«Роль портфолио в мониторинге личностных образовательных результатов обучающегося»
статья

Колмыков Андрей Михайлович

На современном этапе развития системы российского образования проблема качества образования  находится в зоне повышенного внимания. По мнению учёных, качество образования есть не что иное, как соотношение цели и результата. При том, что результаты заданы конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. 

Для того чтобы цель была направлена на конкретного ученика, а результаты превратились в оценку его личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом. 

Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным и мотивировал ребенка добиваться более высоких результатов?

Практика показала, что в качестве  эффективного инструмента по организации образовательного  процесса следует рассматривать такую педагогическую технологию, как портфолио.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx20.58 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.22 МБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

командира 3 взвода 1 кадетской роты

КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»

майора А.М. Колмыкова

на тему:

«Роль портфолио в мониторинге личностных образовательных результатов обучающегося»

На современном этапе развития системы российского образования проблема качества образования  находится в зоне повышенного внимания. По мнению учёных, качество образования есть не что иное, как соотношение цели и результата. При том, что результаты заданы конкретно и спрогнозированы в зоне потенциального развития ученика. 

Для того чтобы цель была направлена на конкретного ученика, а результаты превратились в оценку его личностных достижений, требуется создание целостной системы организации и управления образовательным процессом. 

Где же можно увидеть эти результаты? Как следует их представить, чтобы путь продвижения по лестнице личностного роста стал наглядным и мотивировал ребенка добиваться более высоких результатов?

Практика показала, что в качестве  эффективного инструмента по организации образовательного  процесса следует рассматривать такую педагогическую технологию, как портфолио.

Что же такое портфолио?

Портфолио – это:

  • способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений ученика в определенный период обучения;
  • коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях;
  • систематический и специально организованный сбор работ.

Выделяют следующие функции портфолио:

  •  диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учеников за определенный промежуток времени);
  • функция целеполагания (поддерживает учебные цели);
  • мотивационная (поощряет результаты деятельности ребенка);
  • содержательная (раскрывает весь спектр достижений ученика);
  • развивающая (обеспечивает непрерывность процесса развития и обучения от года к году);
  • рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений ученика).

Портфолио несомненно является средством мониторинга деятельности ученика, что проявляется во-первых, в отслеживании  индивидуального прогресса ученика в течение длительного времени; во-вторых, в оценивании  его образовательных достижений и, в-третьих, в учёте достижений, полученных не только в образовательном учреждении, но и в различных жизненных ситуациях.

Благодаря своим функциям и особенностям, портфолио может стать важным элементом системы внутренней накопительной индивидуальной оценки достижения планируемых результатов: не только предметных и метапредметных, но и личностных.

С этой целью, на наш взгляд, в состав портфолио должны быть включены различные материалы, отражающие:

  • дифференцированные оценки, которые  показывают  уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ;
  • интегральные оценки, характеризующие способность применять знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач;
  •  продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов с момента поступления в кадетский корпус до его окончания;
  •  результаты, достигаемые в ходе корпусной и внекорпусной деятельности.

Систематическая работа с портфолио поможет педагогам, воспитателям и родителям совместно с учащимся решать такие важные задачи, как: 

  • своевременно отмечать успехи ученика; 
  • диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося; 
  • поддерживать интерес ученика к получению качественного образования;
  • формировать самооценку ученика в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности; 
  • способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.

Работа  над портфолио позволяет не только педагогу и воспитателю, а также родителям, но и самому ученику самостоятельно проводить мониторинг своих знаний, поддерживать учебную мотивацию, создавать ситуацию успеха, формировать навыки учебной деятельности, поощрять активность и самостоятельность, а также развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.  Таким  образом, портфолио, как средство  мониторинга личностных образовательных результатов, отвечает всем требованиям: на его основе происходит оценивание не только стандартного набора знаний учащихся, но и его «индивидуализированной» карты  знаний, поэтому девизом работы с портфолио учащихся, по нашему мнению, должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».

Применительно к КГБОУ «Минусинский кадетский корпус»:

Портфолио находится в электронном журнале, к которому имеют доступ классные кураторы, офицеры-воспитатели (командиры взводов) и родители воспитанников.

Таким образом, пользуясь электронным журналом и портфолио, находящимся в нем, классные кураторы, воспитатели и родители могут анализировать результаты учебной и внеучебной деятельности, оценивать индивидуальные достижения воспитанников и достижения класса в целом, планировать на основе анализа дальнейшую учебную и воспитательную деятельность с целью повышения качества образования, повышения мотивации к получению образования и активному участию в общественной и спортивной жизни корпуса. Кроме того, сами воспитанники могут самостоятельно оценивать свои достижения и уровень успешности, что способствует развитию самостоятельности, умению анализировать и планировать свою учебную и внеучебную деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГБОУ «Минусинский кадетский корпус» ДОКЛАД на тему: «Роль портфолио в мониторинге личностных образовательных результатов обучающегося» Выполнил: воспитатель 3 взвода 1 роты майор А.М. Колмыков 2019

Слайд 2

Что же такое портфолио? способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений ученика в определенный период обучения; коллекция работ и результатов ученика, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях; систематический и специально организованный сбор работ. Портфолио - это:

Слайд 3

Выделяют следующие функции портфолио: диагностическая (фиксирует изменения и рост знаний учеников за определенный промежуток времени); функция целеполагания (поддерживает учебные цели); мотивационная (поощряет результаты деятельности ребенка); содержательная (раскрывает весь спектр достижений ученика); развивающая (обеспечивает непрерывность процесса развития и обучения от года к году); рейтинговая (показывает диапазон навыков и умений ученика).

Слайд 4

Материалы, которые должны быть включены в портфолио: дифференцированные оценки, которые показывают уровень и качество освоения выпускниками начальной школы каждой из учебных программ; интегральные оценки, характеризующие способность применять знания и умения по разным предметам в целях решения учебно-практических задач; продвижение обучающихся в достижении планируемых результатов с момента поступления в кадетский корпус до его окончания; результаты, достигаемые в ходе корпусной и внекорпусной деятельности.

Слайд 5

Портфолио позволяет решать следующие задачи: своевременно отмечать успехи ученика; диагностировать и проводить мониторинг индивидуального роста успешности учащегося; поддерживать интерес ученика к получению качественного образования; формировать самооценку ученика в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности; способствовать формированию умения добиваться решения поставленных задач.

Слайд 6

Электронный журнал

Слайд 7

Портфолио

Слайд 8

Результаты учебной деятельности

Слайд 9

Результаты учебной деятельности Результаты УД по четвертям Рейтинг воспитанника Результаты УД

Слайд 10

Результаты внеучебной деятельности Результаты ВУД общие

Слайд 11

Результаты внеучебной деятельности Результаты ВУД детально (предмет, вид спорта, название конкурса)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль портфолио в формировании индивидуальной образовательной траектории обучающихся

Портфолио как одно из средства оценки урочной и внеурочной деятельности ученика....

1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся

1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ, качество знаний учащихся по итогам внутришкольного контроля (справка от завуча)....

Результаты освоения обучающимися образовательных программ: динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся

Результаты освоения обучающимися образовательных программ, динамика индивидуальных образовательных результатов обучающихся....

Система мониторинга достижения образовательных результатов обучающимися и обеспечение индивидуального подхода в обучении

Система мониторинга достижения образовательных результатов обучающимися и обеспечение индивидуального подхода в обучении...