Доклад "Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК
презентация к уроку

Дорофеева Татьяна Борисовна

Доклад содержит :     Предисловие

                                    1. Гимнастика дыхания

                                    2. Дышим правильно - дыхание через нос

                                    3. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой

                                    4. Трехфазное дыхание

                                         Заключение

                                         Использованная литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_na_urokah_lfk_doklad.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК

Единственная  красота которую я знаю – это здоровье.

                                                                                   Г. Гейне

Еще в глубокой  древности люди знали и использовали произвольную задержку дыхания для избавления от недугов и укрепления здоровья. Знаменитые врачи Гален и Цельс рекомендовали задержку дыхания как профилактику многих заболеваний.

Правильное дыхание – это лучшая профилактика массы различных болезней. Более того, правильное дыхание может оказывать и многообразный лечебный эффект. На уроках лечебной физической культуры важно научить детей управлять своим дыханием. Ведь дыхание важнейшая функция организма, без воздуха человек не может прожить и нескольких минут. Только специальные долговременные тренировки позволяют людям задерживать дыхание на некоторое весьма не продолжительное, в масштабах всей человеческой жизни, время. Вот почему развитию и укреплению органов дыхания следует уделять особое внимание. Этому способствуют занятия физической культурой, спортом, дыхательной гимнастикой.

  1. Гимнастика дыхания

На уроках мы часто просим детей – «дышите правильно». Но все мы знаем, что дыхание функция не произвольная, саморегулирующаяся. С рождения и до момента смерти каждому нашему вдоху предшествуют соответствующие импульсы – приказы дыхательного центра дыхательным мышцам. Однако природа оставила за нами и право управлять дыханием, учащать и углублять его, или наоборот замедлять. Благодаря этому мы можем произвольно регулировать дыхание во время физических нагрузок. И приспосабливать его к различной деятельности, соблюдая определенный ритм, глубину вдоха и выдоха.

  И все же порой человек испытывает не малые трудности при дыхании. Очень часто причиной нарушения дыхания становятся те или иные заболевания органов дыхания. Среди них на первом месте – обычный насморк. Не редко воспалительный процесс распространяется на придаточные пазухи носа, гортань, трахею, бронхи, а иногда и легкие.

Вот  и возникает необходимость учить детей разумно управлять дыханием, умело сочетать вдох и выдох с движениями тела. Выбирать наиболее целесообразный ритм дыхания при той или иной работе. По своему желанию дышать в различном ритме – произвольно укорачивая ту или иную фазу (вдох или выдох). Использовать для дыхания разные группы мышц и отделы легких.

Дети, научившись управлять своим дыханием, будут легче справляться с различного рода физическими нагрузками ( поднятием тяжестей, ходьбой, бегом, плаванием, нырянием и т.д.)

Очень важно и то, что укрепляя свой дыхательный аппарат, человек становится более устойчивым к болезням. Так, исследованиями последних лет доказано, что правильное дыхание важно не только для достаточного обеспечения организма кислородом, но и правильной работы всех органов и систем человеческого тела. Так же процесс правильного вдоха и выдоха положительно влияет на профилактику застойных, а значит воспалительных явлений, внутренних органов человека.

  1. Дышим правильно – дыхание через нос.

Носовое дыхание весьма благоприятно сказывается на функции центральной нервной системы (она активизируется – благодаря рефлекторным влияниям поддерживается ее возбудительный тонус, кроме того, улучшается кровоснабжение  головного мозга, что в свою очередь положительно влияет на улучшение работы различных отделов мозга, в том числе и речевого). Что в целом способствует улучшению обмена веществ и повышению работоспособности. Длительное прекращение носового дыхания, наблюдаемое например, при увеличении аденоидов, приводит к недостаточности умственного и физического развития.

Дыхание через рот нежелательно и даже вредно, однако во время физических упражнений выдох лучше делать через рот, так как увеличение нагрузки приводит к усиленной работе всех мышц и систем, и потребность в кислороде увеличивается. Выдох через рот позволяет ускорить процесс дыхания, а значит и увеличивает объем потребляемого кислорода.

При занятиях физкультурой необходимо произвольно корректировать дыхание, добиваясь синхронизации частоты и темпа дыхания и движения. Но нельзя и злоупотреблять дыхательными упражнениями, так как чрезмерно углубленное и учащенное дыхание может привести к нежелательным последствиям, потемнению в глазах, слабости, головокружению и даже обмороку.

Урок с акцентом на дыхательные упражнения необходимо проводить в хорошо проветриваемом помещении с большим объемом воздуха, при возможности на открытом воздухе. В противном случае мы не получим положительного эффекта от занятий, более того недостаток объема или насыщенности воздуха кислородом может привести к нежелательным последствиям – снижению умственной и физической работоспособности.

Самые популярные методики дыхательной гимнастики, используемые мной на уроках ЛФК – это методики Стрельниковой А.Н. и БутейкоК.П.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.

Дыхательная методика Стрельниковой с каждым годом набирает все большую популярность в коррекционно – речевых школах. Простые, доступные для усвоения детьми упражнения не только являются прекрасной профилактикой заболеваний органов дыхания, но и развитию правильного речевого дыхания. Основа этой гимнастики резкий короткий вдох через нос. Это позволяет проталкивать воздух максимально глубоко, что позволяет наилучшим образом обогащать кровеносную систему легких кислородом, способствует дренажу самих легких, а также позволяет совершить достаточно длительный выдох, который в свою очередь способствует более плавной и правильной речи.

Иногда дети жалуются на слабость и головокружение после дыхательных упражнений. Связанны они, как правило, с ошибками в выполнении упражнений. Если выдох  такой же резкий как вдох происходит гипервентиляция легких, что и приводит к ухудшению самочувствия. Выдох должен быть самопроизвольный, не акцентированный.

Гимнастика Стрельниковой оказывает успокаивающее действие, эффективно используется при лечении заикания и других речевых дефектов.

 Основы трехфазного дыхания (методика Кофлера – Лобановой – Лукяновой).

Трехфазное дыхание, прежде всего преследует профилактическую цель – научить каждого человека правильно дышать. Что бы укрепить здоровье. Эффективность этого метода доказана широкой практикой. Преимущества этой системы – естественность. Система не придумана, она подсмотрена у спящего человека. Все три фазы наличествуют во сне.

  1. В этой системе вдох и выдох делается только через нос, так как происходит в обычной жизни при нормальном, правильном дыхании.

  1. Упражнения направлены на развитие всего дыхательного аппарата, диафрагмы, межреберных мышц, косых мышц живота и широчайшей мышцы спины.

  1. Особое внимание в этой системе уделяется выдоху, который в большинстве упражнений контролируется сознательно. Пауза и в дох произвольны, происходят свободно без какого либо напряжения. Именно плотный упругий выдох позволяет тренировать всю дыхательную систему. Принципиально важно и то, что все без исключения упражнения системы трехфазного дыхания начинаются с выдоха.

Урок лечебной физкультуры оказывает благотворное влияние не только на опорно-двигательный аппарат, но так же на все системы жизнедеятельности организма – сердечную, пищеварительную, умственную, а так же  психо-эмоциональную. Дыхательные упражнения в этой системе играют одну из важнейших ролей!

Литература:

  1. В.В. Гнеушев- Методические основы развития навыков управления внешним дыханием в лечебной физической культуре.

  1. О.Ю. Ермолаев, В.П. Сергиенко – Основы трехфазного дыхания.

  1. В.И. Минаев - Произвольное управление дыхательными движениями у человека.

  1. А.Ф. Синяков – Гимнастика дыхания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.

1.    Ритмическая гимнастика2.      Содержание упражнений ритмической гимнастики3.      Технология конструирования комплексов упражнени...

Пальчиковая гимнастика на уроках английского языка

Очень интересные упражнения для младших школьников. Можно выполнять на уроках и во время мероприятий....

ГИМНАСТИКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ГИМНАСТИКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ...

«Ритмическая гимнастика на уроках физкультуры»

Ритмическая гимнастика - это комплексы несложных физических упражнений, которые выполняются под музыкальное сопровождение. Ритмика привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью разноо...

Пальчиковая гимнастика на уроках английского языка

Остроумно весёлое, удачно подобранное маленькое стихотворение, прочитанное и динамически обыгранное хором, способствует снижению нервно-психического напряжения на уроке, повышению эмоционально-положит...

Использование упражнений ритмической гимнастики на уроках физического воспитания в 4 классе.

В данной публикации я рассматриваю вопросы использования музыки на уроках физической культуры....