«Тьюторское сопровождение в рамках введения ФГОС СОО»
материал
Данный материал можно использовать для выступления на педсовете, РМО и других мероприятиях по обобщению опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_1.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Тьюторское сопровождение в рамках введения ФГОС СОО»
Профилизация школы, индивидуализация образовательных маршрутов старшеклассников, новый формат итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ – эти и другие изменения привели к необходимости поиска и реализации в педагогической практике обновленных подходов, обеспечивающих построение учебного процесса не на основе видов деятельности учителя, а на основе содержания учебной деятельности учащихся. Личность ученика при этом рассматривается как субъект собственного развития, нуждающийся в помощи при осмыслении окружающего мира, идей, образов, символов для формирования и духовной, и соционормативной культуры.
В образовательной среде уже несколько столетий существует образовательная технология – тьюторство, одной из ведущих задач которой является сопровождение индивидуального образования на основе осознания индивидуальных целей образования, выбора средств и форм образования, эффективных именно в рамках осознанных специфических целей, разработки долговременной образовательной программы, отслеживания ее эффективности и оценивания субъектно – значимых результатов.
Какой смысл кроется в тьюторе? Зачем он, собственно, нужен? Его дело – помочь учиться. Тьютор (от англ. Tutor) означает «домашний учитель», репетитор, (школьный) наставник, опекун». Изначально тьюторство возникло в английских университетах – Оксфорде и Кембридже. Там, в отличие от классических немецких университетов, профессора комментировали свои книги. Студенту самому предстояло решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбирать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется – все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор – ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях; фактически тьютор заменяет студенту родителей.
Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:
- Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время;
- Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова;
- Собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение учебного года.
Своеобразие деятельности тьютора заключается в том, что она органично сочетает в себе научную и педагогическую работу. Тьюторская деятельность протекает в условиях общения со студентами, суть которого не исчерпывается информационным обменом. Личностное взаимодействие студента и наставника приобретает вид сотрудничества.
Сфера применения тьюторского сопровождения не ограничивается британскими университетами.
В русскую педагогическую практику слово тьютор (тутор) было введено англофилом М.Н.Катковым (13 января 1868 года был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность). Главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников. С 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования. На сегодняшний день в России существуют школы, где есть тьюторское сопровождение. Это школа «Эврика – развитие» в Томске, общеобразовательная школа № 24 в Брянске, школа самоопределения А.Н.Тубельского, ряд частных школ («Росинка», Центр ЮСТТ и др.). Тьюторское сопровождение основывается на идеях и принципах культурно – исторического подхода Л.С.Выготского, психологии развития (теории продуктивного действия) Б.Д.Эльконина, гуманитарно – технологического подхода в философии и методологии. «Поддерживая», тьютор не учит и не воспитывает, а следовательно, не воспринимает ребенка ни в роли «ученика», ни в роли «воспитанника» и не может настаивать ни на чем таком, чего сам ребенок не хочет и не может. Почему? Потому что индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать себя самого. Но для того, чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность сталкиваться не с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстника) или общества, государства, коллектива, а со своими собственными. Он должен понять, что его собственные интересы, желания и потребности находятся в противоречии. Поэтому, совершая выбор, он, прежде всего, ответствен перед собой. Образовательный процесс должен содержать такие условия, при которых ребенок имел бы возможность развивать в себе все вышеперечисленные человеческие способности. Целенаправленное создание этих условий и являются целью тьюторской поддержки как особой педагогической деятельности, свободной, но соотносимой с целями социализации. Индивидуализация образования связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, осмысления и реализации индивидуализированного способа движения к Культуре, овладения собой через культурный образец. Важно понять, что в процессе индивидуализации ребенок не продолжатель чьей – то деятельности, преемник образцов, которые необходимо сохранять и воспроизводить, а творец, то есть тот, кто может сам что – то создать. Педагог, взаимодействующий с ребенком на основе норм тьюторского сопровождения, видит в проблеме ребенка не «стресс для себя» или факт «компромата» для последующих «оргвыводов», а точку личностного роста ребенка. Он создает вместе с ним в пространстве его саморазвития новую образовательную ситуацию, что делает ребенка реальным субъектом его собственной жизнедеятельности и идентификации, а через них – и субъектом его собственного образования. В этом – принципиальное отличие тьюторского сопровождения от традиционного руководства, типичного для действия учителя в рамках классно – урочной системы обучения и массовых форм воспитания. Носителем тьюторской позиции может быть как собственно тьютор, так и классный руководитель, учитель, воспитатель, другой педагог, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения, основанной на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи, - иными словами, взрослый, профессионально включенный в процесс сопровождения и поддержки в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке, помогающий учащемуся осуществить эту работу.
На сегодняшний день профессия «тьютор» быстро завоевывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования. Этому способствуют следующие факторы:
- Заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства.
- Заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества.
- Заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося.
- Заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества. Слайд 2
Рассмотрим каждый аспект.
- Реализация ФГОС возможна при наличии в образовании профессиональных тьюторов или педагогов с тьюторской компетентностью. Новые стандарты предполагают расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся, организацию образования по индивидуальным образовательным программам. Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимися, его семьей индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений, в социуме. Слайд 3,4
Государство четко определило курс на развитие научно – технического творчества, на организацию проектной, исследовательской деятельности детей. В нашей школе все учащиеся 10-х классов охвачены данными видами деятельности (слайд 5). В данном контексте и преподаватель ВУЗов выступают в роли тьюторов, поскольку имеют дело с личными запросами учащихся, сопровождают учеников на разных этапах выполнения проектов.
- В настоящий момент оформляется заказ общества на тьюторское сопровождение личности. Это связано с существенными политическими, социально – экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Укрепляет свои позиции в обществе Концепция образования на протяжении всей жизни, которая предполагает непрерывное образование человека, субъектную активную позицию личности в образовании; оформление и реализацию индивидуальных образовательных запросов через возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). Слайд 6-7
- У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения. Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, пофессиональной, жизненной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт культурного и осознанного отказа от чего – либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.
- Возникает очевидный вопрос: чем принципиально отличается профессиональная тьюторская деятельность от других социально – педагогических профессий? Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями. Учитель – предметник несет ответственность за обучение. Он озабочен освоением стандартов, формированием на уроках УУД, успешной сдачей выпускниками ЕГЭ. Предметом профессиональной деятельности психолога в системе ОУ является психика субъектов образовательной деятельности. В этой связи целью деятельности психолога является сохранение и укрепление психического здоровья субъектов, создание и поддержание в коллективе благоприятного психологического климата, диагностика с целью учета педагогами в практической деятельности психологических особенностей обучающихся. Психолог, прежде всего, отвечает за процесс развития личности, формирования общественно и лично ценных психических свойств и качеств, и за преодоление последствий, за коррекцию негативных психологических девиаций. Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в ОУ правил и норм, на формирование и развитие общественно одобряемых черт характера. Целью деятельности социального педагога является успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе. Кроме того, социальные педагоги занимаются поддержкой семей. В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). В самом общем виде под ИОП понимают программу образовательной или иной деятельности, направленной на личностное, профессиональное развитие ребенка, разработанную и реализуемую им на основе личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей и запросов. ИОП позволяет разнообразить, оптимизировать виды и формы образовательной деятельности обучающихся, их самообразование. Оказывая тьюторанту помощь и поддержку в выборе траектории развития, индивидуального образовательного пути тьютор не навязывает ему свое мнение, а помогает самому тьюторанту наметить ориентиры. Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помощь личности стать полноценным субъектом своей образовательной, профессиональной и гражданской жизни. Тьюторская деятельность – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Тьютор МКОУ «Новоусманский лицей»
Напреенкова И.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Це...
«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в рамках введения ФГОС НОО
Выступление на раонном семинаре-практикуме...
Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО
Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Данная статья ставит своей целью анализ различных аспектов понятия тьюторского сопровожения...