Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей.
методическая разработка

В данном материале систематизирована информация о формах работы с родителями в организации дополнительного образования детей, представлен примерный план работы на учебный год. Методическая разработка рекомендована педагогам дополнительного образования, методистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alieva_seminart_mart_2014.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный семинар
РМО ПДО, 20.03.2014г.

МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей

Алиева И.И., руководитель РМО ПДО, заведующая отделом, методист
МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

  1. Теоретический блок.

Взаимодействие семьи и организации дополнительного образования в отличие от школы имеет свою специфику. Отношения между обучающимися, их родителями и педагогами в ОДОД построены на основе свободы выбора. И, как правило, большинство родителей не чувствуют необходимости и не обременены обязанностью систематически общаться с педагогами, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Задачи сотрудничества с родителями:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
  2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Как показывает опыт работы регионов, в системе образования активно используются четыре формы работы с семьей:

  1. Интерактивная.
  2. Традиционная.
  3. Просветительская.
  4. Государственно-общественная.

Остановимся подробно на каждой из них.

  1. Интерактивные формы работы. 

Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература. Заполненные анкеты должны храниться в течение учебного года. Затем они утилизируются, а обобщенные результаты педагог хранит как минимум в течение 5 лет (межаттестационный период). Письменные отзывы родителей о деятельности педагога составляются, как правило, в свободной форме, хранятся у педагога в папке достижений.

Посещение семьи на дому. В рамках ОДОД эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к ОДОД, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении, а в отделе или в организации в целом.

Индивидуальная консультация (беседа). Эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных беседах родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

Зная цель консультации, родитель сможет подготовиться к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.

Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Залог успешной консультации

  1. Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы).
  2. Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
  3. Улыбайтесь.
  4. Называйте родителей по имени и отчеству.
  5. Будьте хорошим слушателем (умение слушать - успех любой консультации).
  6. Держите паузу.
  7. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
  8. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы.
  9. Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
  10. Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
  11. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
  12. Учитывайте личные интересы родителей.

  1. Традиционные формы работы.

Дни открытых дверей. Это не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в ОДОД. Это способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Одной из самых популярных и востребованных в данный момент форм работы с родителями в системе ОДОД, является организация совместных досуговых мероприятий.

 Во многих объединениях родители — частые гости и на внеурочных мероприятиях. Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов и спектаклей; спортивные соревнования, конкурсы, КВН; домашние клубы выходного дня; кружки, организованные родителями.

Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в общение с ним.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. К такой работе привлекаются педагоги декоративно-прикладного творчества, которые помогают появлению на свет продукта совместного творчества. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение ОДОД.

2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Выступление обязательно должно начинаться с рассказа о положительных фактах в жизни Центра, объединения, содержать анализ трудностей в материально-техническом оснащении Центра и в частности данного объединения и включать реальные предложения по сотрудничеству в воспитании детей, развитию их индивидуальных способностей, творческой одаренности, профессиональном самоопределении, которые создали бы у родителей положительную установку на сотрудничество с педагогами Центра.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).

3. На собрании педагог должен познакомить с правилами поведения в ОДОД, объединении, требованиями к форме для занятий, с методами обучения специальным навыкам по направлениям деятельности, о знаниях и контроле за ними.

4. На родительских собраниях следует благодарить родителей, кто оказывает помощь Центру, вашему объединению, за воспитание детей. Это могут быть: устная благодарность, благодарственное письмо, грамота, статья в газету и т.д.

5. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год. По результатам собрания составляется протокол (Приложение 1). На собрание выносятся вопросы, которые действительно нуждаются в решении родительского большинства. По ряду вопросов, обсуждаемых на собраниях, принимается решение, которое доводится до всех родителей. Периодически родительский актив, педагог должны отчитываться о выполнении решений.

6. Протоколы родительских собраний хранятся у педагога за межаттестационный период.

  1. Просветительская работа. 

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ОДОД) творческого объединения. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Сайт может быть создан полностью педагогом или на базе конструктора сайтов (каких сейчас великое множество) или на официальном сайте вашей организации.

Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации:

  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
  • Групповые выставки детских работ (периодически).
  • Индивидуальные (персональные) выставки детских работ.
  • Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в ОДОД.
  • Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
  • Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
  • Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.
  • Золотые фонды. Данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенные материальные затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:
  • Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в ОДОД.
  • «Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

  1. Государственно-общественные формы работы. 

Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских и районных советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

И, подводя итоги, мне  хочется вас ознакомить с некоторыми правилами, касающихся эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.

5. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.

6. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.

7. Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.

8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее. Если родители принимают активное участие в жизни ОДОД, их усилия должны быть отмечены педагогом и администрацией ОДОД.

Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью, что впоследствии может стать даже фундаментом доброжелательных отношений и в общеобразовательной школе.

  1. Практический блок.

Практический блок проходит в виде деловой игры «Вертушка». Присутствующие педагоги делятся на 4 команды, каждая из которых соответствует одной из озвученных форм работы с родителями. В течение 5 минут команды разрабатывают план работы по предложенной схеме. Затем по команде ведущего меняются формами работы и предлагают свои варианты.

Наименование мероприятия

Срок проведения

Таким образом, в конце работы у педагогов будет разработан подробный план работы с родителями на учебный год.


Приложение 1

Протокол № ____
родительского собрания творческого объединения ___________________________

                                                                                                                                         название объединения, студии и т.д.

__________________________________________________________

наименование учреждения

от «18» января 2014 г.

Присутствовало 25 человек (список прилагается).

Отсутствовало 9 человек.

Повестка дня

  1. Знакомство с «Правилами поведения учащихся в МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри».
  2. О пошиве танцевальных костюмов.

По первому вопросу СЛУШАЛИ Иванову М.П. – педагога дополнительного образования, руководителя объединения «__________» МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри, которая познакомила родителей с «Правилами поведения учащихся в МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри».

По второму вопросу СЛУШАЛИ Иванову М.П. – педагога дополнительного образования, руководителя объединения «__________» МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри, которая познакомила родителей с репертуарным планом, и рассказала о необходимости пошива танцевальных костюмов.

По второму вопросу СЛУШАЛИ Петрову И.А. – члена родительского комитета объединения, которая представила предварительный расчет стоимости одного костюма, и сумму

ПРЕДЛОЖЕНО:

  1. Принять к сведению «Правила поведения учащихся в МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Нерюнгри».
  2. Оплатить пошив танцевальных костюмов из расчета 500 рублей с одного обучающегося творческого объединения за счет добровольных родительских пожертвований.

РЕШИЛИ:

ГОЛОСОВАЛИ: за – 20, против – 3, воздержались – 2.

Председатель собрания         ____________________    _______________________

                                        подпись                                ФИО

Секретарь собрания                ____________________    _______________________

                                                подпись                                ФИО


Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам формы работы с родителями, которые Вы можете использовать при составлении «Плана воспитательной работы творческого объединения».

Наименование мероприятия

Срок проведения

Государственно-общественные формы работы. 

Выбор родительского комитета и представителя в Управляющий, Попечительский совет организации.

Октябрь

Традиционные формы работы

Родительское собрание «Знакомство с творческим объединением».

Сентябрь

Участие семей творческого объединения в спортивных мероприятиях «Веселые семейные старты»

По отдельному плану организации

Посиделки для детей и родителей к светлой Пасхе

Апрель

День открытых дверей

В любой месяц на усмотрение педагога

Совместный семейный праздник «Мое семейное древо»

В любой месяц на усмотрение педагога

Творческая мастерская, посвященная Международному женскому дню «Вместе с мамой»

Март

Творческая мастерская, посвященная Дню Отца «Мастерим с папой»

Апрель

Совместная акция детей и родителей «Сделаем скворечник»

Март

Туристический поход совместно с родителями «Сбережем природу для будущих поколений»

Май

Родительское собрание «Итоги работы за учебный год»

Апрель или май

Интерактивные формы работы

Анкетирование родителей на выявление запросов

Сентябрь

Индивидуальные консультации по вопросам обучения в творческом объединении

В течение учебного года

Посещение на дому

По мере необходимости в течение учебного года

Родительская конференция «Творчество в жизни моего ребенка»

По отдельному плану организации

Анкетирование родителей на выявление удовлетворенности качеством образовательных услуг

Май

Просветительская работа

Создание сайта или группы творческого объединения в социальных сетях

В любой месяц на усмотрение педагога

Разработка буклета о работе творческого объединения

В любой месяц на усмотрение педагога

Оформление и пополнение в течение учебного года информационного стенда для родителей

В течение учебного года

Организация тематических выставок работ обучающихся (для показа во время проведения традиционных форм работы)

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей

Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012. Рецензент: заместитель ...

Моделирование системы управления качеством организации дополнительного образования детей

Качество образования и  его изучение - актуальная проблемв в настоящее время. Данная  презентация и статья к ней включает в себя описание модели управления качеством Дома детского творчества...

Социально-позитивная деятельность организация дополнительного образования детей с детьми с ОВЗ.

О повышении роли системы дополнительного образования в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...

Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

Инновационная деятельность педагога – это необходимая часть образовательного процесса. Изменения, затрагивающие постоянно меняющееся общество, не обходят стороной и школу. Внедрение инноваций оз...

Организация инновационной работы в области воспитания и дополнительного образования детей

Данная работа может представлять интерес для всех участников образовательного процесса и, конечно, в первую очередь для руководителей и педагогов образовательных организаций. Представленный опыт показ...