Технологии детских игровых досуговых программ в организациях дополнительного образования детей
материал ( класс) на тему

Речкалова Надежда Анатольевна

Игру можно разделить на двадцать два игровых принципа: игра, конкурс, аттракцион, аукцион, викторина, лотерея, потеха, забава, розыгрыш, прикол, затея, состязание, фант, хороводные игры, игры в кругу, игро-танцы, танцевальные игры, песня, игро-песня, комикс-игра (игровое представление), занятие.

Рассмотрим подробнее игровые принципы, используемые при организации досуга детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологии игровых программ87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологии детских игровых досуговых программ в организациях

дополнительного образования детей

Игра  - это, прежде всего отдых, разрядка, средство психологической компенсации, способ радостного общения детей.

Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна и многое «рассказывает самому ребенку о нем». Игра - путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей, в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Игра – вид эстетической деятельности человека, состоящий в упражнении его способностей ради наслаждения самим процессом, реализации физических, интеллектуальных, и эмоциональных сил .

Игру можно разделить на двадцать два игровых принципа: игра, конкурс, аттракцион, аукцион, викторина, лотерея, потеха, забава, розыгрыш, прикол, затея, состязание, фант, хороводные игры, игры в кругу, игро-танцы, танцевальные игры, песня, игро-песня, комикс-игра (игровое представление), занятие.

Рассмотрим подробнее игровые принципы, используемые при организации досуга детей.

 Игры. Сам игровой принцип игры делится на две основные - и самостоятельные и взаимосвязанные - части: дворовые игры, посиделочные игры. И дворовые, и посиделочные игры также делятся на свои составные части. Дворовые игры: пряточные («прятки»), беговые («салочки - пятнашки - горелки»), прыгательные («прыгалки - скакалки - классики») и т.п. Посиделочные игры: жмурочные, целовальные, словесные и т.п. [29, с. 17].

К сожалению, многие организаторы досуга забывают про данные формы, хотя они являются самыми популярными среди детей.

Следующий игровой принцип, который широко применяется в детских игровых программах – конкурс. Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы. Главное отличие игрового принципа от конкурсного в том, что конкурсный принцип игры требует выявления лучшего. В игре лучшего выявлять не нужно. Как и игра, конкурс также делится на свои составные части. Это могут быть и массовые конкурсы, в которых участвуют вся детская аудитория (например,  конкурс на лучший танец), с выделением и поощрением самых активных, оригинальных исполнителей, дуэтов, квартетов и т.п. И групповые, где в группах проводятся конкурсы с выбыванием проигравших, или - что сегодня более перспективно и важно – победителей. Победители или проигравшие выделяются или в ходе самой игры, или по реакции зрителей (например, по шумному приветствию), или каким-то другим приемом.

Аттракционный принцип игры - это, фактически, игровое оформление пространства, делится он на четыре направления: Межпространственное - игры, которые располагаются вертикально от земли или от пола вверх. Напольное - игры, которые располагаются горизонтально по полу или по земле. Потолочное - это игры, которые свисают от потолка вниз. Настенное - игры, которые располагаются на стенах игрового пространства мероприятия - в фойе, коридорах и т.п. Аттракционный принцип - это все разновидности тиров, кегельбанов, горок, трамплинов, городков, мишеней, которые так популярны в настоящее время.

Викторинный принцип игры - сегодня самый популярный. Он также делится на свои подвиды: «тестовый» («Кто хочет стать миллионером?»), «кроссвордный» («Поле чудес»), «вопросный» («Что? Где? Когда?»). Хотелось бы отметить, что викторина не просто игра в ответы на вопросы. Викторина требует полного или достаточно объемного раскрытия темы.

 В данном принципе могут широко использоваться: шарады - загадки, в которых загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов; кроссворды - игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими перекрещивающиеся слова. В свою очередь кроссворд может быть настенным для коллективного разгадывания. Он становится тем, что мы называет игровым оформлением праздничного пространства. Кроссворд может быть индивидуальным, на отдельных листочках.

В викторинном принципе  не маловажную роль играет загадка - очень древняя игровая форма. Через «загадку» шли и освоение мира, и познание его секретов, и особый взгляд на быт, и развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления. Все загадки, делятся на две части: старинные загадки (создаваемые и накопленные многими поколениями нашего народа), современные загадки (создаваемые сегодня и в народной среде, и писателями, и ведущими - игровиками). Старинные и современные загадки также подразделяются на загадки познавательные и загадки развлекательные.

Каждый ребенок любит подарки и сюрпризы, и с большой радостью принимает их. Лотерея – это тот игровой принцип, который может принести эту радость. Бывают лотереи: беспроигрышные в виде тира (что «выбил», то и получи), театрализованные и другие. Лотерейный игровой принцип хорош, как встречальная форма на детской игровой программе. Например, детей могут встретить персонажи программы и предложить билетик, по которому можно выиграть «приз», «улыбку от всей души», «фокус-покус», «доброе пожелание» и др. Игра, в которой надо с завязанными глазами срезать приз, висящий на нитке - это тоже одна из форм лотерейного игрового принципа. Лотерея имеет огромное количество форм, которые легко и удачно входят в канву любой программы .

Не очень широко используется в детских досуговых программах такой игровой принцип, как  затея. Она необходима для включения детей, особенно для тех, кто не проявляет интереса к происходящему, в игровую атмосферу. Вот для них и нужно придумывать и затевать что-то неожиданное, новое действие.

Следующий принцип, широко распространенный среди организаторов детского досуга - состязательный - это: все виды эстафет, все поединковые схватки; дворовые виды спорта, настольные игры  и многое другое. Необходимо назвать отличия состязания от конкурса: если в конкурсах участвуют группы людей, то в состязаниях - команды. Основная разница здесь в том, что «группа» - это случайный набор людей, а «команда» - уже отобранные люди. Если в конкурсах фигурируют призы, то в состязаниях - награды .

 Очень разнообразны хороводные игры – популярный игровой принцип. Хороводные игры - это коллективные игры или игры, развивающие такое понятие, как «коллективизм», так как в них дети вместе соучаствуют, помогают, радуются. Хороводная игра - это прямой контакт: руки об руки друг друга, рукой за руку друга, руки на плечи друг другу. Хороводная игра - это развитие коллективного мышления, коллективного взаимодействия, взаимной поддержки, «чувства локтя». Хороводной игрой могут быть и «змейки», и «круги», и «паровозики», и «ручейки», и т.п.

 Для организаторов детских программ интересен принцип - «игры в кругу» - четкое и точное геометрическое определение: в кругу. Как правило, они рассчитаны на личное, индивидуальное участие каждого человека. Но нужно отметить, что здесь опять большую роль играет коллектив. Панфилов отмечает: «Круг» понятие сакральное, мистическое. Да, каждый - сам за себя, но есть при этом жесткий каркас – круг» . Поэтому: игры в кругу - это игры, развивающие личностные начала, но без отрыва от общества (коллектива).

Игро-танцы и танцевальные игры – любимы и детьми и взрослыми. Это два разных игровых принципа. Название каждого игрового принципа состоит из двух слов. Смотрим: какое слово стоит на первом месте. Это слово и есть доминанта данного игрового принципа: «игро-танцы» - значит «игра» здесь главное, а «танец» - подспорье. «Танцевальная игра» - главенствует «танец», а «игра» является украшающей его деталью. К танцевальным играм относятся такие танцы, как «Бамп», «Танец маленьких утят», «Сиртаки», «Летка-енька», «Маленькие утята», «Ламбада», все виды «Кадрили» и другие танцы, пляски, танцевальные забавы и потехи народов России и мира Опыт показывает, что дети с удовольствием танцуют и играют одновременно.

Песня, как игровой принцип, является и прекрасным ненавязчивым «манком» в досуговой программе: стоит только запеть хорошую песню, как дети ее подхватывают, а значит включаются в действие.

Если говорить об игро – песне, то в данном игровом принципе - «песня» является подспорьем игре. Песня помогает игре. Например,  широко используются известные всем игры «Бояре», «Каравай» и др.

Необходимо назвать ещё один принцип -  «Игровое представление». Суть его такова: если дети в определенный момент программы становятся «актерами» - это и есть то, что стоит в названии данного игрового принципа.  Дети уже не играют в игры, а участвуют в импровизационном представлении. То есть они действуют, с помощью ведущих как актеры. Игровое представление, как игровой принцип, имеет свое сценическое разнообразие. Это могут быть: зримый анекдот, пантомима, сказка-подсказка, ролевые игры и т.п.

Приведенные в данной работе игровые принципы - не бывают в чистом виде. Они все переплетены друг с другом. Именно  поэтому игры, включенные в детскую досуговую программу, делают её единой, целостной и разнообразной.

 В проведении игровых досуговых программ необходимы определенные подходы. Остановимся на некоторых из них.

Первый подход: гадальный. Гадальный подход применяется во многих играх: это и «чет - нечет», и всевозможные встречальные лотереи и др. Гадальный подход хорош тем, что он возбуждает особый интерес и активизирует участие детей в играх и конкурсах .

Второй подход: условный. В основе любой игры всегда есть условие. Панфилов утверждает, что условие (условность) - это особенный, воображаемый, символический, существующий только в игре мир. Поэтому условие в игре идет на первом месте, и только за ним идут правила игры. Именно условием игры отличаются друг от друга.

Одним из самых интересных подходов является смеховой. В природе смеется только человек. Животным это не дано. Смех - это очень мощный манок. Если во время вашего выступления люди смеются или улыбаются, значит, вы как игровик, ведущий - на правильном пути. В связи с этим можно привести интересный факт: ученые обнаружили, в каком полушарии мозга находится «центр смеха» (оказалось, в правом). Нашли и «материальные» доказательства лечебного эффекта. Поэтому, применяя в своей работе смеховой подход, мы не только развлекаем людей, но и оздоровляем их. Тем более надо этот подход применять при работе с детьми.  

Теперь остановимся на понятиях «манок» и «провокация». «Манок» - это прием, которым ведущий - игровик вовлекает в действие детей. В основном, манок используется как прием индивидуального включения ребенка в игру. Манком может быть все: имя ребенка; цвет его одежды или какая-то характерная узнаваемая черта; не отгаданная или отгаданная загадка; недоговоренная реплика вопрос с обратной связью; предмет или игровой реквизит. Например, можно предложить детям жетоны разного цвета, использовать карточки с цифровым обозначением,

Сравним понятие «манок» и «провокация». «Провокация» - это игровая технология вызова у детей (в массе, а не поодиночке, как с помощью манка) нужных чувств или нужных действий. При этом вся детская аудитория делает то, что нужно ведущему - игровику или персонажу игрового спектакля.

Обогащая досуговую программу данными игровыми принципами, организаторы добьются успеха и популярности среди детской аудитории.  

В ходе изучения научно – методической литературы по работе с детьми в педагогике, психологии, социально – культурной деятельности автор выделяет основные принципы проведения детских игровых программ:  ребенок должен быть в центре игровой деятельности; каждому ребенку дается право выбора; игра – дело добровольное; каждый ребенок — индивидуальность и имеет право на уважение; игра — это взаимодействие взрослых и детей. Забота и внимание к каждому ребенку должны демонстрироваться все время; равноправие, доступность игры для всех детей, толерантность и особое внимание к тем, кто испытывает трудности; право на безопасную игру; игра должна происходить в соответствии с законом о детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия; игра, доступная для всех.

 Технология организации  детских игровых программ.

Можно выделить следующие функции детских досуговых программ: познавательная; коммуникативная; воспитательная; рекреационная; функция самоутверждения и самореализации человека.

Предлагается разделить технологию организации игровых досуговых программ для детской аудитории на два блока: творческий и организационный. Рассмотрим каждый блок подробнее.

Творческий блок включает в себя следующие моменты: создание сценарной группы, в обязанности которой входит: определение целей и задач, темы и идеи программы; написание сценария; работа с ведущими, разработку игр соответственно теме и возрасту участников, репетиционно - постановочный процесс, подготовку номеров выступлений творческих коллективов, подбор и запись музыкального сопровождения.

Игровая программа в процессе проведения не исключает импровизаций и наличия не предсказуемых моментов. Поэтому организаторам необходимо разработать план проведения мероприятия, в котором указывается дозировка времени на каждую игру, последовательность зрелищных заставок, место проведения и ответственных за каждый игровой эпизод.

Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов.

Любая программа начинается с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Замысел является движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущей программы.

Одним из компонентов технологического процесса является драматургия.

Драматургия – это сюжетно-образная концепция (взгляд) досуговой программы или массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.

В качестве исходного материала выступают выразительные средства на основе самой жизни, реальный фактический материал; реальные герои, аудитория; конкретная реальная исходная ситуация. В досуговой программе драматургическая концепция предопределяется исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме .

С точки зрения драматургии, досуговая программа - результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей .

Можно выделить компоненты драматургии досуговых программ для детей. Во-первых - это актуальность программ с позиций текущих социальных, культурных и педагогических задач. Во-вторых -  преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так и в педагогическом и художественном аспектах. В-третьих - разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы.

Задача организатора - создать оригинальное художественное произведение соединением различных выразительных средств: игр, стихов, музыки, песен, в единую логическую композицию, подчиненную общему замыслу, теме, идее.

Действующие лица в сценарии - живые реальные герои, однако, могут быть литературные и художественные образы. Сценарий пишется конкретно для детей. Организация общения также «закладывается» в структуру сценария, используя приемы активизации участников программы. Сценарий рассматривают как программу педагогического влияния на детскую аудиторию, формирующую настроения и сознание детей.

Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи. Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором. Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в  игровом действии.

Основными компонентами композиции являются:

Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта.

Завязка - начало конфликта.

Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.

Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.

Развязка - разрешение конфликта.

Каждый эпизод программы должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим .

Композиция имеет свои законы: целостность, взаимосвязь и соподчиненность частей  целому,  контрастность, подчиненность  всех средств сценарному замыслу, единство содержания и формы, соразмерность, типизация и обобщение и другие.

Одним из важных элементов игровой – досуговой программы для детей является музыка. Её роль в художественно-образном решении, того или иного мероприятия поистине велика. Музыка, как ни один другой вид искусства способна с большой силой и всеобъёмлющей полнотой передать чувства и мысли, различные эмоциональные состояния человека. Диапазон этих состояний и переживаний,  выражаемых музыкой, безграничен: от образов интимных и нежных до преисполненных общечеловеческой значимости и силы, от печальных и скорбных звучаний до ликующих и торжественных. Вот почему знание особенностей музыки как выразительного средства, её функций в досуговой программе, органического сочетания фонограмм и живого звучания необходимы режиссёрам игровых – досуговых программ для организации более эффективного художественно-эмоционального воздействия на детей средствами музыкального искусства .

Каждая игровая – досуговая программа  имеет свои специфические особенности, требующие определённого музыкального решения в соответствии с тем, где она проводится: в здании, на улице, на стадионе, в парке и т. д.

Однако, несмотря на их жанровое разнообразие и условия проведения, музыку в досуговой программе можно классифицировать следующим образом: музыкальный пролог, музыкальный эпизод, музыкальный номер, музыкальный антракт, музыкальный финал, музыка по ходу действия.

Можно назвать следующие функции музыки в досуговой программе для детей:

1. Эмоциональная и смысловая характеристика всей программы, отдельных фрагментов. Она проявляется в нескольких направлениях: характеристика персонажей, места и времени действия.

2. Создание атмосферы действия. Благодаря своим качествам – эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, тембровой окраске музыка является своеобразным фоном игрового действия.

3. Важная её функция участие в конфликте, так как она сама является его носителем. Тому пример – тема добра и зла в  музыкальных произведениях.

4. Важная роль музыки появляется в её конструктивно-композиционной функции. Она способна придавать досуговой программе композиционную стройность и завершенность.

5. Организация темпо - ритма программы. Музыкальное искусство – искусство временно точное, оно представляет собой постоянно развивающийся во времени звуковой процесс.

Нельзя не остановиться на определении правил для ведущего детской игровой программы. Изучив теоретические источники, автор предлагает  основные моменты:

  • Доброжелательное отношение, внимание к каждому ребенку и коллективу детей.
  • Ведущий должен  проявлять больше выдумки и смекалки, знать различные варианты игр.
  • Особое внимание культуре речи, эмоциональности.
  • Эстетика внешнего вида ведущего.
  • Нежелательно, чтобы на сцене дети ели и пили.
  • Нежелательно на сцене заставлять детей раздеваться и разуваться.
  • Нежелательно заставлять детей поднимать тяжести, в том числе и других детей.
  • Не использовать в играх острые предметы.
  • Важно регулировать темп игры, не допускать пауз, вести игру в хорошем настроении, с улыбкой.
  • Продолжительность игры зависит от интереса аудитории к игре, если зрелищный запас исчерпан, то следует снять это задание или заменить его другим.
  • Добросовестная подготовка и профессионализм.
  • Ведущий должен поощрять участников или команды в словесной форме («спасибо», «молодцы», «умницы» и т.д.), предлагать зрителям поаплодировать участникам за удачное выполнение игрового задания или остроумным ответ, выдавать им призы, чтобы подбодрить участников.

Не менее значим и ритуал награждения победителей. В начале желательно высказать несколько добрых слов в адрес проигравшей команды, которая заняла «почетное место», а уже затем награждать победителей. Награды не должны быть равноценными, могут быть придуманы награды для активных болельщиков, зрителей в виде вымпела, значка, рисунка, игрушки и т.д.

 Знание правил поможет ведущему игровику провести программы эффективно и интересно. Все предложенные правила играют большую роль в достижении цели игровой программы, раскрытии её основной идеи и замысла.

Теперь рассмотрим второй блок – организационный, который включает в себя следующие моменты: создание инициативной группы или оргкомитета по проведению программы; привлечение партнеров к организации программы; реклама программы и оформление места проведения программы; подведение итогов по проведению программы.

Подготовка детской игровой программы начинается с создания инициативной группы (или оргкомитета), которая проводит все подготовительные мероприятия: вырабатывает планы подготовки и проведения программы, осуществляет покупку призов для награждения участников, занимается оформлением места проведения, проводит исследования аудитории, привлекает партнеров. После проведения игровой программы оргкомитет обязательно подводит итоги, проводит обсуждение и делает серьёзный анализ, чтобы избежать ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ об аттестации воспитанников детских объединений муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

1.1. Аттестация воспитанни­ков детских  объединений  МБОУ ДОД «Дом детского творчества» п.г.т.Уренгой  рас­сматривается педагогическим кол­лективом как неотъемлемая часть об­разовательн...

Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей

Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и  дополнительного образования детей...

Моделирование системы управления качеством организации дополнительного образования детей

Качество образования и  его изучение - актуальная проблемв в настоящее время. Данная  презентация и статья к ней включает в себя описание модели управления качеством Дома детского творчества...

Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей.

В данном материале систематизирована информация о формах работы с родителями в организации дополнительного образования детей, представлен примерный план работы на учебный год. Методическая разработка ...

Социально-позитивная деятельность организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ.

О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

ЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА ( профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в учреждении дополнительного образования детей)

В Республике Хакасия ежегодно на дорогах погибает  около 120 человек, получают ранения около 1500 человек. Профилактика детского дорожно - транспортного травматизма в Хакасии обеспечивается...