Моделирование системы управления качеством организации дополнительного образования детей
презентация к уроку по теме

Соколовская Анна Сергеевна

Качество образования и  его изучение - актуальная проблемв в настоящее время. Данная  презентация и статья к ней включает в себя описание модели управления качеством Дома детского творчества и может вызвать интерес педагогов и административных работников организаций дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon modelirovanie.zip1.54 МБ

Предварительный просмотр:

 Слайд №1

  Сегодня Россия, как и все человечество, находится в поисках новых форм своего бытия, наиболее адекватных современному динамическому состоянию мировой эволюции. Образование становится способом, обеспечивающим существование социума как общества с определенными целями развития и связанной с ними структурой.

    Все большее значение в настоящее время приобретает проблема исследования качества дополнительного образования, которая порождена социально значимыми противоречиями между неудовлетворенностью качеством современного образования, потребностью в постоянном его повышении в соответствии с запросами личности, общества, государства и реальными возможностями традиционной системы образования разрешить эти противоречия.

  Определимся с понятиями.

 Слайд №2

 Сегодня встречаются не только разные, но даже противоречивые подходы к определению понятия качество образования. Для организаций дополнительного образования детей, в основном, стали приоритетными количественные показатели обученности:

- уровень ЗУН;

-количество перешедших на следующий год;

-результативность участия в  конкурсах и охват участников;

- количество публикаций и достижений педагогов.

 Однако, понятие «качество» в данном случае имеет более глубокий смысл.  Специалистами обозначено в самом общем виде генетическое определение качества дополнительного образования детей как образования:

  • идущего от активности ребенка, его свободного выбора, становления субъектной позиции (саморазвитие),
  • самого ребенка (самообразование), процесс и результаты которого им проектируются совместно с педагогом {а также с родителями), в объединяющей их творческой со - деятельности.

Отсюда, качество дополнительного образования детей — это предмет совместного проектирования детей, педагогов, родителей, всех участников и организаторов жизнедеятельности организации, где проектирование — есть всегда их собственная инновационная деятельность.

Качество является фактором, интегрирующим и подчиняющим себе все направления жизнедеятельности организации любого масштаба. При этом именно качество - сила, определяющая не только устойчивость и выживание в постоянно меняющихся условиях, но главное - успешность, конкурентоспособность, рост, развитие организации;

Слайд №3

3.        Определение понятия «управление качеством дополнительного
образования детей» имеет контекстуальный характер и включает
следующие содержательные фрагменты:

-        прежде всего, это деятельность, целенаправленная на выполнение
запросов потребителей, их потребностей
и интересов, с учетом имеющихся условий, собственных ресурсов и
возможностей;

это механизм непрерывного совершенствования системной организации всех процессов, опирающийся на человеческий фактор и научный подход;

что требует принятия новой философии руководства, предполагающей системную ориентацию во всем ареале вопросов качества и вовлеченность в их решение всех сотрудников.

     Управленческой стратегией, способствующей обеспечению и улучшению качества дополнительного образования детей в любой образовательной организации, является системно-целевой подход к управлению, который предполагает:

-осуществление управления качеством дополнительного образования только в контексте системы дополнительного образования детей в целом;

-ориентацию субъектов управленческой деятельности на интегрированное качество дополнительного образования — качество условий, качество процесса, качество результата;

-коллегиальную разработку этими субъектами собственной модели управления качеством дополнительного образования;

-структурную соорганизацию и взаимодействие таких основных компонентов системы управления качеством дополнительного образования как социальный заказ, образовательный процесс, результаты, ресурсы, контроль.

Слайд №4

  1. Сущность контроля  в системе управления качеством

Общеизвестно, что функция контроля за состоянием и результатами деятельности образовательных организаций является неотъемлемым компонентом управления.

Здесь необходима разработка адекватной концепции контроля.

     Касательно дополнительного образования можно  определить контроль как деятельность, включающую в себя не инспектирование.

Смысл контроля в системе управления качеством для организации дополнительного образования детей не сводится к самопроверке состояния «производства результатов», а означает стабилизацию деятельности по воспроизводству качества и его улучшению, обеспечивающих целостное развитие организации.

Слайд №5

Модель управления качеством образования в МБОУ ДОД ДДТ г.Гаджиево.

      Каждая организация дополнительного образования детей есть неравновесная, саморазвивающаяся и саморегулируемая система, поэтому ее нельзя задать сверху и развивать с помощью задаваемых извне уже апробированных технологий или перенести «хорошую» модель на свою территорию. Многое зависит не только от устойчивости и определенности авторского замысла, исходной концепции, изменяющихся ресурсов, но и от спонтанно родившейся инициативы внутри коллектива или от поддержки (или отсутствия ее) органов управления образованием.

     При этом создание системы есть реализация ее модели, продуманной инициативной группой исследователей - единомышленников и принятой всеми, а наиболее сильным интегрирующим фактором здесь выступает эмоциональный одинаковый настрой.

В ниже помещенной схеме представлена модель управления качеством образования конкретной образовательной организации дополнительного образования детей - МБОУ ДОД ДДТ г.Гаджиево .

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

в МБОУ ДОД ДДТ

   

  1. Управление педагогическим персоналом.

    Педагоги являются главным ресурсом образовательного процесса (именно поэтому в нашей модели они выделены как самостоятельный компонент – авт.). Очень важно, чтобы они обладали полным знанием и пониманием преподаваемой дисциплины, имели необходимые умения и опыт для эффективной передачи знаний детям в рамках учебного контекста и имели обратную связь с обучаемыми.

   В свете вышесказанного от чего же зависит качество работы учреждения дополнительного образования?

  • От качества работы педагога;
  • От сложившихся в педагогическом коллективе отношений;
  • От условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов работы с детьми;
  • От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника.

   Таким образом, управление качеством происходит через личностные субъективные аспекты в системе управления: формирование коллектива и регулирование морально-психологического климата в нем.

   Развитие персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности учреждения. Под развитием персонала понимается совокупность мероприятий, направленных на повышение квалификации и совершенствование психологических характеристик работников. Это охватывает прежде всего:

- обучение, которое в форме общего и профессионального образования дает необходимые знания, навыки и опыт;

- повышение квалификации, задача которого – улучшение профессиональных знаний и навыков;

- переквалификация, которая, по сути, дает второе образование. Под ней понимается любая профессиональная переориентация. Цель ее – работникам освоить новую специальность, а учреждению – использовать новые возможности данного работника.

Развитие кадров должно стоять на первом плане, для чего необходимо:

- поддержка способных к обучению работников;

- распространение знаний и передового опыта;

- обучение молодых специалистов;

- осознание управленческим персоналом важности развития сотрудников;

- активизация потенциальных возможностей и поддержка значимых инициатив;

-снижение текучести кадров.

     Организация создает специальные методы и системы управления профессиональным развитие, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры.

   Из вышесказанного следует, что для эффективной организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей необходима высокая профессиональная компетентность педагогов.

   Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным мышлением и духовно-личностным опытом, способный  к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе обучения, воспитания и развития ребенка в условиях организации дополнительного образования детей.

    Именно поэтому управленческий акцент сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе педагога.

   Здесь необходимо соблюдение принципа – партнерского сотрудничество, для этого нужно шире использовать активные формы работы: деловые и ролевые игры, «круглые» дискуссионные столы, метод «педагогического боя» и др.

   В Доме детского творчества большая ответственность в проектировании перспективного педагогического коллектива лежит на заместителе директора по учебно-воспитательной работе, который:

  • отвечает за системность и качество работы с педагогами:
  • участвует в планировании и реализации методической деятельности организации с целью повышения  профессионального мастерства работников;
  • способствует  созданию условий для постоянной возможности самообразования педагогов;
  • отвечает за подготовку кадров в ДДТ  (работу творческих групп, курсовую подготовку и др.)
  • осуществляет контроль за своевременной аттестацией педагогических работников;
  • совместно с методистом разрабатывает критерии и показатели качества образования как основу оценки деятельности и мастерства педагога.

      В  Доме детского творчества наблюдается регулярный отток педагогических кадров. Это связано с  особенностью военного гарнизона, в котором опытные специалисты уезжают на новое место жительства, а на смену им приезжают молодые специалисты. Поэтому в управленческой деятельности необходимо использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволит им быстро адаптироваться к работе в Доме детского творчества, избежать ощущения неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованияю, почувствовать удовлетворение от профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

   В связи с этим в ДДТ определяется цель работы с данной категорией педагогов – создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению их в профессиональную деятельность.

    Для достижения данной цели среди молодых специалистов  проводится анкетирование на определение уровня  профессиональной компетентности и выявление возможных затруднений, а также характер ожидаемой помощи со стороны администрации. А также организована ежегодная «Школа молодого педагога», в рамках которой  проводятся обучающие занятия, семинары-практикумы, «круглые столы» и т.п.

     Много внимания в Доме детского творчества в целях повышения качества образования уделяется обобщению педагогического опыта и инновационной деятельности. С этой целью функционирует «Педагогическая мастерская», в рамках которой в атмосфере педагогического со-творчества рождаются проекты, демонстрируются мастер-классы, разрабатываются новые подходы к учебно-воспитательной деятельности с использованием новых технологий. Данная работа способствует обновлению содержания образовательного процесса учреждения.

   На наш взгляд, залог успеха образовательной организации в процессе достижения высокого качества образования кроется прежде всего в грамотном управлении человеческими ресурсами (педагогами). Потому что от того, как работает каждый педагог и педагогический коллектив в целом, на что он мотивирован администрацией, с каким настроением приходит на работу, насколько он восприимчив и готов к отклику, насколько он компетентен, информирован, зависит  качество образования организации в целом.  

   Формирование штата работников – дело руководителя организации. Выше мы указывали на ряд проблем укомплектования педагогическими работниками, связанными со спецификой гарнизона. Однако, в условиях маленького города, где жители общаются гораздо теснее, чем в мегаполисах, руководителю, которому оказалось под силу сформировать в своей организации положительно мотивированный, творческий коллектив, без труда удастся в случае необходимости привлечь новые кадры. При этом комфортный климат в среде педагогов играет очень важную роль: позитивно осуществляется наставничество, передача опыта педагогов со стажем молодым работникам, образовательный процесс протекает в условиях со-трудничества, взаимопомощи членов педагогического коллектива друг другу, что способствует укреплению коллектива и, как следствие, его сохранности.  

2.  Управление качеством образовательного процесса в МБОУ ДОД ДДТ.

     Здесь явно просматривается взаимосвязь: педагог- программно-методическое обеспечение как ресурс – образовательный процесс. Доверие обучающихся, их родителей и других заинтересованных сторон дополнительному образованию легче установить и поддерживать с помощью обеспечения качества, которое гарантирует, что дополнительные общеобразовательные программы являются релевантными и востребованными.

   Большая ответственность при этом возлагается на педагогов дополнительного образования, которые являются создателями программ, и методической службы , осуществляющего проверку и оценку программно-методического материала. Только творчески мыслящий и компетентный педагог, увлеченный своим предметом, с удовольствием занимающийся им, может создать интересную, актуальную образовательную программу, которая увлечет воспитанников, будет способствовать их сохранности в объединении и творческой самореализации.

   Гарантия качества дополнительных общеобразовательных программ включает:

· разработку ожидаемых результатов обучения;

· постоянное внимание к учебному плану, составлению и содержанию программ;

· специфические требования к различным категориям обучающихся;

· доступность ресурсов обучения;

· наблюдение за прогрессом и достижениями обучающихся;

· регулярные проверки программ (включая проверку специалистами извне).

3. Управление качеством ресурсного обеспечения МБОУ ДОД ДДТ.

1.3.1 Программно-методическое обеспечение.

   Таким образом, чем больше в коллективе работает педагогов, владеющих дисциплинами разных направленностей, тем шире спектр образовательных программ организации, а значит - выбор образовательных услуг, предоставляемых населению, что, в свою очередь, отражается на показателях социальной удовлетворенности деятельностью образовательной организации.

1.3.2. Информационное обеспечение.  

О деятельности организации должны знать!

  1. Брендинг - процесс создания и поддержания бренда посредством рекламы
  2. Информационные системы, относящиеся к качеству, в некоторой мере зависят от местных условий, но они, по крайней мере, должны охватывать:

· прогресс обучающихся и уровень успеваемости по программе;

· удовлетворенность обучающихся образовательными программами;

· эффективность преподавания;

· состав обучающихся и его анализ;

· доступные обучающие ресурсы и их стоимость;

· главные показатели деятельности данной ОДОД.

1.3.3. Материально-техническое обеспечение.

     В области управления качеством такого компонента ресурсного обеспечения организации, как материально-техническая база, основная ответственность лежит на руководителе. Это связано прежде всего с владением финансовой ситуацией..  

В вопросе качественного материально-технического обеспечения важны, на наш взгляд, два аспекта:

- способность руководства образовательной организации не только рационально расходовать средства, выделяемые местным (муниципальным) бюджетом, но и расширять сферу приносящей доход деятельности;

- коллегиальность решений в процессе формирования материально-технической базы образовательной организации (совместно с педагогическим коллективом).

В целях более качественного обеспечения образовательной организации материально-техническими ресурсами, на наш взгляд, перспективным кажется привлекать в процесс планирования  педагогический коллектив. С этой целью необходимо проводить мониторинг реальных потребностей объединений, данные для которого предоставляются руководителями данных объединений – педагогами, а также могут быть выявлены в процессе обсуждения. Данное мероприятие позволит не только рационально спланировать закупки  и развивать объединения, но и избежать спонтанных приобретений.

  4.  Управление качеством инновационной деятельности МБОУ ДОД ДДТ замыкается прежде всего на педагогов.

   Современный педагог – это  педагог не только, передающий знания в аудитории. Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы, если в ней не реализуются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, если она не способствует развитию личности самого педагога.  Без творчества нет педагога - мастера.

  Особую значение в процессе профессионального самосовершенствования педагога имеет его инновационная деятельность.

Инновационная деятельность – целенаправленная деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии)  своего собственного  практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития образовательного процесса с целью достижения более   высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики.

Инновационная деятельность педагога зависит:

от уровня   личностной готовности педагога к этой деятельности, совокупности качеств педагога,  определяющих его направленность на совершенствование собственной педагогической деятельности:

  •    личностных  (работоспособность, готовность к творчеству, высокий эмоциональный статус);
  •   специальных (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение анализировать и  выявлять причины недостатков, находить актуальные проблемы  образования и реализовывать эффективные способы их решения).  

    К сожалению, новаторские тенденции присущи далеко не всем педагогам . Как показывает статистика и личное наблюдение, большинство – приверженцы  традиционной системы – главенствующими  для них в работе являются исключительно специальные и методические знания и владение описанной педагогической техникой, позволяющие ему осуществлять образовательный процесс  на профессиональном уровне. Такой подход  естественно тормозит развитие инновационной деятельности организации.

5. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА включает в себя:

-мониторинги, которые дают объективные сведения об успехах и «провалах»  деятельности организации;

- оценка удовлетворенности социума услугами, предоставляемыми организацией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Слайд №6

    Основными условиями управления качеством дополнительного образования детей являются: постоянная работа с рынком образовательных услуг и спросом населения; компетентная организация маркетинга и адресной рекламы своих услуг; активизация сотрудничества с заказчиками, учредителями, партнерами, поставщиками ресурсов, представителями власти, создателями общественного мнения, конкурентами; постоянные скоординированные действия по управлению организацией   как   социальным институтом;   усиление      способностей  выполнять требования к качеству; совершенствование и гармонизация компонентов системы управления качеством.

    Выполнение данных условий в организации дополнительного образования детей позволит сделать ее работу более стабильной и эффективной, а, следовательно, значительно улучшить качество предоставляемых организацией услуг.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»

Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...

Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей.

В данном материале систематизирована информация о формах работы с родителями в организации дополнительного образования детей, представлен примерный план работы на учебный год. Методическая разработка ...

Социально-позитивная деятельность организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ.

О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Технологии детских игровых досуговых программ в организациях дополнительного образования детей

Игру можно разделить на двадцать два игровых принципа: игра, конкурс, аттракцион, аукцион, викторина, лотерея, потеха, забава, розыгрыш, прикол, затея, состязание, фант, хороводные игры, игры в кругу,...

Методические рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов в обучении иностранным языкам в организациях дополнительного образования детей

В методических рекомендациях приводятся основные требования к созданию и применению электронных образовательных ресурсов; предлагается методика практической работы с ЭОР для достижения поставленных це...