Главные вкладки

    Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей
    методическая разработка по теме

     

     

    Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012.
     
    Рецензент: заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУДОД «ЦЭВД» Чернова Е.К.
     
    Взаимодействие руководителя детского творческого объединения с родителями воспитанников – одно из важнейших направлений его деятельности. Представленный методический сборник содержит материалы (тесты, методики, анкеты, творческие задания для детей и взрослых), которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования в целях изучения семей обучающихся. Некоторые анкеты содержат вопросы, направленные в том числе на выявление ожиданий родителей от деятельности детского творческого объединения, которое посещает их ребёнок. Ответы взрослых помогут педагогу более эффективно организовать как учебную, так и воспи-тательную работу.
     
    Сборник одобрен методическим советом МАОУДОД «ЦЭВД».
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_-_metodichka.doc85.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономно образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей»

    Гузь Я.В.

    Работа

    с родителями

    (из опыта работы)

    Златоуст

    2012

    Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования первой квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012.

    Рецензент: заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУДОД «ЦЭВД» Чернова Е.К.

    Взаимодействие руководителя детского творческого объединения с родителями воспитанников – одно из важнейших направлений его деятельности. Представленный методический сборник содержит материалы (тесты, методики, анкеты, творческие задания для детей и взрослых), которые могут быть использованы педагогами дополнительного образования в целях изучения семей обучающихся. Некоторые анкеты содержат вопросы, направленные в том числе на выявление ожиданий родителей от деятельности детского творческого объединения, которое посещает их ребёнок. Ответы взрослых помогут педагогу более эффективно организовать как учебную, так и воспитательную работу.

    Сборник одобрен методическим советом МАОУДОД «ЦЭВД».

    Анкета 1

    «ЗНАКОМСТВО С РОДИТЕЛЯМИ»

    На первой же встрече педагога с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

    1. Какого мнения вы о нашем Центре и о творческом коллективе, в котором будет заниматься ваше ребёнок?
    2. Каким вы видите руководителя этого творческого коллектива?
    3. Каким бы вы хотели видеть детский коллектив, в котором предстоит заниматься вашему ребёнку?
    4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
    5. Чем вы могли бы помочь руководителю объединения в создании детского коллектива?
    6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?

    Анкета 2

    «ПЕРСПЕКТИВЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА»

    1. С каким чувством переступает порог Центра ваш сын или дочь?
    2. Как чувствует себя ваш ребенок в творческом коллективе?
    3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка из коллектива Центра? Назовите их.
    4. Как у вашего ребёнка складываются отношения с педагогом?
    5. Создаёт ли, по вашему мнению, Центр условия для самореализации вашего ребёнка?
    6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его творческой деятельности?

    Анкета 3

    «ВАШ РЕБЁНОК»

    С целью изучения характера воспитанников, их взаимоотношений в семье  можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

    1. Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
    2. Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
    3. Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
    4. Делится ли ваш ребёнок с вами своими впечатлениями о событиях, происходящих в Центре, о жизни коллектива, который он посещает?
    5. Приглашает ли ваш ребёнок Вас на мероприятия, проходящие в Центре, хочет ли демонстрировать свои достижения?
    6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?

    Методика

    «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

    Эта методика используется для диагностики взаимоотношений воспитанников и их родителей. И дети, и родители дают ответы на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей могут привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

    Проанализировав ответы воспитанников и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных воспитательных мероприятий как с родителями, так и с детьми.

    Предложения для учащихся:

    - Центр для меня – это …

    - Коллектив, в котором я занимаюсь, - это …

    - Педагог для меня – это человек, который …

    - Мои товарищи по коллективу – это …

    - Занятия для меня – это …

    - Деятельность, которая мне нравится, - это …

    - Деятельность, которая мне не нравится, - это …

    Предложения для родителей:

    - Центр, где занимается мой ребенок, - это …

    - Коллектив, в котором обучается мой ребёнок, - это …

    - Товарищи моего ребёнка по коллективу – это …

    - Выполнение домашних заданий для моего ребёнка – это …

    - Деятельность, нравящаяся моему ребёнку, - это …

    - Деятельность, которая не нравится моему ребёнку, - это …

    В целях изучения традиций и обычаев семей воспитанников, их нравственных ценностей можно использовать такие незаконченные предложения.

    Для воспитанников:

    - Я радуюсь, когда …

    - Я огорчаюсь, когда…

    - Я плачу, когда…

    - Я злюсь, когда…

    - Мне нравится, когда…

    - Мне не нравится, когда….

    - Я верю, когда…

    - Если у меня хорошие новости, то я…

    - Если у меня, плохие новости, то я …

    - Если у меня что-то не получается, то я…

    Для родителей:

    - Я радуюсь, когда мой ребёнок….

    - Я огорчаюсь, когда мой ребёнок….

    - Я плачу, когда мой ребёнок….

    - Я злюсь, когда ребёнок…

    - Мне нравится, когда мой ребёнок…

    - Мне не нравится, когда мой ребёнок…

    - Я не верю, когда мой ребёнок…

    - Я верю, когда говорят, что мой ребёнок…

    - Если у моего ребенка хорошие новости, то…

    - Если у моего ребёнка плохие новости, то ….

    - Если у моего ребёнка что-то не получается, то….

    Рисуночный тест

    «ВЫХОДНОЙ ДЕНЬ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

    Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

    И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, в них нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день, которые чем-то заняты.

    Это может выглядеть так:

    мама

    папа

    я

    книга

    газета

    уроки

    кухня

    диван

    друзья

    Сравнительный анализ результатов позволяет руководителю творческого коллектива выявить различные противоречия в организации жизни семьи, помочь найти детям и родителям взаимопонимание.

    Тест

    «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ В МОЕЙ СЕМЬЕ»

    Родителям в ходе родительского собрания, а ребятам после занятия можно предложить расположить на рисунке в определённой последовательности гостей на дне рождения. Сравнительный анализ выполненных рисунков позволяет увидеть, какие традиции и обычаи, связанные с этим праздником, существуют в их семьях.

    Можно также предложить детям и родителям построить ассоциативный ряд к словосочетанию «день рождения». Лексический ряд, который получается в ходе записи, говорит о том, что является значимым, приоритетным и традиционным в семьях воспитанников.

    Сочинение-размышление

    Такая диагностика возможна там, где руководитель коллектива и родители – единомышленники, объединенные единой целью – сделать жизнь учащихся и в Центре, и в семье лучше, добрее. Темы размышлений могут быть самыми разнообразными. Главное – родители и дети должны быть в них искренними.

    Тематика подобных сочинений для детей и родителей может быть следующей:

    «Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) - это…»,

    «Мой дом – моя крепость?!»,

    «Моя будущая семья… Какой ей быть?»,

    «За что я люблю своих родителей»,

    «Радости моего дома»,

    «Праздники и будни моей семьи»,

    «Истории и предания моего рода»,

    «Самый печальный день в жизни моей семьи»,

    «Советы родителям по воспитанию детей»,

    «Законы жизни семьи» и др.

    Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

    Тест

    «Я РОДИТЕЛЬ, Я ПРИЯТЕЛЬ?!»

    На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

    1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребёнок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. Как вы поступите?

    А) выполните просьбу и посмотрите передачу вместе;

    Б) попросите подождать, так как фильм скоро закончится;

    В) не обращаете внимания на просьбу ребёнка;

    Г) злитесь на ребёнка за то, что он обратился с такой просьбой.

    1. Вы видите в своих детях:

    А) людей, равных себе;

    Б) людей, копирующих вас в молодости;

    В) маленьких взрослых;

    Г) благодарных слушателей.

    1. Какую причёску вы предпочитаете?

    А) которая больше всего вам подходит;

    Б) которая отвечает последней моде;

    В) которая копирует чью-то причёску;

    Г) которая копирует стиль ребёнка.

    1. Немного о возрасте родителей:

    А) знают ли дети ваш возраст;

    В) вы подчёркиваете возрастную черту между собой и детьми;

    В) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

    Г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

    1. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь?

    А) стараетесь не отставать в одежде от молодёжного стиля;

    Б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребёнок;

    В) стараетесь надевать ту одежду, которая вам подходит;

    Г) следуете своему пониманию стиля;

     

    1. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

    А) посчитаете это личным делом ребёнка;

    Б) станете подшучивать над его (её) поступком;

    В) признаете, что это стильно;

    Г) сделаете то же самое.

     

    1. Если музыка звучит в доме на полную громкость:

    А) вы затыкаете уши ватой;

    Б) уменьшаете громкость;

    В) миритесь с увлечением своего ребёнка;

    Г) включаете еще громче.

    1. Если вы спорите со своим ребёнком, то:

    А) стараетесь ему возразить;

    Б) признаёте его правоту;

    В) спорите до полной победы;

    Г) уходите от спора.

    1. Ваш ребёнок празднует день рождения:

    А) вы сидите вместе с ним за одним столом;

    Б) обслуживаете детей за столом;

    В) уходите из дома.

    1. Ребёнок идёт на дискотеку:

    А) вы идёте вместе с ним;

    Б) вы не разрешаете ему идти;

    В) вы выясняете, с кем идёт ваш ребёнок;

    Г) вы ограничиваете его во времени.

    1. В общении со своими детьми вы:

    А) откровенны;

    Б) закрыты;

    В) сдержанны;

    Г) открыты.

    1. В отношениях со своими детьми вы:

    А) ведёте себя как приятель;

    Б) как строгий судья;

    В) как друг;

    Г) как родитель.

    Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.

    На основе данной диагностики можно провести с родителями воспитанников вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих взрослых иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения.

    В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребёнке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

    Определение самостоятельности ребёнка

    Можно предложить родителям выполнить следующее задание: определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребёнка.

    Родителям предлагается перечень действий ребёнка. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

    Ваш ребёнок самостоятельно

    Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения

    Перечень действий:

    - собирается в школу;

    - выбирает себе одежду для занятий и для праздника;

    - делает уроки;

    - определяет, с кем ему дружить;

    - выбирает направление для занятий в Центре;

    - готовит еду, если это необходимо;

    - убирает квартиру по собственной инициативе;

    - ходит в магазин за покупками;

    - помогает по дому и на даче;

    - приглашает друзей к себе домой;

    - определяет время возвращения домой после школьного вечера и дискотеки;

    - принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;

    - распоряжается денежными средствами, которые вы ему даёте;

    - объективно оценивает себя и свои поступки;

    - сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;

    - терпимо относится к младшим братьям и сёстрам;

    - помогает в воспитании младших.

    Работа с перечнем действий и с таблицей помогает родителям взглянуть на свою семью со стороны, увидеть результативность своей воспитательной системы. Многие, работая с таблицей, начинают осознавать, что в семье растет ребёнок, которому не дают возможности быть самостоятельным, предупреждают все его желания, действия и поступки, сдерживают проявление им какой бы то ни было самостоятельности.

    Выявление эмоциональной атмосферы в семье

    Ещё одна таблица, которую уместно заполнить родителям, – это показатель словесного проявления положительных эмоций в семье по отношению к ребёнку. Такая диагностика полезна при подготовке к тематической консультации. Она позволяет определить причину высокой тревожности воспитанников. Принято считать, что высокий уровень тревожности связан с проблемой адаптации. Однако дело не только в адаптации. Это связано ещё и с изменением положения ребёнка в семье. «Раньше ты был маленький, а теперь большой! Я не буду сюсюкать с тобой, как раньше!» - такие высказывания демонстрируют изменения эмоционального восприятия ребёнка в семье, которое выражается в жестах, мимике, взглядах и, конечно же, в словах.

    Таблица для родителей

    Слова и фразы, с помощью которых я

    Поддерживаю ребёнка

    Ругаю его

    Если в коллективе есть трудные дети, а значит, и проблемы с их воспитанием, то необходимо предложить и воспитанникам заполнить аналогичную таблицу, а затем провести сравнительный анализ таблиц родителей и детей.

    Таблица для детей

    Слова и фразы, которыми мои родители меня

    Поощряют

    Как часто

    Ругают

    Как часто


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческий отчет о работе за учебный год учреждения дополнительного образования детей

    В материале представлен творческий отчет о проделанной работе за учебный год коллективом центра детского творчества....

    Система работы с родителями в организации дополнительного образования детей.

    В данном материале систематизирована информация о формах работы с родителями в организации дополнительного образования детей, представлен примерный план работы на учебный год. Методическая разработка ...

    Программа "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования"

    Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МБОУ ДОД СЮТ является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации направления разработана Программа...

    Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

    Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

    Работа с родителями в учреждении дополнительного образования

    Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия д...

    Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.

    На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее....

    ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА» ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРТОКИ ОКСАНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

    Конкурс "Сердце отдаю детям" ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО   УСПЕХА» ПЕДАГОГА   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ...