Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов
рабочая программа

Юровских Марина Викторовна

Программа направлена на формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими.Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии, способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей, умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности. В ковровой среде дети учатся конструктивно выражать свои мысли и чувства, управлять своим поведением. Это место, где ребенок может быть самим собой, переживать и выражать то, что он испытывает в данный момент и быть абсолютно принятым. При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных  технологий: игровые  технологии,  арт-терапевтические технологии, технологии развивающего обучения («зона ближайшего развития»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma_kovrovoy.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные занятия в ковровой среде

Пояснительная записка

    Данная Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для обучающихся 1 дополнительного, 1 - 4 классов, составлена Юровских М.В. на основе учебно-методического комплекса:

-Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде, под редакцией Л.Б. Баряевой. С.-П: «КАРО», 2006.

-Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001.

-Киселева М.В, Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

-Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: - М.: Институт практической психологии, 1998.

-Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006.

-Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: «Речь», 2003.

Коррекционные занятия в ковровой среде реализуются через индивидуальные и групповые занятия. У обучающихся 1 дополнительного-1 классов - 33 учебные недели, у обучающихся 2-4 классов - 34 учебные недели.  

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации учащихся в школе и в не ее.

Одной из важных характеристик личности обучающегося с умственной отсталостью является незрелость эмоциональной сферы. У ребёнка с умственной отсталостью очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации.

Программа направлена на формирование у обучающихся умения распознавать свои эмоции, овладевать и управлять ими. 

Чтобы дети осознали свои эмоциональные состояния (радость, печаль, гнев, обиду т. д.), необходимо научить их распознавать, называть, сравнивать и видеть эти эмоции не только в себе, но и в других людях. Т.е. у них необходимо выработать чувство эмпатии, способность к пониманию и сопереживанию эмоций других людей, умение совместно радоваться успеху, огорчаться неудаче, ощущать общность и поддержку, чувствовать, что есть группа людей, близких тебе по духу и деятельности.

Необходимо принять во внимание следующее:

  • в игровом взаимодействии решающим является атмосфера и личный контакт с обучающимися;
  • занятия не должны утомлять, поэтому, если дети устали, необходимо закончить занятие;
  • нужно заранее обговорить, что любой из учеников всегда может отказаться от дальнейшей работы, при этом он не должен мешать остальным.

В ковровой среде дети учатся конструктивно выражать свои мысли и чувства, управлять своим поведением. Это место, где ребенок может быть самим собой, переживать и выражать то, что он испытывает в данный момент и быть абсолютно принятым.

Цель программы – развитие эмоционально-волевой сферы у обучающихся 1 дополнительного, 1 – 4 классов.

Основные задачи:

1. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

2. Помочь детям «отработать» имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и т.д.), препятствующие их полноценному личностному развитию.

3. Научить контролировать свою агрессию, выражать недовольство в приемлемой форме.

4. Учить доверять себе и другим людям.

5. Повысить самооценку ребенка, нормализовать эмоциональное состояние и развить чувство эмпатии.

6. Способствовать обогащению эмоциональной сферы обучающихся.

7. Способствовать творческой самореализации.

8. Обогащать репертуар социальных навыков.

9. Закрепить положительные коммуникативные модели поведения.

  В данном курсе изучаются следующие разделы:

- Знакомство с эмоциями. Выражение чувств

- Умение расслабляться и справляться со стрессом

- Установление позитивных отношений

- Смягчение чувства недоверия, враждебности к окружающим

- Сотрудничество

При изучении данного курса используются элементы следующих образовательных  технологий: игровые  технологии,  арт-терапевтические технологии, технологии развивающего обучения («зона ближайшего развития»). 

Игровые технологии: интерактивные игры, сюжетно-ролевые игры (строительные, пантомимические, режиссерская).

Игра оказывает  влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий. Игра способствует развитию кругозора ребенка, раскрывает его таланты.

Основная цель игры – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.

Арттерапевтические технологии: гидропесочная среда (игры с водой, игры с песком), изо среда (рисунок, глина), куклотерапия (перчаточные куклы «бибабо», куклы марионетки). Занятия направлены, прежде всего, на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей.

В течение года реализация программы проходит следующие этапы:

I. Подготовительный этап

1. Проведение диагностики и наблюдения.

2. Составление профилей развития эмоционально-волевой сферы (по методике «Психолого-педагогический профиль»  Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.)

3. Подготовка материально-технического обеспечения.

II. Основной этап

1. Реализация коррекционной программы в ковровой среде.

2. Совместная деятельность с участниками образовательного процесса и службой ППМС сопровождения.

III. Заключительный этап

1. Отслеживание динамики эмоционально-волевого развития обучающихся по профилю.

2. Анализ работы по программе на заседании методического объединения.

Для реализации данной программы имеются необходимые условия: оборудованный кабинет, игровой материал, материал для работы с песком и водой, изо-материал, дидактический, наглядный, методический материал.

Личностные результаты                                                                                                                                                       

- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире

- Овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни

- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально – значимых мотивов учебной деятельности

- Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

- Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Знания, умения и навыки   не оцениваются. Достижение планируемых результатов освоения коррекционно-развивающего курса оценивается по итогам диагностики. Психолого-педагогическое обследование проводится в начале и в конце учебного года.   Уровень и динамика развития эмоционально-волевой сферы  обучающихся отслеживаются по методике «Психолого-педагогический профиль»  Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Результаты проведенной диагностики обобщаются в индивидуальном профиле развития эмоционально-волевой сферы обучающихся.   В конце учебного года составляются мониторинги развития эмоционально-волевой сферы обучающихся.

Содержание

1 дополнительный, 1 класс

  1. Психолого-педагогическое обследование
  2. Знакомство с эмоциями. Выражение чувств

Кукла терапия «Давайте познакомимся»

Упражнение «Добрый-злой, веселый-грустный»

Упражнение «Зеркало»

Работа с конструктивной игрушкой «Притворщик»

Изображение эмоции радости. Игра «Снег»

Этюд на выражение радости «Цветок»

Этюд на выражение интереса «Собачка принюхивается»

Этюд на выражение гордости «Царевна лягушка»

Этюд на выражение страда ния «Ой-ой! Живот болит»

Изучить чувство «обиды»

Изображение эмоции «отвращения». Упражнение «Соленый чай»

Этюд на выражение гнева «Гневная гиена»

Этюд «Провинился»

Этюд «Стыдно»

Этюд на выражение страха «Лисенок»

Работа с пиктограммами (радость, огорчение, гнев, удивление, стыд)

  1. Умение расслабляться и справляться со стрессом

Релаксационные игры в воде

Пересыпание песка из разных емкостей

Цветовой игротренинг «В стране цвета»

Цветовой игротренинг «В стране красного цвета»

Цветовой игротренинг «В стране желтого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране коричневого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране зеленого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране оранжевого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране голубого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране серебряного цвета»

Цветовой игротренинг «В стране розового цвета»

Цветовой игротренинг «В стране фиолетового цвета»

Цветовой игротренинг «В стране белого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране синего цвета»

Цветовой игротренинг «В стране черного цвета»

Цветовой игротренинг «В стране золотого цвета»

  1. Установление позитивных отношений

Медитация со свечкой

Упражнение «Клубочек»

Упражнение «Ласковое прикосновение»

Работа в песочнице «Здравствуй, песок!»

Интерактивная игра в песочнице «Секретные задания кротов»

Интерактивная игра «Праздник мыльных пузырей»

Интерактивная игра «Холодные руки»

Интерактивная игра «В складках и гладко»

  1. Смягчение чувства недоверия, враждебности к окружающим

Упражнение «Разговор с руками»

Упражнение «Ласковый мелок»

Интерактивная игра «Упрямая подушка»

Интерактивная игра «Под аккомпанемент газеты»

Работа с петрушечной куклой

Работа с куклой марионеткой

Игра с куклой «Бобо»

  1. Сотрудничество

Дорожки из песка

Нетрадиционная техника изображения: «Оттиск» штампом

Нетрадиционная техника изображения: «Оттиск» пробкой

Рисуем ниткой

Рисование на пене

Кляксография

Пальцевая живопись

Интерактивная игра «Перо на ветру»

Играем с газетой

Напольная мозаика

Строительство «Веселый городок»

Содержание

2 класс

  1. Психолого-педагогическое обследование
  2. Знакомство с эмоциями. Выражение чувств

Упражнение «Эмоциональный словарь»

Упражнение «Зеркало»

Изотерапия «Рисуем лица»

Изотерапия «Мое настроение»

Работа с конструктивной игрушкой «Притворщик»

Пантомимическая игра-импровизация «Цирк»

Рисуем маску удивления

Этюд на выражение радости «После дождя»

Этюд на выражение интереса «Лисичка прислушивается»

Игра «Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну»

Рисование на тему «Моя злость»

Этюд на выражение страха  «Один дома»

Изображаем страх красками

Работа с пиктограммами (радость, огорчение, гневы, удивление, стыд)

  1. Умение расслабляться и справляться со стрессом

Аутотренинг-расслабление «На зеленой траве»

Аутотренинг-расслабление «Отдых на берегу моря»

Цветовой игротренинг «В стране цвета»

Цветовой игротренинг «В стране красного цвета»

Цветовой игротренинг «В стране желтого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране коричневого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране зеленого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране оранжевого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране голубого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране серебряного цвета»

Цветовой игротренинг «В стране розового цвета»

Цветовой игротренинг «В стране фиолетового цвета»

Цветовой игротренинг «В стране белого цвета»

Цветовой игротренинг «В стране синего цвета»

Цветовой игротренинг «В стране черного цвета»

Цветовой игротренинг «В стране золотого цвета»

  1. Установление позитивных отношений

Медитация со свечкой

Изотерапия «Мое имя»

Изотерапия «Любимая игрушка»

Интерактивная игра «Праздник мыльных пузырей»

Интерактивные игры в песочнице «Песочные прятки»

Упражнение «Ласковое прикосновение»

«Массаж в кругу»

Письмо-невидимка

Интерактивная игра «Терпеливые руки»

Конструирование «Подарок другу»

  1. Смягчение чувства недоверия, враждебности к окружающим

Изотерапия «Безопасное место»

Изотерапия «Воображаемый зверь»

Упражнение «Разговор с руками»

Упражнение «Разговор с телом»

Упражнение «Ласковый мелок»

Интерактивная игра «Упрямая подушка»

Интерактивная игра «Маленькое приведение»

Интерактивная игра «Под аккомпанемент газеты»

Работа с петрушечной куклой

  1. Сотрудничество

Изотерапия «Прекрасный сад»

Игры в песочнице «Узоры на песке»

Песочная аппликация

Нетрадиционная техника изображения: «Оттиск» клубком ниток

Рисунок из шерстяных ниток

Рисование на пене

Рисование «Волшебной» краской

Рисование «Волшебная ладошка»

Напольная мозаика

Строительство «Веселый городок»

Игра «Узнай по голосу»

Содержание

3 класс

  1. Психолого-педагогическое обследование
  2. Знакомство с эмоциями. Выражение чувств

Составляем «Азбуку добрых слов»

Упражнение «Эмоциональный словарь»

Упражнение «Опаздывающее зеркало»

Кукла терапия «Мои чувства»

Изотерапия «Рисуем лица»

Изотерапия «Мое настроение»

Рисуем маску гримом

Пантомимическая игра-импровизация «В мире животных»

Игра «Кто быстрее рассмешит Царевну Несмеяну»

Рисование на тему «Моя злость»

Изображаем страх красками

Работа с пиктограммами (радость, огорчение, гневы, удивление, стыд)

  1. Умение расслабляться и справляться со стрессом

Расслабление по контрасту с напряжением

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании

Размазывание пластилина по бумаге

Лепка «Солнце»

Монотипия

Релаксационные игры в воде

Рисование на песке дыханием через трубочку

Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусин…)

Строительство замков из мокрого песка «Песочные строители»

Тычок жесткой кистью

Игровое упражнение «Чемодан со стрессами»

Упражнение «Четыре стихии» (снимает психическое напряжение)

Игра, помогающая конструктивно выразить агрессию «Торнадо» Строительные игры (почувствовать, что значит созидать и разрушать)

  1. Установление позитивных отношений

Изотерапия «Мое имя»

Изотерапия «Безопасное место»

Интерактивная игра в воде «Ну-ка вылови»

Интерактивная игра «Праздник мыльных пузырей»

Интерактивная игра в песочнице «Песочные прятки»

Медитация со свечкой

Упражнение «Ласковое прикосновение»

Письмо-невидимка

Интерактивная игра «В складках и гладко»

Конструирование «Подарок другу»

  1. Смягчение чувства недоверия, враждебности к окружающим

Изотерапия «Любимая вещь»

Изотерапия «Мандала»

Упражнение «Разговор с телом»

Интерактивная игра «Тряпичная кукла»

Игра «Путаница»

Работа с петрушечной куклой

Работа с куклой марионеткой

Игра с куклой «Бобо»

Подушечные бои

  1. Сотрудничество

Изотерапия  «Поэтапный рисунок»

Изотерапия «Графическая музыка»

Игры в песочнице «Узоры на песке»

Нетрадиционные техники: «Оттиск» засушенным листом

Рисуем ниткой

Рисование на пене

Рисование «Волшебной» краской

Рисование «Волшебная ладошка»

Коллаж

Интерактивная игра «Ловим вместе»

Интерактивная игра «Перо на ветру»

Лабиринты

Строительство «Веселый городок»

Игра «Путаница»

Кукольное представление «Кошкин дом»

Содержание

4 класс

  1. Психолого-педагогическое обследование
  2. Знакомство с эмоциями. Выражение чувств

Составляем «Азбуку добрых слов»

Упражнение «Эмоциональный словарь»

Игра «Угадай чувство»

Раскрашивание образов, обозначающих полярные понятия

Изотерапия «Мои чувства»

Рисуем маску гримом

Цветовая гамма и образ

Рисование на тему «Моя злость»

Изображаем страх красками

Работа с пиктограммами (радость, огорчение, гневы, удивление, стыд)

  1. Умение расслабляться и справляться со стрессом

Расслабление по контрасту с напряжением

Расслабление с фиксацией внимания на дыхании

Работа с глиной «Мой страх»

Работа с глиной «Слепи того, на кого ты злишься»

Монотипия

Релаксационные игры в воде

Рисование на мокром песке заостренным тонким предметом

Создание мандалы на песке с использованием мелких предметов (ракушек, фасоли, макарон, бусин…)

Песочная терапия «Песочный круг»

Арт-терапия «Выпускаем зверя на свободу»

Упражнение «Повтори позу» (снимает психическое напряжение)

Упражнение на снятие психофизического напряжения «Уходи, злость!»

Игра, помогающая конструктивно выразить агрессию «Охота на дракона» Строительные игры (почувствовать, что значит созидать и разрушать)

  1. Установление позитивных отношений

Изотерапия «Мое имя»

Изотерапия «Безопасное место»

Интерактивная игра в воде «Ну-ка вылови»

Интерактивная игра «Праздник мыльных пузырей»

Интерактивные игры в песочнице «Археология»

Медитация со свечкой

 «Массаж в кругу»

Письмо-невидимка

Интерактивная игра «Подвижная игрушка»

Конструирование «Подарок другу»

Игра «В тридевятом царстве»

  1. Смягчение чувства недоверия, враждебности к окружающим

Изотерапия «Мандала»

Изотерапия «Агрессию в клочки»

Упражнение «Разговор с телом»

Игра импровизация «Рождение скульптуры»

Игра «Путаница»

Работа с петрушечной куклой

Работа с куклой марионеткой

Игра с куклой «Бобо»

Подушечные бои

  1. Сотрудничество

Изотерапия «Симметричные рисунки»

Изотерапия «Графическая музыка»

Песочная аппликация

Нетрадиционные техники: «Оттиск» засушенным листом

Рисование воздушными фломастерами

Рисование на пене

Рисование на копоти

Рисование «Волшебная ладошка»

Коллаж

Интерактивная игра «Летающая тарелка»

Играем с газетой

Упражнение «Волшебные спички»

Лабиринты

Игра «Узел»

Игра «Терпеливые руки»

Ролевая игра «Вежливые хозяева»

Учебно-методический комплекс

Учебная программа

Методический материал

Дидактический материал

Дополнительная литература

Адаптированная программа индивидуальных и групповых коррекционных занятий «Коррекционные занятия в ковровой среде» для 1 дополнительного, 1-4 классов,  составлена Юровских М.В.

Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде, под редакцией Л.Б. Баряевой. С.-П: «КАРО», 2006.

Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Спб, Питер, 2001. – 377 с.

Киселева М.В, Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: - М.: Институт практической психологии, 1998.

Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб.: Речь, 2006.

Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб.: «Речь», 2003.

Стол для игр с водой, песочница, предметный материал, материал для изобразительной деятельности, куклы-марионетки, петрушечные куклы.

Основы    коррекционной

педагогики.

А.Д. Гонеев, Н.И. Лифанцев,

М: АСАDЕМIА, 2000.

Специальная педагогика, под редакцией Б.П. Пузанова, - М: «ACADEMIA», 2000.

Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.  Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ сфера», 2001.

Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке, Песочная игротерапия.  – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.

Зинкевич  - Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. – СПб.: «Речь», 2006.

Латий Е. 365 развивающих игр и затей для маленьких детей.- М.: Изд-во ЭСКМО - Пресс, 2001.

Сост. Беляков Е.А. 365 развлечений для ребенка. – М.: Рольф, 2000.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов/ Н.Л. Кряжева. – Ярославль, Академия развития, 1997. – 160 с.

Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М., 2000. – 304 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно -развивающих занятий для умственно отсталых детей 1-4, 5-6 классов

Адаптированные программы индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий  для умственно-отсталых детей 1-4, 5-6 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»для обучающихся 1 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАКОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕОБУЧАЮЩИХСЯ С ТНР»для обучающихся 1 класса...

Программа индивидуальных и групповых занятий в 7 классе «Лингвостилистический анализ текста»

Предлагаемый курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатст...

Адаптированная рабочая программа индивидуальных и групповых занятий по русскому языку 5-9 классы

Учащиеся в коррекционных классах в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с использованием песочной терапии для учащихся 1 дополнительного класс.

Данная программа разработана для учащихся 1 дополнительног класса с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения, а так же  может быть использована в работе с младшими школьниками имеющими ТМНР и осва...

Адаптированная программа индивидуального обучения по физической культуре

АООП адресована глухим детям со слуховыми аппаратами и/или имплантами (Пункт 13 статьи 59 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ) (в ред....