Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Собянина Ольга Геннадьевна

Рабочая программа дополнительных занятий "На пути к ГИА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopol.zanyatie.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Зам. УВР  

МОУ  «СОШ №1 р.п.Татищево»

в д. Македоновка

Голикова Л.С.

_________________________

«_____»  ______________ 2013 г.

«Утверждаю»

Заведующий  ОП Филиал  

МОУ  «СОШ №1 р.п.Татищево»

в д. Македоновка

Орлова Н.В

_________________________

«_____»  ______________ 2013 г.

Рабочая программа

 дополнительных занятий «На пути к ГИА»

8 класс

Составитель:

 Собянина Ольга Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

ОПФ МОУ «СОШ№1 р.п.Татищево» в д.Македоновка

 

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол №___

от «___» __________ 2013 г

Пояснительная записка

 В основу обновления содержания преподавания русского языка при подготовке школьников к ГИА-9 должна быть положена  методика текстоориентированного обучения, в процессе которой развиваются все виды речевой деятельности учащихся в их комплексе, формируются навыки  самостоятельной работы с текстом, прежде всего с позиций определения темы, идеи и проблемы.

 Общая направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:

  • писать сжатое изложение, что предполагает формирование у обучающихся  навыков компрессии текста;
  • читать текст и анализировать его содержание;
  • выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка, в том числе умение работать с информацией, заключённой в тексте.

            Актуальным становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла, осмысление информационного поля текста и использование различных источников для ответа на вопросы.

            Но в программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, в учебниках русского языка почти нет заданий, аналогичных тем, которые встречаются в ГИА, недостаточно заданий, которые помогли бы успешно справиться с кратким изложением и сочинением по тексту. Поэтому необходим специально организованный курс, восполняющий «знаниевый вакуум», существующий в программах и учебниках. Таковым и является предлагаемый курс «На пути к ГИА», который на пропедевтическом (подготовительном) уровне решает часть перечисленных проблем, т.к. обращение к ним только в 9 классе из-за нехватки времени не сможет решить необходимые задачи по подготовке к ГИА.

Программа курса  в 8 классе рассчитана на 34 час (1 час в неделю).

Данный курс предполагает:

  • обобщение, систематизацию и углубление материала  по лексическим и орфографическим темам, представленным в вариантах ГИА: лексическое значение слова,  понятие о синонимах, антонимах и омонимах, средствах выразительности русской речи, правописание корней, суффиксов и приставок – и формирование устойчивого навыка нахождения правильного ответа в предъявленном тесте;
  • обобщение, систематизацию и углубление знаний о тексте как продукте речевой деятельности, о смысловой и композиционной целостности текста, приёмах переработки текста, разграничении главной и второстепенной информации в тексте с целью формирования навыков осознанного чтения,  адекватного понимания письменной речи в различных сферах и ситуациях общения и добывания информации из различных источников в соответствии с поставленной задачей;
  • знакомство с приёмами компрессии текста и практическое использование их при написании сжатого изложения;

Содержание курса предполагает особую целевую установку курса.

Цель  занятий: подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена через систематический тренинг по выполнению заданий формата ГИА.

 Задачи:

  • познакомить восьмиклассников с целями, содержанием, структурой, типовыми заданиями экзаменационной работы в формате ГИА, с организацией и технологией проведения государственной итоговой аттестацией в новой форме;
  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и  систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии,  проверяемых в ходе проведения экзамена по новой технологии;
  • учить умению осознанно подходить к поиску верного варианта ответа, используя всю систему знаний, полученных в курсе изучения русского языка;
  • развивать речевые умения и навыки учащихся;
  • систематически  работать над умением создавать краткие изложения.

Формы работы с восьмиклассниками, которые могут использоваться в ходе занятий по программе «На пути к ГИА»:


• лекции учителя с различными видами заданий;
• составление обобщающих таблиц и схем;
• самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);
• самостоятельный отбор материала 
• работа в группах;
• проведение деловых игр и практикумов;
• работа с вариантами КИМов, выполнение тематических заданий;

• написание изложений.
 

           Оценка знаний, умений и навыков строится на основе рейтинга: выполняя задание, учащиеся получают определенное количество баллов, которое сравнивается с максимально возможным. В течение года ведётся лист открытого учёта знаний, в котором фиксируются достижения учащихся в освоении знаний и умений, необходимых для выполнения экзаменационной работы.

    В результате освоения курса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

1.Уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях

2. Уметь кратко передавать исходный текст, применяя различные приемы сжатия

3. Уметь строить систему доказательств при  анализе языкового явления.

4. Уметь анализировать текст, понимать его проблемы и художественные особенности.

Учебно-методическое обеспечение  

1. Граник, Г.Г.Секреты орфографии: Книга для учащихся 5-7 классов/ Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М.: Просвещение, 1991

2. Граник, Г.Г. Что значит «уметь работать с книгой»/Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая//Библиопсихология и библиотерапия. – М.: Школьная библиотека, 2005, с.132-152

3. Граник,  Г.Г.Речь, язык и секреты пунктуации: Книга для учащихся/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская. – М.: Просвещение, 1995

4. Сенина, Н.А.Русский язык. 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2013: учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации/ Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов-на-Дону, 2013

Календарно-тематическое планирование курса

Тема занятия

Виды работ

Дата проведен.

план

факт

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Лекция учителя

2-3

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

4-5

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

7-8

Средства выразительности речи.

9-10

Стилистика русского языка.

11-12

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

13

Орфограммы в приставках и суффиксах.

14

Н – нн в различный частях речи.

15

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

16

Морфология, морфологические признаки частей речи.

Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

17

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

18

Виды односоставных предложений.

19

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

20

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

21

Вводные слова и обращения.

22

Обособленные определение и приложения.

23

Обособленные обстоятельства.

24-25

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

26

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

27

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

28

Классификация грамматических и речевых ошибок.

29

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

30

Редактирование сочинения С2.1.

31

Редактирование сочинения С2.2.

32-33

Построение сочинения-рассуждения.

34

Итоговое тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа кружка "Intel.Путь к успеху".

Программа предназначена для учащихся 5-6 классов....

программа дополнительного образования "Путь к слову"

программа дополнительного образования для обучающихся 14-15 лет...

Рабочая программа дополнительных занятий ««На пути к ОГЭ по русскому языку»

Рабочая программа дополнительных  занятий ««На пути  к ОГЭ по русскому языку»...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...