Главные вкладки

    Программа "Работа с родителями в учреждении дополнительного образования"
    рабочая программа на тему

    Орехова Эльвира Александровна

     

    Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МБОУ ДОД СЮТ является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации направления разработана Программа работы с родителями воспитанников учреждения.

    Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.

    Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

    Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога  становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

    Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_syut_rabota_s_roditelyami.docx32.88 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных техников

    Принято

    на  Методическом совете учреждения

                     Протокол № ___  от   __________ г

                           

    Программа

    «Работа с родителями»

    Автор: Орехова Э.А.,

    методист МБОУ ДОД СЮТ

    г. Каменск-Шахтинский

    2014 год


    Пояснительная записка

    Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

    но прежде всего и дольше всего – люди.

    Из них на первом месте –

    родители и педагоги.

    А.С. Макаренко

    Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МБОУ ДОД СЮТ является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации направления разработана Программа работы с родителями воспитанников учреждения.

    Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.

    Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.

    Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.

    Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.

    Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

    Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога  становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

    Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.

    В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.

    Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических родительских собраний; психолого-педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей, изменению восприятия собственного ребёнка, его более глубокому пониманию); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (для этого проводятся открытые занятия для родителей, дни открытых дверей).

    Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.

    Основные направления деятельности:

    -диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;

    -приобщение родителей к педагогическому процессу;

    -педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;

    -практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации;

    -привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.

    Педагогический коллектив осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.

    Ожидаемые результаты

    Активные формы работы с родителями дадут  возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут  условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать  согласованному принятию совместных решений.

    Социально-педагогические результаты работы с родителями

    На уровне детей и родителей:

    - разрешение личностных проблем детей и родителей;

    -повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

    На уровне учреждения:

    - повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.

    Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Деятельность МБОУДОД СЮТ и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

    Методическое обеспечение

    Методы взаимодействия с родителями

    -методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;

    -методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;

    -методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;

    Формы взаимодействия с родителями

    Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.

    Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.

    Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности МБОУ ДОД СЮТ. Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение.

    Консультация для родителей – проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.

    Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.

    День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.

    Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.

    Выставка – форма представления творческих работ воспитанников МБОУ ДОД СЮТ. Может быть совместной с родителями, бабушками, дедушками. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.

    Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.

    Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к выставкам, соревнованиям.

    Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.


    План работы

    Направление

    Сроки исполнения

    Ответственные

    Психолого-педагогическая диагностика

    1

    Анкетирование родителей

    ежегодно

    «Изучение семей воспитанников, социального статуса семьи»

    сентябрь

    педагоги

    Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы)

    в начале учебного года

    сентябрь

    педагоги

    Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования, пожелания родителей)

    в конце учебного года

    Апрель

    педагоги

    2

    Анкетирование, тестирование, диагностика  детей

    Ежегодно

    Первичное (собеседование, тестирование)

    сентябрь

    педагоги

    Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам, пожелания)

    май

    педагоги

    Опросники по проведенным мероприятиям

    в течение учебного года

    методист

    Организационно-педагогическая деятельность

    1.

    Родительские собрания, встречи:

    “День открытых дверей” - презентация творческих объединений

    сентябрь

    Администрация педагоги

    Беседа «Как стать другом для своего ребенка»

    декабрь

    педагоги

    Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации)

    март

    педагоги

    Индивидуальное консультирование родителей

    в течение года

    педагоги

    Беседа «Безопасность детей на дороге»

    1 раз в квартал

    педагоги

    2.

    3.

    Мероприятия с родителями и детьми

    Круглый стол «Наши семейные традиции»

    в соответствие с планом работы п.д.о.

    педагоги

     Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека «Бабушкины посиделки»

    в соответствие с планом работы п.д.о.

    педагоги

    Оформление стенда в объединении «Семья, друзья и здоровье»

    в соответствие с планом работы п.д.о.

    педагоги

    Выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»

    в соответствие с планом работы п.д.о.

    педагоги

    Помощь родителей в подготовке к выставкам, соревнованиям, конкурсам, мероприятиям

    в течение года

    педагоги

    Оформление кабинета к Новому году

    декабрь

    педагоги

    «Женский день – 8 марта» – чтение стихов, поделки мамам, бабушкам

    март

    педагоги

    «День Защитника Отечества» - поздравление пап, дедушек

    февраль

    педагоги

    Открытое занятие. Мастер-класс «Терем весёлых затей».

    Творческий отчет перед родителями. Награждение родителей грамотами, благодарственными письмами

    май

    педагоги

    методисты

    Мероприятия с детьми

    «Счастливый день»- рисунки о самом запомнившемся семейном событии

    в соответствие с планом работы п.д.о.

    педагоги

    «Мама, мамочка, мамуля” - конкурс рисунков.

    в соответствие с планом работы п.д.о.

    педагоги

    «Мой любимый папа» - конкурс стихов

    в соответствие с планом работы п.д.о.

    педагоги

    «Событие в моей семье» - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедшем в семье.

    в соответствие с планом работы п.д.о.

    педагоги

    Итоговая выставка работ в каждом  объединении  «Покажи свой  талант»

    май

    педагоги, методист


    Литература

    1. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:
    2. учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
    3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
    4. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание опыта работы с родителями в учреждении дополнительного образования детей

    Работа с родителями: из опыта работы / Составитель: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Гузь Яна Вадимовна. – Златоуст, 2012. Рецензент: заместитель ...

    Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования. Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования

    Работа с родителями является одним из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог ...

    Статья "Формирование активной позиции родителей обучающихся с целью создания единого социокультурного пространства в учреждении дополнительного образования"

    Статья посвящена вопросам приобщения родителей обучающихся творческих объединений к культурно-досуговой деятельности, развитию их активной позиции  в социокультурном пространстве детско-юношеског...

    Работа с родителями в учреждении дополнительного образования

    Система дополнительного образования согласно закону об образовании в РФ, является составляющей всей системы образования, что определяет необходимость для педагогического коллектива создавать условия д...

    Эффективные формы работы с родителями в учреждениях дополнительного образования.

    На сегодняшний день существует множество форм работы с родителями. Особенно эффективные в учреждениях дополнительного образования, по мнению автора, рассмотрены подробнее....

    Удовлетворенность родителей образовательным процессом в учреждении дополнительного образования

    В данной статье раскрывается значимость продуктивного анкетирования родителей по вопросам удовлетворения их образовательным процессом в дополнительном образовании.Цель анкетирования- создание целостно...

    О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств"

    О результатах проведения анкетирования по изучению мнения родителей (законных представителей) учащихся Муниципального автономного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искус...