Консультация для воспитателей
консультация

Связная речь в дошкольном возрасте.

Использование приемов мнемотехники

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Связная речь                    в дошкольном возрасте»

«Связная речь в дошкольном возрасте»

Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Значение связной речи:

1 – дети учатся мыслить, учась говорить и  совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).

2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность).

3 – воспитывается чувство характера.

4 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.

5 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

Показатели связного высказывания:

  1. Смысловая ценность текста:

- высказывание на определённую тему,

- реализуется замысел говорящего,

- автономное законченное высказывание,

- можно подобрать заголовок,

- правильно оформленный текст, имеющий определённую структуру.

      2. Связность (членимость). Основа – связь предложений между собой, коммуникативная преемственность предложений.

Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте.

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1 - Речь разговорная, простая форма диалогической речи

2 - Речь структурна, неоформленная, существительные заменяются местоимениями, используются глаголы.

3 – Чаще используются короткие предложения, характерны инверсии (нарушение порядка слов в предложении).

4 – Речь ситуативна, речь больше выражает, чем высказывает.

5 – Речь более эмоциональна, эмоциональность проявляется по отношению к предмету, а не к содержанию речи. Изложение экспрессивно, выражает не содержание, а впечатление.

1 – Активизируется словарь, высказывания более последовательны и развёрнуты.

2 – Структура речи несовершенна, при употреблении сложно - подчинённых предложений упускается главная часть.

3 – Развивается контекстная речь, но ситуативная преобладает.  

1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто.

2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания.

3- Используют все типы предложений.

4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми).

5 – Речь более выразительна. Переходи от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям.

Формы связного высказывания:

-монолог                                                               - диалог

* повествование

* описание

* рассуждение

Задачи обучения детей связной речи.

Ранний возраст

Средний возраст

Старшая группа

Подготовительная группа

1 – Учить детей слушать и понимать рассказы и сказки.

2 – Учить детей повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.

3 – Учить детей в 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.

1- Подводить детей к составлению коротких (3- 4 предложения) описаний игрушек и картинок («Мы играем», «Моя группа»).

2 – учить составлять высказывание повествовательного типа через драматизацию знакомых сказок.

А) в индивидуальном общении дети рассказывают на темы из личного опыта (о себе, о игрушках, о семье)

Б) дети пересказывают хорошо знакомые сказки и рассказы.

В) воспитатель подсказывает способы связей в предложениях, задаёт схему высказываний, постепенно усложняет их содержание, увеличивает объём.

1 – Формирование элементарных представлений о структуре описания и повествования.

2 – Учить составлять повествовательные рассказы, указывая место и время действия, соблюдать композицию и последовательность изложения.

3 – В рассказах по одной картине придумывать предшествующие и последующие события.

- Дети пересказывают связно, последовательно сказки, рассказывают по наглядной опоре и без неё.

- Дают более развёрнутые описания игрушек, предметов, картин.

- Составляют рассказы из опыта, творческие рассказы с использованием наглядного материала и без него.

1 – Учить детей строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры, с использованием разных типов внутритекстовых связей. Усложняются задачи содержания обучения детей рассказыванию по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта, творческому рассказыванию без наглядного материала.

2 – дети сами оценивают и анализируют рассказы с точки зрения их содержания, структуры и связности

Средства развития связной речи:

- разговор (преднамеренный и непреднамеренный),

- беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог),

- занятия по обучению рассказыванию,

- пересказ литературных произведений,

- рассказывание по игрушке,

- рассказывание по картине,

- рассказывание их опыта,

- творческое рассказывание,

- рассуждение.

Работа по развитию описательно-повествовательной речи заключается в следующих 3 направлениях:

1.  Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом  сложных конструкций.

2.  Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.

3.  Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

  • Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;
  • Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
  •  Последовательность;
  • Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;
  • Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;
  • Культура изложения в широком смысле слова:
  • Правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,
  • Интонационная выразительность речи,
  • Достаточная громкость,
  • Отчетливость произношения.

Игры для словарной работы:

 «Кто как кричит», ребенок вынимает игрушку, называет на ощупь, , называет вместе с действием.

«Кто как передвигается», ребенок вынимает игрушку, называет на ощупь, , называет вместе с действием.

«Скажи наоборот», взрослый бросает мяч, называет действие, ребёнок называет противоположное действие, входит – выходит.

«Как сказать правильно», взрослый говорит неправильно предложение, дети исправляют.

«Чудесный мешочек», ребёнок вынимая предмет, говорит полным предложением. «Я взял…….»

«Сравни и расскажи» - детям раздаются отдельные виды кукольной одежды, сшитых из разной по цвету и материалу тканей, взрослый просит сравнить  2 юбки, чем они отличаются.

«Экскурсия в магазин, ателье» - сшейте мне пожалуйста такую юбку, и объясняют, какую они хотят. В магазине просят продать предмет не называя его, а только описывая.

«Подумай и договори». Взрослый произносит часть предложения, а дети должны закончить его, используя правильные формы.



Предварительный просмотр:

«Использование приемов мнемотехники»

/консультация для воспитателей/

Занятие состоит из нескольких этапов.

1 этап: рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.

3 этап: пересказ текста с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Пересказ сказки могут вести сами дети, используя незначительную помощь  взрослого, или пересказывать совместно с педагогом (на более ранних этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание текста, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то, что педагог посчитает нужным отразить.

Элементы мнемотехники помогают педагогам научить детей составлять описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Занятия построены на общеизвестных сюжетах, сказках. Дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду. «Превращаясь» в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир.

Перед занятием идёт большая предварительная работа (педагога и детей):

-подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;

-обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;

-подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание диска;

-выбор педагогом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.

В ходе занятия педагог помогает детям вопросами, включает различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок, народные приметы и т.д. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом помогают мнемотаблицы, способствующие лучшему запоминанию материала. Для составления рассказов используются готовые мнемотаблицы.

Сразу же после занятия наглядность в виде мнемотаблиц убирается, т.е. во второй половине дня работа ведётся по памяти.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удаётся достичь таких результатов:

-у детей появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так и в повседневной жизни;

-расширился круг знаний об окружающем мире;

-активизировался словарный запас;

-дети использовали в спонтанной речи поставленные звуки;

-они преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

                                                                                 Учитель – логопед : Араева О


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ.

   Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателей, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Данная консультация дает представление о роли воспитателя в процессе музыкального воспитания дошкольников....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации отражены основные проблемы в речи воспитателя, и пути их исправления....

Консультация для воспитателей на тему "Речевой этикет воспитателя"

В консультации представлены основные ошибки в речи воспитателя. А так же приемы исправления разговорной речи...