Главные вкладки

    Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей
    методическая разработка по теме

     

     

    Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012.
     
    Рецензент: заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУДОД «ЦЭВД» Чернова Е.К.
     
    Взаимодействие руководителя детского творческого объединения с родителями воспитанников – одно из важнейших направлений его деятельности. Представленный методический сборник содержит материалы (тесты, методики, анкеты, творческие задания для детей и взрослых), которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования в целях изучения семей обучающихся. Некоторые анкеты содержат вопросы, направленные в том числе на выявление ожиданий родителей от деятельности детского творческого объединения, которое посещает их ребёнок. Ответы взрослых помогут педагогу более эффективно организовать как учебную, так и воспи-тательную работу.
     
    Сборник одобрен методическим советом МАОУДОД «ЦЭВД».
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_-_metodichka.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономно образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей»

    Гузь Я.В.

    Работа

    с родителями

    (из опыта работы)

    Златоуст

    2012

    Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012.

    Рецензент: заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУДОД «ЦЭВД» Чернова Е.К.

    Взаимодействие руководителя детского творческого объединения с родителями воспитанников – одно из важнейших направлений его деятельности. Представленный методический сборник содержит материалы (тесты, методики, анкеты, творческие задания для детей и взрослых), которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования в целях изучения семей обучающихся. Некоторые анкеты содержат вопросы, направленные в том числе на выявление ожиданий родителей от деятельности детского творческого объединения, которое посещает их ребёнок. Ответы взрослых помогут педагогу более эффективно организовать как учебную, так и воспитательную работу.

    Сборник одобрен методическим советом МАОУДОД «ЦЭВД».

    Анкета 1

    «ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»

    На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

    1. Какого мнения вы о нашем Центре и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
    2. Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
    3. Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
    4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
    5. Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
    6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

    Анкета 2

    «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»

    1. С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?
    2. Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
    3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их.
    4. Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
    5. Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка?
    6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?

    Анкета 3

    «ВАШ РЕБЁНОК»

    С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье  можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

    1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
    2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
    3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
    4. Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?
    5. Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?
    6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

    Методика

    «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

    Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

    Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.

    Предложения для учащихся:

    - Центр для меня – это …

    - Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …

    - Педагог для меня – это человек, который …

    - Мои товарищи по коллективу – это …

    - Занятия для меня – это …

    - Деятельность, которая мне нравится, - это …

    - Деятельность, которая мне не нравится, - это …

    Предложения для родителей:

    - Центр, где занимается мой ребенок, - это …

    - Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …

    - Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …

    - Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …

    - Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …

    - Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …

    В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения.

    Для воспитанников:

    - Я радуюсь, когда …

    - Я огорчаюсь, когда…

    - Я плачу, когда…

    - Я злюсь, когда…

    - Мне нравится, когда…

    - Мне не нравится, когда….

    - Я верю, когда…

    - Если у меня хорошие новости, то я…

    - Если у меня, плохие новости, то я …

    - Если у меня что-то не получается, то я…

    Для родителей:

    - Я радуюсь, когда мой ребёнок….

    - Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….

    - Я плачу, когда мой ребёнок….

    - Я злюсь, когда ребёнок…

    - Мне нравится, когда мой ребёнок…

    - Мне не нравится, когда мой ребёнок…

    - Я не верю, когда мой ребёнок…

    - Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

    - Если у моего ребенка хорошие новости, то…

    - Если у моего ребёнка плохие новости, то ….

    - Если у моего ребёнка что-то не получается, то….

    Рисуночный тест

    «ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

    Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

    И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в них нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день, которые чем-то заняты.

    Это может выглядеть так:

    мама

    папа

    я

    книга

    газета

    уроки

    кухня

    диван

    друзья

    Сравнительный анализ результатов позволяет руководителю творческого коллектива выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

    Тест

    «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

    Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам после занятия можно предложить расположить на рисунке в определённой последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в их семьях.

    Можно также предложить детям и родителям построить ассоциативный ряд к словосочетанию «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях воспитанников.

    Сочинение-размышление

    Такая диагностика возможна там, где руководитель коллектива и родители – единомышленники, объединенные единой целью – сделать жизнь учащихся и в Центре, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное – родители и дети должны быть в них искренними.

    Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:

    «Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,

    «Мой дом – моя крепость?!»,

    «Моя будущая семья… Какой ей быть?»,

    «За что я люблю своих родителей»,

    «Радости моего дома»,

    «Праздники и будни моей семьи»,

    «Истории и предания моего рода»,

    «Самый печальный день в жизни моей семьи»,

    «Советы родителям по воспитанию детей»,

    «Законы жизни семьи» и др.

    Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

    Тест

    «Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!»

    На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

    1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

    А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;

    Б) попросите подождать, так как фильм скоро закончится;

    В) не обращаете внимания на просьбу ребёнка;

    Г) злитесь на ребёнка за то, что он обратился с такой просьбой.

    1. Вы видите в своих детях:

    А) людей, равных себе;

    Б) людей, копирующих вас в молодости;

    В) маленьких взрослых;

    Г) благодарных слушателей.

    1. Какую причёску вы предпочитаете?

    А) которая больше всего вам подходит;

    Б) которая отвечает последней моде;

    В) которая копирует чью-то причёску;

    Г) которая копирует стиль ребёнка.

    1. Немного о возрасте родителей:

    А) знают ли дети ваш возраст;

    В) вы подчёркиваете возрастную черту между собой и детьми;

    В) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

    Г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

    1. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

    А) стараетесь не отставать в одежде от молодёжного стиля;

    Б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребёнок;

    В) стараетесь надевать ту одежду, которая вам подходит;

    Г) следуете своему пониманию стиля;

     

    1. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

    А) посчитаете это личным делом ребёнка;

    Б) станете подшучивать над его (её) поступком;

    В) признаете, что это стильно;

    Г) сделаете то же самое.

     

    1. Если музыка звучит в доме на полную громкость:

    А) вы затыкаете уши ватой;

    Б) уменьшаете громкость;

    В) миритесь с увлечением своего ребёнка;

    Г) включаете еще громче.

    1. Если вы спорите со своим ребёнком, то:

    А) стараетесь ему возразить;

    Б) признаёте его правоту;

    В) спорите до полной победы;

    Г) уходите от спора.

    1. Ваш ребёнок празднует день рождения:

    А) вы сидите вместе с ним за одним столом;

    Б) обслуживаете детей за столом;

    В) уходите из дома.

    1. Ребёнок идёт на дискотеку:

    А) вы идёте вместе с ним;

    Б) вы не разрешаете ему идти;

    В) вы выясняете, с кем идёт ваш ребёнок;

    Г) вы ограничиваете его во времени.

    1. В общении со своими детьми вы:

    А) откровенны;

    Б) закрыты;

    В) сдержанны;

    Г) открыты.

    1. В отношениях со своими детьми вы:

    А) ведёте себя как приятель;

    Б) как строгий судья;

    В) как друг;

    Г) как родитель.

    Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.

    На основе данной диагностики можно провести с родителями воспитанников вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих взрослых иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения.

    В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребёнке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

    Определение самостоятельности ребёнка

    Можно предложить родителям выполнить следующее задание: определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка.

    Родителям предлагается перечень действий ребёнка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

    Ваш ребёнок самостоятельно

    Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения

    Перечень действий:

    - собирается в школу;

    - выбирает себе одежду для занятий и для праздника;

    - делает уроки;

    - определяет, с кем ему дружить;

    - выбирает направление для занятий в Центре;

    - готовит еду, если это необходимо;

    - убирает квартиру по собственной инициативе;

    - ходит в магазин за покупками;

    - помогает по дому и на даче;

    - приглашает друзей к себе домой;

    - определяет время возвращения домой после школьного вечера и дискотеки;

    - принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;

    - распоряжается денежными средствами, которые вы ему даёте;

    - объективно оценивает себя и свои поступки;

    - сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;

    - терпимо относится к младшим братьям и сёстрам;

    - помогает в воспитании младших.

    Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребёнок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

    Выявление эмоциональной атмосферы в семье

    Ещё одна таблица, которую уместно заполнить родителям, – это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребёнку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации. Она позволяет определить причину высокой тревожности воспитанников. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано ещё и с изменением положения ребёнка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменения эмоционального восприятия ребёнка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.

    Таблица для родителей

    Слова и фразы, с помощью которых я

    Поддерживаю ребёнка

    Ругаю его

    Если в коллективе есть трудные дети, а значит, и проблемы с их воспитанием, то необходимо предложить и воспитанникам заполнить аналогичную таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблиц родителей и детей.

    Таблица для детей

    Слова и фразы, которыми мои родители меня

    Поощряют

    Как часто

    Ругают

    Как часто


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей.

    В данном материале систематизирована информация о формах работы с родителями в организации дополнительного образования детей, представлен примерный план работы на учебный год. Методическая разработка ...

    Программа "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования"

    Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МБОУ ДОД СЮТ является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации направления разработана Программа...

    Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования

    Статья об огранизации работы  с подростками в учреждении дополнительного образования ...

    Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

    Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

    Работа с родителями в учреждении дополнительного образования

    Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия д...

    Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.

    На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее....

    Обобщение опыта работы "Современные педагогические технологии как одно из эффективных условий инновационной деятельности в учреждении дополнительного образования детей»

    Знание современных педагогических технологий, умение ориентироваться в их широком спектре – условие успешной деятельности педагога сегодня. И это понятно: ведь любая технология, прежде всего, от...