетическую  творческую  деятельность -  попытки сочинять   стихи, писать   музыку,   что-то мастерить руками   и   т.п.   -   нередко оказываются  едва ли  не единственным  способом  выйти  из тупика  социальной депривации и одиночества. Открывая для себя радость эстетического творчества, ребенок-инвалид по зрению меняет свою жизненную позицию, отношение к себе, к своей жизни (и к своему дефекту), обретает более оптимистический взгляд на жизнь и окружение. Проблема, однако, состоит в том, что после окончания школы инвалид по зрению, за нередким исключением, опять оказывается в условиях узкого семейного общения.

 Общение - главный канал, поставщик различных переживаний, отражающих жизнь человека. Особое значение общение приобретает в жизни инвалида по зрению, когда он включается в эстетическую творческую деятельность, попадает в коллектив, где находит отклик на свое творчество. Но творческие качества могут у инвалидов по зрению не развиться, если не будет оказана помощь, позволяющая им понять те позитивные стороны своей психики, за счет которых они смогут утвердиться в жизни, найти понимание и проявить себя в обществе.

Педагогическая реабилитация

Жизнь убедительно доказывает, что благоприятное самочувствие ребенка в школе-интернате находится в прямой зависимости от содержания и формы организации его жизнедеятельности во внеурочное время. Педагоги вместе с детьми стремятся организовать как можно больше различных дел, провести больше мероприятий. В своей работе по развитию социально-активной личности они используют следующие методы работы: беседы, лекции, участие в конкурсах, концертах, подготовка общешкольных праздников чтение и обсуждение литературы, оформление выставок рисунков и рисование плакатов к большим праздникам для украшения холла, изготовление пособий, труд по самообслуживанию и общественно-полезный труд и многое другое.

Развитие социальной активности и творчества детей при подготовке бесед, вечеров, конкурсов тесно связано с коллективной деятельностью. Умение высказать свое мнение, считаться с мнением других, оценивать сделанное, быть ответственным за порученное дело, от выполнения которого зависит общий успех - все эти качества развиваются при подготовке и участии в мероприятиях.

Еще одно важное условие для педагогической реабилитации детей - положительные эмоции, положительная оценка взрослым, переживания со стороны детей. Похвала - мощный жизненный стимул.

Работа тифлопедагога по социализации и реабилитации.

Очень важны в реабилитационной работе со слепыми и слабовидящими детьми коррекционные уроки.

На уроках охраны и развития остаточного зрения и зрительного восприятия проводятся специальные упражнения для зрительного тренинга: на улучшение функционирования мышц глаза; на улучшение кровообращения тканей глаза; на развитие аккомодационной способности глаза; на развитие кожно-оптического ощущения; на развитие зрительного восприятия окружающей обстановки и др., что способствует снятию зрительной нагрузки, напряжения глаз. Упражнения  поддерживают зрение и в зависимости от заболевания улучшают его. Также идет развитие на уроках всех сохранных анализаторов.

Для детей-инвалидов по зрению всегда принципиально важно, чтобы их понимали и принимали как равных, без излишней опеки.

В процессе трудовой деятельности на уроках зрительного восприятия (выкладывание из риса, работа с природным материалом) меняется отношение детей к другим людям, т.е. улучшает их социальную реабилитацию. При выполнении работы у детей развивается не только трудолюбие, но и усидчивость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, умение выбирать правильные способы выполнения действий, способность доводить начатое дело до конца - все те качества, без которых невозможна дальнейшая жизнь.

Прежде, чем ребенок начнет выполнять работу, мы должны дать ему определенную сумму знаний, показать способы выполнения действий. Пример ручного труда по изготовлению поделки из природного материала (дети слабовидящие). Рассмотрели с детьми образцы, собрали природный материал, показываю, как располагать на листе бумаги и закреплять листья, веточки. Далее дети делают сами и даже сердятся, если я вмешиваюсь.

Если все это сделать методически грамотно и эмоционально, ребенок обязательно заинтересуется и с успехом выполнит работу. Важно оценить в конце своеобразие, индивидуальность и целесообразность их труда.

На уроках зрительного восприятия включены темы на развитие пространственной ориентировки, где ребята познают окружающий мир, включая сохранные анализаторы, учатся ориентироваться в малом (работа на листе бумаги, фланелеграфе, столе, на приборе «Ориентир») и большом пространстве, что в дальнейшей жизни им так необходимо.

На уроках мимики и пантомимики дети учатся общаться, быть раскованными, и не стесняться окружающих, что очень важно, особенно для незрячих. На уроках  даётся информация, применяются упражнения на развитие коммуникативного общения, расслабление (физическое и психическое), расслабление мышц (релаксация мышц), сознательное снижение тонуса различных групп мышц. Они могут иметь как общий, так и локальный характер. Дети учатся  прослушивать выразительное  исполнение произведений.     Анализируем     живую     речь,     проводим     упражнения     в выразительном исполнении текста (голосовая мимика). Работаем над сценическими движениями, над мимикой, пантомимикой при проигрывании сказок, стихотворений, этюдов, импровизаций, ролевых игр , жизненных ситуаций (особенно со слепыми детьми). Инициативе, самостоятельности, творчеству открывается широкий простор.

А уж получив положительную оценку, пережив чувство радости от сделанного коллективом, ребенок чувствует сопричастность к общему делу, у него появляется смысл творить хорошее, доброе, желание в следующий раз проявить себя, участвовать в общем деле.

Работа тифлопедагога по профессиональной реабилитации.

Одной из задач школы-интерната III-IV видов является повышение социальной успешности выпускников (поступление в ВУЗы, музыкальные и медицинские колледжи, устройство на работу по специальности). Профессиональная ориентация учащихся школы-интерната – это комплекс мер (мероприятия, беседы, поход в центр занятости, поездки в те учреждения, куда планируют поступать дети по окончании школы), направленных на формирование необходимого уровня предпрофессиональных навыков с целью дальнейшего их самоопределения.

На уроках по развитию мимики и пантомимики также уделяется внимание этому вопросу. Начиная с 1 класса, каждый год по программе отводится несколько часов на тему: «Профессии». Ребята на уроке с удовольствием выполняют практические задания: «Запиши профессии, которые знаешь», «Покажи пантомимой профессию врача, артиста …», «Разыграй ситуацию», «Групповой рисунок»; играют в настольные «Профессии» и сюжетно-ролевые игры: «В парикмахерской», «Магазин игрушек (одежды, продуктов…)»,  и т.д.

 С учётом возраста детей, материал усложняется и к выпуску со школы учащиеся знают многие профессии: их названия, специализация и в какой отрасли эта профессия значится; определяются с выбором своей будущей профессии, т.к. дефицит зрения у наших детей ограничивает возможность выбора  любой профессии, им нужно выбрать ту профессию, при которой они смогут в дальнейшей жизни трудиться, не смотря на зрительный диагноз и физическое самочувствие.

Выпускники подтверждают полученные знания на вступительных экзаменах в высшие  и средние учебные заведения и становятся настоящими специалистами в области медицины, педагогики, юриспруденции, музыки и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационно-методическое обеспечение коррекционных занятий. Групповое коррекционное занятие по теме "У леса на опушке" (Зима)

Коррекционные занятия являются одной из составляющих частей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Комплексное решение задач на каждом занятии позитивно сказывается на разв...

Открытое коррекционное занятие по мимике и пантомимике по теме «Страх»

ЦЕЛИ:  Ø      коррекционные:·         расширять представления детей об эмоции «страх»;·...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики" с 5-8 классы

Коррекционная рабочая программа по проведению занятий для детей с ОВЗ...

Занятие "Значение мимики, жестов, интонации в общении"

Занятие для воспитанников 8-12 лет. Цель: дать представление о невербальных способах общения, их значении в повседневном быту...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие мимики и пантомимики", 6-7 классы

Реализация Программы коррекционного курса "Развитие мимики и пантомимики позволит помочь слепым и слабовидящим детям овладеть техникой мимики и пантомимики и и умением пользоваться сформированным...

Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов

Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоцион...