Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему
Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopol.zanyatie.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Зам. УВР МОУ «СОШ №1 р.п.Татищево» в д. Македоновка Голикова Л.С. _________________________ «_____» ______________ 2013 г. | «Утверждаю» Заведующий ОП Филиал МОУ «СОШ №1 р.п.Татищево» в д. Македоновка Орлова Н.В _________________________ «_____» ______________ 2013 г. |
Рабочая программа
дополнительных занятий «На пути к ГИА»
8 класс
Составитель: Собянина Ольга Геннадьевна учитель русского языка и литературы ОПФ МОУ «СОШ№1 р.п.Татищево» в д.Македоновка |
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №___
от «___» __________ 2013 г
Пояснительная записка
В основу обновления содержания преподавания русского языка при подготовке школьников к ГИА-9 должна быть положена методика текстоориентированного обучения, в процессе которой развиваются все виды речевой деятельности учащихся в их комплексе, формируются навыки самостоятельной работы с текстом, прежде всего с позиций определения темы, идеи и проблемы.
Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
- писать сжатое изложение, что предполагает формирование у обучающихся навыков компрессии текста;
- читать текст и анализировать его содержание;
- выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, в том числе умение работать с информацией, заключённой в тексте.
Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла, осмысление информационного поля текста и использование различных источников для ответа на вопросы.
Но в программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, в учебниках русского языка почти нет заданий, аналогичных тем, которые встречаются в ГИА, недостаточно заданий, которые помогли бы успешно справиться с кратким изложением и сочинением по тексту. Поэтому необходим специально организованный курс, восполняющий «знаниевый вакуум», существующий в программах и учебниках. Таковым и является предлагаемый курс «На пути к ГИА», который на пропедевтическом (подготовительном) уровне решает часть перечисленных проблем, т.к. обращение к ним только в 9 классе из-за нехватки времени не сможет решить необходимые задачи по подготовке к ГИА.
Программа курса в 8 классе рассчитана на 34 час (1 час в неделю).
Данный курс предполагает:
- обобщение, систематизацию и углубление материала по лексическим и орфографическим темам, представленным в вариантах ГИА: лексическое значение слова, понятие о синонимах, антонимах и омонимах, средствах выразительности русской речи, правописание корней, суффиксов и приставок – и формирование устойчивого навыка нахождения правильного ответа в предъявленном тесте;
- обобщение, систематизацию и углубление знаний о тексте как продукте речевой деятельности, о смысловой и композиционной целостности текста, приёмах переработки текста, разграничении главной и второстепенной информации в тексте с целью формирования навыков осознанного чтения, адекватного понимания письменной речи в различных сферах и ситуациях общения и добывания информации из различных источников в соответствии с поставленной задачей;
- знакомство с приёмами компрессии текста и практическое использование их при написании сжатого изложения;
Содержание курса предполагает особую целевую установку курса.
Цель занятий: подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена через систематический тренинг по выполнению заданий формата ГИА.
Задачи:
- познакомить восьмиклассников с целями, содержанием, структурой, типовыми заданиями экзаменационной работы в формате ГИА, с организацией и технологией проведения государственной итоговой аттестацией в новой форме;
- через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
- учить умению осознанно подходить к поиску верного варианта ответа, используя всю систему знаний, полученных в курсе изучения русского языка;
- развивать речевые умения и навыки учащихся;
- систематически работать над умением создавать краткие изложения.
Формы работы с восьмиклассниками, которые могут использоваться в ходе занятий по программе «На пути к ГИА»:
• лекции учителя с различными видами заданий;
• составление обобщающих таблиц и схем;
• самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• самостоятельный отбор материала
• работа в группах;
• проведение деловых игр и практикумов;
• работа с вариантами КИМов, выполнение тематических заданий;
• написание изложений.
Оценка знаний, умений и навыков строится на основе рейтинга: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным. В течение года ведётся лист открытого учёта знаний, в котором фиксируются достижения учащихся в освоении знаний и умений, необходимых для выполнения экзаменационной работы.
В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
1.Уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях
2. Уметь кратко передавать исходный текст, применяя различные приемы сжатия
3. Уметь строить систему доказательств при анализе языкового явления.
4. Уметь анализировать текст, понимать его проблемы и художественные особенности.
Учебно-методическое обеспечение
1. Граник, Г.Г.Секреты орфографии: Книга для учащихся 5-7 классов/ Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение, 1991
2. Граник, Г.Г. Что значит «уметь работать с книгой»/Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая//Библиопсихология и библиотерапия. – М.: Школьная библиотека, 2005, с.132-152
3. Граник, Г.Г.Речь, язык и секреты пунктуации: Книга для учащихся/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская. – М.: Просвещение, 1995
4. Сенина, Н.А.Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2013: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону, 2013
Календарно-тематическое планирование курса
№ | Тема занятия | Виды работ | Дата проведен. | |
план | факт | |||
1 | Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. | Лекция учителя | ||
2-3 | Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. | Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания | ||
4-5 | Сжатое изложение. Редактирование изложения. | Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов. | ||
6 | Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). | |||
7-8 | Средства выразительности речи. | |||
9-10 | Стилистика русского языка. | |||
11-12 | Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне. | Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. | ||
13 | Орфограммы в приставках и суффиксах. | |||
14 | Н – нн в различный частях речи. | |||
15 | Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. | Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. | ||
16 | Морфология, морфологические признаки частей речи. | Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом. | ||
17 | Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). | Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование. | ||
18 | Виды односоставных предложений. | |||
19 | Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. | |||
20 | Характеристика предложений, синтаксический разбор. | |||
21 | Вводные слова и обращения. | |||
22 | Обособленные определение и приложения. | |||
23 | Обособленные обстоятельства. | |||
24-25 | Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | |||
26 | Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). | |||
27 | Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. | Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. | ||
28 | Классификация грамматических и речевых ошибок. | |||
29 | Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. | |||
30 | Редактирование сочинения С2.1. | |||
31 | Редактирование сочинения С2.2. | |||
32-33 | Построение сочинения-рассуждения. | |||
34 | Итоговое тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа кружка "Intel.Путь к успеху".
Программа предназначена для учащихся 5-6 классов....
программа дополнительного образования "Путь к слову"
программа дополнительного образования для обучающихся 14-15 лет...
Рабочая программа дополнительных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку»
Рабочая программа дополнительных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку»...
Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)
Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...