Современные подходы к игровой досуговой программе.
план-конспект

Куркина Ирина Викторовна

Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к игровой досуговой программе.

«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки…»

Каковы  же современные подходы в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, и какие необходимо создавать оптимальные условия для развития музыкальности детей?

Мы прекрасно осознаем, что дошкольное детство – это тот важный период, когда от близких взрослых зависит, насколько будет раскрыт творческий потенциал каждого ребенка, определяющий уникальность его личности и успешность в дальнейшей жизни.

Говоря о современном подходе в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, важно отметить, что его цель – не подготовка музыкантов, художников, поэтов, дизайнеров, а раскрытие творческого потенциала маленького человека, воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы, что является основной успешности в дальнейшем.

Многие дети способны видеть необычное  в обычном, по-особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный выбор. Все малыши талантливы и задача педагога, даже не обладающего какими - либо особыми качествами, создать условия для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

Кроме того, занятия музыкально-эстетического цикла воспитывают в воспитанниках такие необходимые для успешного человека качества, как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение делать одновременно несколько дел (слышать, видеть, действовать руками, двигаться, думать).

Итак, главное, в чем заключается современный подход в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников – это отношение педагогов к детям, их тонкое видение к возможностей каждого воспитанника, умение создавать развивающую среду и организовать творческое игровое взаимодействие.

Для успешного музыкально-эстетического воспитания детей важны соблюдения двух главных условий:

Использование в работе с детьми только хорошо проверенного, качественного и при этом доступного художественного материала.

Индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка в самостоятельном выборе художественного материала игровых ролей. Способа самовыражения в различных видах музыкальной деятельности.

Полноценная личность на современном этапе – это всегда личность творческая, развивающая, созидающая. Именно этому и должны способствовать занятия музыкальной направленности в ДОУ.

Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений.

Анкетирование родителей выявило: только 32 % родителей создают условия для развития творческих способностей детей. Низок образовательный и духовный уровень современных родителей. Приоритетом становится материальные ценности.

Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития, и в этом плане музыкальному руководителю отводиться особая роль. Поэтому цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности.

Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту основную задачу и используются в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ, и служат залогом успешного развития и результативного воспитания дошкольников.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественному иному пути. Поэтому перед музыкантами стоят вопросы, как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы воспитанникам возможность активного участия в ходе занятия. Сегодня нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия.

Отличительной особенностью этого вида занятий предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуктивно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему  музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к понимаю специфики каждого вида искусства.

С появлением авторских программ по музыкальному воспитанию «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, «Гармония», «Синтез» К.В.Тарасовой, методика А.И.Бурениной, Карла Орфа – появилась возможность разнообразить, варьировать способы, средства познания детьми музыкального искусства  (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которого и осуществляется и общее развитие.

А в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественной деятельности детей при проведении музыкальных занятий в ДОУ выступает, конечно же, игра. Кроме того, мотивы игровой и художественной деятельности сходны. Например, в музыке и рисовании, как и в игре, происходит «сдвиг мотива на цель». Специфика развития детской музыкальности или художественного вкуса заключается в том, что, рисуя, ребенок реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей он использует «каракули» и «рисунки-схемы», а в музыкальном творчестве находит свои способы выражения действительности в движении, сочинительстве простейших мелодий и т.п.

Желание рассказать о себе и своих переживаниях, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка в подготовительной группе. Оно постепенно перерастет в стремление выразить  свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.

Выделяют следующие общие методы музыкально-эстетического воспитания.

1.Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное, метод убеждения).

2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего поколения.

3.Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и  практическим действиям над поставленной задачей.

Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания. Например, в методике музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования элементов музыкального языка (группа методов организации художественной деятельности). Он позволяет понять и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него способе особенности выразительных средств их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен. В отличие от метода побуждения детей к творческим проявлениям, метод моделирования – механизм обучения детей.

Очень активно используется метод проектирования – современный метод интеграции деятельности, позволяющий решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем – то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач и видами деятельности. А главное – проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью.

На мой взгляд, существуют проблемы, препятствующие реализации этих методов на празднике.

  • Проблема недостаточной психолого-педагогической компетентности педагогов (да и родителей «ищущие, спокойные, отстраненные»), которые создают атмосферу «отчуждения» или, наоборот,  «захваливания».
  • Проблема бессодержательного, неконструктивного и некомфортного взаимодействия детей друг с другом, педагогами и родителями.

Несомненно, система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников. Воспитатели помогают семьям создавать необходимые условия  для правильного эстетического воспитания детей. Они рассказывают о важности эстетики быта, советуют, что читать детям, какие диски для слушания музыки приобрести, добиваются чтобы у ребенка в семье было все необходимое для проведения детского творчества: альбом, карандаши, краски, игрушки, книги. Устанавливают преемственность в эстетическом воспитании детского сада и семьи, формируют первоосновы духовной культуры, которой должен обладать человек.

Одним из самых любимых, универсальных и доступных видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции в развитии ребенка, является театрализация. Но не в том качестве, как его понимают многие педагоги, администрация ДОУ и родители (которые ждут «шоу», не всегда понимают и представляют, какой ценой подготовлено это «шоу»). Сегодня зачастую все это готовится только музыкальным руководителем и воспитателями, дети же в подобной деятельности – просто исполнители. Это видно по тому, как выступающие дети ищут глазами своего педагога. Да, они приобретают опыт публичного выступления, но это мало способствует решению таких важных задач, как развитие воображения, рефлексивного мышления, речи и пр.

Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность реализации для всех ее участников, независимо от их возраста. Следует понимать, что театрализация должна быть направлена, в первую очередь, на развитие ребенка, а не на внешнее доказательство профессиональной компетентности педагога. В процессе творческого взаимодействия с ребенком педагог должен быть озабочен процессом воспитания, а не обучения. Такая театрализация и будет способствовать развитию у детей ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, воображения, воли, памяти, фантазии, навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Обязательно должна быть смысловая модель, стержнем которой является игровая тема, которая становится смыслообразующей для развертывания различных вариантов театрализованной деятельности. Вокруг игрового сюжета педагог и выстраивает содержание различных видов деятельности, организует совместное творчество с детьми (младшие дети – выполнение посильных заданий- зайка, кошечка, цыплята), старшие – активное участие в сочинении сюжетов и т.д.)

Примеры моделей -  игры в путешествие, игра в пересказывание сказок и истории «наоборот», игровая ситуация «Исполнение желаний» (в качестве завязки может быть использован сюжет сказки, танец…), игры в развлекательные программы, цирковые представления и многое-многое другое, все, конечно, же зависит от желания педагога-музыканта и его творческих поисков в работе с детьми.

«Ты так драгоценен, так прекрасен, так много значишь для меня, что я не имею никакого права тебя ограничивать, кромсать, уродствовать. Я всеми силами своего существования буду служить тому, чтобы ты развивался в полную меру своих возможностей: я не буду преградой стоять на твоем пути, а я буду только следить за тем, чтобы ты не оказался недостойным себя самого, чтобы ты стал в полной мере той красотой, тем чудом, каким ты можешь быть…»                          

                                                                                                                                                                                                         Митрополит Сурожский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая досуговая программа "Приключения туриста Незнайки"

Игровая досуговая программа «Приключения туриста Незнайки» является разовой, Не требует подготовки участников. Дети включаются в игру,  непосредственно в ходе действия – прохождения туристической...

Игровая досуговая программа "Lost"

Игровая досуговая программа "Lost".Цель программы             Целью данной программы является создание условий для возникновения заинтересованнос...

Технологии детских игровых досуговых программ в организациях дополнительного образования детей

Игру можно разделить на двадцать два игровых принципа: игра, конкурс, аттракцион, аукцион, викторина, лотерея, потеха, забава, розыгрыш, прикол, затея, состязание, фант, хороводные игры, игры в кругу,...

Сценарий краткосрочной игровой досуговой программы "Смех для всех"

Краткосрочная игровая досуговая программа предназначена для детей младшего школьного возраста, может быть посвящена дню смеха 1 апреля или приурочена к окончанию учебного года....

Квест как альтернативная форма организации образовательного процесса на примере познавательно-игровой досуговой программы «Петербургские окраины» по Шуваловскому парку Санкт-Петербурга

Данная методическая разработка содержит опыт проведения познавательно-игровой досуговой программы для учащихся восьмых классов «Петербургские окраины», которая реализуется с 2009 года в ра...

Игровая досуговая программа "Новогодняя перезагрузка"

В условиях внедрения цифровых технологий в повседневную жизнь, современные дети с малых лет оказываются погруженными в интернет пространство, их взаимодействие со сверстниками сводится к общению через...

Игровая досуговая программа "Дялбу инэнитэн"

Игровая досуговая программа (ИДП) – весьма значимое звено, которое строится на удовлетворении потребностей детей в отдыхе, релаксации, общении. Это могут быть разовые игровые программы всевозмож...