«Тьюторское сопровождение в рамках введения ФГОС СОО»
материал

Напреенкова Ирина Александровна

Данный материал можно использовать для выступления на педсовете, РМО и других мероприятиях по обобщению опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_1.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Тьюторское сопровождение в рамках введения ФГОС СОО»

Профилизация школы, индивидуализация образовательных маршрутов старшеклассников, новый формат итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ – эти и другие изменения привели к необходимости поиска и реализации в педагогической практике обновленных подходов, обеспечивающих построение учебного процесса не на основе видов деятельности учителя, а на основе содержания учебной деятельности учащихся. Личность ученика при этом рассматривается как субъект собственного развития, нуждающийся в помощи при осмыслении окружающего мира, идей, образов, символов для формирования и духовной, и соционормативной культуры.

В образовательной среде уже несколько столетий существует образовательная технология – тьюторство, одной из ведущих задач которой является сопровождение индивидуального образования на основе осознания индивидуальных целей образования, выбора средств и форм образования, эффективных именно в рамках осознанных специфических целей, разработки долговременной образовательной программы, отслеживания ее эффективности и оценивания субъектно – значимых результатов.

Какой смысл кроется в тьюторе? Зачем он, собственно, нужен? Его дело – помочь учиться. Тьютор (от англ. Tutor) означает «домашний учитель», репетитор, (школьный) наставник, опекун». Изначально тьюторство возникло в английских университетах – Оксфорде и Кембридже. Там, в отличие от классических немецких университетов, профессора комментировали свои книги. Студенту самому предстояло решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен  был сам выбирать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. К концу XVI  века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется – все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор – ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях; фактически тьютор заменяет студенту родителей.

Традиционная структура тьюторской системы включает в себя три элемента:

  1. Руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное время;
  2. Моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова;
  3. Собственно тьюторство, осуществляющее обучение студента в течение учебного года.

Своеобразие деятельности тьютора заключается в том, что она органично сочетает в себе научную и педагогическую работу. Тьюторская деятельность протекает в условиях общения со студентами, суть которого не исчерпывается информационным обменом. Личностное взаимодействие студента и наставника приобретает вид сотрудничества.

Сфера применения тьюторского сопровождения не ограничивается британскими университетами.

В русскую педагогическую практику слово тьютор (тутор) было введено англофилом М.Н.Катковым (13 января 1868 года был учрежден Лицей Цесаревича Николая в Москве, где предусматривалась эта должность). Главной задачей тьютора было индивидуальное воспитание вверенных ему учеников. С 2008 года профессия тьютор официально введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования. На сегодняшний день в России существуют школы, где есть тьюторское сопровождение. Это школа «Эврика – развитие» в Томске, общеобразовательная школа № 24 в Брянске, школа самоопределения А.Н.Тубельского,  ряд частных школ («Росинка», Центр ЮСТТ и др.). Тьюторское сопровождение основывается на идеях и принципах культурно – исторического подхода Л.С.Выготского, психологии развития (теории продуктивного действия) Б.Д.Эльконина, гуманитарно – технологического подхода в философии и методологии. «Поддерживая», тьютор не учит и не воспитывает, а следовательно, не воспринимает ребенка ни в роли «ученика», ни в роли «воспитанника» и не может настаивать ни на чем таком, чего сам ребенок не хочет и не может. Почему? Потому что индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать себя самого. Но для того, чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность сталкиваться не с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстника) или общества, государства, коллектива, а со своими собственными. Он должен понять, что его собственные интересы, желания и  потребности находятся в противоречии. Поэтому, совершая выбор, он, прежде всего, ответствен перед собой. Образовательный процесс должен содержать такие условия, при которых ребенок имел бы возможность развивать в себе все вышеперечисленные человеческие способности. Целенаправленное создание этих условий и являются целью тьюторской поддержки как особой педагогической деятельности, свободной, но соотносимой с целями социализации. Индивидуализация образования связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, осмысления и реализации индивидуализированного способа движения к Культуре, овладения собой через культурный образец. Важно понять, что в процессе индивидуализации ребенок не продолжатель чьей – то деятельности, преемник образцов, которые необходимо сохранять и воспроизводить, а творец, то есть тот, кто может сам что – то создать.   Педагог, взаимодействующий с ребенком на основе норм тьюторского сопровождения, видит в проблеме ребенка не «стресс для себя» или факт «компромата» для последующих «оргвыводов», а точку личностного роста ребенка. Он создает вместе с ним  в пространстве его саморазвития новую образовательную ситуацию, что делает ребенка реальным субъектом его собственной жизнедеятельности и идентификации, а через них – и субъектом его собственного образования. В этом – принципиальное отличие тьюторского сопровождения от традиционного руководства, типичного для действия учителя в рамках классно – урочной системы обучения и массовых форм воспитания. Носителем тьюторской позиции может быть как собственно тьютор, так и классный руководитель, учитель, воспитатель, другой педагог, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения, основанной на взаимодействии ученика и тьютора, в ходе которого ученик осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи, - иными словами, взрослый, профессионально включенный в процесс сопровождения и поддержки в ребенке стремления к самостоятельности, самопознанию, самоанализу и самооценке, помогающий учащемуся осуществить эту работу.

На сегодняшний день профессия «тьютор» быстро завоевывает популярность, становится весьма востребованной, а само тьюторство воспринимается как тренд развития современного образования. Этому способствуют следующие факторы:

  1. Заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства.
  2. Заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества.
  3. Заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося.
  4. Заказ на тьюторское сопровождение со стороны части представителей педагогического сообщества. Слайд 2

Рассмотрим каждый аспект.

  1. Реализация ФГОС возможна при наличии в образовании профессиональных тьюторов или педагогов с тьюторской компетентностью. Новые стандарты предполагают расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся, организацию образования по индивидуальным образовательным программам. Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимися, его семьей индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений, в социуме.  Слайд 3,4

Государство четко определило курс на развитие научно – технического творчества, на организацию проектной, исследовательской деятельности детей. В нашей школе все учащиеся 10-х классов охвачены данными видами деятельности (слайд 5). В данном контексте и преподаватель ВУЗов выступают в роли тьюторов, поскольку имеют дело с личными запросами учащихся, сопровождают учеников на разных этапах выполнения проектов.

  1. В настоящий момент оформляется заказ общества на тьюторское сопровождение личности. Это связано с существенными политическими, социально – экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Укрепляет свои позиции в обществе Концепция образования на протяжении всей жизни, которая предполагает непрерывное образование человека, субъектную активную позицию личности в образовании; оформление и реализацию индивидуальных образовательных запросов через возможность разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП). Слайд 6-7
  2. У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения. Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, пофессиональной, жизненной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт культурного и осознанного отказа от чего – либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.
  3. Возникает очевидный вопрос: чем принципиально отличается профессиональная тьюторская деятельность от других социально – педагогических профессий? Тьюторы создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, с неопределенностью, с инновациями. Учитель – предметник несет ответственность за обучение. Он озабочен освоением стандартов, формированием на уроках УУД, успешной сдачей выпускниками ЕГЭ. Предметом профессиональной деятельности психолога в системе ОУ является психика субъектов образовательной деятельности. В этой связи целью деятельности психолога является сохранение и укрепление психического здоровья субъектов, создание и поддержание в коллективе благоприятного психологического климата, диагностика с целью учета педагогами в практической деятельности психологических особенностей обучающихся. Психолог, прежде всего, отвечает за процесс развития личности, формирования общественно и лично ценных психических свойств и качеств, и за преодоление последствий, за коррекцию негативных психологических девиаций. Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в ОУ правил и норм, на формирование и развитие общественно одобряемых черт характера. Целью деятельности социального педагога является успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе. Кроме того, социальные педагоги занимаются поддержкой семей. В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы (ИОП). В самом общем виде под ИОП понимают программу образовательной или иной деятельности, направленной на личностное, профессиональное развитие ребенка, разработанную и реализуемую им на основе личностных, образовательных, профессиональных интересов, потребностей и запросов. ИОП позволяет разнообразить, оптимизировать виды и формы образовательной деятельности обучающихся, их самообразование. Оказывая тьюторанту помощь и поддержку в выборе траектории развития, индивидуального образовательного пути тьютор не навязывает ему свое мнение, а помогает самому тьюторанту наметить ориентиры. Одной из главных задач тьюторского сопровождения является не только оказание своевременной помощи и поддержки личности в образовании, но и обучение ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению, помощь личности  стать полноценным субъектом своей образовательной, профессиональной и гражданской жизни. Тьюторская деятельность – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на прояснение образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания ИОП, работа с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Тьютор МКОУ «Новоусманский лицей»

Напреенкова И.А.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС

Психолого-педагогическое сопровождение в рамках введения ФГОС   Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Це...

«Психолого –педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС»

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и...

Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО...

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в рамках введения ФГОС ООО

Программа психолого-педагогического сопровождения учебного процесса  разработана в соответствии с требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта основного общего обра...

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАМКАХ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Данная статья ставит своей целью анализ различных аспектов понятия тьюторского сопровожения...