"Что значит быть счастливым?"
методическая разработка (9 класс)

Людмила Григорьевна Клименко

Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

«Что значит быть счастливым?»

Цель: формирование духовности у воспитанников.

Оформление и оборудование: картины и иллюстрации по теме.

Цитаты: Один в поле не воин, и т.д.; магнитофон с классической музыкой.

Ход мероприятия

Чтец: Что такое счастье? Соучастье

        В добрых человеческих делах,

        В жарком вздохе разделенной срасти,

        В жарком хлебе, собранном в полях.

Чтец 2: Да, но разве в этом только в этом счастье?

        А для нас, детей своей поры,

        Овладевших над природой властью,

        Разве не в полетах сквозь миры?!        

Чтец 3: Безо всякой платы и доплат,

        Солнц толпа, взвивайся и свети.

        Открывайтесь, звездные палаты

        Простирайтесь, Млечные пути!

Чтец 4: Отменяя летоисчисленье,

        Чтобы счастье с горем не смешать,

        Преодолевая смерть и тленье,

        Станем вечной свежестью дышать.

Чтец 5: Воротясь обратно из созвездья

        И в слезах целую землю –мать,

        Мы начнем последние известья.

        Из глубин Вселенной принимать

Чтец 6: Вот такое счастье по плечу нам-

        Мыслью осветить пространства те.

        Чтобы мир предстал живым и юным,

        А не страшным мраком в пустоте.

Воспитатель: Мы часто говорим: «Хочу быть счастливым!». каждый из нас счастье представляет по-своему.

        Счастье… так много о нем говорится! А многие ли его испытывают? Чувствуется ли оно само чувство счастья?

        Вопросов может быть много. Но мы с вами попробуем определить общезначимое счастье, которое может испытывать каждый из нас. А пока маленькое задание.

Перед каждым из вас лежит лист бумаги. Напишите, пожалуйста, причем  постарайтесь ответить искренне. Пусть это будет анонимно, но честно: что для вас счастье? Пусть будет всего одно – два предложения, но в них будет суть. Пожалуйста приступайте.

Включается музыка дети пишут 3 минуты.

Воспитатель: вот и хорошо. Ваши сочинения мы прочтем в конце нашего классного часа. И если кто-то изменит свое мнение, его можно буде дописать.

        А теперь вопрос «Что такое счастье?» Может быть в труде?

        В одном классе речь зашла о том, нужно ли замыкаться в своем мирке или честно и открыто трудиться?

        И кто-то из ребят сказал: «Это все высокие слова. В жизни не так. Работай для людей или нет, все равно тебе памятник не поставят. И я хочу взять от жизни как можно больше, потому что мы живем один раз».

        В душе можно ужаснуться, как недалек в своих взглядах этот человек. Но попробуйте опровергнуть его мнение.

Ученик: Нельзя жить обособленно; мы рождаемся и сразу попадаем в семью, потом в детский сад, затем в школу. Потом дальнейшая учеба, и мы все время находимся среди людей. Одинокий человек ничего не может достигнуть.

Ученица: Если человек с такими мыслями живет в обществе, то как же он общается, ведь с ним будут поступать так же, как он относится к  другим. Если хотите, чтобы с вами общались, нельзя относится к людям равнодушно.

Воспитатель: А, мне бы хотелось спросить у него: нравиться ли ему вещи, которые сделаны тяп-ляп? Хочет ли он жить доме, где протекает крыша, осыпается штукатурка, шаткие полы? Согласен ли он ходить на бездарные фильмы? Покупать аппаратуру, которая на следующий день ломается? Приятно ли общаться с грубым продавцом? Хочется ли ему встречать с равнодушным врачом?

        Думаю, что все это ему не понравиться. Тогда почему другие должны для него трудиться с душой, старательно, чтобы ему жилось легко и беззаботно, если он сам не готов трудиться для других?

        Причем, такие люди обычно больше других требуют для себя всех благ и выражают недовольство, что, дескать, все не так.

        Разве «Все» в жизни – это развлечения, обладание дорогими вещами, поездки за границу?

        Вот что писал Лев Толстой: «Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждений в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать. Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».

        Вдумайтесь в эти удивительные слова человека, который работал всю жизнь без устали. Человеческое достоинство …Разве без него человек может быть счастливым? Нет. Никогда!

        В этом и есть смысл жизни и радость жизни – работать, чтобы делать жизнь лучше, справедливее не только для себя, но и для других. Жить только для себя бессмысленно и безрадостно.

        Мы никогда не останемся наедине с собой в полном смысле этого слова. Каждый из нас состоит из множества людей, смотрит на себя их глазами, дает себе общепринятую оценку. И если кто- либо исчезнет из нас – убавится какая-то частица нашего «я».

        Английский поэт XVII века Джон Донн писал: «Нет человека, который был бы как Остов, сам по себе; каждый человек часть Материка, часть суши; и если волной снесет в море береговой утес, меньше станет Европа, и так же, если смоет край Мыса или разрушит Замок твой или твоего друга, смерть каждого человека умоляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол – он звонит по тебе».

        Конечно, слова «жить для людей» не надо понимать таким образом, что ты должен отдать людям все свое время, свое имущество. Жить для других -это значит быть готовым пожертвовать своим временем, не замыкаться в своем мирке.

        Иметь личный духовный мир – большой, своеобразный – это прекрасно. И когда в него входят Пушкин и Чехов, Бетховен и Моцарт, королев и Циолковский – тем более. А ещё лучше, если ты делишься своим духовным богатством и друзьями и берешь в сокровищницу своей души что-то ценное от них. А мирок – это нечто другое. В мирке Бетховену и Пушкину будет тесновато. В нем не найдется места для друзей. Единственное, что в нем уменьшается - это большое жирное «Я».

Чтец1: Мы живем, страдая и любя,

        Но живем – совсем не для себя!

        Разве что-то личное лелея,

        Руки в небо человек простер.

Чтец 2: Продолжая дело Галилея

        Обрекая дело на костер?

        А его уста смолчать могли.

        Молодости светлой не губя…

Чтец 3: Только он совсем не для себя

        Утверждал вращение Земли!

        У него к корысти отвращенье!

        Да и что за прибыль от вращенья?

Чтец 4: А, костер гудит, дымит, клубя…

Человек живет не для себя!

Если для себя – тогда к чему

В собственную плоть вводить чуму?

        Над ретортой хлороформ глотать?

        В мрачных одиночках голодать?

Чтец 5: Если для себя - зачем ладони

        Подставлять под стронций и плутоний?

        Кровь свою горячую сдавать?

        На непрочных льдинах дрейфовать?

Чтец 6: Человек делами перегружен.

        И ему не выжить одному!

        Да и сам себе зачем он нужен.

         Если он не нужен никому?

Каждый человек совершает какие –то поступки, исходя из своего мышления, рассматривая все своих позиций. Тогда твой мир превращается и сужается до крошечного  

Мещанского мирка. Поступать исходя из своего мнения, рассматривая все свои позиции?

Ученик1: Думаю, да. Ведь если человек не будет иметь своего мнения, он обезличится, чего тоже нельзя допустить.

Ученик 2: Думаю, что свое мнение нужно иметь, исходя из полезности его для всех.

Ученик 3: Свое мнение тоже ведь складывается из каких – то общих понятий. Просто мнение твое должно быть правильным.

Воспитатель: Конечно, вы правы. Человек должен иметь свое мнение на все, даже на понятие «счастье».

        Но как быть, если мнение одного человека противоречит интересам общества? Если его позиция наносит вред окружающим? Пусть себе живет, как хочет? Пусть существует ложь, подлость, лицемерие? Думаю, это тоже неправильная позиция. Пусть, значит, другие борются со злом, помогают людям становится лучше, а самому спокойно жить в уютном, хорошо обставленном мирке наедине со своими мыслями?

        Твой внутренний мир появился не сам по себе. Его помогали строить очень многие люди, которые жили до тебя и оставили тебе прекрасные книги, музыку, достижения техники и картины. Его помогают строить и те люди, которые живут сейчас, которые научили тебя все это ценить. Мы все в долгу перед ними. А отдать долг нужно тем, кто будет жить после тебя. Такова извечная эстафета человечества.

        Итак, давайте попробуем сделать вывод из всего того, о чем мы с вами говорили.

Ученик1: Человек только тогда испытывает полное счастье, когда живет не только для себя, но и для других

Ученик 2: Надо быть требовательным к себе и задумываться над своими поступками, чтобы приносить пользу окружающим.

Воспитатель: Красиво жить – не просто звук простой.

                Лишь тот, кто в мире красоту умножил

                Трудом, борьбой, -тот жизнь красиво прожил,

                Воистину увенчан красотой.

Говорят, что человек прожил не зря, если посадил хоть одно дерево. Я бы добавила – жизнь прожита не зря, если ты хоть однажды решился на благородный поступок, не считаясь с собственными, интересами, не думая о себе. Тем самым ты внес маленькую, пусть миллионную долю в построение лучшего человеческого общества.

        «Прекрасная должность на земле Человеком», -говорил Горький.

        Какой ты, такие и взгляды защищаешь, какой образ жизни ведешь, каких растишь детей?

        Из всего этого складывается такое счастье.

        Подавляющее большинство людей в течение всей жизни не получают большинство известности. Они просто живут, работают, отдыхают. Но каждому вручается опыт человечества, его муки и радости.

        Пронесите это через всю свою жизнь, передайте своим детям.

        Пусть каждый из вас найдет счастье в чем-то своем. Подскажите мне: в чем можно найти счастье?

        Ученик: В полезной работе.

        Ученик: В воспитании детей

        Ученик: В помощи близким и простым людям.

        Ученик: В творчестве или изобретальстве.

        Ученик: В своем хобби.

Воспитатель: Правильно. Но что бы вы ни делали, какими бы любимым делом ни занимались – все это должно быть направлено на создание, на вклад в будущее.

        В юности видится все по-другому. Но потом, чем старше ты становишься, тем яснее перед тобой смысл истинного счастья. Это когда человек на старости лет может с гордость сказать: «Я жил не зря, я сделал много для людей».

        Я думаю, вы теперь знаете, где искать счастье.

        А сейчас каждый из вас получит свои листы и допишет в них то, что считает нужным. Мы сохраним их, и когда встретимся через несколько лет после окончания школы, обязательно прочитаем.

        Счастья вам, дорогие мои!

 

        

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Что значит быть патриотом

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»...

Что значит - быть хорошими родителями?

Что значит - быть хорошими родителями? У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Буду...

Что значит быть воспитанным?

ММММ Материал для класснгМатериал для классного часа в 7 классах.    Цель классного часа: Познакомить учащихся с кратким сводом правил поведения человека. Оценить уровень...

«Быть современным, значит быть толерантным!»

      Цели:1.     Улучшение психологического климата в группе.2.     Создание условий для формирования терпимости к различ...

Быть здоровым – значит быть красивым!

Классный час для учащихся 5-6 классов...

Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"

Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!"  , приурочен  к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....

Быть подлинным значит быть верным самому себе. Сочинение-рассуждение по творчеству И.С.Тургенева. Направление "Верность и измена"

Данная презентация поможет в подготовке к написанию сочинения-рассуждения по творчеству И.С.Тургенева ("Отцы и дети") и в подготовке к итоговому сочинению (или к РПР в 10 кл.)...