Рабочая программа - "Решаем конфликты мирным путем"
рабочая программа (5 класс)

Рабочая программа дополнительного образования. Нацелена на развитие коммуникативных процессов  и обучению безконфликтного общения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_-_reshaem_konflikty_mirnym_putem.docx60.97 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 8

к дополнительной общеобразовательной программе

МБОУ СШ № 1 им. М.М. Пришвина

на 2018-2019 учебный год

Рабочая программа модуля

«Решаем конфликты мирным путем»

  1. Планируемые результаты.

Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу дополнительной образовательной программы.

В процессе реализации Программы  предполагается достижение определенных общих результатов обучения:

− когнитивные (знания, навыки, умения, полученные на занятиях);

− мотивационные (появление желания у ребенка заниматься данным видом деятельности);

− эмоциональные (развитие качеств позитивно положительного состояния – удовлетворенности, любознательности, стремление познавать и открывать новое и др.);

− коммуникативные (понимание и принятие норм и правил общения, поведения, взаимоуважения, доброжелательности, ответственности и обязательности, признания прав всякого человека на самостоятельность и независимость);

 − креативные (творческое восприятие окружающей действительности, потребность создания нового, поиск нестандартного решения, получения удовлетворения от творческого процесса). Посредством блока дополнительного образования в школе создается воспитательно-образовательное пространство, новое качество школьного образования и воспитания, новые возможности для социализации личности.

Планируемые результаты изучения модуля:

По окончании курса обучающиеся должны знать:

  • цели и задачи школьной службы примирения;
  • принципы деятельности службы примирения; 
  • функции и полномочия школьной службы примирения; 
  • нормативно-правовую базу.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

  •  вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; 
  • конструктивно разрешать конфликты;
  • самостоятельно контролировать своё поведение в эмоционально-напряжённой обстановке и управлять им;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
  1. Содержание модуля

Содержание тем модулей Программы определено основной целью: формирование и развитие способностей по следующим сферам деятельности:

•        интеллектуальная;

•        академические достижения;

•        творческое и  продуктивное мышление;

•        общение и лидерство;

•        художественная;

•        физкультурно-спортивная.

Модуль позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные  интересы школьников.

Модуль включает в себя следующее содержание:

5-ые классы

  1. Медиация в школе.

Знакомство. Принятие правил работы в группе.

Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения.

Принципы деятельности школьной службы примирения.

Функции и полномочия школьной службы примирения.

Нормативно-правовые аспекты.

Модели организации служб примирения.

  1. Межличностное общение

Качества, важные для межличностного общения.

Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация.

Вербальные и невербальные средства общения.

Правила эффективного общения.

Фазы общения.

Барьеры общения.

Способы коррекции барьеров общения.

Умение вести конструктивный диалог.

Эффективные приемы общения.

Язык «поддержки» и язык «подавления».

Деловое общение.

Речь говорящего и понимание слушателя.

Совершенствование навыков «слушания».

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи.

Монолог. Диалог.

Совершенствование навыков устной речи. Полилог.

Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия.

Проблемно-ценностная дискуссия.

Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета.

Этика и виды речевой деятельности.

Общение по телефону.

Психодиагностика коммуникативных и организаторских склонностей.

  1. Конфликты и их разрешения.

Причины агрессивного поведения.

Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия».

Виды школьных конфликтов.

«Конфликтные привычки».

Способы урегулирования и профилактика конфликтов.

Отработка технологии группового взаимодействия. Умение слушать и конструктивно взаимодействовать.

Правила ведения спора.

Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

IV. Познаю себя.

Я – неповторимый человек. Мои достоинства.

Как стать прилежным и старательным.

Семь моих «Я». Что знают обо мне окружающие.

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

Мои недостатки и как их превратить в мои достоинства.

  1. Мир моих чувств и эмоций.

Мои чувства и эмоции.

Как выразить негативные эмоции: страх, гнев, злость, обиду».

Психодиагностика эмоционального состояния.

Итоговое занятие по курсу.

6-ые классы

  1. Медиация в школе.

Знакомство. Принятие правил работы в группе.

Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения.

Основные принципы восстановительного подхода.

Восстановительный подход в разрешении конфликтов.

Цель и задачи служб примирения (медиация).

Необходимые условия для деятельности служб примирения (медиация).

  1. Организация деятельности службы примирения (медиации).

Модели организации служб примирения (медиации).

Деятельность муниципальной службы примирения (медиации).

Этапы создания службы примирения (медиации).

Функции специалистов службы примирения (медиации).

  1. Нормативно-правовая основа деятельности служб примирения (медиации).

Законодательно-правовые акты и нормативные документы.

Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по работе с несовершеннолетними.

Рабочая документация по деятельности службы примирения (медиации).

  1. Мир моих чувств и эмоций.  

Эмоциональность как свойство личности.

Понятие «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».

Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств.

Пути саморегуляции.

Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями.

Эмоциональная культура личности.

  1. Межличностное общение.

Общение и его функции.

Культура общения. Виды общения.

Коммуникативная культура личности.

Стили общения. Нормы этикета.

Механизмы взаимопонимания.

Роль умения слушать в личностном общении.

«Эффективные слушания».

Факторы «слушания». Три уровня «слушания».

Речь говорящего и понимание слушающего.

Барьеры между говорящим и слушающим.

Преодоление барьеров общения.

Язык «поддержки» и язык «подавления».

Совершенствование навыков «слушания».

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи.

Монолог. Диалог.

Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия.

Проблемно-ценностная дискуссия.

Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета.

Этика и виды речевой деятельности.

  1. Конфликты и их разрешения.

Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия».

Виды школьных конфликтов.

«Конфликтные привычки».

Способы урегулирования и профилактика конфликтов.

Отработка технологии группового взаимодействия. Умение слушать и конструктивно взаимодействовать.

Правила ведения спора.

Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

  1. Практическая значимость медиации.

Креативное решение трудностей.

Развитие внимания в рамках коллективной деятельности.

Овладение способами самоконтроля, саморегуляции.

Учимся договариваться.

Учимся решать проблемы вместе.

Итоговое занятие по курсу.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы модуля (5 класс-11 лет)

№ п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теори-тичес-ких

Прак-тичес-ких

Форма проведения занятия, виды работы

I. Медиация в школе.

7

6

1

1

Знакомство. Принятие правил работы в группе.

1

Беседа.

2

Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения.

1

Лекция. Беседа.

3

Принципы деятельности школьной службы примирения.

1

Лекция. Беседа. Анализ материала.

4

Функции и полномочия школьной службы примирения.

1

Лекция. Беседа. Анализ материала.

5-6

Нормативно-правовые аспекты.

1

1

Лекция. Практикум.

7

Модели организации служб примирения.

1

Беседа.

II. Межличностное общение

36

14

22

8

Качества, важные для межличностного общения.

1

Лекция. Беседа. Анализ полученного материала.

9-10

Механизмы общения: эмпатия, рефлексия, идентификация.

1

1

Лекция. Практикум.

11-13

Вербальные и невербальные средства общения.

1

2

Лекция. Анализ полученного материала. Практикум.

14-15

Правила эффективного общения.

1

1

Лекция. Практикум.

16

Фазы общения.

1

Лекция.

17

Барьеры общения.

1

Беседа.

18

Способы коррекции барьеров общения.

1

Тренинговые упражнения.

19-20

Умение вести конструктивный диалог.

1

1

Беседа. Практикум.

21-22

Эффективные приемы общения.

2

Практикум. Ролевая игра.

23-24

Язык «поддержки» и язык «подавления».

2

Практикум. Викторина.

25

Деловое общение.

1

Беседа.

26-27

Речь говорящего и понимание слушателя.

1

1

Лекция. Анализ полученного материала.

28-29

Совершенствование навыков «слушания».

2

Практикум.

30-31

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи.

2

Практикум.

32

Монолог. Диалог.

1

Беседа.

33-34

Совершенствование навыков устной речи. Полилог.

2

Практикум. Ролевая игра.

35-36

Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия.

2

Практикум. Ролевая игра.

37

Проблемно-ценностная дискуссия.

1

Лекция.

38-40

Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета.

1

2

Беседа. Ролевая игра.

41

Этика и виды речевой деятельности.

1

Беседа.

42

Общение по телефону.

1

Беседа.

43

Психодиагностика коммуникативных и организаторских склонностей.

1

Тестирование.

III. Конфликты и их разрешения.

17

5

12

44-45

Причины агрессивного поведения.

1

1

Лекция. Документальный фильм.

46-47

Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия».

1

1

Беседа. Практикум.

48-49

Виды школьных конфликтов.

1

1

Беседа. Ролевая игра.

50

«Конфликтные привычки».

1

Беседа.

51-53

Способы урегулирования и профилактика конфликтов.

1

2

Беседа. Практикум.

54-57

Отработка технологии группового взаимодействия. Умение слушать и конструктивно взаимодействовать.

4

Практикум. Ролевая игра.

58-59

Правила ведения спора.

2

Практикум.

60

Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

1

Практикум. Ролевая игра.

IV. Познаю себя.

10

4

6

61-62

Я – неповторимый человек. Мои достоинства.

1

1

Беседа. Самопрезентация.

63-64

Как стать прилежным и старательным.

1

1

Беседа. Ролевая игра.

65-66

Семь моих «Я». Что знают обо мне окружающие.

2

Самопрезентация.

67-68

Посеешь характер – пожнешь судьбу.

1

1

Беседа. Анализ полученного материала. Обсуждение.

69-70

Мои недостатки и как их превратить в мои достоинства.

1

1

Дискуссия. Беседа.

V. Мир моих чувств и эмоций.

6

1

5

71 - 72

Мои чувства и эмоции.

1

1

Беседа. Практикум.

73-74

Как выразить негативные эмоции: страх, гнев, злость, обиду».

2

Практикум.

75

Психодиагностика эмоционального состояния.

1

Тестирование.

76

Итоговое занятие по курсу.

1

Практикум.

Итого  76 часов

  1.  Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы модуля (6 класс-12 лет)

№ п\п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Теори-тичес-ких

Прак-тичес-ких

Форма проведения занятия, виды работы

I. Специфика и условия реализации восстановительного подхода в образовательных организациях.

8

6

2

1

Знакомство. Принятие правил работы в группе.

1

Беседа.

2

Понятие «медиация». Знакомство со школьной службой примирения.

1

Лекция. Беседа.

3-4

Восстановительный подход в разрешении конфликтов.

1

1

Лекция. Практикум.

5-6

Основные принципы восстановительного подхода.

1

1

Лекция. Практикум.

7

Цель и задачи служб примирения (медиация).

1

Лекция.

8

Необходимые условия для деятельности служб примирения (медиация).

1

Лекция.

II. Организация деятельности службы примирения (медиации).

6

4

2

9-10

Модели организации служб примирения (медиации).

1

1

Лекция. Практикум.

11-12

Деятельность муниципальной службы примирения (медиации).

1

1

Лекция. Практикум.

13

Этапы создания службы примирения (медиации).

1

Лекция.

14

Функции специалистов службы примирения (медиации).

1

Лекция.

III. Нормативно-правовая основа деятельности служб примирения (медиации).

4

3

1

15

Законодательно-правовые акты и нормативные документы.

1

Лекция.

16

Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ по работе с несовершеннолетними.

1

Лекция.

17-18

Рабочая документация по деятельности службы примирения (медиации).

1

1

Лекция. Практикум.

IV. Мир моих чувств и эмоций.  

8

6

2

19

Эмоциональность как свойство личности.

1

Беседа.

20

Понятие «эмоция», «чувство», «эмоциональное состояние».

1

Беседа.

21

Эмпатия. Гнев. Агрессия. Культура эмоций и чувств.

1

Беседа.

22-23

Пути саморегуляции.

1

1

Беседа. Практикум.

24

Способы взаимодействия с отрицательными эмоциями.

1

Беседа.

25-26

Эмоциональная культура личности.

1

1

Беседа. Ролевая игра.

  1. Межличностное общение.

25

12

13

27

Общение и его функции.

1

Беседа.

28

Коммуникативная культура личности.

1

Беседа.

29-30

Культура общения. Виды общения.

1

1

Беседа. Практикум.

31

Стили общения. Нормы этикета.

1

Беседа.

32

Механизмы взаимопонимания.

1

Практикум.

33

Роль умения слушать в личностном общении.

1

Беседа.

34

«Эффективные слушания».

1

Практикум.

35

Факторы «слушания». Три уровня «слушания».

1

Беседа.

36

Речь говорящего и понимание слушающего.

1

Практикум. Ролевая игра.

37-38

Барьеры между говорящим и слушающим.

1

1

Беседа. Практикум.

39

Преодоление барьеров общения.

1

Ролевая игра.

40

Язык «поддержки» и язык «подавления».

1

Лекция.

41-42

Совершенствование навыков «слушания».

2

Практикум.

43-44

Совершенствование навыков устной речи. Техника речи.

2

Практикум.

45

Монолог. Диалог.

1

Беседа.

46-47

Совершенствование навыков устной речи. Дискуссия.

2

Практикум.

48

Проблемно-ценностная дискуссия.

1

Беседа.

49-50

Этика речевой коммуникации. Этика и речь. Формулы речевого этикета.

1

1

Беседа. Практикум.

51

Этика и виды речевой деятельности.

1

Лекция.

  1. Конфликты и их разрешения.

15

4

11

52-53

Знакомство с понятиями «конфликт», «спор», «дискуссия».

1

1

Беседа. Практикум.

54-55

Виды школьных конфликтов.

1

1

Беседа. Ролевая игра.

56

«Конфликтные привычки».

1

Беседа.

57-59

Способы урегулирования и профилактика конфликтов.

1

2

Беседа. Ролевая игра.

60-63

Отработка технологии группового взаимодействия. Умение слушать и конструктивно взаимодействовать.

4

Практикум. Ролевая игра.

64-65

Правила ведения спора.

2

Практикум.

66

Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

1

Практикум.  Ролевая игра.

  1. Практическая значимость медиации.

67

Креативное решение трудностей.

1

Беседа.

68-69

Развитие внимания в рамках коллективной деятельности.

2

Практикум.

70-71

Овладение способами самоконтроля, саморегуляции.

2

Практикум.

72-73

Учимся договариваться.

2

Практикум.

74-75

Учимся решать проблемы вместе.

2

Практикум.

76

Итоговое занятие по курсу.

1

Практикум.

Итого 76 часов

8 модуль «Решаем конфликты мирным путем»  направлен на подготовку учеников к грамотному поведению в сложной ситуации с целью предотвращения острой конфронтации, улучшение межличностного взаимодействия, готовности к участию в переговорах в роли беспристрастных посредников (медиаторов), помогающих конфликтующим сторонам прийти к удовлетворяющему все стороны соглашению и сохранить впоследствии добрые отношения.

Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме. Если конфликты будут играть разрушительную роль в жизни ребенка - их негативные последствия скажутся и спустя десятилетия. Если же конфликтное взаимодействие в школьные годы научит его относиться к конфликту как к точке сборки, как к возможности выйти на уровень глубинного понимания своего оппонента, такой позитивный опыт может быть плодотворно использован в дальнейшем. Коммуникация не будет представлять для такого человека опасности, что значительно расширит его возможности и в профессиональной деятельности, и в личной жизни.

Исходя из выше сказанного, модуль «Решаем конфликты мирным путем» способствует формированию у всех участников воспительно-образовательного процесса навыков успешной социализации.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности:

  1. Требования  к помещению.

Для  проведения  занятий  требуется  просторное помещение, чтобы  можно было  поставить стулья  в круг.  Количество  стульев  должно  соответствовать количеству  учащихся.

  1. Дидактические материалы.

         Каждое  занятие  требует  предварительной  подготовки:  листы  бумаги, фломастеры или маркеры, доска, мелкий  раздаточный  материал (ручки, карточки  по темам и т.п.).  Музыкальный  материал (песни  о дружбе,  фонограммы  с релаксационной  музыкой).  Тексты  сказок, притч, заданий  для  беседы,  напечатанные  на  отдельных  карточках.

  1. Технические средства

Компьютер, принтер, проектор.

Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы:

Справочно-библиографическая литература:

  1. И.А. Тренинг психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002. – 251с.
  2. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Методическое пособие для преподавателей. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
  3. Григорьева Т.Г. и др. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 198 с.
  4. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосиб.: Новосиб. ун-та, М.: Совершенство, 1997. – 171 с.
  5. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум. – СПб.: Речь, 2010. – 141 с.
  6. Ежова Н.Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 249 с.
  7. Имею право. Сборник игр и задач для тебя и твоих друзей/ авторы – составители Мирошкина М.Р. и др. – М., 1999. – 72 с.
  8. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 144 с.
  9. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. Тренинг для педагогов. - М.: Генезис, 2004. – 183 с.
  10. Куницина В.Н. и др. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
  11. Макартычева Г.И. Коррекция девиантного поведения. Тренинг для подростков и их родителей. – СПб.: Речь, 2007. – 368 с.
  12. Обухова Л.Ф. Возрастная психологоия. – М.: Пед-ое общ. России, 1999. – 442 с.
  13. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: методические разработки занятий. -М.: Новая школа, 1993. – 49 с.
  14. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПБ.: Речь, 2003. – 175 с.
  15. Рвачева Е. Как стать мастером общения? 49 простых правил. – М.: Эксмо, 2010. – 128 с.
  16. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2002. – 256 с.
  17. Тримаскина И.В. и др. Тренинг эмоционального интеллекта и развития личной эффективности. – СПБ.: Речь, 2010. – 157 с.
  18. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии Часть 1,2,3. – М.: Генезис, 2005.– 167 с.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. www.nebej.ru
  2. Электронная библиотека
  3. www.litru.ru
  4. Журнал «PSYCHOLOGIES»
  5. www.psychologies.ru
  6. Блог школьного психолога
  7. http://schoolpsycholog.blogspot.com
  8. Открытый класс для психологов
  9. http://www.openclass.ru
  10. Единая коллекция ЦОР
  11. http://school-collection.edu.ru
  12. Интеллектуальная поисковая система


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"

Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Гибкий путь»

Дзюдо - это вид единоборства, искусство, дисциплина и просто способ провести время с пользой для себя. Универсальность Дзюдо как вида спорта заключается в том, что им могут заниматься люди всех возрас...

Рабочая программа дополнительных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку»

Рабочая программа дополнительных  занятий ««На пути  к ОГЭ по русскому языку»...

Памятка для подростков "Как решать конфликты мирным путём"

Памятка для подростков  Как решать конфликты мирным путём...

Рабочая программа курса по ЗОЖ "Путь к успеху"

  Программа курса «Путь к успеху» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее &ndash...

Рабочая программа внеурочной деятельности "На пути к ОГЭ"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "На пути к ОГЭ" рассчитана на 34 часа, с расчетом 1 час в неделю....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Путь к грамотности» 5-9 классы

Программа курса «Путь к грамотности» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения у...